Своим путем

Карта театральных городов России

 
Сколько в России театров? Госкомстат называет чуть больше 600. Но это только государственный сектор– дотируемые «штатные единицы», распределившиеся по большим и малым городам. Сложность и путаность соподчинения (есть федеральные театры, городские, областные, краевые, районные) не дают возможности сосчитать российские театры с безупречной точностью.
К государственным театрам должна присоединиться еще небольшая когорта частных театров– небольшая хотя бы потому, что практика доказала: негосударственные формы культуры в России не выживают. К этим театрам еще следует прибавить различные проекты и антрепризы, а также небольшую армию народных, любительских трупп (в этом, кстати, важнейшее упущение нашей эпохи: советская культура поддерживала любительские театры). Таким образом до тысячи дотянем, а может, и перевалим за тысячу. Но если посмотреть на карту России, то не лишним будет заметить: сильных театральных городов в стране все равно мало.

Даже государственное финансирование не гарантирует качества искусства. Инертность, отсутствие амбициозности, эстетическая косность стали родовыми травмами российской театральной жизни. Когда пишут о провинциальном театре, часто говорят о том, что в России сформировалась любопытная терминология– «театральный город» и «нетеатральный город». Театральный– это там, где температура художественной жизни повышена, где театры сумели преодолеть границы внутригородского культурного рынка. Это, в сущности, понятно и очевидно: в мире даже есть страны, для которых театр– нечто вроде церкви.

«Театральный город»– понятие переходящее, как знамя. Театральная карта России подвижна. Театральные очаги гаснут и разгораются снова, и порой достаточно из города уехать– к примеру, в результате конфликта с властями или с труппой– одному-двум режиссерам, директорам, драматургам, пассионариям, как город тут же теряет свою привлекательность. Например, еще три года назад в числе театральных городов мог бы стоять Нижний Новгород или Магнитогорск, а теперь, увы, нет.

Театральная жизнь в России клочковата, не ровно распределена по регионам. Традиционно сильные театром регионы– Урал, Сибирь, Поволжье, национальные республики. Сложнее с активной театральной жизнью на юге России, Дальнем Востоке, Центральном Черноземье, в городах около Москвы и Петербурга, откуда столицы высасывают творческие кадры.

«Театрал» составил своеобразную карту театральных городов (за исключением, разумеется, Москвы и Петербурга).

1. Воронеж

Город, театральную славу которого составляет Камерный театр. Уже в постсоветские годы режиссер Михаил Бычков с артистами отпочковался от местного ТЮЗа и получил поддержку властей и сцену в ДК железнодорожников. Пожалуй, это самые крепкие цельная труппа в средней полосе России и театр, пытающийся ставить экстравагантную драматургию, не характерную для репертуаров провинциальных театров. Художественный почерк Бычкова– соединение резкости режиссерского рисунка и эксцентричного артистизма исполнителей, доведенного почти до цирковых, репризных приемов. Спектакли Бычкова взвинчены, как бешеная пружинка. В этом году режиссер возглавил крупный международный Платоновский фестиваль (напомним, что Воронеж– город Платонова и Мандельштама). Первый форум, прошедший летом, был очень представительным и результативным. Интересных событий следует ждать и от Воронежской драмы– совсем недавно ее возглавил известный российский режиссер Владимир Петров.

2. Ярославль

Город, в котором начался профессиональный театр России– с труппы Федора Волкова, взятой Елизаветой Петровной из Ярославля в Петербург, знаменит своей актерской школой– традиционно очень сильным Театральным институтом. Последние годы ярославские театры потряхивала целая серия конфликтов, но все равно время перемен вряд ли сможет отвратить внимание от Ярославского театра драмы. Сегодня здесь работает Евгений Марчелли– тонкий выдумщик и режиссер-парадоксалист. Только ему могло прийти в голову, к примеру, сыграть «Зойкину квартиру» без последнего акта и так, чтобы было убедительно; а кроме того, умудриться зрителя первого действия усадить на традиционные кресла, а во втором всех пересадить на сцену. Кроме того, Ярославская драма проводит яркий проект– фестиваль театрального студенчества «БТР, или Будущее театральной России».

3. Киров

В последние годы набирает вес Театр на Спасской, куда пришел молодой питерский режиссер Борис Павлович– с проектным мышлением, с умением мыслить остросовременно. С постановкой «Толстая тетрадь» Павлович вывез театр на «Золотую маску», вместе с несколькими драматургами сделал вербатим-спектакль о локальных городских вятских легендах «Так-то да», перемешал гриновские «Алые паруса» (а Киров– город Александра Грина) с документальными переживаниями артистов о морской стихии.

4. Самара

Город прежде всего славен СамАРТом, возглавляемым директором Сергеем Соколовым и Адольфом Шапиро. Этот театр– флагман театра для детей, проводящий фестивали и лаборатории, касающиеся столь важного предмета. Театр заново отстроили, и теперь красно-белое здание в стиле хай-тек красуется посередине низкой старинной застройки, честно говоря, не слишком опрятного города. Самарский театр драмы Вячеслава Гвоздкова– также одна из достопримечательностей Поволжья, пример зрительского, зрелищного театра, где на сценографию и костюмы тратят вполне себе столичные бюджеты.

5. Саратов

Город с уникальной театральной ситуацией. Обычно с легкостью удается выделить главный, самый заметный театр города. Но в Саратове иная картина– здесь два равнозначных театра (драмы и ТЮЗ) борются за право казаться лучшим на абсолютно паритетных началах. Из Театра драмы вышла половина нынешнего МХТ (Олег Табаков– именитый саратовец). В этом году должен пройти первый фестиваль имени Олега Янковского– актер тоже отсюда, из неофициальной столицы театрального Поволжья. А Саратовский ТЮЗ имени Юрия Киселева остается одним из лучших детских театров страны. Недавно театр стал инициатором лабораторного метода, когда в традиционный театр путем экспериментов проникают новая драматургия (в том числе детская) и молодая режиссура.

6. Пермь

Очень крепкий, профессиональный Театр оперы и балета– пермская балетная школа Николая Боярчикова известна и прославлена. Сильные, заметные ТЮЗ Михаила Скоморохова и театр «У моста» Сергея Федотова. Первый– театр традиционный, добрый, классический (хотя в какой-то момент здесь шла фрондерская пьеса Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги командора»). В отличие от него Театр Федотова совершенно иной: на логотипе изображены словно бы масонские символы– башня, глаз, виадук. Театр начинался как мистический, сюрреалистический, гоголевский, однако сегодня он усложнил себе задачу и в своих постановках через реальность и натуралистическую картинку открывает узкую дверь в трансцендентные миры.

7. Кудымкар

Маленький театрик, переживающий кучу финансовых проблем (фактически нет здания, Кудымкар раньше был столицей Коми-Пермяцкого автономного округа, теперь утерял это звание и, стало быть, часть финансирования), на самом деле содержит в себе, без преувеличения, одну из лучших трупп России. Покатавшись в последние годы по различным фестивалям, завоевав Гран-при фестиваля малых городов России, Кудымкарский театр с двумя спектаклями («Уйди-уйди» и «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесам Коляды и Гуркина) демонстрирует изумительную актерскую технику– соединение психологического реализма и документальной достоверности, помноженной на обостренное чувство гражданского самосознания. Театр живет и работает в провинции и говорит со сцены о проблеме выживания русского человека в глубинке.

8. Екатеринбург

Екатеринбург– признанная третья столица театральной России вслед за Петербургом и Москвой. Здесь сосредоточены важнейшие процессы, влияющие на жизнь национальной сцены. Работает самый важный частный театр страны «Коляда-театр», возглавляемый Николаем Колядой. Здесь же Коляда ведет свою авторскую школу драматургии, из которой вышли лучшие авторы пьес, чьи тексты расходятся по всей России: Ярослава Пулинович, Василий Сигарев, Олег Богаев, Анна Богачева, Александр Архипов, Владимир Зуев и другие. Здесь самый результативный во всей России Театр музыкальной комедии, пытающийся к каркасу советской оперетты приварить современные мюзикловые технологии. Здесь Екатеринбугский ТЮЗ– зачинщик целого ряда реформаторских движений в современном театре, где первый и самый важный– крупнейший театральный форум театральной провинции «Реальный театр». Здесь впервые в России открылся факультет современного танца, возглавляемый Геннадием Абрамовым, – до той поры высшее балетное образование в России было только классическим.

9. Тюмень

Театральная Тюмень– это прежде всего театр Леонида Окунева «Ангажемент». Окунев– тюменский актер, постоянно ездящий в Москву сниматься в кино. Его неповторимый экранный образ блаженного негодяя не может отвлечь взоры столичных режиссеров от актера, успешно реализующегося и в столице, и у себя в области. Московская слава помогает держать в тонусе небольшой тюменский театрик.

10. ХМАО

ХМАО– это целый театральный регион: Ханты-Мансийский автономный округ. Отдельно театры ни в Сургуте, ни в Нижневартовске, ни в Нягани, ни в Лангепасе, ни в Когалыме, ни в Новом Уренгое, ни в Ханты-Мансийске пока не вышли в лидеры своего региона, а развиваются ровно. Экономическая состоятельность Югры позволяет совершать серьезные инвестиции в развитие театров ХМАО, что грозит в будущем качественным взрывом театральной активности. Суровый заснеженный край знаменит еще и целой когортой фестивалей. Например, «Северная сцена» в Новом Уренгое– это не только театральный комплекс с несколькими первоклассными площадками и учебными аудиториями, но и центральное здание, «градообразующий» замок культуры. В Нижневартовске благодаря чудесной команде профессионалов (в их числе художник, режиссер и философ Вячеслав Зайчиков) делают рафинированный и изящный театр.

11. Омск

В Омске соперничают два театра– Омский театр драмы, возглавляемый Георгием Цхвиравой, и Пятый театр Александры Юрковой. В театре драмы (к слову, театру принадлежит и самое красивое театральное здание в России) великолепная труппа, одна из самых блистательных в Сибири, и любовь к большому стилю в режиссуре. У Пятого театра много инициативы и культуртрегерства, международных проектов и здоровый дух конкуренции.

12. Новосибирск

Раньше Новосибирск был театральной столицей Сибири, теперь это звание перешло к Омску. Городу в последние годы не везло, театры лишались по разным причинам инициативных режиссеров и директоров. Тем не менее сегодня он постепенно накапливает растерянный потенциал. Два главных драматических театра Новосибирска– «Красный факел» и «Глобус»– вновь стали инициативными. А мегалитический, сделанный в традициях сталинского ампира Новосибирский театр оперы и балета порою способен на такие умопомрачительные проекты, которые и столичным не под силу. Славен город и театром-студией Сергея Афанасьева, а также международным «Рождественским фестивалем». Театр «Красный факел» ценою титанических усилий возродил на своей площадке мощный фестиваль «Сибирский транзит», который кочевал по разным городам. Правда, теперь он называется «Новосибирским транзитом».

13. Прокопьевск

С этим городом в Кемеровской области связан подъем так называемого феномена «театров малых городов». Худрук Театр наций Евгений Миронов даже построил на этом феномене целую Ассоциацию и пытается поддерживать и консолидировать театры областного значения. Шахтерский городок пригласил к сотрудничеству только-только народившуюся режиссерскую звезду Марата Гацалова. Сегодня его называют лидером поколения 30‑летних, потому что свое мастерство Гацалов сочетает с умением сделать каждый спектакль высказыванием о нынешнем времени.

14. Красноярск

В Красноярском театре драмы работает ученик Петра Фоменко, режиссер Олег Рыбкин, и от его спектаклей всегда ждут интересных результатов, а в Красноярске всегда была отличная труппа. Сегодня она пополняется молодежью. Задуман Рыбкиным и интересный проект драматургической лаборатории– «ДНК/Драма Новый Код», где ставятся новые пьесы и испытывается на прочность молодая режиссура.

15. Минусинск

Маленький город Минусинск в Красноярском крае– еще один заметный сибирский театр. Его возглавляет режиссер Алексей Песегов, сумевший сколотить приличную труппу и воспитать ее, довести до московской славы. Минусинский театр драмы– многократный участник «Золотой маски». Добротность, эпичность, неспешный затягивающий ритм, суровая сибирская мелодраматичность делают минусинский театр проектом, доказывающим, что событийность в культуре не зависит от географии и приближенности к центрам.

16. Якутск

Якутский театр– это ценность огромного значения для нашей культуры, не меньшего, чем якутские алмазы или якутское золото. Говорят, что внутри якутского театра глубоко сидят древние буддистские ритуалы. Это театр, использующий горловое пение и хард-роковые гитарные риффы. Это театр, воплощающий на сцене народный якутский эпос Олонхо. Кроме того, он ставит Шекспира как драму языческого сознания, приближая вечные сюжеты к дохристианским образным системам. Взлету якутского театра мы обязаны Андрею Борисову– режиссеру с московским образованием, который возглавляет якутское Министерство культуры и Саха-театр. Его режиссерский почерк, в котором много радикализма и этнографии, театрального драйва и могучих сценографических идей, азиатской угрозы и ощущения степной свободы, – это чудо российской многонациональной культуры.

17. Комсомольск-на-Амуре

Город в непосредственной близости с Ванинским портом, о котором зэки сложили народную песню. Театр «КНаМ» из Комсомольска-на-Амуре– самый восточный театр России из числа самых заметных. Его возглавляет Татьяна Фролова– мужественная женщина, создавшая на краю земли лабораторию театрального авангарда. Театр в городе– редкое место, где можно объединиться против мещанства и захолустья. Театр побывал в Европе и США, последнее место его гастролей– Сингапур. Театр Фроловой всегда был остросоциальным– к примеру, недавно кнамовцы поставили спектакль «Персональная война» по воспоминаниям о чеченской войне.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
Читайте также


Читайте также

  • Труппа из Италии представила в Москве современного Арлекина

    Моноспектакль итальянской актрисы Клаудии Контин Арлекино «Арлекин и его двойник, или Исследование ради выживания» состоялся 14 ноября на сцене Учебного театра Высшей школы сценических искусств.   «В этом спектакле мы прикасаемся к древнему жанру комедии дель арте, – рассказал перед показом спектакля искусствовед Дмитрий Трубочкин. ...
  • Губернский театр поучаствует в перекрестном годе России и Японии

    Мюзикл японского театра «Боттян» могут показать в Москве на сцене Московского Губернского театра в рамках перекрестного года России и Японии, сообщает Министерство культуры Московской области.   «Возможно, отобранной для демонстрации постановкой станет мюзикл «Клятва на монете» – трогательная история любви японской медсестры и русского военнопленного в период Русско-японской войны», – говорится в сообщении на сайте министерства. ...
  • Евгений Миронов откроет фестиваль в Румынии

    XXVII Румынский Национальный театральный фестиваль откроется 20 октября в Бухаресте моноспектаклем Евгения Миронова «Гамлет | Коллаж» в постановке канадского режиссера Робера Лепажа. Спектакль о человеке, оказавшемся один на один с собственным сознанием, был выпущен в 2013 году специально для Евгения Миронова. ...
  • В будущем году театры малых городов снова получат господдержку

    Для поддержки региональных и муниципальных театров Минкульт в нынешнем году выделил дополнительно 700 млн. рублей. На будущий год этот проект, состоявшийся при поддержке «Единой России», будет продолжен. Об этом сообщил на Уральском театральном форуме зам. ...
Читайте также