Австрийцы поставят оперу композитора Дмитрия Курляндского «Астероид 62»

 
Молодой российский композитор Дмитрий Курляндский, выпускник Московской консерватории и аспирантуры, стал финалистом престижного австрийского конкурса Иоганна Йозефа Фукса. Конкурс камерных опер проходит каждые три года в Граце, причем он имеет статус «закрытого» мероприятия – участники не могут сами отправить заявку на участие, претендентов должны рекомендовать члены оргкомитета. Одним из условий конкурса была международная известность композитора. С этим проблем не возникло - сочинения Курляндского достаточно известны в Европе. «Я отправил на конкурс либретто оперы «Астероид 62» (его автором, кстати, является Димитрис Яламас, известный московской публике по либретто к «Реквиему» и «Станции» Алексея Сюмака, «Deae ex Machine» Андреаса Мустукиса) и прошел во второй тур в числе шести других композиторов» - говорит Курляндский. - Ко второму туру надо было уже представить черновик одной сцены оперы. Видимо, жюри заинтересовало мое сочинение. Несколько дней назад мне позвонили из администрации конкурса и сообщили, что «Астероид» стал одним из финалистов конкурса, а они получают заказ на завершение оперы и постановку в 2013 году в Граце».

Об «Астероиде» ходили слухи еще перед фестивалем «Территория -2009». Один из организаторов форума – Теодор Курентзис, хотел показать столичной публике серию опер современных композиторов, но из трех запланированных увидела свет только одна. «Идея «Астероида» возникла давно. Я очень люблю стихи Димитриса Яламаса, они мне очень близки не только образно, но и по своему структурному строению» - рассказывает Курляндский. – «В какой-то момент я предложил Мите составить из уже существующих стихотворений либретто оперы. Действие разворачивается вокруг четырех персонажей (два мужчины и две женщины), по-разному переживающих расставание с любимыми».

О необычном названии оперы рассказывает автор либретто Димитрис Яламас: « Астероид 62» - это криптограмма. У каждого астероида есть порядковый номер и название, которое, как правило, заимствуется из древнегреческой мифологии. Так, например, Астероид номер 1 носит имя Церера, номер 2 - Паллада, 3 - Юнона и тд. Астероид 62 имеет название Эрато, а это муза любовной поэзии. Теперь вы понимаете - наша опера про настоящую, но несчастную любовь. Четыре героя оперы - своего рода четыре голоса поэта, четыре характера его собственного эго, психики, переживаний. Столкновение этих голосов порождает драматургию произведения и его неожиданный конец, который оставляет вопрос любви открытым в душе героя. В ней живет надежда, которая никогда не оправдывается, но и никогда не погибнет».

У оперы необычная структура. По словам Дмитрия Курляндского, авторам хотелось создать эффект произвольного переключения телевизионных каналов: «В первой сцене каждый из четырех персонажей поет свою независимую арию, но партии разбиты на куски и перемешаны, то есть получается, что исполнители перебивают друг друга. Во второй сцене идея «переключений» сохраняется и развивается, но все персонажи теперь делят общий текст - происходит их постепенное сближение. В заключительной сцене одно из действующих лиц обретает целостность - он (или она) поет финальную арию один. «Астероид» отличается от классического развития драматического действия тем, что у него четыре возможных финала - каждый герой обладает своей финальной арией. Таким образом, опера может исполняться каждый раз с новой концовкой».

Премьера оперы «Астероид 62» запланирована на 2013 год. Скорее всего, она станет одним из событий ежегодного фестиваля современной и экспериментальной музыки Musikprotokoll. Дальнейшая судьба оперы будет зависеть от желания организаторов и исполнителей. Сам Дмитрий Курляндский настроен оптимистично: «Как правило, подо все европейские постановки создаются сети копродукции, включающие различные фестивали и площадки, ведь одна постановка не выгодна никому - ни создателям, ни организаторам. А разовые мероприятия с высокими затратами в Европе вызывают недоверие - чаще всего это просто отмывка денег. Надеюсь, что и в Россию удастся привезти постановку!»

В дальнейших планах тандема Курляндского и Яламаса создание еще ряда опер – одна из них посвящена героине древнегреческого мифа Алкесте (чтобы отсрочить смерть любимого мужа, царя Адмета, она согласилась сойти вместо него в Аид). Кроме того, композитор и либреттист хотят создать тетралогию, первой частью которой станет опера «Носферату». За ней, по замыслу создателей, последует сочинение, посвященное великому любовнику – Джакомо Казанове. Также Димитрис Яламас рассказал «Театралу» о том, что в скором времени начнет набирать обороты другой проект, уже в паре с Алексеем Сюмаком. Опера будет посвящена личности Маяковского.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • «Мы все сегодня осиротели»

    Актриса и режиссер, народная артистка России Алла Покровская скончалась во вторник, 25 июня, на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «Сегодня, 25 июня, ушла из жизни народная артистка России Алла Борисовна Покровская - выпускница Школы-студии МХАТ (легендарный «звездный» курс 1959 г. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • «За мной, читатель!»

    Нынешним июнем, в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах открылся новый театр. Толпы людей стояли в наушниках и с гаджетами в руках, а затем тронулись вдоль пруда и скрылись за поворотом. Вернуться на Патриаршие им предстояло через пару часов, проведенных в плутаниях по переулкам, подворотням и тайным скверикам. ...
  • Июльский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах летнего номера (см. подписка) вы прочтете: - как проходил в Берлине международный фестиваль журнала «Театрал»  «Мир русского театра»; - о чем мечтает Юлия Хлынина; - почему так опасна мода на сталинизм: мнение председателя Совета по правам человека при Президенте РФ Михаила Федотова; - каким был театральный сезон: «Театрал» и критики подводят итоги; - что вы знаете о настоящей дружбе: в РАМТе вышла премьера спектакля «Манюня»; - почему режиссер Семён Спивак стал «заложником» Чехова; - как Александр Ширвиндт спасает юмором: заметки о юбиляре; - где поужинать истинному театралу: театральные кафе столицы; - почему Римас Туминас не смотрит своих спектаклей; - какие секреты таит закулисье театра «Практика»; - о чем нельзя забывать в театре: заметки про этикет; - что такое квипрокво: ответ в рубрике «Театральный словарь»; - почему традиция и авангард неразделимы: колонка Дмитрия Трубочкина; - чем вдохновляла Евгения Евтушенко поэтесса Новелла Матвеева; - как в Китае принимали «Евгения Онегина» Театра им. ...
  • На Чеховском фестивале представили «Медведя»

    В Центре драматургии и режиссуры накануне вечером представили премьерную постановку «Медведь» по одноименной пьесе Чехова. Это совместный проект ЦДР и Международного театрального фестиваля им. Чехова. Корреспондент «Театрала» побывал на новом спектакле и пообщался с режиссером-постановщиком Владимиром Панковым и исполнительницей главной женской роли Еленой Яковлевой. ...
  • «Положи меня, как печать на сердце твоё…»

    Мадам Роза и Момо – неожиданно интенсивный, пронзительный и глубокий дуэт Светланы Крючковой и  Ивана Федорука в новом спектакле Романа Мархолиа «Жизнь впереди» по роману Эмиля Ажара в БДТ им. Товстоногова.   Созданы объемные, мифологически-бытийные образы: мать мира – дитя, посланное в мир. ...
Читайте также