Премия любви

Инна Чурикова, Юлия Пересильд, Евгений Миронов, Сергей Безруков и другие звезды сцены стали лауреатами «Звезды Театрала»-2011

 
В Центральном доме актера журнал «Театрал» и газета «Новые Известия» подвели итоги минувшего сезона, наградив тех артистов и режиссеров, чьи работы, по мнению зрителей, стали наиболее заметными. В течение трех месяцев на сайте изданий можно было проголосовать за полюбившиеся премьерные спектакли и их создателей. В итоге волеизъявлением пяти тысяч проголосовавших определились лауреаты «Звезды Театрала»-2011.
В годы общего кризиса института экспертов все большее значение приобретают премии, где экспертами и судьями выступают не профессиональные критики, а зрители – иными словами, те, ради кого артисты выходят на сцену. И если эксперты часто воспринимаются как некие рекламные головы, рекомендующие тот, а не иной продукт, то в случае со зрительским выбором картина другая. Здесь путем голосования каждый желающий может выразить свой вкус и привязанность к спектаклю, к творчеству того или иного деятеля сцены. Премия «Звезда Театрала» – единственная в Москве, где сама публика предлагает номинантов, затем из поступивших заявок формируется шорт-лист и выставляется для голосования на сайте.

Премия «Звезда Театрала», по сути, является способом выражения зрительской любви. И, к счастью, эта любовь оказалась взаимной. На праздничном вечере в Доме актера звучало столько благодарных слов, что можно написать поэму об отношениях деятелей сцены со зрителями. Например, режиссер Театра Вахтангова Владимир Иванов сказал: «Театр может обойтись без режиссера, без драматурга, без артиста. Наверняка он может обойтись без театрального критика и без художника. Но единственный, без кого невозможно представить театр, – это зритель». Об этом же говорила и Инна Чурикова: «Зритель необходим, потому что он действующее лицо в этой истории, – сказала актриса. – Он понимает или не понимает. Он чувствует или не чувствует. Ему скучно или ему очень интересно. И если он поддерживает тебя, то есть возможность для полета».

Гости съезжались в Дом актера не торопясь. По фойе гуляли, приветствуя знакомых, Инна Чурикова, Глеб Панфилов, Юлия Пересильд, Алексей Девотченко, Андрей Максимов, Сергей Юшкевич, Владислав Флярковский, Виктор Рыжаков, Арина Шарапова, Игорь Яцко и многие другие. Марка Розовского, например, привлекла выставка, которую организовал фотокорреспондент «Новых Известий» Анатолий Морковкин: в фойе была развешана хроника минувших церемоний – главным образом фотографии лауреатов «Звезды Театрала» (нынешняя премия четвертая по счету). А телеведущего Владислава Флярковского заинтересовала выставка исторических кукол, организованная давним партнером «Новых Известий» – музеем кукол «Галерея Анастасии Чижовой».

С самого начала церемонии ведущие Антон Кукушкин и Марианна Лемешко задали стремительный темп и «телевизионный формат»: «Помните, только сегодня в прямом эфире работает канал «Театрал-24», и на нас смотрят миллионы соотечественников», – сказали они, играя в импровизированную телестудию. Однако телеведущая Арина Шарапова, которая вскоре вышла на сцену, чтобы вручить награду за лучшую мужскую роль, обратилась сперва к ведущим: «Вы создали такой накал, что если через полчаса все будет продолжаться в том же духе, вас увезут на скорой». К счастью, опасения не сбылись, а торжественная церемония до конца проходила динамично, ярко и по-праздничному театрально.

Первым был награжден актерский ансамбль спектакля «Враги: история любви», поставленный Евгением Арье в театре «Современник». Вышедший за статуэткой актер Сергей Юшкевич признался, что рад за себя, за коллег, за любимый театр, но больше всего радуется за режиссера, который 25 лет не работал на родине.

Следующим лауреатом «Звезды Театрала» стал Владимир Иванов, поставивший в минувшем сезоне в Театре Вахтангова спектакль «Люди как люди» по Горькому (номинация «За лучшую режиссуру»). Получив из рук телеведущего Владислава Флярковского фарфоровую статуэтку (выполненную на старинной чешской мануфактуре Rudolf Kampf по эскизам известного итальянского дизайнера Фабрицио Сманиа) и золотой значок, Владимир Иванов поблагодарил свой Вахтанговский театр, свою команду единомышленников и обратился к зрителям: «Всем спасибо, кто голосовал. Я не устаю повторять бесконечное количество раз: я счастлив».

Получив награду от телеведущей Арины Шараповой, Сергей Юшкевич сказал, что рад за свой «Современник» и особенно за режиссера Арье.

Не смог приехать на церемонию Евгений Миронов, ставший победителем в номинации «Лучшая мужская роль» (зрители оценили его за главную роль в спектакле «Калигула» Театра наций). В момент церемонии артист находился на гастролях в Милане, но обратился к зрительному залу с экрана: «Дорогие друзья, к сожалению, я сегодня не с вами, но тем не менее я очень признателен и благодарен за высокую оценку моей работы. Спектакль «Калигула» замечательного режиссера Някрошюса – это определенный этап в моей жизни. Поэтому огромная благодарность зрителям, которые заметили нашу постановку. И отдельное «спасибо» моим партнерам». Получать статуэтку за Миронова вышла очаровательная Юлия Пересильд: «Евгений Витальевич передавал всем большое спасибо за такое внимательное отношение к Театру наций, потому что спектакль непростой. В эти минуты он играет в Италии «Рассказы Шукшина», а 29-го числа у Миронова был день рождения, и я думаю, что «Звезда Театрала» для него достойная награда».

Кульминацией вечера стал выход на сцену королевы театра – Инны Чуриковой (приз «За лучшую женскую роль»). В минувшем сезоне актриса сыграла Алиенору Аквитанскую в постановке Глеба Памфилова «Аквитанская львица». Чурикову зал приветствовал стоя.

«Дорогие друзья, спасибо вам за такое теплое отношение, – сказала актриса. – Дорогой журнал «Театрал», спасибо за этот праздник и за то, что вы проявляете уважение и интерес к зрителю, поскольку театр и наши спектакли – это путь к зрителю. Мы выходим на сцену для того, чтобы это волновало, чтобы вы любили театр, чтобы приходили на спектакли. Я благодарна моему театру «Ленком» и Марку Анатольевичу Захарову за то, что к нам в театр пришла эта замечательная пьеса «Аквитанская львица» («Лев зимой»), и за то, что Глеб Анатольевич Памфилов взялся за постановку. Несколько минут назад с экрана Женя Миронов говорил, что Калигула для него – этапная роль. И для меня Алиенора – тоже этапная работа. Совершенно неизведанный характер, в котором перемешалось столько всего, что я не устаю восхищаться этой женщиной. Она стремится быть прекрасной, как королева, но в то же время обладает сложнейшим характером, как у воина или стратега. Она влюбчивая, страстная и невероятно противоречивая. Сложная и прекрасная женщина, которая жила много лет назад, но оставила мощный след. И я люблю всех своих партнеров, и этот спектакль, собирающий полные залы. Приношу признательность зрителю вот за этот подарок, за добрые слова. И хочется дальше жить и работать. Дай бог, чтобы так у нас было всегда».

В промежутке между награждениями лауреатов поздравляли музыкальными номерами их коллеги. Зажигательную «Финскую полечку» исполнили актеры «Театра на Юго-Западе», Нина Шацкая – романс на стихи Ахматовой, а артисты «Геликон-оперы» спели (!) «Танец маленьких лебедей», заглядывая друг другу в декольте, тараща глаза и отталкивая партнеров. Ближе к концу церемонии на сцене снова появилась Юлия Пересильд. В этот раз она уже предстала как лауреат в номинации «Роль второго плана» – за роль Дотти Смит в спектакле «Киллер Джо» (статуэтку актрисе вручал космонавт Олег Скрипочка). «Я поняла, почему космонавт пришел меня поздравить, – сказала Юлия. – Потому что эта роль во многом экспериментальная. Да и сам спектакль «Киллер Джо» в постановке Явора Гырдева – довольно трудная вещь для российской сцены. Это американская драматургия, новый жанр. Спектакль неоднозначный. Спектакль непростой. Спектакль, который вызвал очень бурную полемику. И потому еще приятней, что зрители все же отдали наибольшее количество голосов нашей работе».

«Лучшим музыкальным спектаклем сезона» зрители назвали «Русалочку» – постановку немецкого хореографа Джона Ноймайера (Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко). Награду в этой номинации вручала телеведущая канала ТВЦ Алена Горенко: «Сейчас в обществе очень много споров о том, нужны ли нам легионеры. Нужны ли легионеры, например, для спортивного клуба, чтобы команда побеждала? Нужны ли иностранные режиссеры, чтобы спектакль зазвучал? Но мне кажется, что если наша команда, в которой есть иностранные легионеры, побеждает, – то мы испытываем гордость за свою страну. То же самое можно сказать и о театре. Если зритель со спектакля Ноймайера выходит с чувством радости и восторга, он испытывает эйфорию от того, что увидел, – то да, наверное, легионеры нужны. Я от души поздравляю девочек, которые в этом спектакле танцуют сольные партии. Им огромное спасибо, потому что они фантастически сделали свою работу».

Почти в полном составе вышли на сцену студенты Школы-студии МХАТ – участники спектакля «Феи» по пьесе Ронана Шено, поставленного на сцене МХТ имени Чехова французским режиссером Давидом Бобе. Спектакль получил награду в номинации «Лучший эксперимент сезона». А «Лучшим антрепризным спектаклем» стала постановка «Страсти по Емельяну» в Театре Сергея Безрукова. Однако сам Безруков оказался на гастролях, поэтому, как и Евгений Миронов, прислал видеообращение: «Большое спасибо зрителям за то, что отметили мой спектакль. И я рад, что спектакль пользуется огромным успехом – каждый раз у нас аншлаг. Жаль, что я не могу быть на церемонии вручении, но я передаю слова благодарности не только зрителям, но и журналу «Театрал».

Главная номинация премии – «Легенда сцены» – единственная, которая не выбирается путем голосования, а победителей определяют учредители мероприятия – журнал «Театрал» и газета «Новые Известия». В минувшие годы ее лауреатами становились Элина Быстрицкая, Вера Васильева, Владимир Этуш, Олег Басилашвили, Владимир Зельдин и Юрий Любимов. В этом году награда досталась Сергею Юрскому и Галине Волчек. Однако принять участия в церемонии они не смогли, поскольку в тот вечер были плотно заняты в театре.

Предполагалось, что награды им вручат глава «Новых Известий» Валерий Яков и писатель и телеведущий Андрей Максимов. «Расскажу короткую историю про Юрского, поскольку мне кажется, что сегодня это особенно важно, – сказал Андрей Маркович со сцены. – Во времена, которые теперь называются застоем, мы довольно плотно дружили, и я присутствовал тогда едва ли не на всех репетициях Юрского. Сергей Юрьевич делал спектакль, посвященный памяти войны: замечательный, как сейчас бы сказали, микст из прозы и стихов о войне. В спектакле участвовало много блестящих артистов. И вот однажды приходит человек и читает дневники узников Бухенвальда или Освенцима – подлинный документ. Читает очень долго. И тут все понимают, что именно этот фрагмент войдет в спектакль, поскольку в нем отразились самые страшные, подлинные моменты. И когда он кончил читать, Сергей Юрский минут 40 объяснял, почему правда жизни и правда искусства – это разные вещи. И почему этот замечательный документ не может быть рядом со стихами и прозой. Мне кажется, для современного театра очень важно, что награду получает Юрский, потому что Юрский всю жизнь, в том числе и в наше время, занимается в театре подлинным искусством».

Александр Филиппенко прочитал в честь Сергея Юрского стихотворение Солоухина «Дирижер. Рапсодия Листа» и заверил собравшихся: «В эти минуты Сергей Юрьевич еще играет спектакль в Театре Моссовета. Перед началом я заглянул к нему в гримерку, и мы договорились, что, если он не успеет приехать в Дом актера, награду за него получу я. Поэтому, если позволите, я ее передам с огромным удовольствием. Мне присниться не могло, что однажды я выступлю в столь почетной для меня роли». Через двадцать минут в Театре Моссовета действительно завершился спектакль и легендарному артисту под аплодисменты зрителей была вручена «Звезда Театрала».

Помимо статуэтки от «Театрала» лауреаты получали подарки от партнеров церемонии. Григорий Померанцев, старший вице-президент авиакомпании airBaltic, преподнес Владимиру Иванову и Инне Чуриковой сертификаты своей авиакомпании (таким образом лауреаты смогут в удобное для них время полететь с семьей в любую точку мира). Также Инна Михайловна получила подарки от чешской фарфоровой мануфактуры Rudolf Kampf, которые преподнес директор по маркетингу ART MARKET GROUP Артур Акопян. А Валентина Минкова – представительница знаменитого бренда армянского коньяка «Арарат» – преподнесла Сергею Юрскому и Инне Чуриковой легендарный напиток.

«Главное – это отношение публики»

Инна ЧУРИКОВА: – У зрителя есть такое право – быть правым. Ему или нравится, или не нравится. Его или волнует, или не волнует. И слава богу, что у зрителя есть хотя бы это право. Мне, конечно, интересно мнение и профессионального сообщества, но когда зритель реагирует на глубокое, интересное, содержательное – это меня всегда впечатляет. Меня это поддерживает, поскольку наше дело должно быть не только развлекательным, но и серьезным. На мой взгляд, спектакль «Аквитанская львица» – очень мощный. Слава богу, что Глеб Анатольевич Панфилов этот спектакль поставил, а я получила возможность существовать в такой интересной, сложной истории жизни Алиеноры Аквитанской. Для меня это огромная радость в жизни. И я знаю, что у зрителей на него очень тонкая, глубокая реакция. Несмотря на то, что спектакль этот очень сложный, зритель нас очень поддерживает.

Глеб ПАНФИЛОВ: – Спектакль, конечно, мы делали для зрителя, а не для критиков. Критики – это цех, мнение его интересно, но это не главное. Все-таки главное – это отношение публики. Особенно в нынешней ситуации, когда зритель голосует не только отзывами, но и рублем. И это очень жесткие условия. Особенно это чувствуется в кино. Все-таки театр зритель наполняет и любит, а вот в нашем отечественном кино дела обстоят гораздо хуже.

Алексей ДЕВОТЧЕНКО: – Я не думаю, что зритель всегда прав. Потому что прав всегда режиссер-постановщик, ну и критика, естественно. Когда она вменяемая и адекватная. Вообще ко всем премиям я отношусь с большой долей иронии. Поскольку вещи соревновательного характера не могут вызывать другие чувства. Я считаю, что искусству вообще соревнование противопоказано. Вот премия «Золотая Маска», на мой взгляд, совершенно вредная премия – по своей структуре и организации. Это якобы конкурс, хотя заведомо все уже решено.

Владимир ИВАНОВ: - Театр может существовать без режиссера, драматурга, критика, но без зрителя он существовать не может. Театр создан и существует для зрителя. Хороший зритель или плохой – не тот вопрос. Зритель главный, и театр – для него.

Владислав ФЛЯРКОВСКИЙ: – Журнал «Театрал» я знаю давно, мне издание нравится. Хотя время мчится вперед, и думаю, пора увеличивать объем или периодичность выхода, поскольку современный театр настолько многогранен, что о нем, сколько ни пиши, все равно будет мало. Но как бы то ни было, журнал сделан в хороших традициях прежних лет – тех самых лет, когда мы привыкали держать журнал в руках и читать его внимательно. Замечательно, что у журнала есть премия зрительских симпатий. Каждый зритель в отдельности не может дать объективной оценки театральному процессу, но в совокупности зрительские голоса создают весьма объективную картину. И потому эта премия мне интересна.

Андрей ЖИТИНКИН: - Я читаю «Театрал» от корки до корки. Как шагреневая кожа, сокращается список театральных изданий. Не выходит «Станиславский», закрыта газета «Культура». На церемонии «Звезды» было много критиков, и все в очевидном нервном напряжении. Мы все испытываем дефицит информации, несмотря на ее кажущееся изобилие. Я очень ценю первые страницы «Театрала», где сообщается о начале репетиций и подписании контрактов. Для меня как режиссера это ценная рабочая информация. Рубрика «Окно в мир» - тут я получаю информацию о том, что происходит в театрах Европы и Северной Америки. Я много работаю и много летаю – информация «Театрала» помогает сделать некий приоритетный выбор. Я очень люблю портреты актеров, должны быть рецензии, но информационный блок – самый ценный. Вы можете удивиться – мне нравится последний блок расписания – какие театры что позиционируют на выходные и будние дни – театральная афиша подана очень удобно.

Записали Мария МИХАЙЛОВА, Екатерина ВАСЕНИНА, Ирина АНИСИМОВА
  • Нравится

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Также вы можете войти, используя аккаунт одной из сетей:

Facebook Вконтакте LiveJournal Yandex Google Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID

Самое читаемое

  • Названа причина смерти Дмитрия Марьянова

    Скоропостижный уход из жизни Дмитрия Марьянова медэкспертиза связывает с оторвавшимся тромбом. Такие сведения появились на лентах информагентств в ночь на понедельник, 16 октября, через несколько часов после гибели актера. ...
  • Актер Дмитрий Марьянов скончался на 48-м году жизни

    Вечером в воскресенье, 15 октября, по дороге в лобненскую больницу, скончался актер Дмитрий Марьянов. По сведениям «Интерфакса», Дмитрий Юрьевич, почувствовал резкое недомогание. Его доставили в больницу города Лобня, однако медикам спасти жизнь артиста не удалось. ...
  • Александр Кибовский: «Время диктует новации в отношениях государства и театров»

    Власти Москвы обсудили с руководителями театров новую систему грантовой поддержки. В прошлом сезоне она работала в экспериментальном режиме, а с 1 января 2018 года окончательно войдет в действие. Проект прокомментировал «Театралу» руководитель Департамента культуры Москвы Александр КИБОВСКИЙ. ...
  • «Нам объявлена война»

    Басманный суд Москвы продлил арест фигурантам дела «Седьмой студии». До 19 января основатель студии, худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников, бывший гендиректор студии Юрий Итин и бывший главный бухгалтер Нина Масляева останутся под домашним арестом, бывший генеральный продюсер Алексей Малобродский – в СИЗО. ...
Читайте также


Читайте также

  • Критики выбрали лучших деятелей музыкального театра

    В понедельник, 16 октября, Ассоциация музыкальных критиков Москвы объявила шорт-лист Третьего ежегодного приза критики за сезон 2016 - 2017.   Приз учрежден Ассоциацией музыкальных критиков Москвы (АМК) и вручается за достижения в области музыкального и музыкально-театрального искусства в истекшем сезоне, сообщает Colta. ...
  • Нобелевским лауреатом по литературе стал Кадзуо Исигуро

    5 октября в Швеции объявлено имя лауреата Нобелевской премии 2017 года в области литературы. Премия присуждена родившемуся в Японии британцу Кадзуо Исигуро, «который в романах большой эмоциональной силы раскрыл бездну, скрывающуюся за нашим иллюзорным чувством связи с миром», об этом сообщила в четверг постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус. ...
  • «Хрустальная Турандот» раздала награды

    На сей раз премию Бориса Беленького «Хрустальная Турандот» (церемония проходила 18 сентября в Театре им. Вахтангова) оформили под стиль революции. Грубоватая «товарищ Хрустальная» в исполнении актрисы «Сатирикона» Марины Дровосековой награждала победителей то «тачанкой для покорения гастрольного пространства», то участком под огород. ...
  • «Царь Эдип» завоевал «Хрустальную Турандот»

    Лауреатом премии «Хрустальная Турандот» в почетной номинации «За долголетнее и доблестное служение театру» стал гендиректор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин.Лучшим спектаклем сезона 2016-2017 годов признан спектакль Театра Вахтангова «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. ...
Читайте также