Михаил Мишин

«У нас нет комедий»

 
«№ 13» в МХТ, «Слишком женатый таксист» в Театре «Сатиры», «Смешные деньги» в «Сатириконе» – вот три московских спектакля, вспоминая которые люди довольно улыбаются и советуют своим друзьям посмотреть, несмотря на то, что попасть на них совсем не просто: билетов – не достать.
Написал эти пьесы известный на весь мир английский комедиограф Рэй Куни, а для российской публики его открыл несколько лет назад писатель и переводчик Михаил Мишин. И теперь многие театры России хотят добавить имя Куни в свою афишу, потому что это гарантия полного зала и абсолютного успеха.

– «№ 13» – спектакль, который не просто стал эталоном качественной легкой комедии, но и во многом переменил отношение к самому жанру.

– Во-первых, про отношение. Все время путаница: одно дело жанр, другое – качество. Трагедию в древности назвали высоким жанром, а комедию – низким. Но может быть скверно поставленная трагедия, и прилично поставленная комедия. Во-вторых, сами комедии. Вспомните историю нашего театра, и обнаружите: комедий у нас нет. Если за скобки вывести «Ревизора», «Горе от ума», трилогию Сухово-Кобылина, которую с трудом можно назвать комедией, и Островского, великого драматурга, непонятно почему записанного в комедиографы, то дальше – тишина… Уже не говорю о комедиях легких, фарсовых, в которых не наш излюбленный исторический «смех сквозь слезы», а обыкновенный «смех сквозь смех». Этого и не было никогда. А потребность велика, ниша существует. Естественно, афиши и забиты переводными комедиями.

– Почему сегодня так востребован жанр?

– Наш театр был храмом, кафедрой, трибуной, сталеплавильным цехом, чем угодно! И ради бога, и на здоровье – и молитесь, и вещайте, и просвещайте… Но зрителю еще хочется иногда поиграть в какие-то простые и веселые игры. Тем более сейчас, когда жизнь напряженная, ритмы рваные, нервы на взводе – и у общества вообще, и у каждого человека в частности. У него за окном ужас, на работе ужас, в телевизоре ужас, он идет в театр, и там ему рассказывают обо всем этом мировом ужасе, да еще ужасными средствами…. Человек имеет право на разрядку.

– Тогда почему в театре так немного действительно хорошо поставленных комедий?

– А самый сложный жанр. Самый уязвимый. Единственный, который дает зрителю обязательство вперед. Когда вы идете на трагический или драматический спектакль, вам ничего конкретно не обещают. А написано «комедия» – значит, вам дают обязательство, что за время спектакля вы хотя бы пару раз улыбнетесь. И это обещание надо выполнить. И желательно достойными средствами, не снимая на сцене штаны и обходясь без мата, который уже многие путают с остроумием. Что касается Куни, то его пьесы идут более чем в 40 странах. Он мастер своего дела. А его дело – комедия положений. Фарс. В лучших своих вещах он все закручивает с такой лихостью и легкостью, что диву даешься. А чем легче вещь, тем труднее ставить. Это отдельный дар. Ну, сколько режиссеров в нашем кино, которые снимали только комедии? Трое – Гайдай, Данелия, Рязанов. Да еще Алла Сурикова. А в театре чистых комедиографов вообще нет. Но если сорок раз пытаться что-то сделать, то на сорок первый глядишь – и получится. Вот с Куни уже получается кое-где. С чем я и поздравляю. И его, и вас, да и себя тоже.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • Дмитрий Быков доставлен в московскую клинику

    Самолет, транспортировавший из Уфы Дмитрия Быкова, прибыл в Москву, после чего медики сопроводили писателя в клинику. «В Москве. В клинике. Все штатно», - написала на своей странице  в Facebook жена писателя, Ирина Лукьянова. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также