Книга с золотым обрезом

 
Сцена из спектакля. Актеры О. Левитина и А. Скворцов
Михаил Левитин поставил новый спектакль «Пир во время ЧЧЧумы» в преддверии своего юбилея. И премьера эта стала своего рода манифестом, хотя, скорее всего, художественный руководитель и главный режиссер Московского театра «Эрмитаж» об этом и не думал
Собственно «Пир во время чумы» перемежается сценами то из «Скупого рыцаря», то из «Моцарта и Сальери», то стихотворением «Леда». Смысл в таком классическом коктейле есть, но об этом чуть ниже. Сам же спектакль – очень красивый, яркий, по-настоящему забавный и тонкий. Вот кульминационная сцена, где Моцарт (Евгений Кулаков) – в порыве вдохновения бросается к роялю – буквально взмывает ввысь на поднимающих его руках – и на перевернутой клавиатуре играет. Но не «Реквием», а увертюру из «Женитьбы Фигаро» – музыку легкую, как шампанское, которое в самом начале спектакля разливают зрителям – несколько глотков в память о Джаксоне-весельчаке, который потом будет тенью скользить меж героями этого «Пушкинского сборника».

Воплощенная Красота – это одна из Погибших, но милых созданий (Ирина Богданова) – в огромном рыжем парике, который был бы клоунским, если бы не точеное чуть грустное личико. Она идет через сцену, укрывая ее длинным зеленым шлейфом, укутывая героев, заливая призрачным зеленым светом, а поверх горит язычком пламени нелепый огромный парик.

Ощущение от спектакля, как от дорогого красивого издания пушкинских пьес – на веленевой бумаге, с золотым обрезом. И, получая удовольствие от перелистывания самих страниц, читатель смакует пусть и давно знакомые, но не менее от этого гениальные пушкинские строфы. Декорации Гарри Гуммеля – нависший над площадкой рояль кверху ножками, наклонившиеся в вихре хоровода шкафы, из которых, как американские чертики из банок, появляются герои – то из дверей выскакивают «Призраки былого» – мужские персонажи, составляющие празднично-нарядную бальную круговерть, то в дверном проеме обнаруживается Скупой. То появляется Пушкин, сыгранный Арсением Ковальским – кажется, это будет его пятый Пушкин за всю театральную карьеру, но этот лишен каких-либо пародийных черт. Он читает письма свои к Геккерну, облекая в слова боль от измены любимой женщины, мучаясь обидой и ревностью, так как мучался бы любой лавочник или инженер, а не только гений русской литературы. Но Левитин с Пушкиным не на дружеской ноге – напротив, оттого, что гений в состоянии испытывать человеческие, вполне понятные каждому чувства, его строки становятся еще ценней.

Но когда Левитин вводит в ткань пушкинского кружева Введенского (Владимир Шульга), это не выглядит чужеродно и не звучит диссонансом. Ко всему, этот персонаж одет так же, как был одет Виктор Гвоздицкий в программном спектакле Левитина «Вечер в сумасшедшем доме». Очевидно: поэт – всегда поэт, даже если говорит хулиганским обэриутским слогом.

Отрывки связаны не только артистами – скажем, Скупого и Сальери играет Борис Романов, – но и смыслом спектакля. Пусть многим очень непросто согласиться с ним. Тексты Пушкина бессмертны. Их будут читать и ставить всегда. Сегодня это совсем не звучит избитой истиной, напротив – необходимым напоминанием отчего-то забытой аксиомы. Сегодня – когда многие из авторов пишут с грамматическими ошибками, со стилистикой русского языка знакомы мало, и подобные удручающие факты выдают за достоинства, объясняя это чистотой восприятия окружающего мира. В очередной раз обратившись к Пушкину на своем творческом пути, Левитин на сей раз относится к нему, как к Поэту – романтику и гению, трагичному, просветленному и бессмертному.

Чччума – именно так, с этим тихим «Ч-ч-ч!», точно с шипением ядовитых демонов-змей. Чччума – это болезнь, причем не только окружающей нас действительности, но и сегодняшнего театра. Лекарство от этой пандемии есть, утверждает своим спектаклем Левитин. И как диагноз, как строгое предписание врача, звучат пушкинские строки из «Моцарта и Сальери»:

«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Табакова выйдет «Моя прекрасная леди»

    Премьера музыкально-драматического спектакля «Моя прекрасная леди» в постановке Аллы Сигаловой состоится 8 июня в Театре Олега Табакова. Спектакль станет версией классического мюзикла Алана Джей Лернера и Фредерика Лоу по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». ...
  • Мариинский театр впервые представит «Девушку с Запада»

    Кадр из спектакля Премьера оперы Джакомо Пуччини «Девушка с Запада» состоится 24 мая сцене Мариинского-2 в рамках XXVII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра. ...
  • В «Мастерской Фоменко» поставили «Чайку»

    Кирилл Пирогов поставил на Новой сцене «Мастерской П. Фоменко» чеховскую «Чайку». Премьера спектакля состоится 28 мая. «Тонкие кружева взаимоотношений, виртуозное владение диалогом недоговоренности, тоска по совершенству и музыкально настроенный актерский ансамбль - все, благодаря чему Антон Чехов был назван реформатором театра и драматургии, необычайно близко создателям спектакля, - рассказали в театре. ...
  • В Театре им. Комиссаржевской завелась «Женщина-змея»

    После своих недавних премьер в Санкт-Петербургском Театре им. Комиссаржевской («В осколках собственного счастья» по произведениям Жванецкого и «Мизантроп» Мольера) режиссер Григорий Дитятковский ставит спектакль по пьесе Карло Гоцци «Женщина-змея». ...
Читайте также