Театр марионеток

Виктор Сухоруков сыграл злодея, в чьих руках судьбы людей

 
Режиссер Павел Сафонов, поставивший мольеровского «Тартюфа» в Театре на Малой Бронной, не только пригласил на заглавную роль Виктора Сухорукова, но и собрал для спектакля интересную актерскую команду из разных театров, превратив героев комедии в подобие марионеток, которыми ловко манипулирует Тартюф.
Мольеровская история о том, как лицемерный святоша сначала обманом втерся в дом Оргона, пытался соблазнить его жену, чуть не женился на дочери хозяина и выгнал из дому его сына, а потом чуть было не лишил Оргона имущества, в спектакле до неузнаваемости изменилась. Случилось это оттого, что Сухоруков играет вовсе не притворщика и не ханжу. Его Тартюф – битый жизнью человек, привыкший приспосабливаться к любой ситуации. Как ящерица-хамелеон, меняющий раскраску в зависимости от окружающей среды, герой Сухорукова в любых обстоятельствах с блеском играет ту роль, которая ему сейчас досталась.

В начале спектакля Тартюф похож на юродивого. Существо без возраста и без пола носит серое бесформенное тряпье, ходит бочком и склонив голову, передвигается по дому так осторожно, будто каждую минуту ждет подвоха. Тартюф истово бьет поклоны и с наслаждением кается во всех мыслимых и немыслимых грехах. Преданно смотрит в глаза другу – Оргону (Александр Самойленко) и как преданный пес кладет голову ему на колени. К жене Оргона Эльмире (Ольга Ломоносова) относится с благоговением: для Тартюфа счастье потрогать край ее платья или дотронуться до кончика туфельки. В общем, не произнеси герой Сухорукова мимоходом: «Но все же я мужчина», – можно было бы подумать, что он способен только на платоническое, бестелесное обожание.

Но едва Тартюфу улыбается удача (Оргон передал ему права на имущество) и перед нами совсем другой человек. Герой осанист, исполнен собственного достоинства и гордо выступает, демонстрируя дорогой костюм с внушительным гульфиком на штанах. В Тартюфе даже появляется что-то инфернальное, смотреть на него смешно и жутковато. Особенно когда он, будто злодей из фильма ужасов, пьет вино, демонстративно облизывая капли с бокала.

К Эльмире он по-прежнему неравнодушен, но ведет себя с ней гораздо бойчее. Поэтому сцена ее соблазнения превратилась в отдельный «танцевальный спектакль в спектакле». А Тартюф Сухорукова, мгновенно превратившись в знойного мачо, картинно раздевается, щеголяя в ярком исподнем корсете, длинных трусах и ярко-желтых носках. Чем и срывает зрительские аплодисменты. И пусть трепещет кокетка Эльмира, путается в своих чувствах недалекий Оргон, возмущается грубоватая служанка-оторва Дорина (Агриппина Стеклова), Тартюф все равно переиграет всех.

Но главный фокус режиссер приберег под занавес, переписав мольеровский финал. В оригинале Тартюфа с позором разоблачают и уводят в тюрьму. В спектакле все иначе. Героя сначала арестовывают, а чуть позже, нарядившись в желтую блестящую мантию, он провозгласит хозяевам справедливую волю короля. Видимо, Тартюф уже успел проникнуть во дворец и втерся в доверие к монарху.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Добро пожаловать к палачам

    Первым спектаклем Кирилла Серебренникова в «Гоголь-центре», сделанным после почти двухлетнего домашнего ареста режиссера, стал «Палачи» по пьесе Мартина МакДонаха. Логичный выбор материала предлагает зрителю поразмыслить на непопулярную, но важную тему. ...
  • Через тернии в никуда

    Московский ТЮЗ в последние годы стал настоящим оплотом американской драматургии. «Трамвай Желание» Теннесси Уильямса, поставленный Генриеттой Яновской лет 15 назад, к сожалению, не сохранился в афише. Зато в камерном пространстве фойе идут два спектакля Камы Гинкса по Эдварду Олби: «Кто боится Вирджинии Вульф» и «Все кончено» – с мощными актерскими работами Игоря Гордина и Ольги Демидовой. ...
  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
Читайте также