Выйти из кадра

Звезда фильма «А зори здесь тихие…» нашла свое счастье в Нижнем Новгороде

 
Хрупкая девушка Соня Гурвич из фильма «А зори здесь тихие…», обхватив ствол березы, читала стихи: «И вечный бой! Покой нам только снится…» Для выпускницы Саратовского театрального института Ирины ДОЛГАНОВОЙ эта роль стала судьбоносной. И единственной. Больше в крупных ролях Ирина в кино не снималась. Ее настоящая жизнь проходит в Нижегородском ТЮЗе имени Крупской, где она и сегодня играет черепаху Тортилу, матушку Крольчиху и Соседку.
«Меня обижает «периферия»

Сорок лет подряд нижегородские зрители задают ей один и тот же вопрос: «Простите, это вы играли Соню Гурвич?» И, узнав, что перед ними «та самая» актриса, неизменно удивляются: «А почему не остались в Москве?» Впрочем, Ирина и сама точно не знает, почему уехала из столицы. Она не стала ходить по киностудиям и пробоваться в новых ролях: мол, это все не по мне. Но едва получила предложение сыграть в Горьковском драмтеатре маленькие лирические роли, – не раздумывая собрала чемодан и уехала в незнакомый город. Словно унаследовала романтический характер своей Сони Гурвич…

Она могла стать ведущей актрисой советского кино (после выхода фильма предложения посыпались одно лучше другого), легко покорила бы столичную сцену, – но, видимо, из тех редких людей, для которых счастье там, где дом и семья. Ведь в Новгороде она вскоре вышла замуж, да и режиссер Борис Наравцевич предложил перейти в ТЮЗ и сыграть в его спектакле роль Виолы в «Двенадцатой ночи» Шекспира. С тех пор она не покидает эти подмостки.

–Ну разве можно сбежать от такой жизни! – говорит Ирина Долганова «Театралу». – Ведь сколько всего прожито на этой сцене! Я переиграла всех героинь детских спектаклей – Золушку, Аленушку, Суок… Играла в произведениях Гоголя и Чехова… Разве что к слову «периферия» так и не привыкла. Меня обижает это слово. Потому что нужно еще разобраться, где настоящая периферия. Я всегда хожу на антрепризные спектакли, с которыми к нам приезжают столичный артисты. Видела на сцене всех наших звезд и поняла: им вообще не важно, какой спектакль играть. Какое будет музыкальное сопровождение, какие декорации. Все упрощено, все какого-то сомнительного качества. Некоторые спектакли, которые ставят в нижегородских театрах, на голову выше столичных. Но у нас, к сожалению, нет возможности ездить по городам и показывать их.

В трамвае с Чуриковой

В Москву Ирина так и не вернулась, хотя режиссер фильма Станислав Ростоцкий готов был посодействовать. Но все же жизнь на чемоданах (пусть и во имя искусства) ее не привлекала. А на вопросы недоуменных коллег Ирина отвечала, что актерам в кино не дают развиваться, эксплуатируют один удачный образ, одно амплуа, да и работу можно ждать годами. Впрочем, после «Зорь» Ирина еще несколько раз возвращалась на киносъемочную площадку, но совсем ненадолго. Сыграла, например, эпизод в фильме Глеба Панфилова «Мать».

–Судьба свела нас с Панфиловым, когда он уже завершал съемки, – вспоминает актриса. – Меня ему кто-то посоветовал. Я сыграла мать, которая так же, как и героиня Инны Чуриковой, едет в тюрьму – навещать сына. Женщины садятся в один трамвай, разговариваются. На короткий период времени их объединяет общее несчастье, одно горе. И вот я снимаюсь у Панфилова, но все время чувствую на себе его взгляд: вроде бы все в порядке, но о чем-то режиссер недоговаривает. Оказалось, что я идеально подхожу на одну из ролей в его фильме. Он очень жалел, что не встретил меня раньше, а переснимать уже снятые сцены не было никакой возможности. Пригласил, правда, в другой свой фильм. Но начались «лихие 90‑е», киностудии рухнули.

«Мы ничего не понимали»

О дважды не сложившейся кинокарьере Ирина не жалеет. Говорит с улыбкой: «Господи, разве только в кинематографе счастье?» Ей действительно грех жаловаться на свою театральную судьбу (роли были интересными, спектакли успешными), но все же работу в «Зорях» она вспоминает до сих пор.

–Съемки были очень трудные. Работали на природе – на Севере, забирались в такие дебри, где даже для техники приходилось прокладывать отдельную колею. Никогда в жизни я не видела такого огромного болота. В его трясине можно было легко утонуть, поэтому, прежде чем нас туда запускать, целый отряд солдат прокладывал подводную дорожку и до окончания съемок дежурил поблизости.

А еще нас терзали комары. И никакие «звездочки» и прочие едкие средства не помогали… Доходило до смешного. Пленку по тем временам проявляли в Москве. То есть, отсняв эпизод, Ростоцкий посылал в столицу своего помощника, а сам приступал к последующей работе. Когда проявленную пленку привозили – все садились смотреть, нет ли брака. И сколько раз бывало, когда в отлично снятом кадре на объектив кинокамеры садился комар, которого мы прежде не заметили, – приходилось все переснимать заново. Некоторые съемки на болоте проходили весной, когда вода ледяная. И нас, чтобы уберечь от простуды и прочих осложнений, растирали спиртом.

Для меня эти съемки были настоящим испытанием. Я начала свою творческую жизнь с очень высокой планки и по сей день стараюсь к ней подтягиваться – туда, вверх. Я до сих пор благодарна Станиславу Ростоцкому за все, что он для нас сделал. Мы же девчонки были молодые, ничего не понимали, всего боялись. Он нас очень мягко вел, буквально лелеял. Меня, кстати, научил читать стихи. Когда снимали сцену с чтением стихов Блока, я вышла на площадку и начала их декламировать. Так, как нас учили в театральном училище. Станислав Иосифович тут остановил меня: «Представь себе, что ты дома, одна, взяла стихи, которые ты очень любишь и читаешь их для себя». И слова мои зазвучали совершенно иначе.

Три простые женщины

С «боевыми подругами» Ирина поддерживает отношения до сих пор. Они созваниваются на праздники, встречаются на фестивалях, ездят друг к другу в гости. Сложившуюся еще в молодости дружбу не смогли разрушить ни года, ни расстояния.

–Я не представляю себя без ТЮЗа. Конечно, сейчас я уже задействована в меньшем числе спектаклей, чем раньше. Но, последняя премьера мне очень дорога. Это спектакль по рассказам Василия Шукшина. У меня там не главная роль, а три эпизода и три образа, которые я никогда раньше не воплощала: пожилые, простые женщины, которые выходят посидеть на лавочке у дома. Обычно это неудовлетворенные жизнью люди, у которых что-то не сложилось, что-то пошло не так, как им хотелось. И теперь «уличная» жизнь других людей заменяет им собственную. Для каждой роли я разминаю себя, как пластилин. И сейчас пробовать себя в новых качествах мне как профессионалу очень интересно. Это значит, что я еще живу.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра Вахтангова

    Юрий Бутусов станет главным режиссером Театра им. Вахтангова. Об этом в субботу, 15 сентября, сообщил на сборе труппы художественный руководитель театра Римас Туминас.    – Я предложил Юрий Бутусову прийти в наш театр на должность главного режиссера. ...
  • Театр Вахтангова открыл 98-й сезон премьерой Туминаса

    Днем в субботу на Новой сцене Театра Вахтангова было не протолкнуться: по случаю открытия 98-го сезона здесь состоялся традиционный сбор труппы. В зале едва хватало мест, многие журналисты сидели на ступеньках, проходы были забиты телекамерами. ...
  • Новый сезон откроет «Васса Железнова»

    В среду, 5 сентября, в преддверии нового театрального сезона состоялся сбор труппы во МХАТе им. Горького, на котором художественный руководитель-директор театра, Народная артистка СССР Татьяна Доронина подвела итоги прошедшего сезона и рассказала о планах на будущее. ...
  • «Начинаю себя ощущать неместным»

    «Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»   Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве начинается фестиваль «Гаврош»

    В пятницу, 21 сентября, в Москве открывается международный фестиваль спектаклей для детей «Гаврош». Форум продлится до 30 сентября.  Каждый год смотр посвящен театру одной страны. На этот раз, как и шесть лет назад, организаторы пригласили театры из Германии. ...
  • «Кинастон» Евгения Писарева едет в Екатеринбург

    Театр Олега Табакова готовится посетить Екатеринбург: 24 и 25 сентября на сцене Театра юного зрителя будет показана премьера прошлого сезона, постановка Евгения Писарева «Кинастон» с Максимом Матвеевым и Анной Чиповской в главных ролях. ...
  • Финский фестиваль откроет сезон Большого театра на Новой сцене

    Оперный фестиваль в Савонлинна (Финляндия) откроет в пятницу, 14 сентября, 243-й сезон Большого театра на Новой сцене. Фестиваль представит оперу Джузеппе Верди «Отелло» в постановке Надин Дюффо.   История сотрудничества фестиваля в Савонлинна с Большим театром насчитывает более 15 лет. ...
  • В Петербурге открывается фестиваль «Александринский»

    XII международный фестиваль «Александринский» открывается в пятницу, 14 сентября, в Петербурге постановкой «Сирано де Бержерак». По словам художественного руководителям Александринского театра Валерия Фокина, в этом году форум впервые соберет не национальные театры Европы, а экспериментальные театральные проекты. ...
Читайте также