Счастливы вместе

Для Фрейндлих и Басилашвили поставили третий бенефисный спектакль

 
БДТ имени Товстоногова на время уезжает из своего исторического здания на Фонтанке – близится давно обещанный капитальный ремонт. Но прежде чем опустить занавес, здесь сыграли премьерный спектакль «Лето одного года». За столь скромным названием скрывается хорошо известная пьеса Эрнеста Томпсона «На Золотом озере», которая когда-то уже шла в Петербурге.
На большой сцене, столько видавшей за девяносто с лишним лет, появился тихий, камерный спектакль. Режиссер Андрей Прикотенко поставил его без лишнего пафоса. На этот раз из оголтелого совратителя классики (см. «Эдип-царь», «Антигону» в Театре на Литейном и другие остро-пряные интерпретации) Прикотенко превратился в уравновешенного и вдумчивого соавтора.

Правда, не удалось ему избежать компьютерной декорации: на стены белой коробки проецируются изображения. Но такова мода, и ее режиссер (совместно с художниками Петром Окуневым и Ольгой Шаишмелашвили) удачно подчиняет общему замыслу – главный герой, погруженный в воспоминания, видит прошлое через рисунки своей дочери, с которой так давно и болезненно разорваны отношения. Цветные пейзажи, портреты и вид на таинственное Золотое озеро время от времени возникают на заднике сцены (и, соответственно, в воображении героя). Олег Басилашвили играет умирание и воскрешение. Причем первой мизансцене спектакля может позавидовать любой режиссер. Старик сидит на стуле в центре сцены как прикованный. То ли не хочет, то ли не может встать. Кажется, что проходит не меньше часа этой каторги сидения. Виртуозное ничегонеделанье на сцене, насыщенное содержанием – вот что такое игра Басилашвили в первом акте. Наконец, Норман встает, нехотя семенит, едва отрывая ноги от пола, – грузный и мрачный старик, – уходит и тут же возвращается в панике. Эмоции рассчитаны как по нотам. Актер снова, как и недавно в роли князя Гаврилы в «Дядюшкином сне», находится в отличной творческой форме. Опыт, точность, юмор укомплектованы в образе мизантропа и старого ребенка.

Когда появляется жена Этель (Алиса Фрейндлих), то статика уравновешивается динамикой. Жена хлопочет вокруг, обустраивая дачное житье. Дуэт построен на контрасте двух характеров и ритмов, но вместе они – сложная музыка согласия и понимания, для которых не нужны слова. В третий раз Фрейндлих и Басилашвили – партнеры в бенефисных спектаклях БДТ (до «Золотого озера» – «Калифорнийская сюита» и «Дядюшкин сон»). Фрейндлих здесь, как и прежде, воплощение женской преданности, верности и самоотречения. Ее Этель как будто фон для страданий Нормана. Но ясно, что без нее и ее каждодневного оптимизма ему не выбраться из душевного тупика.

Старик окончательно возвращается к жизни после приезда дочери (Варвара Владимирова) с мужем (Василий Реутов) и знакомства с подростком Биллом (Андрей Хржановский) – оказывается, именно этого вектора в будущее герою тоже не хватало. Наблюдая, как старик бодро отправляется на рыбалку, как оживает, примирившись с дочерью, как настраивается на контакт с, казалось бы, утраченным миром, можно подумать, что спектакль в каком-то смысле – реклама семейных ценностей. Сентиментальная история об обретении счастья, сыгранная звездными актерами, вселяет радость в тех, кто молод и стар, кто состоялся или нет, кто всего достиг, но все равно поражен кризисом безверия и отчаяния. Апатия, усталость, тоска, сожаление о прожитом и растраченном, ужас, связанный с непобедимой физиологией (пошел за земляникой, забыл дорогу, по которой ходил сорок лет) излечимы. Профессор Норман Тэйер находит свою дорогу, как находил ее и профессор Исаак Борк у Бергмана, в снах тоже забредший на земляничную поляну. Индейские песни, что распевают члены этого заново выстроенного клана, маршируя дружным маленьким племенем, напоследок напоминают о спасительном детстве. Оно рядом до конца, и именно оно придает силы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
Читайте также


Читайте также

  • Фанни Ардан выступила в Москве

    Хрупкая фигура в строгом черном платье выходит из затемненной глубины сцены под мелодию скрипки и кажется, что звучит и поет само это тело – изящное и утонченное, как сама Франция. В свои 70 лет Фанни Ардан, знаменитая кинодива и муза Франсуа Трюффо, выглядит роскошно. ...
  • «Время премьер и дебютов»

    С 25 февраля по 3 марта в «Школе драматического искусства» состоится седьмой фестиваль театра «Три ступени лаборатории». В течение семи дней, в режиме ежедневного показа режиссеры, актеры и музыканты представят публике готовые спектакли, а также эскизы будущих постановок. ...
  • Светлана Крючкова отметит юбилей гастролями в Москве

    Светлана Крючкова впервые за 30 лет выйдет на московскую театральную сцену. В июне 2020 года она приедет в столицу с двумя репертуарными хитами БДТ им. Товстоногова. В рамках гастролей будут представлены постановки Романа Мархолиа «Игрок» и «Жизнь впереди», в которых Крючкова исполняет главные роли. ...
  • Гастроли «Гоголь-центра» пройдут в БДТ

    С 18 по 22 февраля в БДТ им. Товстоногова пройдут гастроли московского театра «Гоголь-центр». На Основной сцене петербургского театра будут представлены спектакли Кирилла Серебренникова «Маленькие трагедии» и «(М)ученик». ...
Читайте также