Книга с золотым обрезом

 
Сцена из спектакля. Актеры О. Левитина и А. Скворцов
Михаил Левитин поставил новый спектакль «Пир во время ЧЧЧумы» в преддверии своего юбилея. И премьера эта стала своего рода манифестом, хотя, скорее всего, художественный руководитель и главный режиссер Московского театра «Эрмитаж» об этом и не думал
Собственно «Пир во время чумы» перемежается сценами то из «Скупого рыцаря», то из «Моцарта и Сальери», то стихотворением «Леда». Смысл в таком классическом коктейле есть, но об этом чуть ниже. Сам же спектакль – очень красивый, яркий, по-настоящему забавный и тонкий. Вот кульминационная сцена, где Моцарт (Евгений Кулаков) – в порыве вдохновения бросается к роялю – буквально взмывает ввысь на поднимающих его руках – и на перевернутой клавиатуре играет. Но не «Реквием», а увертюру из «Женитьбы Фигаро» – музыку легкую, как шампанское, которое в самом начале спектакля разливают зрителям – несколько глотков в память о Джаксоне-весельчаке, который потом будет тенью скользить меж героями этого «Пушкинского сборника».

Воплощенная Красота – это одна из Погибших, но милых созданий (Ирина Богданова) – в огромном рыжем парике, который был бы клоунским, если бы не точеное чуть грустное личико. Она идет через сцену, укрывая ее длинным зеленым шлейфом, укутывая героев, заливая призрачным зеленым светом, а поверх горит язычком пламени нелепый огромный парик.

Ощущение от спектакля, как от дорогого красивого издания пушкинских пьес – на веленевой бумаге, с золотым обрезом. И, получая удовольствие от перелистывания самих страниц, читатель смакует пусть и давно знакомые, но не менее от этого гениальные пушкинские строфы. Декорации Гарри Гуммеля – нависший над площадкой рояль кверху ножками, наклонившиеся в вихре хоровода шкафы, из которых, как американские чертики из банок, появляются герои – то из дверей выскакивают «Призраки былого» – мужские персонажи, составляющие празднично-нарядную бальную круговерть, то в дверном проеме обнаруживается Скупой. То появляется Пушкин, сыгранный Арсением Ковальским – кажется, это будет его пятый Пушкин за всю театральную карьеру, но этот лишен каких-либо пародийных черт. Он читает письма свои к Геккерну, облекая в слова боль от измены любимой женщины, мучаясь обидой и ревностью, так как мучался бы любой лавочник или инженер, а не только гений русской литературы. Но Левитин с Пушкиным не на дружеской ноге – напротив, оттого, что гений в состоянии испытывать человеческие, вполне понятные каждому чувства, его строки становятся еще ценней.

Но когда Левитин вводит в ткань пушкинского кружева Введенского (Владимир Шульга), это не выглядит чужеродно и не звучит диссонансом. Ко всему, этот персонаж одет так же, как был одет Виктор Гвоздицкий в программном спектакле Левитина «Вечер в сумасшедшем доме». Очевидно: поэт – всегда поэт, даже если говорит хулиганским обэриутским слогом.

Отрывки связаны не только артистами – скажем, Скупого и Сальери играет Борис Романов, – но и смыслом спектакля. Пусть многим очень непросто согласиться с ним. Тексты Пушкина бессмертны. Их будут читать и ставить всегда. Сегодня это совсем не звучит избитой истиной, напротив – необходимым напоминанием отчего-то забытой аксиомы. Сегодня – когда многие из авторов пишут с грамматическими ошибками, со стилистикой русского языка знакомы мало, и подобные удручающие факты выдают за достоинства, объясняя это чистотой восприятия окружающего мира. В очередной раз обратившись к Пушкину на своем творческом пути, Левитин на сей раз относится к нему, как к Поэту – романтику и гению, трагичному, просветленному и бессмертному.

Чччума – именно так, с этим тихим «Ч-ч-ч!», точно с шипением ядовитых демонов-змей. Чччума – это болезнь, причем не только окружающей нас действительности, но и сегодняшнего театра. Лекарство от этой пандемии есть, утверждает своим спектаклем Левитин. И как диагноз, как строгое предписание врача, звучат пушкинские строки из «Моцарта и Сальери»:

«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Мартовский «Театрал» уже в продаже!

    На страницах первого весеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - о чем говорил «Театралу» Сергей Юрский за несколько дней до своего ухода; - что думает историк Леонид Млечин о современных бедах; - где Ольга Прокофьева черпает вдохновенье; - в чем режиссер Лука де Фуско видит сходство между итальянский и русским театром; - как Владимир Машков вновь удивил своих зрителей; - зачем Сергею Пускепалису понадобился Лесков; - о чем болит душа у Теоны Дольниковой; - что Марк Розовский расслышал в советских песнях; - как Театр имени Пушкина довел Лондон до слез - почему Юрий Ерёмин не любит пышных торжеств; - кем гордится Иосиф Райхельгауз: «Школа современной пьесы» вернулась в свой дом; - в чем секрет обаяния Кирилла Рубцова; - может ли появиться новый тип актера: личное мнение искусствоведа Дмитрия Трубочкина; - какие сюрпризы готовит фестиваль «Мир русского театра»; - какие проблемы тревожат директоров столичных театров; - где поужинать истинному театралу; - почему Театр им. ...
  • «Всегда есть несогласные»

    В Театре наций выходит премьера мюзикла «Стиляги» в постановке Алексея Франдетти. Историю, посвященную молодежной субкультуре 50-х годов, многие помнят по одноименному фильму Валерия Тодоровского на сценарий Юрия Короткова «Буги на костях». ...
  • Театр им. Комиссаржевской «пересмотрел» «Доктора Живаго»

    Главный режиссер Санкт-Петербургского Театра им. Комиссаржевской Леонид Алимов выпускает в новой редакции спектакль «Доктор Живаго», премьера которого состоялась в феврале 2018 года. Новую версию постановки покажут 6 марта. ...
  • «Московская оперетта» готовит премьеру по Островскому

    Премьерные показы мюзикла «Доходное место» по пьесе Александра Островского пройдут 23 и 24 февраля на сцене Московского театра оперетты. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.  «Композитор Геннадий Гладков сумел создать яркую и образную палитру спектакля, добавив к современному музыкальному языку и  сегодняшним стремительным ритмам мелодические традиции XIX века. ...
Читайте также