Секреты Елены Исаевой

 
Драматург Елена Исаева – лауреат престижных литературных премий: молодежный «Триумф», «Венец». Она получала награды Всероссийского конкурса драматургов в честь 850-летия Москвы и конкурса «Действующие лица», а также Берлинского радиофестиваля. Ее пьесы идут в театрах Москвы и многих других городов, а широкий зритель знает Елену как автора сценариев телевизионных сериалов «Бедная Настя» и «Дорогая Маша Березина».
Труд драматурга всегда требовал особенной сосредоточенности и тишины. Но, к сожалению, современный автор, работающий дома на компьютере, вынужден мириться с тем, что его постоянно отвлекают. Ребенку необходимо узнать, чем кормить попугая, мама спрашивает, что купить в магазине, вернувшийся с работы муж требует общения. А муза – существо капризное и суеты не терпит. Елена Исаева рассказывает, что одну из своих пьес – «Счастливый Моцарт» – она писала в библиотеке. Рядом с ее домом был читальный зал, где нашлись не только интересные материалы, которые она использовала в работе, но и самое редкое столичное явление – тишина. Сюда можно было приходить с самого утра и сидеть до закрытия, рождая в этой тишине новые сюжеты. Именно так и поступала Лена, пока однажды не была обнаружена. «Я сидела за столиком у окна, вдруг поднимаю глаза и вижу: на улице стоит мой четырехлетний сын с моей мамой и радостно машет мне рукой. Ведь он меня нашел! Пришлось собрать свои тетрадки и идти к ним». Елена Исаева разрывалась между творчеством и бытом.

«Конечно, я могу писать в любом месте. Просто это отнимает гораздо больше сил. После окончания журфака МГУ я работала в многотиражке, и там мы сидели огромной толпой в одной комнатке. Один берет интервью, двое спорят, третий дозванивается куда-то, а ты сидишь, отстраняешься от всего и пишешь свой материал».

Работы становилось все больше, а пространства для творчества все меньше. Реплики героев причудливым образом соединялись с обрывками фраз из телевизора и разговором соседки с мамой. А еще были бесконечные телефонные звонки, перфоратор за стеной и тоскливые завывания соседской собаки…

И вдруг… Вдруг совершенно чудесным, почти сказочным образом у Елены Исаевой наконец-то появилось место для уединения.

В своей автобиографической пьесе «Про мою маму и про меня» Лена вложила в уста мамы такие слова: «Ты – самая красивая, талантливая, умная, добрая, самая [%2575%]чудесная девочка на свете! Чем скорее ты в это поверишь, тем лучше для тебя!» И мама действительно была и остается для Лены человеком, который ее всегда поддерживает и помогает. И помогает не только словом. Именно благодаря маме у Елены Исаевой наконец-то появилась крошечная однокомнатная квартирка, в которой она пишет свои пьесы. История ее появления похожа на сказку, но подробностей Лена раскрывать не захотела. Ибо что это за сказка – с подробностями? В свою «творческую келью» Лена ходит ежедневно как на работу. Стол, диван, шкаф с книгами. Тепло и уютно. На стенах семейные фотографии и картины, которые нарисовали и подарили друзья. Правда, прямо под окнами развернулась очередная стройка. Грохот техники заглушает тихий голос Лены: «В этой квартире я работаю уже пять лет. Рядом замечательные люди живут. С одной соседкой мы даже книжками обмениваемся. А стройка меня не отвлекает. Здесь уже такая аура сложилась, я когда сюда захожу, мне сразу хочется писать. Это срабатывает как рефлекс». Над своими телевизионными проектами Лена тоже работает здесь. «Вообще-то мне предлагали с группой сценаристов сидеть в специально оборудованном для этих целей офисе, но я противник коллективного творчества. Мне кажется, что вместе можно что-то обсудить на уровне сюжетных ходов, персонажей, но писать лучше всего в убежище».

«Привычка свыше нам дана, замена счастию она!» – писал поэт. Однако не стоит думать, что Исаева – изнеженный кабинетный драматург. Однажды во время работы над одним из сериалов ее срочно вызвали из ее «творческой кельи» на съемочную площадку. «Я приезжаю на студию, а режиссер, актеры, оператор и все остальные стоят и смотрят на меня. Оказывается, сегодня внезапно заболела актриса, исполняющая главную роль. Отменить съемки нельзя! Мне ничего не оставалось, как сделать безмятежную улыбку и буквально на коленке в течение получаса переделать все сцены. По-моему, зрители ничего не заметили», – смеется Лена.

«Нет, конечно, можно мечтать о большом загородном доме или лучше даче на берегу далекого теплого моря, но, честно говоря, я счастлива и здесь. В этой маленькой комнатке я свободна!»

«Как знак Господнего участья –

В судьбе моей опять просвет…

Когда бы не было несчастий,

Я б счастья не просила, нет», –

написал другой поэт. Молодой московский поэт и драматург Елена Исаева.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Алла Сурикова: «Моя любовь к театру началась с этой пьесы»

    Кинорежиссер Алла Сурикова поделилась с «Театралом» своими впечатлениями о дипломном спектакле студентов курса Михаила Борисова в Институте им. Щукина – «Лиса и виноград», предрекая ему серьёзное сценическое будущее. ...
  • Старейшей мхатовской актрисе исполнилось 95

    К юбилею Маргариты Анастасьевой, которая 10 января отметила свое 95-летие, Музей МХАТа посвятил выставку «Марго. Королева. Первая из первых». Для Художественного театра Маргарита Викторовна – легенда. Она не только служит на прославленной сцене всю свою жизнь, сыграв десятки острохарактерных ролей, но и является выпускницей первого набора Школы-студии МХАТ. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
Читайте также