Австрийцы поставят оперу композитора Дмитрия Курляндского «Астероид 62»

 
Молодой российский композитор Дмитрий Курляндский, выпускник Московской консерватории и аспирантуры, стал финалистом престижного австрийского конкурса Иоганна Йозефа Фукса. Конкурс камерных опер проходит каждые три года в Граце, причем он имеет статус «закрытого» мероприятия – участники не могут сами отправить заявку на участие, претендентов должны рекомендовать члены оргкомитета. Одним из условий конкурса была международная известность композитора. С этим проблем не возникло - сочинения Курляндского достаточно известны в Европе. «Я отправил на конкурс либретто оперы «Астероид 62» (его автором, кстати, является Димитрис Яламас, известный московской публике по либретто к «Реквиему» и «Станции» Алексея Сюмака, «Deae ex Machine» Андреаса Мустукиса) и прошел во второй тур в числе шести других композиторов» - говорит Курляндский. - Ко второму туру надо было уже представить черновик одной сцены оперы. Видимо, жюри заинтересовало мое сочинение. Несколько дней назад мне позвонили из администрации конкурса и сообщили, что «Астероид» стал одним из финалистов конкурса, а они получают заказ на завершение оперы и постановку в 2013 году в Граце».

Об «Астероиде» ходили слухи еще перед фестивалем «Территория -2009». Один из организаторов форума – Теодор Курентзис, хотел показать столичной публике серию опер современных композиторов, но из трех запланированных увидела свет только одна. «Идея «Астероида» возникла давно. Я очень люблю стихи Димитриса Яламаса, они мне очень близки не только образно, но и по своему структурному строению» - рассказывает Курляндский. – «В какой-то момент я предложил Мите составить из уже существующих стихотворений либретто оперы. Действие разворачивается вокруг четырех персонажей (два мужчины и две женщины), по-разному переживающих расставание с любимыми».

О необычном названии оперы рассказывает автор либретто Димитрис Яламас: « Астероид 62» - это криптограмма. У каждого астероида есть порядковый номер и название, которое, как правило, заимствуется из древнегреческой мифологии. Так, например, Астероид номер 1 носит имя Церера, номер 2 - Паллада, 3 - Юнона и тд. Астероид 62 имеет название Эрато, а это муза любовной поэзии. Теперь вы понимаете - наша опера про настоящую, но несчастную любовь. Четыре героя оперы - своего рода четыре голоса поэта, четыре характера его собственного эго, психики, переживаний. Столкновение этих голосов порождает драматургию произведения и его неожиданный конец, который оставляет вопрос любви открытым в душе героя. В ней живет надежда, которая никогда не оправдывается, но и никогда не погибнет».

У оперы необычная структура. По словам Дмитрия Курляндского, авторам хотелось создать эффект произвольного переключения телевизионных каналов: «В первой сцене каждый из четырех персонажей поет свою независимую арию, но партии разбиты на куски и перемешаны, то есть получается, что исполнители перебивают друг друга. Во второй сцене идея «переключений» сохраняется и развивается, но все персонажи теперь делят общий текст - происходит их постепенное сближение. В заключительной сцене одно из действующих лиц обретает целостность - он (или она) поет финальную арию один. «Астероид» отличается от классического развития драматического действия тем, что у него четыре возможных финала - каждый герой обладает своей финальной арией. Таким образом, опера может исполняться каждый раз с новой концовкой».

Премьера оперы «Астероид 62» запланирована на 2013 год. Скорее всего, она станет одним из событий ежегодного фестиваля современной и экспериментальной музыки Musikprotokoll. Дальнейшая судьба оперы будет зависеть от желания организаторов и исполнителей. Сам Дмитрий Курляндский настроен оптимистично: «Как правило, подо все европейские постановки создаются сети копродукции, включающие различные фестивали и площадки, ведь одна постановка не выгодна никому - ни создателям, ни организаторам. А разовые мероприятия с высокими затратами в Европе вызывают недоверие - чаще всего это просто отмывка денег. Надеюсь, что и в Россию удастся привезти постановку!»

В дальнейших планах тандема Курляндского и Яламаса создание еще ряда опер – одна из них посвящена героине древнегреческого мифа Алкесте (чтобы отсрочить смерть любимого мужа, царя Адмета, она согласилась сойти вместо него в Аид). Кроме того, композитор и либреттист хотят создать тетралогию, первой частью которой станет опера «Носферату». За ней, по замыслу создателей, последует сочинение, посвященное великому любовнику – Джакомо Казанове. Также Димитрис Яламас рассказал «Театралу» о том, что в скором времени начнет набирать обороты другой проект, уже в паре с Алексеем Сюмаком. Опера будет посвящена личности Маяковского.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умер Владимир Этуш

    Скончался Владимир Абрамович Этуш. В пятницу, 8 марта, актеру стало плохо. Скорая госпитализировала его в реанимационное отделение  одной из столичных клиник. Он был без сознания. Смерть наступила несколько часов спустя. ...
  • Евгений Князев: «Он должен был жить всегда»

    Утром в субботу, 9 марта, на 97-м году жизни не стало президента Щукинского театрального училища, народного артиста СССР Владимира Этуша. Накануне вечером он был госпитализирован в реанимационное отделение одной из московских клиник, однако спасти его жизнь не удалось. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Он для всех нас учитель с большой буквы»

    В субботу, 9 марта, не стало легендарного актера и педагога Владимира Этуша. Его ученики и коллеги скорбят о нем. Валерий Ушаков, актер театра им. Вахтангова: – Владимир Абрамович Этуш –  для всех нас учитель с большой буквы! Он хранил традиции актерской школы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Поднятые Тургеневым проблемы существуют в каждой семье»

    В декабре прошлого года художественным руководителем Театра на Перовской была назначена Гульнара Галавинская. За три с небольшим месяца она не только составила подробный творческий план на ближайшие календарный год, но и успела поставить новый спектакль – «Отцы и дети» по роману Тургенева. ...
  • В Театре на Малой Бронной покажут «Квартиру Коломбины»

    В Театре на Малой Бронной 9 апреля состоится премьера спектакля «Квартира Коломбины» по пьесе Людмилы Петрушевской. Главную роль исполнит Вера Бабичева.  «Квартира Коломбины» - это путешествие одной героини, примеряющей на себя четыре разные судьбы, - говорится в аннотации к спектаклю. ...
  • Юрий Грымов решился на откровения

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов готовит встречу со зрителями, которая назначена на 7 апреля и пройдет в формате творческого вечера. Также в программе – демонстрация короткометражного фильма Юрия Грымова «Мужские откровения» (1996) по новелле Ренаты Литвиновой. ...
  • Выходит в свет апрельский «Театрал»

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - почему Александр Калягин борется за новую редакцию Закона о культуре;   - в чем писатель Денис Драгунский видит признаки театра абсурда;   - каким был Владимир Этуш;   - зачем Алексей Бородин вновь обратился к Тому Стоппарду;   - почему Валерию Фокину понадобилась биография Сталина;   - кого играет Дмитрий Бозин;   - как Александра Ширвиндта чествовали в Китае;   - ради кого джазмен Вадим Эйленкриг задумал новый фестиваль;   - в чем секреты успеха Александра Домогарова;   - что готовят в кулинарном театре: мастер-класс Юрия Макеева;   - кто заразил Аню Чиповскую театром;   - как шутят вахтанговцы: стихи Рубена Симонова;   - почему Музей Москвы не мыслит своего существования без театра: интервью с директором Алиной Сапрыкиной;   - в чем сегодня конфликт поколений: колонка искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - о чем мечтает руководитель Московского губернского театра: интервью с директором;   - кому поможет «Театрал»: благотворительный вечер в киноклубе «Эльдар»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - где развеять скуку в марте: репертуар и афиши театров. ...
Читайте также