Все ждут «Трамвая…»

 
«Трамвай «Желание» в Москве не ставили давно. Эту пьесу словно «экспроприировал» Андрей Гончаров – его спектакль 35-летней давности закрепился в сонме театральных легенд XX века
Зато теперь к нам прибывают сразу два «Трамвая…». Причем синхронно – 7 и 8 октября. Да и остановки практически совпадают. Шедевр Теннесси Уильямса выпускается по соседству, в ТЮЗе и в Театре Моссовета. Генриетта Яновская трактует его «как остро современную драму о противостоянии вымирающей интеллигенции и жлобствующего среднего класса», а Юрий Еремин, наоборот, презрев всякую социальность, сделал спектакль о любви, о страсти, о сумрачном чувственном безумии. Как сказал бы господин Коровьев, вот до чего эти трамваи доводят…

Роли сестер, Стеллы и Бланш, в «Моссовете» отданы Екатерине Гусевой и Евгении Крюковой. Тонкая изящная героиня и очаровательная простушка в «беременном» платье, с накладным животом. Одна улыбается, щурясь от яркого света, другая, загадочная и странная, предпочитает полумрак...

[%4142%]«Трамвай «Желание», пьеса 1947 года. Место действия – окраина Нового Орлеана. Бланш Дюбуа, вариант Любови Андреевны Раневской, промотав родовое гнездо, приезжает в гости к сестре и становится объектом измывательств ее мужа, Стенли Ковальски. Бланш тонка, музыкальна, знает литературу, говорит по-французски, однако у нее проблемы с алкоголем, а ее прошлое – цепь скандальных сексуальных приключений. Узнав об этом, Стенли жестоко прерывает только-только наметившийся роман свояченицы со слесарем Митчем. Митч, тихоня и маменькин сынок, знает про Бланш больше всех. Именно ему она рассказала, что много лет назад ее молодой муж застрелился, не в силах совладать с собственной бисексуальностью, а она до сих пор винит себя в его смерти и нигде не находит утешения. Тем не менее, сердце Митча закрылось, страх победил.

Стенли отвозит беременную Стеллу в роддом, а вернувшись, соблазняет, фактически насилует Бланш. В знаменитом фильме Элиа Казана, где играли Вивьен Ли и Марлон Брандо, насилие не оставляло сомнений. У Бланш помутился рассудок, Стелла под давлением мужа помещает сестру в лечебницу. Последние слова Бланш адресованы врачу: «Не важно, кто вы такой... Я всю жизнь зависела от доброты первого встречного».

«Трамвай «Желание» полон живой душевной боли. Спектакль должен звучать, как блюз, то пронзительно, то печально, не прерываясь ни на секунду, – вот чего добивается Еремин. «Делайте все в рапиде! – не жалея связок, кричит он актерам. – Чтобы одно перетекало в другое!.. Впереди должно идти внутреннее действие!..». Ну, конечно. Уильямс – это ведь американский Чехов.

[%4140%]Добродушная Стелла, забыв о себе, пытается примирить сестру и мужа, мечется между ними, искренне не понимая, что происходит.

Отстраненная Бланш пальцами гасит свечи, словно хочет обжечься, и неуверенно вальсирует по наклонному помосту.

Через помост разверзлась трещина, почти окоп. Люди на разных берегах, люди с расщепленным сознанием тянутся друг к другу, чтобы упасть в бездну или столкнуть другого. Этот прием не дает актерам расслабиться – они должны все время балансировать на краю и при этом следить, чтобы не оступилась нога, не провалился вниз грубо сколоченный табурет. Вот Крюкова случайно роняет в провал туфельку, и этот штрих тут же включается в режиссерскую партитуру…

Стенли Ковальски – Валерий Яременко. Молодой, терзаемый избытком жизненной силы. Бьет в пол мячом, будто сваи заколачивает. Он еще не вышел на сцену, а издалека уже доносится невыносимое, неотвратимое: бум! бум!! бум!!!

[%4141%]В «Трамвае…», конечно, присутствует специфическая ненависть Уильямса к брутальным, душевно тупым «натуралам», но Еремин Стенли почти оправдывает. Режиссер не на стороне мужчин и не на стороне женщин, он лишь принимает как данность тот огонь, в котором и женщины, и мужчины сгорают вместе. Скорее всего, публика не станет обвинять Стенли – Яременко, как не обвиняем мы хищников. Кто способен бороться со своей природой? Точнее: кому удавалось ее победить?

Матвей Костолевский виртуозно выбивает из синтезатора «Чаттанугу-чучу». В серых бетонных джунглях движется Александр Леньков, вагоновожатый и трамвай в одном лице. Позвякивает, покрякивает, тарахтит на несуществующих стыках воображаемых рельсов. Этот персонаж по имени Року заимствован у Сюгоро Ямамото.

На пути к публике спектакль сменил три названия: собственно авторское, затем – «Синее пианино», а в итоге на афишах стоит «В пространстве Теннесси У.». Еремина интересует мир Уильямса, дух Уильямса, настроение Уильямса. Он считает, что время социальных спектаклей миновало. Этот трамвай ушел. Каким будет следующий?

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алексей Кузнецов представит «Случайно затянувшуюся связь»

    Актер Театра им. Вахтангова, педагог Щукинского театрального института Алексей Кузнецов подготовил инсценировку спектакля «Случайно затянувшаяся связь», посвященного судьбам Осипа Мандельштама и Бернарда Шоу. Спектакль сыграют в театральном лофте «Компас» 22 и 24 октября. ...
  • В «Театре.doc» выходит премьера по стихам современного поэта

    Премьера спектакля «Мелиемелинам» по стихам современного поэта Всеволода Емелина состоится 22 октября в «Театре.doc». Постановку осуществила Мастерская Руслана Маликова, режиссера, хорошо известного постоянным зрителям театра по спектаклям «Манагер», «Синий слесарь», а также «Война молдаван за картонную коробку», «Трансфер» и «Сентябрь. ...
  • В Театре на Малой Бронной появится «Норма»

    Спектакль Максима Диденко по роману Владимира Сорокина «Норма» станет первой премьерой Театра на Малой Бронной в новом сезоне (показы пройдут 6 и 7 ноября) во «Дворце на Яузе». Как сообщал «Театрал», в связи с предстоящей реконструкцией, свои ближайшие премьеры театр выпускает на временной площадке (окончательно переезд состоится во второй половине сезона). ...
  • Миндаугас Карбаускис готовит премьеру

    Первой премьерой сезона Театра им. Маяковского (Сцена на Сретенке) станет спектакль по роману Уильяма Фолкнера «Когда я умирала». В сценической версии театра произведение получило название «Йокнапатофа» – в честь вымышленного округа на юге США, в котором разворачиваются события большинства произведений Фолкнера. ...
Читайте также