Авангард с погремушками

Балетная труппа из Америки учила Москву любить случайности

 
Гастроли «Мерс Каннингем данс компани» прошли на сцене Театра Моссовета. Знаменитая американская труппа современного танца после смерти своего основателя совершает мировое прощальное «турне наследия», после которого коллектив, по воле Каннингема, будет распущен навсегда.
Мерс Каннингем, умерший несколько лет назад, фигура в мировом танце знаковая. Его прославило многое: и тесная дружба с легендарным хулиганом современной музыки Джоном Кейджем, и упорное игнорирование многолетнего непризнания за пределами узкого круга ценителей, а главное, нетривиальные эксперименты в способах сочинения хореографии. Каннингем называл свой творческий метод «случайным»: он культивировал непредсказуемость и ненавидел каноничность. Танцы он ставил вне зависимости от музыки, которую артисты часто слышали в последний момент: движение, по Каннингему, самодостаточно. И ходят легенды о том, как мэтр выбирал свои па: он записывал их названия на клочках бумаги, перемешивал и вытягивал листочки методом «тыка» или бросал игральный кубик. А затем делал балеты в стиле «все, что может выдать хорошо тренированное босое тело». С появлением компьютера Каннингем стал его страстным приверженцем, сполна оценив возможности программного моделирования. Ведь в электронной машине можно прицепить голову и руки-ноги к телу под немыслимыми ракурсами. А потом подогнать живых танцовщиков под цифровую инсталляцию.

Гастрольная программа включала три балета разных времен: «Тропический лес» создан в 1968 году, «Biped» в 1999-м, а «Xover» – в 2007-м. Первый опус оказался наиболее понятным публике, ждущей внятного и быстро прочитываемого смысла: «говорящее» название сопровождалось не менее красноречивым визуальным и звуковым рядом. Фонограмма из треска и воя многих в зале раздражала, но, когда люди представляли, что это крики тропических птиц, все становилось на свои места. Каннингем заказал сценографию Энди Уорхолу, который наполнил сцену надувными серебряными подушками, взлетающими вверх от малейшего колебания воздуха. Танец подушек (они же, если хотите, облака или таинственные существа из леса) переплетался с движениями «обнаженных» исполнителей, затянутых в трико телесного цвета. Каннингем делает балеты-унисекс: его мужчины и женщины не имеют ни малейшей тяги друг к другу, оставаясь безличными механизмами по производству движений, но движения прихотливы, как вьющаяся лиана, раскидистая пальма или гибкое экзотическое животное. Разумеется, ничего буквального в этих па нет, есть лишь демонстрация витальной силы движущегося человека, о которой Каннингем и пекся в первую очередь, когда «выворачивал» танцовщикам суставы и «рвал» тела исполнителей на составные элементы.

К балету «Xover» привлекли еще одного знаменитого авангардиста – Роберта Раушенберга. Верный себе, он написал задник, на котором детали машин соседствуют с красочными цветовыми пятнами. На этом фоне Каннингем продолжил поиски танца, чей диапазон ограничен лишь человеческой анатомией. Гнуться под любым углом, всячески падать и ползать, держать хрупкое равновесие или беззастенчиво нарушать его – все это уверенно делают американские артисты, среди которых нет неумелых или робких. Поиски поддерживала певица с прекрасным голосом, который произносил английские и непонятно какие слова, хрипел, выл, цокал, стонал и вскрикивал. Волею автора музыки Кейджа звуки голоса дополнялись звоном погремушек в руках певицы, шипением камешков в трясущейся бутылке и скрипом вконец разбитой шарманки. И, как всегда у Каннингема, балет не имел ни конца, ни начала: занавес поднимался как бы посередине 20-минутной сценической медитации и опускался задолго до ее бесконечного конца.

Третий балет, «Biped», был самым продолжительным – аж сорок минут. Танцовщики работали в прозрачной коробке, на которую проецировались лазерно-компьютерные изыски: модели танцующих тел и абстрактные круги с полосками вторили «живому» танцу. Наведенная галлюцинация сопровождалась самой музыкальной из всех услышанных за вечер музык: слышны были даже звуки скрипки. Публика, в зависимости от личных увлечений, узнавала в комбинациях Каннингема то акробатику, то упражнения по смещению центра тяжести, то йогу. И это единственный за вечер опус, где постановщик прикрывает и расцвечивает рабочую спецодежду современного танцовщика – трико. По ходу действия артисты, затянутые в нечто обегающее и блестящее, на время облачались в легкие серые распашонки.

Хорошо продуманные случайности не оставили равнодушными московскую публику: вопреки опасениям Чеховского фестиваля, приютившего непростых американцев, аплодисменты были искренними, а во время действия (во всяком случае, в последний день гастролей) мало кто уходил. Да и зачем? Ведь не просто так нью-йоркская рецензентка некогда написала о «детской доброте» балетов Мерса. Конечно, эти интеллектуальные изыски – не «душой исполненный полет». Но суховатая рациональность Каннингема, возможно, вопреки его воле, то и дело оборачивается серьезной, даже интимной красотой.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • Вахтанговцы довели Париж до слез

    На Елисейских полях у театра «Мариньи» каждый вечер ажиотаж – театралы «стреляют» лишний билет на вахтанговский спектакль «Наш класс». «Стреляют», впрочем, по-парижски – без лишних слов. ...
  • Фестиваль M.ART с участием Театра Вахтангова откроется в Тель-Авиве

    Фестиваль русской культуры M.ART, который представит жителям Тель-Авива ведущие постановки московских, санкт-петербургских и тбилисских театров, а также насыщенную музыкальную и танцевальную программу, открывается в четверг, 20 февраля и продлится до 7 марта. ...
  • Фанни Ардан выступила в Москве

    Хрупкая фигура в строгом черном платье выходит из затемненной глубины сцены под мелодию скрипки и кажется, что звучит и поет само это тело – изящное и утонченное, как сама Франция. В свои 70 лет Фанни Ардан, знаменитая кинодива и муза Франсуа Трюффо, выглядит роскошно. ...
  • «Время премьер и дебютов»

    С 25 февраля по 3 марта в «Школе драматического искусства» состоится седьмой фестиваль театра «Три ступени лаборатории». В течение семи дней, в режиме ежедневного показа режиссеры, актеры и музыканты представят публике готовые спектакли, а также эскизы будущих постановок. ...
Читайте также