Михаил Мишин

«У нас нет комедий»

 
«№ 13» в МХТ, «Слишком женатый таксист» в Театре «Сатиры», «Смешные деньги» в «Сатириконе» – вот три московских спектакля, вспоминая которые люди довольно улыбаются и советуют своим друзьям посмотреть, несмотря на то, что попасть на них совсем не просто: билетов – не достать.
Написал эти пьесы известный на весь мир английский комедиограф Рэй Куни, а для российской публики его открыл несколько лет назад писатель и переводчик Михаил Мишин. И теперь многие театры России хотят добавить имя Куни в свою афишу, потому что это гарантия полного зала и абсолютного успеха.

– «№ 13» – спектакль, который не просто стал эталоном качественной легкой комедии, но и во многом переменил отношение к самому жанру.

– Во-первых, про отношение. Все время путаница: одно дело жанр, другое – качество. Трагедию в древности назвали высоким жанром, а комедию – низким. Но может быть скверно поставленная трагедия, и прилично поставленная комедия. Во-вторых, сами комедии. Вспомните историю нашего театра, и обнаружите: комедий у нас нет. Если за скобки вывести «Ревизора», «Горе от ума», трилогию Сухово-Кобылина, которую с трудом можно назвать комедией, и Островского, великого драматурга, непонятно почему записанного в комедиографы, то дальше – тишина… Уже не говорю о комедиях легких, фарсовых, в которых не наш излюбленный исторический «смех сквозь слезы», а обыкновенный «смех сквозь смех». Этого и не было никогда. А потребность велика, ниша существует. Естественно, афиши и забиты переводными комедиями.

– Почему сегодня так востребован жанр?

– Наш театр был храмом, кафедрой, трибуной, сталеплавильным цехом, чем угодно! И ради бога, и на здоровье – и молитесь, и вещайте, и просвещайте… Но зрителю еще хочется иногда поиграть в какие-то простые и веселые игры. Тем более сейчас, когда жизнь напряженная, ритмы рваные, нервы на взводе – и у общества вообще, и у каждого человека в частности. У него за окном ужас, на работе ужас, в телевизоре ужас, он идет в театр, и там ему рассказывают обо всем этом мировом ужасе, да еще ужасными средствами…. Человек имеет право на разрядку.

– Тогда почему в театре так немного действительно хорошо поставленных комедий?

– А самый сложный жанр. Самый уязвимый. Единственный, который дает зрителю обязательство вперед. Когда вы идете на трагический или драматический спектакль, вам ничего конкретно не обещают. А написано «комедия» – значит, вам дают обязательство, что за время спектакля вы хотя бы пару раз улыбнетесь. И это обещание надо выполнить. И желательно достойными средствами, не снимая на сцене штаны и обходясь без мата, который уже многие путают с остроумием. Что касается Куни, то его пьесы идут более чем в 40 странах. Он мастер своего дела. А его дело – комедия положений. Фарс. В лучших своих вещах он все закручивает с такой лихостью и легкостью, что диву даешься. А чем легче вещь, тем труднее ставить. Это отдельный дар. Ну, сколько режиссеров в нашем кино, которые снимали только комедии? Трое – Гайдай, Данелия, Рязанов. Да еще Алла Сурикова. А в театре чистых комедиографов вообще нет. Но если сорок раз пытаться что-то сделать, то на сорок первый глядишь – и получится. Вот с Куни уже получается кое-где. С чем я и поздравляю. И его, и вас, да и себя тоже.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «Мы очень зависим друг от друга»

    Театр Олега Табакова представил публике новую редакцию спектакля Сергея Газарова «Ревизор». Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина», это будет возвращение на сцену «Табакерки» легендарной постановки прошлых лет. ...
  • В Кургане ищут директора Театра кукол

    Конкурс на должность руководителя Театра кукол «Гулливер» объявлен Управлением культуры Курганской области 20 ноября. Сообщается, что кандидаты должны иметь высшее образование в сфере культуры или образование по специальности «государственное и муниципальное управление», а также стаж работы по специальности не меньше пяти лет. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Огарев: «Никогда не считал «Макбет» мрачной пьесой»

    Накануне премьеры «Макбета» в «Школе драматического искусства» режиссер спектакля Александр Огарев ответил на несколько вопросов «Театрала». – Александр, «Макбет» пьеса, к которой многие относятся с суеверными опасениями. ...
  • В Театре Сац выходит камерный балет «Картинки с выставки»

    Серия премьерных показов камерного балета «Картинки с выставки» проходит с 21 по 23 ноября в Детском музыкальном театре им. Наталии Сац. Спектакль, созданный в сотрудничестве с венским театром Taschenoper, станет первым российско-австрийским театральным проектом в рамках только что объявленного «Года литературы и театра Россия-Австрия». ...
  • В театре МОСТ состоялась премьера – «Уроки любви»

    В московском театре «МОСТ» 14 ноября прошла первая премьера сезона – «Уроки любви» в постановке худрука театра, заслуженного деятеля искусств Евгения Славутина. Следующий показ – 4 декабря.        Спектакль поставлен по пьесе Александра Лаврина и Виктора Коркии, с которым Евгений Славутин начал работать более двадцати лет назад. ...
  • «Свет станет еще ярче»

    С 19 по 24 ноября в Музее Москвы снова идут показы премьеры режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана по мотивам драмы Пушкина «Борису Годунов».   Как сказал «Театралу» Леонид Роберман: «Если раньше, в начале моей жизни и карьеры я думал, что самое сложное – это что-то создать, то сейчас понимаю, самое сложное – это сохранить постановку в том виде, в котором она создана. ...
Читайте также