Рожденные в СССР

Почему актерские звания не дают льгот, но остаются в практике российского театра

 
В советское время на гастролях народному артисту СССР (если он, например, из МХАТа) полагался спальный вагон и люкс в гостинице, а заслуженному– купе и одноместный номер. Народным артистам официально выделялись дополнительные метры жилплощади, госдача, обслуживание в поликлиниках и санаториях, а также черная «Волга» на спектакль и со спектакля. За минувшие двадцать лет изменилась страна, навсегда исчезла система советских привилегий, однако борьба за звания заслуженных и народных артистов продолжается и сегодня. «Театрал» попытался выяснить, почему артисты по-прежнему стремятся к этим званиям.
«Заслуги всегда очевидны»

За последние двадцать лет число народных артистов уже превысило полтысячи человек (примечательно, что в Советском Союзе было немногим более тысячи народных). Но, с другой стороны, обозначилась и явная тенденция: российские театры (в основном в столице) перестали указывать в программках и портретных фойе звания и награды, которые заслужил артист. Например, в театре «Школа современной пьесы», где труппа состоит из тридцати человек, званием народного артиста обладают 13 человек, а званием заслуженного– 9. Однако ни в программке, ни на сайте театра эти регалии не указываются. Такая же ситуация в «Современнике», в Театре на Таганке и, например, в Театре Вахтангова, где под портретом легендарного Юрия Яковлева написана только его фамилия.

«Разве актерские звания имеют какое-то значение?– говорит «Театралу» актриса Лилия Толмачева. – Наша профессия– это ежедневный экзамен. Зрители приходят посмотреть не на ордена, а на твою работу. И если ты промахнулся, то никакое звание не спасет. Поэтому я рада, что у нас в «Современнике» еще со времен Олега Ефремова не было особого пиетета перед разного рода знаками отличия. Наградили– приятно. А нет– махни рукой. Тем более что времена сегодня другие и никто не следит, народный ты, заслуженный или вовсе без звания. Это ведь никак не связано с жизнью на сцене, с профессиональными завоеваниями. И еще я не понимаю, каким образом присваивается орден «За заслуги перед Отечеством». По величине роли, что ли, или по какой-то неизвестной шкале оценивают вклад награждаемого в культуру? Заслуги– они и есть заслуги, они очевидны. И если они существуют, то как их можно по степеням классифицировать?»

Кстати, в российском правительстве вопрос о пересмотре званий пока не обсуждался, но в соседней Украине власти, похоже, в ближайшее время изменят свое законодательство, поскольку минувшим летом президент Янукович выступил с критикой советской системы присвоения званий:

«Народ и без подсказок со стороны государства знает, чьи песни поют, чьи книжки читают, кто действительно народный, а кто– только на бумаге, и популярность не может определяться каким-либо регулированием. Государство должно отказаться от этих не свойственных ему функций».

«Не надо ориентироваться на Запад…»

Впрочем, в российских регионах ситуация совершенно иная. Если в столице считают делом чести «не замечать» звания, то в провинции титулованность театральной труппы имеет важное значение. Например, подавая документы на губернаторский грант, театры указывают, сколько народных и заслуженных артистов работает в их коллективах. Залогом успеха является и перечисление всех мыслимых и немыслимых наград. Например, в Ростове-на-Дону, когда объявляют на городских мероприятиях выход корифея донской сцены Михаила Бушнова, непременно подчеркивают: «Почетный гражданин города, лауреат Госпремии, кавалер ордена Дружбы, лауреат премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», лауреат премии Петра Лободы, народный артист СССР, профессор». Трудно представить, чтобы так объявляли Табакова, Юрского или Соломина. Нет званий и за рубежом, однако художественный руководитель театра «Модернъ» Светлана Врагова считает, что не нужно расставаться с этим советским анахронизмом:

«Звания непременно нужны, потому что у актеров и так ничего не осталось. Если бы мы жили в другой стране, тогда у артистов была бы возможность нормально зарабатывать… Да, у западных артистов их нет, но нам не надо на это ориентироваться: там совершенно другой уровень жизни. Зачем в Америке быть народной артисткой США, когда у тебя есть роскошный дом, деньги и огромные возможности, что и является признанием народа и государства? А наши артисты имеют пенсию в 11 тыс. рублей, и никакого медицинского страхования, никакой защиты. Пусть останутся хотя бы звания: живут на копейки, так пусть гордятся хоть этим…»

Кстати, дело не всегда заключается в «особой гордости». В целом ряде региональных театров величина зарплаты напрямую зависит от звания. Поэтому в провинции так оживились после недавнего заявления Владимира Путина о повышении суммы минимального актерского оклада до 12,5 тыс. рублей в месяц.

–Молодежь, которая получала здесь в лучшем случае 10 тыс., обрадовалась заявлению Путина, – говорит «Театралу» директор театра Надежда Мисник. – Потому что им больше не придется искать заработка на стороне. А уже признанные актеры вновь обрели надежду на то, что в скором времени власти по достоинству оценят их статус. Например, для народных в нашем театре есть надбавка в 60% от суммы оклада. Итого, в месяц выходит около 18 тыс. рублей, что по сравнению с окладами молодежи– целое состояние, но сущие копейки, если учитывать их стаж работы.

Кому можно позавидовать, так это артистам Самарского драматического театра: минимальный оклад здесь 30 тыс. рублей. Соответственно на должном уровне поддерживаются ставки и у актеров со званиями. Так, народный артист России Владимир Борисов получает в месяц более 60 тыс.

–Одна из главных забот художественного руководителя– чтобы его артисты жили достойно, – считает худрук Вячеслав Гвоздков. – Что скрывать, наш театр успешен у зрителей. Логично, что эта востребованность должна отражаться и на окладах артистов. У нас довольно высокие надбавки за звания– до 300%. К тому же в свое время удалось добиться губернаторской стипендии в размере 10 тыс. рублей. Поэтому, когда мой друг Иван Краско, актер петербургского Театра имени Комиссаржевской, рассказывает о том, что со всеми надбавками получает 12 тыс., я недоумеваю. Это несправедливо! Хотя я и сам заслуженный деятель искусств РФ, но лично мне это звание никаких преимуществ не дает. Тогда какой был толк присуждать?

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Денис Кмит

    В воскресенье, 21 июля, в возрасте 59 лет скончался актер Денис Кмит. Об этом сообщил его племянник актер Дмитрий Дубровский. «Ушёл из жизни мой дорогой любимый дядя, замечательный, мужественный человек и актёр Денис Кмит. ...
  • «Так умеет далеко не каждая актриса»

    Она всегда знала, что будет артисткой. Ещё в школе снялась в нескольких картинах, а в студенческие годы сыграла в Ленинградском ТЮЗе Джульетту (лучшего старта и не придумать). В Москве актрисе тоже сопутствовал успех: ее приняли в Театр им. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Это был забег на длинную дистанцию»

    Директор Российского государственного театра «Сатирикон» им. Аркадия Райкина Анатолий Полянкин с 1 августа покидает свой пост. Что стало причиной столь неожиданного поворота? «Театрал» получил возможность эксклюзивного интервью с художественным руководителем «Сатирикона» Константином Райкиным и директором театра Анатолием Полянкиным. ...
  • Год неравных возможностей

    По традиции, летом «Театрал» попросил экспертов выделить главные направления минувшего сезона: 1. Успехи; 2. Разочарования; 3. Тенденции. Сегодня – слово театральному критику Наталии КАМИНСКОЙ (мнения других экспертов – ищите по хэштэгу «Итоги сезона» внизу этой публикации). ...
  • Инну Чурикову выписали из больницы

    Народная артистка СССР Инна Чурикова вернулась домой после госпитализации. Напомним, вечером 18 июля во время спектакля «Старая дева» Инна Михайловна оступилась на сцене и с полученной травмой была госпитализирована в Институт им. ...
  • Инну Чурикову перевели из реанимации в обычную палату

    Инну Чурикову перевели из реанимации в обычную палату в НИИ им. Склифосовского, сообщает РИА Новости со ссылкой на справочную больницы. Актриса находится в состоянии средней тяжести.   Ранее сообщалось, что Чурикова госпитализирована в тяжелом состоянии. ...
Читайте также