Австрийцы поставят оперу композитора Дмитрия Курляндского «Астероид 62»

 
Молодой российский композитор Дмитрий Курляндский, выпускник Московской консерватории и аспирантуры, стал финалистом престижного австрийского конкурса Иоганна Йозефа Фукса. Конкурс камерных опер проходит каждые три года в Граце, причем он имеет статус «закрытого» мероприятия – участники не могут сами отправить заявку на участие, претендентов должны рекомендовать члены оргкомитета. Одним из условий конкурса была международная известность композитора. С этим проблем не возникло - сочинения Курляндского достаточно известны в Европе. «Я отправил на конкурс либретто оперы «Астероид 62» (его автором, кстати, является Димитрис Яламас, известный московской публике по либретто к «Реквиему» и «Станции» Алексея Сюмака, «Deae ex Machine» Андреаса Мустукиса) и прошел во второй тур в числе шести других композиторов» - говорит Курляндский. - Ко второму туру надо было уже представить черновик одной сцены оперы. Видимо, жюри заинтересовало мое сочинение. Несколько дней назад мне позвонили из администрации конкурса и сообщили, что «Астероид» стал одним из финалистов конкурса, а они получают заказ на завершение оперы и постановку в 2013 году в Граце».

Об «Астероиде» ходили слухи еще перед фестивалем «Территория -2009». Один из организаторов форума – Теодор Курентзис, хотел показать столичной публике серию опер современных композиторов, но из трех запланированных увидела свет только одна. «Идея «Астероида» возникла давно. Я очень люблю стихи Димитриса Яламаса, они мне очень близки не только образно, но и по своему структурному строению» - рассказывает Курляндский. – «В какой-то момент я предложил Мите составить из уже существующих стихотворений либретто оперы. Действие разворачивается вокруг четырех персонажей (два мужчины и две женщины), по-разному переживающих расставание с любимыми».

О необычном названии оперы рассказывает автор либретто Димитрис Яламас: « Астероид 62» - это криптограмма. У каждого астероида есть порядковый номер и название, которое, как правило, заимствуется из древнегреческой мифологии. Так, например, Астероид номер 1 носит имя Церера, номер 2 - Паллада, 3 - Юнона и тд. Астероид 62 имеет название Эрато, а это муза любовной поэзии. Теперь вы понимаете - наша опера про настоящую, но несчастную любовь. Четыре героя оперы - своего рода четыре голоса поэта, четыре характера его собственного эго, психики, переживаний. Столкновение этих голосов порождает драматургию произведения и его неожиданный конец, который оставляет вопрос любви открытым в душе героя. В ней живет надежда, которая никогда не оправдывается, но и никогда не погибнет».

У оперы необычная структура. По словам Дмитрия Курляндского, авторам хотелось создать эффект произвольного переключения телевизионных каналов: «В первой сцене каждый из четырех персонажей поет свою независимую арию, но партии разбиты на куски и перемешаны, то есть получается, что исполнители перебивают друг друга. Во второй сцене идея «переключений» сохраняется и развивается, но все персонажи теперь делят общий текст - происходит их постепенное сближение. В заключительной сцене одно из действующих лиц обретает целостность - он (или она) поет финальную арию один. «Астероид» отличается от классического развития драматического действия тем, что у него четыре возможных финала - каждый герой обладает своей финальной арией. Таким образом, опера может исполняться каждый раз с новой концовкой».

Премьера оперы «Астероид 62» запланирована на 2013 год. Скорее всего, она станет одним из событий ежегодного фестиваля современной и экспериментальной музыки Musikprotokoll. Дальнейшая судьба оперы будет зависеть от желания организаторов и исполнителей. Сам Дмитрий Курляндский настроен оптимистично: «Как правило, подо все европейские постановки создаются сети копродукции, включающие различные фестивали и площадки, ведь одна постановка не выгодна никому - ни создателям, ни организаторам. А разовые мероприятия с высокими затратами в Европе вызывают недоверие - чаще всего это просто отмывка денег. Надеюсь, что и в Россию удастся привезти постановку!»

В дальнейших планах тандема Курляндского и Яламаса создание еще ряда опер – одна из них посвящена героине древнегреческого мифа Алкесте (чтобы отсрочить смерть любимого мужа, царя Адмета, она согласилась сойти вместо него в Аид). Кроме того, композитор и либреттист хотят создать тетралогию, первой частью которой станет опера «Носферату». За ней, по замыслу создателей, последует сочинение, посвященное великому любовнику – Джакомо Казанове. Также Димитрис Яламас рассказал «Театралу» о том, что в скором времени начнет набирать обороты другой проект, уже в паре с Алексеем Сюмаком. Опера будет посвящена личности Маяковского.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также