Рожденные в СССР

Почему актерские звания не дают льгот, но остаются в практике российского театра

 
В советское время на гастролях народному артисту СССР (если он, например, из МХАТа) полагался спальный вагон и люкс в гостинице, а заслуженному– купе и одноместный номер. Народным артистам официально выделялись дополнительные метры жилплощади, госдача, обслуживание в поликлиниках и санаториях, а также черная «Волга» на спектакль и со спектакля. За минувшие двадцать лет изменилась страна, навсегда исчезла система советских привилегий, однако борьба за звания заслуженных и народных артистов продолжается и сегодня. «Театрал» попытался выяснить, почему артисты по-прежнему стремятся к этим званиям.
«Заслуги всегда очевидны»

За последние двадцать лет число народных артистов уже превысило полтысячи человек (примечательно, что в Советском Союзе было немногим более тысячи народных). Но, с другой стороны, обозначилась и явная тенденция: российские театры (в основном в столице) перестали указывать в программках и портретных фойе звания и награды, которые заслужил артист. Например, в театре «Школа современной пьесы», где труппа состоит из тридцати человек, званием народного артиста обладают 13 человек, а званием заслуженного– 9. Однако ни в программке, ни на сайте театра эти регалии не указываются. Такая же ситуация в «Современнике», в Театре на Таганке и, например, в Театре Вахтангова, где под портретом легендарного Юрия Яковлева написана только его фамилия.

«Разве актерские звания имеют какое-то значение?– говорит «Театралу» актриса Лилия Толмачева. – Наша профессия– это ежедневный экзамен. Зрители приходят посмотреть не на ордена, а на твою работу. И если ты промахнулся, то никакое звание не спасет. Поэтому я рада, что у нас в «Современнике» еще со времен Олега Ефремова не было особого пиетета перед разного рода знаками отличия. Наградили– приятно. А нет– махни рукой. Тем более что времена сегодня другие и никто не следит, народный ты, заслуженный или вовсе без звания. Это ведь никак не связано с жизнью на сцене, с профессиональными завоеваниями. И еще я не понимаю, каким образом присваивается орден «За заслуги перед Отечеством». По величине роли, что ли, или по какой-то неизвестной шкале оценивают вклад награждаемого в культуру? Заслуги– они и есть заслуги, они очевидны. И если они существуют, то как их можно по степеням классифицировать?»

Кстати, в российском правительстве вопрос о пересмотре званий пока не обсуждался, но в соседней Украине власти, похоже, в ближайшее время изменят свое законодательство, поскольку минувшим летом президент Янукович выступил с критикой советской системы присвоения званий:

«Народ и без подсказок со стороны государства знает, чьи песни поют, чьи книжки читают, кто действительно народный, а кто– только на бумаге, и популярность не может определяться каким-либо регулированием. Государство должно отказаться от этих не свойственных ему функций».

«Не надо ориентироваться на Запад…»

Впрочем, в российских регионах ситуация совершенно иная. Если в столице считают делом чести «не замечать» звания, то в провинции титулованность театральной труппы имеет важное значение. Например, подавая документы на губернаторский грант, театры указывают, сколько народных и заслуженных артистов работает в их коллективах. Залогом успеха является и перечисление всех мыслимых и немыслимых наград. Например, в Ростове-на-Дону, когда объявляют на городских мероприятиях выход корифея донской сцены Михаила Бушнова, непременно подчеркивают: «Почетный гражданин города, лауреат Госпремии, кавалер ордена Дружбы, лауреат премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство», лауреат премии Петра Лободы, народный артист СССР, профессор». Трудно представить, чтобы так объявляли Табакова, Юрского или Соломина. Нет званий и за рубежом, однако художественный руководитель театра «Модернъ» Светлана Врагова считает, что не нужно расставаться с этим советским анахронизмом:

«Звания непременно нужны, потому что у актеров и так ничего не осталось. Если бы мы жили в другой стране, тогда у артистов была бы возможность нормально зарабатывать… Да, у западных артистов их нет, но нам не надо на это ориентироваться: там совершенно другой уровень жизни. Зачем в Америке быть народной артисткой США, когда у тебя есть роскошный дом, деньги и огромные возможности, что и является признанием народа и государства? А наши артисты имеют пенсию в 11 тыс. рублей, и никакого медицинского страхования, никакой защиты. Пусть останутся хотя бы звания: живут на копейки, так пусть гордятся хоть этим…»

Кстати, дело не всегда заключается в «особой гордости». В целом ряде региональных театров величина зарплаты напрямую зависит от звания. Поэтому в провинции так оживились после недавнего заявления Владимира Путина о повышении суммы минимального актерского оклада до 12,5 тыс. рублей в месяц.

–Молодежь, которая получала здесь в лучшем случае 10 тыс., обрадовалась заявлению Путина, – говорит «Театралу» директор театра Надежда Мисник. – Потому что им больше не придется искать заработка на стороне. А уже признанные актеры вновь обрели надежду на то, что в скором времени власти по достоинству оценят их статус. Например, для народных в нашем театре есть надбавка в 60% от суммы оклада. Итого, в месяц выходит около 18 тыс. рублей, что по сравнению с окладами молодежи– целое состояние, но сущие копейки, если учитывать их стаж работы.

Кому можно позавидовать, так это артистам Самарского драматического театра: минимальный оклад здесь 30 тыс. рублей. Соответственно на должном уровне поддерживаются ставки и у актеров со званиями. Так, народный артист России Владимир Борисов получает в месяц более 60 тыс.

–Одна из главных забот художественного руководителя– чтобы его артисты жили достойно, – считает худрук Вячеслав Гвоздков. – Что скрывать, наш театр успешен у зрителей. Логично, что эта востребованность должна отражаться и на окладах артистов. У нас довольно высокие надбавки за звания– до 300%. К тому же в свое время удалось добиться губернаторской стипендии в размере 10 тыс. рублей. Поэтому, когда мой друг Иван Краско, актер петербургского Театра имени Комиссаржевской, рассказывает о том, что со всеми надбавками получает 12 тыс., я недоумеваю. Это несправедливо! Хотя я и сам заслуженный деятель искусств РФ, но лично мне это звание никаких преимуществ не дает. Тогда какой был толк присуждать?

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • МХАТ им. Горького ответил на обвинения в адрес Боякова

    Руководство МХАТа им. Горького подготовило официальный ответ на открытое письмо общественности, адресованное Владимиру Путину, в котором осуждалась деятельность нового художественного руководителя театра Эдуарда Боякова и содержалось требование вернуть к руководству Татьяну Доронину. ...
  • Театральные деятели выступили в поддержку Сергея Афанасьева

    В среду, 13 ноября, художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, гендиректор Большого театра Владимир Урин, худрук Центра им. Мейерхольда Виктор Рыжаков, худрук Театра им. Пушкина Евгений Писарев и другие деятели сцены попросили губернатора Новосибирской области Андрея Травникова оказать поддержку городскому театру Сергея Афанасьева. ...
  • Бухгалтер Масляева уволилась из театра «У Никитских ворот»

    В среду, 13 ноября, во время дачи показаний в Мещанском суде Москвы по делу «Седьмой студии» бухгалтер Нина Масляева сообщила, что работает в «ГАЛК ЭКО Перовский», а не в театре «У Никитских ворот», как это было раннее, передает «КоммерсантЪ». ...
  • «Не хотим подогревать нездоровую ситуацию»

    Центр театрального искусства при Московском Лианозовском театре вынужден отменить ближайшие показы спектакля «#рябчиковжуй #новыдержитесь», созданного по мотивам повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино» в связи с «нездоровым ажиотажем», возникшим вокруг постановки после ее запрета на фестивале «Молодые – молодым». ...
Читайте также