Секреты Елены Исаевой

 
Драматург Елена Исаева – лауреат престижных литературных премий: молодежный «Триумф», «Венец». Она получала награды Всероссийского конкурса драматургов в честь 850-летия Москвы и конкурса «Действующие лица», а также Берлинского радиофестиваля. Ее пьесы идут в театрах Москвы и многих других городов, а широкий зритель знает Елену как автора сценариев телевизионных сериалов «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина».
Труд драматурга всегда требовал особенной сосредоточенности и тишины. Но, к сожалению, современный автор, работающий дома на компьютере, вынужден мириться с тем, что его постоянно отвлекают. Ребенку необходимо узнать, чем кормить попугая, мама спрашивает, что купить в магазине, вернувшийся с работы муж требует общения. А муза – существо капризное и суеты не терпит. Елена Исаева рассказывает, что одну из своих пьес – «Счастливый Моцарт» – она писала в библиотеке. Рядом с ее домом был читальный зал, где нашлись не только интересные материалы, которые она использовала в работе, но и самое редкое столичное явление – тишина. Сюда можно было приходить с самого утра и сидеть до закрытия, рождая в этой тишине новые сюжеты. Именно так и поступала Лена, пока однажды не была обнаружена. «Я сидела за столиком у окна, вдруг поднимаю глаза и вижу: на улице стоит мой четырехлетний сын с моей мамой и радостно машет мне рукой. Ведь он меня нашел! Пришлось собрать свои тетрадки и идти к ним». Елена Исаева разрывалась между творчеством и бытом.

«Конечно, я могу писать в любом месте. Просто это отнимает гораздо больше сил. После окончания журфака МГУ я работала в многотиражке, и там мы сидели огромной толпой в одной комнатке. Один берет интервью, двое спорят, третий дозванивается куда-то, а ты сидишь, отстраняешься от всего и пишешь свой материал».

Работы становилось все больше, а пространства для творчества все меньше. Реплики героев причудливым образом соединялись с обрывками фраз из телевизора и разговором соседки с мамой. А еще были бесконечные телефонные звонки, перфоратор за стеной и тоскливые завывания соседской собаки…

И вдруг… Вдруг совершенно чудесным, почти сказочным образом у Елены Исаевой наконец-то появилось место для уединения.

В своей автобиографической пьесе «Про мою маму и про меня» Лена вложила в уста мамы такие слова: «Ты – самая красивая, талантливая, умная, добрая, самая [%2575%]чудесная девочка на свете! Чем скорее ты в это поверишь, тем лучше для тебя!» И мама действительно была и остается для Лены человеком, который ее всегда поддерживает и помогает. И помогает не только словом. Именно благодаря маме у Елены Исаевой наконец-то появилась крошечная однокомнатная квартирка, в которой она пишет свои пьесы. История ее появления похожа на сказку, но подробностей Лена раскрывать не захотела. Ибо что это за сказка – с подробностями? В свою «творческую келью» Лена ходит ежедневно как на работу. Стол, диван, шкаф с книгами. Тепло и уютно. На стенах семейные фотографии и картины, которые нарисовали и подарили друзья. Правда, прямо под окнами развернулась очередная стройка. Грохот техники заглушает тихий голос Лены: «В этой квартире я работаю уже пять лет. Рядом замечательные люди живут. С одной соседкой мы даже книжками обмениваемся. А стройка меня не отвлекает. Здесь уже такая аура сложилась, я когда сюда захожу, мне сразу хочется писать. Это срабатывает как рефлекс». Над своими телевизионными проектами Лена тоже работает здесь. «Вообще-то мне предлагали с группой сценаристов сидеть в специально оборудованном для этих целей офисе, но я противник коллективного творчества. Мне кажется, что вместе можно что-то обсудить на уровне сюжетных ходов, персонажей, но писать лучше всего в убежище».

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она!» – писал поэт. Однако не стоит думать, что Исаева – изнеженный кабинетный драматург. Однажды во время работы над одним из сериалов ее срочно вызвали из ее «творческой кельи» на съемочную площадку. «Я приезжаю на студию, а режиссер, актеры, оператор и все остальные стоят и смотрят на меня. Оказывается, сегодня внезапно заболела актриса, исполняющая главную роль. Отменить съемки нельзя! Мне ничего не оставалось, как сделать безмятежную улыбку и буквально на коленке в течение получаса переделать все сцены. По-моему, зрители ничего не заметили», – смеется Лена.

«Нет, конечно, можно мечтать о большом загородном доме или лучше даче на берегу далекого теплого моря, но, честно говоря, я счастлива и здесь. В этой маленькой комнатке я свободна!»

«Как знак Господнего участья –

В судьбе моей опять просвет…

Когда бы не было несчастий,

Я б счастья не просила, нет», –

написал другой поэт. Молодой московский поэт и драматург Елена Исаева.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также