Юрий Любимов: "Контрактную систему придется ввести"

 
В столице прошла встреча Юрия Любимова с будущими режиссерами и актерами. Переполненная студенческая аудитория приветствовала мастера стоя. В конце сентябре этого года прославленному режиссеру исполнится 95 лет. На его счету более 120 театральных постановок по всему миру, встречи с самыми знаковыми людьми 20 века.

После скандального ухода из Театра на Таганке Любимов продолжает активно участвовать в театральной жизни Москвы. Так, режиссер приступил к репетициям над спектаклем по роману Достоевского «Бесы» в Театре имени Вахтангова, где в свое время начинался творческий путь мастера. «С тех пор труппа вахтанговского театра очень изменилась, – говорит Любимов. – Например, я их начал дразнить: говорю, что играл со Щукиным, а они оказывается, и Щукина не знают. А если серьезно, то сейчас знакомлюсь с составом. За столом долго сидеть не люблю, поэтому уже приступили к репетициям. А тут выясняется, что вместо того, чтобы говорить громко и ясно, они начинают бурчать. Я им говорю: «Господа артисты, так дело не пойдет, мять текст Достоевского нельзя». К тому же форма, которую я избрал, требует отточенности. Музыкальную основу спектакля составят произведения Стравинского и Мартынова. Кстати, Мартынов обещает в «Бесах» даже сесть за рояль».

Встречу Юрий Любимов начал с рассказа о своем первом спектакле «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Брехта. С этого легендарного спектакля и началась история театра Юрия Любимова. «Добрый человек…», поставленный в стенах Щукинского училища со студентами третьего курса, стал манифестом нового направления, новой театральной эстетики. Это был один из исключительных случаев, когда на студенческий спектакль ломилась вся театральная Москва. Однако не все так было гладко и благополучно. «Перед выступлением в Доме ученых ко мне подошли артисты и заявили, что если вы всех нас не возьмете к себе в театр – мы играть не будем. А у меня тогда еще и театра не было. На что я им ответил: «Можете не играть, но тогда вам никакие дипломы об окончании училища подписаны не будут». Также я и ушел. Удивительно, что сценарий с точностью повторился в конце моей деятельности в этом театре. На открытой репетиции в Праге артисты публично попросили гонорар в 600 долларов – это же унижение собственного достоинства. В чужой стране так себя вести и продать учителя. Это был конец моей деятельности в театре. Я был поражен реакцией начальства, которому все равно. Вот что для меня очень мрачно».

В течение вечера режиссер много шутил, а студенческая аудитория шумно реагировала. Юрий Любимов рассказал о том, как ему удавалось преодолевать препоны, создаваемые советской властью. Так, чтобы не принимать участие в подготовке праздничного концерта, посвященного 100-летию со дня рождения Владимира Ленина в 1970 году, Любимов придумал номер, где медведи должны были играть в хоккей, а в самом начале концерта запланировал выход мальчугана, который, снимая кепку, браво говорил: Добрый вечер, дяди! – до тех пор, пока в зале в ответ кто-нибудь не промычит. И все это под оперу Вагнера «Гибель Богов». В результате министр культуры Фурцева сказала: «Ну, куда вы все рветесь. Мы вас заметили. Теперь делайте то, что мы вам скажем, и хорошо проживете». Тогда на помощь были приглашены бывалые люди: режиссер Туманов и художник Рындин. Но Любимов и в этом случае не растерялся, он сказал: «Как же я могу вместе с ними работать, я ведь даже подсказать ничего не смогу – они больше меня понимают». После этого режиссер был освобожден от постановки. Однако не все так складывалось успешно с советской властью. После смерти одного из самых ярких актеров Таганки Владимира Высоцкого обстановка вокруг театра обострилась, и вскоре режиссер был изгнан из страны. «Наш несчастный народ столько «мордовали», что он стал крайне агрессивен и не воспитан. Конечно, это относится не ко всем. Но я говорю об общем настрое. Мы все время чувствуем себя обиженными, нам часто кажется, что чего-то не додают. Но чтобы вам, молодым, хорошо прожить, надо начать по-другому строить себя. Следует четко понимать, что, не смотря на все это, я хочу сделать вот тот-то, а иначе в искусстве трудно чего-то добиться, – напутствовал в жизнь и в профессию Юрий Петрович Любимов.

Также несколько раз за вечер мэтр пожелал молодому поколению расширять свой кругозор, потому что без основы культуры, без знания литературы, живописи, музыки сказать что-то новое в искусстве невозможно. В свою очередь из зала незамедлительно последовал вопрос: «Про что сейчас можно сказать в театре?» Ненадолго мэтр задумался и поделился наблюдением: «Я две недели пробыл в святом городе Иерусалиме. И по возвращении мода в стране оказывается – переменилась. Меня поразило, что изменился силуэт людей на улице. Возникло целое понятие «Болотная площадь». Теперь это место задает определенный тон и меняет положение. Эта мода заставит умного режиссера понять, если он, конечно, не хочет быть отсталым и замшелым типом, что появились другие критерии, другая возможность и другая интеллектуальность». В связи с вышесказанным студенты поинтересовались у мастера его отношением к политической ситуации в стране и к митингующим. (Напомним, что мнение Юрия Любимова по этому поводу Театрал публиковал ранее)

В завершении вечера мастер пожелал режиссерам: «Взять свой путь. Четко понимать, что хотите сказать залу. А актерам – слушать режиссеров, а если он вам не нравится, то надо уйти. Хороший режиссер бережет талантливых актеров. А вообще без дисциплины ничего нельзя сделать. Режиссер должен походить на умелого дрессировщика: нельзя доводить зверя, чтобы он вам голову оторвал. К каждому актеру нужен индивидуальный подход. Но все-таки мне было очень печально, когда я понял, что за границей мне работать было легче. И все из-за той самой дисциплины. Все равно придется ввести контрактную систему, если они не хотят загубить все театральное искусство. Если они будут продолжать эту театральную политику, то они убьют все театры».

  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Минкульт ответил Александру Сокурову

    Министерство культуры заявило, что некоммерческий фонд поддержки кинематографа «Пример интонации» Александра Сокурова в 2017-2019 годах не принимал участия в питчингах, а до этого получал финансовую поддержку министерства. ...
  • Сокуров закрывает свой фонд поддержки молодых режиссеров

    Режиссер Александр Сокуров вынужден закрыть некоммерческий фонд «Пример интонации» для поддержки режиссеров-дебютантов из-за финансовых трудностей и недопонимания с Министерством культуры.   «Фонд закрываем, потому что недостаточно средств», – сказал Сокуров журналистам в понедельник, 15 июля, его цитирует РИА Новости. ...
  • «Театры всё больше увлекаются новыми формами»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику, эксперту целого ряда театральных фестивалей, которых проводятся в регионах, Татьяне ТИХОНОВЕЦ. ...
  • «Мне кажется, это прорыв…»

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику, доценту Высшей школы сценических искусств Павлу РУДНЕВУ (мнения других экспертов читайте в ближайшие дни). ...
Читайте также