Жизнь, которую война уничтожает

Премьера «Завтра была война» в Театре им. Пушкина

 
В преддверии Дня Победы в Театре Пушкина выпустили премьеру — спектакль «Завтра была война» по одноименному роману Бориса Васильева. Режиссером постановки стал Владимир Киммельман. Спектакль, вопреки своему названию, получается совсем не о войне, а о жизни, которую эта война уничтожает: о двойственности правды, о неожиданных поворотах судьбы и о предчувствии надвигающейся беды. 
 
У спектакля «Завтра была война» априори не может счастливого конца — и об этом зрителям сообщают в самом начале первого акта. 
 
Директор Ромахин (Владимир Майзингер) вспоминает об учениках 9«Б», проекция фотографии из школьного альбома высвечивается на алом занавесе. Голос директора срывается на крик: 
 
— Герой Советского Союза летчик-истребитель Георгий Ландыс. Жора Ландыс. Марки собирал. Артем... Артем Шефер. Из школы его выгнали за принципиальность, и он доказал ее, принципиальность свою, доказал! Когда провод перебило, он сам себя взорвал вместе с мостом. Просторная у него могила, у Артема нашего!.. 
 
Борис Васильев — человек с удивительным мировоззрением. Он принадлежит к поколению писателей-фронтовиков, которые попадали на фронт, едва окончив школу. Поэтому о том, чем жили юноши и девушки, которые только вчера строили планы на жизнь, а вместо этого шагнули навстречу смерти, он знает не понаслышке. О счастливом детстве он говорит без напыщенности, без насмешки, внимательно воссоздает в текстах бытовые и психологические детали. В спектакле Театра Пушкина сохраняли те простые доверительные интонации, с которыми Борис Васильев говорил о своих современниках.
 
Воспоминание о шумном 9 «Б» классе начинается со знакомства: наивная, мечтательная Зина Коваленко (Елизавета Кононова) хочет скорее повзрослеть, чтобы нравиться мальчикам. Ее подруга — образцовая комсомолка Искра Полякова (Екатерина Рогачкова) — по-детски верит, что мир всегда должен быть справедлив по отношению к человеку, и своими руками пытается уравновесить то, что кажется ей неправильным.
 
Зина нараспев называет себя «пропадушкой», Искра говорит отрывисто, у нее каждое слово — точное, правильное и выверенное. Искра уверенно гнет свою линию — никаких сомнений, споров, исканий. Каждый герой — будь то честный мальчуган Артем Шефер (Никита Пирожков), который из-за своей принципиальности оказывается на грани отчисления, или дочь директора авиационного завода, или интеллигентная и потому кажущаяся чужой в обычном классе Вика Люберецкая (Вероника Сафонова) — старается быть честным комсомольцем и мечтает принести пользу Родине. 
 
Ученики из 9 «Б» — простые советские школьники. Они спорят, влюбляются, учатся быть мудрыми и верными, переживают первые подростковые ссоры и предательства. Словом, просто живут и готовятся вступить во взрослый мир — стать настоящими мужчинами и женщинами, швеями и авиаконструкторами, стахановцами и стахановками. 
 
Их юность проходит под аккомпанемент хора безымянных сверстников, бодрые песни о Семене Буденном, запретные стихи «упаднического» поэта Есенина и немного наивные разговоры о любви, в которых застенчивость мешает произнести главные слова. Пока будущее рисуется ребятам несбыточной мечтой, картинкой с советского плаката, но настоящая жизнь — преподносит испытания, с которыми приходится справляться по-взрослому. 
 
Ритм спектакля — неожиданно неспешный для «кинематографичного» Васильева — смакует язык прозы и добавляет литературной основе музыкальности. На сцене Театра Пушкина проза Васильева — мудрая, сентиментальная, романтичная — звучит как песня последней встречи с теми, о ком остались только теплые детские воспоминания.
 
Мир подростков помогает исследовать многоуровневая сценография. Дух советского прошлого находит воплощение в формах конструктивизма. На одной стороне вертящегося помоста — добротный советский класс со школьной доской и партами, на другой — разнообразие интерьеров советских квартир: зажиточным Люберецким отводится сразу две комнаты, заставленных книжными шкафами и роялем; у аскетичных Поляковых из убранства — железная кровать да прикроватная тумбочка. Несмотря на свое сложное устройство сцена — пространство для жизни, постоянно трансформирующееся воплощение сталинок и коммуналок, в которых все друг другу соседи. «Сердце» этой обычной жизни —  в сценографическом образе. Алая коммунистическая звезда, символ советского мировоззрения — нависает над этими простыми картинками быта незримым призраком коммунизма. 
 
В этом мире, обозначенном простыми локусами «школа-дом-дома друзей» проходит вся жизнь девятиклассников. Соприкосновение со взрослым миром — миром сталинской политики и идей социализма — происходит через родителей и учителей. 
 
Налет советской действительности — в спорах ярой комсомолки Искры и интеллигента-Люберецкого об истине, в рассуждениях директора Ромахина и Валендры о единой линии воспитания комсомольцев, в торжественных речах комиссара Поляковой о политике партии и о долге каждого гражданина. Портреты настоящих коммунистов — комиссара Поляковой (Евгения Дмитриева), начальника авиазавода Леонида Люберецкого (Андрей Кузичев), школьного завуча Валендры (Анастасия Лебедева), бывшего фронтовика-директора Ромахина — в спектакле выполнены с особой тщательностью и любовью. Нисколько не романтизируя советскую идеологию, актеры Театра Пушкина создают героев, у каждого из которых — своя правда и вера, свои убеждения и принципы. Люберецкий верит в презумпцию невиновности и свободу, комиссар Полякова — в свое государство, Ромахин — в советского гражданина, а завуч Валентина Андроновна (Валендра) — в непоколебимость государственной линии советской партии. Приверженность собственным принципам обрекает взрослых на беспросветное одиночество, пока непонятное молодым ребятам, привыкшим разделять свои печали и горести с товарищами.
 
Привычка полагаться на ближнего становится для ребят из 9 «Б» первым испытанием: пока подростки ищут ответ на вопрос, кому можно верить, они совершают первые ошибки, последствия которых придется исправлять и детям, и взрослым. 
 
Арест Люберецкого в спектакле становится тем самым поворотным событием, которое помогает проверить убеждения детей и взрослых на прочность. На вопросы, верить ли доносу и как относиться к Вике Люберецкой — дочери «предателя Родины» — каждый из героев отвечает самостоятельно, и в поисках этого ответа обнаруживает перед зрителем свою истинную породу.
 
Сама Вика — в исполнении Вероники Сафоновой — кажется не по-детски мудрой, аристократичной, сдержанной, будто бы неземной — сохраняет в этой ситуации честь и достоинство, и остается верной своим принципам: «Я ему [отцу] верю и не могу от него отказаться и не откажусь никогда». 
 
Ее решению вторят голоса вчерашних мальчишек и девчонок — одноклассников и одноклассниц. Советские школьники подвергают сомнениям те идеалы, которые им заботливо прививает литераторша-Валендра, но не предают самое главное, что есть в жизни у человека — своих близких.
 
Мир становится жестоким, общая беда — объединяет и вселяет в их души чувство коллективизма. После ареста Леонида Сергеевича пропадают контрастные миры интеллигентов-эстетов Люберецких и аскетов-партработников Поляковых, воплощенные на сцене: они превращаются в единое пространство. 
 
9 «Б» стоит за «своих» до последнего. Благодаря такому решению волевая Вика больше не является чужеродной этому советскому миру. Кажется, будто несправедливость системы, которая привела к аресту, можно исправить вовремя отправленным письмом, точным и метким словом. Роли «врагов» занимают другие: немногословный и неуместный Стамескин (Назар Сафонов), Валентина Андроновна, которая живет распоряжениями и указами партии. 
 
Однако надежду на светлое будущее разрушает известие о самоубийстве Виктории Люберецкой — в спектакле оно раздается, как гром среди ясного неба. Вика тоже остается со своими до конца — для нее необходимость очернить отца, чтобы спасти свою жизнь, означает отречение от своего прошлого, от своей жизни. Сцена похорон становится для 9 «Б» моментом истины и первым опытом настоящей взрослой жизни.
 
В финале спектакля «сердце» сцены — красная полупрозрачная звезда — трещит по швам, а свои осколки оставляет там, где раньше кипела жизнь. О себе на память ученики 9 «Б» оставляют не значки комсомольцев, но стеклянные алые паруса — символ юности, мечтательности и свободы.


Поделиться в социальных сетях: