Анна Каменкова

«Мы никогда не готовы ни к счастью, ни к горю»

 
Фабрис Мелькио. «Неожиданное». Режиссер Франк Бертье. «Школа современной пьесы». Французская пьеса, французский режиссер, русская актриса. 75 минут монолога женщины, 75 минут одной жизни, за которые она проживает четыре. 75 минут на сцене – Анна Каменкова.
-Сейчас очень мало таких спектаклей. Почему?

-Потому что сейчас такое время. Режиссеров-формалистов. Их раздражает старая школа. А с другой стороны, к подлинности они подобраться не могут.

Я помню, сыграла какую-то сцену с болью, потому что там был для этого повод, и в этом куске, на мой взгляд, был смысл пьесы, а режиссер меня спросил: «У вас что-то личное?» Я растерялась. Я привыкла на сцене существовать именно так. Как будто это – мое личное. Потому что, мне кажется, только мое личное и может передавать, и волновать, и задевать. Потому что задеть, на мой взгляд, и может только личное. Я – за школу переживания. Мне она и теплее, и ближе. И если в какой-то сцене это получилось, пусть даже средний спектакль, значит, все было не зря. И когда мне говорят зрители, что после спектакля, вместо того чтобы ехать домой, они сели в кафешке и, взяв хорошего вина, говорили по душам – о жизни, о душе, о настоящем, то это мне дорого.

Зрители раньше на таком спектакле, как этот, включались почти сразу, включались с пониманием и опытом, а на последних спектаклях первые минут двадцать я их по-во-ра-чи-ва-ю... Я им говорю: «Вот про это, про это я буду с вами говорить!!!» И дышать свободно я начинала только через двадцать минут, когда не все, но многие переключались на эту волну... Это безумно сложно. Другие реакции, другие оценки в зале сейчас на те же самые вещи, на те же самые ситуации. Вот это удивительно!

И я понимаю, насколько мы попортили зрителя. Потому что у нас всегда был очень умный, тонкий, чувствующий зритель. Он настолько отвык уже от внутренней жизни на сцене, от серьезной драматургии, что он с трудом перестраивается.

- 75 минут монолога без антракта – сложнейшая работа.

- Я вам честно скажу: я моноспектакли никогда не любила. Как-то мне скучно казалось это все – один человек на сцене, без партнеров. Но вот сложилось, что у меня это случилось. И это оказалось потрясающе. Это другое качество существования. Да еще на небольшой сцене. Это безумно тяжело, но потрясающе интересно. Когда ты знаешь, что тебя никто никак не прикроет, вот сколько в тебе есть на сегодняшний день, сколько ты отдашь – столько и будет.

-И в этом горечь профессии?

-И в том, что ни один артист ни в какой период своей жизни не может сказать: «Я это сделал». Любой артист говорит: «Я не сделал этого, и этого, и этого... Я не сыграл этого!.. Я не снялся у того-то!..». В периодах отчаяния от невостребованности, когда ты полон сил и энергии, которые бывают у всех артистов. В несоответствии желаний и возможностей. Мне предлагают сценарий. И пока они его присылают и я его жду, я уже все придумала о своей героине. Я придумала такой образ! А сценарий приходит, и оказывается, что все, что я должна делать – это жарить котлеты. И весь наворот, который я придумала, он лопается. И это тоже боль. Или ты берешь хороший сценарий и начинаешь работать, и тебе звонят за два дня до вылета на съемку и говорят, что проект замораживается. А у тебя уже все созрело. Это тоже мучительно – когда все оказывается вхолостую, когда все перегнивать начинает внутри.

Но, с другой стороны, такие удары, они дают работу душе. Мы же нутром работаем, и этот аппарат, он так избит и измордован, что он очень легко открывается, он не заморожен. Тебе больно, больно, больно, а потом дает тебе Бог вот такой спектакль, как этот, и ты всю свою боль вкладываешь, и получаешь от этого наслаждение. Вот ведь в чем парадокс профессии. Чем мне больнее будет во время спектакля, тем я счастливее буду, когда он закончится. После такого спектакля я летаю. Молодею. Хорошо себя чувствую. И могу горы свернуть.

-Ваша героиня переживает смерть любимого человека и долгое время тотального одиночества. Вам самой знакомо это чувство?

-Потеря любимого? Слава Богу, нет. А тотальное одиночество испытывает каждый. Даже самый счастливый. У кого-то, как у нее, это растягивается на шесть с половиной лет, а у кого-то это может продлиться неделю.

-Лиана – очень глубокий, тонкий и в чем-то главном – очень негибкий человек. Такие люди обречены на несчастье?

-Я думаю, что у любого тонкого и глубокого человека болевой порог выше. И он чувствует то, что другой не почувствует. Он открыт. У него содрана кожа. И он в этом смысле не защищен.

И потом, я считаю, что там любовь была безумная. Она потеряла ее, но у нее это было. Это было безмерное счастье, за которое она заплатила всей этой болью. Человек, который не имел, он ведь ничего и не потеряет...

- За каждое мгновение счастье приходится платить очень сильной болью? И готов ли к этому человек?

- Не готов. Когда человек счастлив, он вообще ни к чему не готов. Мы вообще никогда не готовы ни к счастью, ни к горю. В этом и жизнь. Еще Шекспир заметил, что когда человек очень счастлив, у него начинается страх. Ведь это не может быть вечным. В «Джульетте» есть это место.

- «Женщина сколько живет, столько любит». Вы согласны с этой фразой?

-Хорошая фраза. Наверное, не женщина даже, а человек живет столько, сколько любит.

-Ваша героиня перестает жить, когда ей некому нравиться. Это индивидуальная правда Лианы или правда о женщине вообще?

-Тут ведь обратные связи тоже присутствуют. Ей некому нравиться, поэтому трагедия. Трагедия, и поэтому ей некому нравиться. «Мне плохо, и поэтому плевать, какая я». Понимаешь?

-А вы понимаете Лиану, которая говорит: «Я не люблю жизнь. Имею право»?

-Я понимаю, когда человек перегружен кошмаром и когда он отказывается от всего. Когда уже ничего не хочет. Но потрясающее в том, что, когда человек уже на грани и ему кажется, что просвета нет, вдруг возвращается любовь. Это невероятно.

-Это ведь не «придумка». Это закон жизни.

-Да. И у меня такое было. Когда кажется, что все уже закончилось, и ничего уже не будет в жизни, тогда вдруг появляется что-то совершенно неожиданное. И невероятное. Но – неизбежное.

-К вам после спектакля подходили женщины со словами: «Это про меня!»

-Конечно. Конечно. И каждая находит свой «кусок».

-Ни один мужчина этот спектакль не поймет.

-Не согласна! Их пробивает другое – когда они понимают, что ИЗ-ЗА НИХ женщина может так отключаться. И они это тоже чувствуют, чувствуют кожей. Мужчины, как ни странно, после этого спектакля совершенно по-другому относятся к женщине. Это феноменальная штука. Каждому сидящему в зале мужчине кажется, что эта женщина может быть у него. И открыться так только ему одному. И такая сила чувств – все ему. Все, все до конца.

-И он способен это оценить?

-Да, да! И эта сила чувств неизмеримо поднимает женщину в его глазах. потому что сам мужчина на такие страдания не способен. На такой предел отчаяния и боли.

Я уж не говорю о том, что именно мужчины мне говорили, что этот спектакль очень эротичен. Не женщины.

Хотя сначала я тоже была уверена, что этот спектакль только для женщин.

Оказалось, нет.

-Но ведь главное – не это?

-Не это. Главное то, что в этой пьесе есть главный закон бытия – когда все, казалось бы, умирает навсегда, тогда-то как раз и начинается новый рассвет. НЕОЖИДАННО.

Причем этот рассвет, он может начаться с такой, казалось бы, мелочи... Помню, у меня был полный обвал. И вдруг цветок мой зацвел внезапно утром белыми пахучими цветами. Через самые прозаичные вещи бог может давать нам знаки своей любви – смотри, ты не имеешь права...


  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также