Книга с золотым обрезом

 
Сцена из спектакля. Актеры О. Левитина и А. Скворцов
Михаил Левитин поставил новый спектакль «Пир во время ЧЧЧумы» в преддверии своего юбилея. И премьера эта стала своего рода манифестом, хотя, скорее всего, художественный руководитель и главный режиссер Московского театра «Эрмитаж» об этом и не думал
Собственно «Пир во время чумы» перемежается сценами то из «Скупого рыцаря», то из «Моцарта и Сальери», то стихотворением «Леда». Смысл в таком классическом коктейле есть, но об этом чуть ниже. Сам же спектакль – очень красивый, яркий, по-настоящему забавный и тонкий. Вот кульминационная сцена, где Моцарт (Евгений Кулаков) – в порыве вдохновения бросается к роялю – буквально взмывает ввысь на поднимающих его руках – и на перевернутой клавиатуре играет. Но не «Реквием», а увертюру из «Женитьбы Фигаро» – музыку легкую, как шампанское, которое в самом начале спектакля разливают зрителям – несколько глотков в память о Джаксоне-весельчаке, который потом будет тенью скользить меж героями этого «Пушкинского сборника».

Воплощенная Красота – это одна из Погибших, но милых созданий (Ирина Богданова) – в огромном рыжем парике, который был бы клоунским, если бы не точеное чуть грустное личико. Она идет через сцену, укрывая ее длинным зеленым шлейфом, укутывая героев, заливая призрачным зеленым светом, а поверх горит язычком пламени нелепый огромный парик.

Ощущение от спектакля, как от дорогого красивого издания пушкинских пьес – на веленевой бумаге, с золотым обрезом. И, получая удовольствие от перелистывания самих страниц, читатель смакует пусть и давно знакомые, но не менее от этого гениальные пушкинские строфы. Декорации Гарри Гуммеля – нависший над площадкой рояль кверху ножками, наклонившиеся в вихре хоровода шкафы, из которых, как американские чертики из банок, появляются герои – то из дверей выскакивают «Призраки былого» – мужские персонажи, составляющие празднично-нарядную бальную круговерть, то в дверном проеме обнаруживается Скупой. То появляется Пушкин, сыгранный Арсением Ковальским – кажется, это будет его пятый Пушкин за всю театральную карьеру, но этот лишен каких-либо пародийных черт. Он читает письма свои к Геккерну, облекая в слова боль от измены любимой женщины, мучаясь обидой и ревностью, так как мучался бы любой лавочник или инженер, а не только гений русской литературы. Но Левитин с Пушкиным не на дружеской ноге – напротив, оттого, что гений в состоянии испытывать человеческие, вполне понятные каждому чувства, его строки становятся еще ценней.

Но когда Левитин вводит в ткань пушкинского кружева Введенского (Владимир Шульга), это не выглядит чужеродно и не звучит диссонансом. Ко всему, этот персонаж одет так же, как был одет Виктор Гвоздицкий в программном спектакле Левитина «Вечер в сумасшедшем доме». Очевидно: поэт – всегда поэт, даже если говорит хулиганским обэриутским слогом.

Отрывки связаны не только артистами – скажем, Скупого и Сальери играет Борис Романов, – но и смыслом спектакля. Пусть многим очень непросто согласиться с ним. Тексты Пушкина бессмертны. Их будут читать и ставить всегда. Сегодня это совсем не звучит избитой истиной, напротив – необходимым напоминанием отчего-то забытой аксиомы. Сегодня – когда многие из авторов пишут с грамматическими ошибками, со стилистикой русского языка знакомы мало, и подобные удручающие факты выдают за достоинства, объясняя это чистотой восприятия окружающего мира. В очередной раз обратившись к Пушкину на своем творческом пути, Левитин на сей раз относится к нему, как к Поэту – романтику и гению, трагичному, просветленному и бессмертному.

Чччума – именно так, с этим тихим «Ч-ч-ч!», точно с шипением ядовитых демонов-змей. Чччума – это болезнь, причем не только окружающей нас действительности, но и сегодняшнего театра. Лекарство от этой пандемии есть, утверждает своим спектаклем Левитин. И как диагноз, как строгое предписание врача, звучат пушкинские строки из «Моцарта и Сальери»:

«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ленкомовский квартет готовит премьеру

    19 февраля театральный проект «Заячий стон» сыграет премьерный спектакль «Комедия о смысле жизни» на вновь открывшейся сцене Центрального Дома Актера на Арбате. Главные роли в музыкальной постановке, которая представляет собой смесь стендапа и театрального капустника, исполняют четыре актера театра «Ленком». ...
  • Петербургский БТК приедет в Москву

    25 марта на сцене «Театра Луны» Большой театр кукол представит столичному зрителю постановку Руслана Кудашова по роману-антиутопии Замятина «Мы». Спектакль БТК – первый опыт освоения в театре кукол романа Замятина. ...
  • Ирина Мирошниченко станет героиней «Мхатовских пятниц»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова 6 марта состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Героиней первой весенней пятницы станет народная артистка России Ирина Мирошниченко. «Ирину Мирошниченко можно по праву назвать звездой, дивой, живой легендой, - отметили в пресс-службе театра. ...
  • Кирилл Рубцов представит «Аркадию»

    Театр С.А.Д. (Содружество артистов драмы) 15 февраля представит премьеру спектакля «Аркадия» по мотивам пьесы Колина Хиггинса «Гарольд и Мод». О новой постановке рассказал «Театралу» художественный руководитель и директор театра Кирилл Рубцов. ...
Читайте также