Нога как откровение

Публика на ура принимает гастроли балета Парижской оперы

 
Знаменитый коллектив не был в России много лет, но любители танца не переставали по нему скучать.
Гастроли балета «Парижской оперы» проходят на сцене Большого театра. Парижане уже показали одну программу гастролей – три одноактных балета. Французский театр подтвердил репутацию одного из лучших в мире.

«Сюита в белом» – типовое произведение неоклассицизма, визитная карточка парижского репертуара. Балет создан Сергеем Лифарем – уроженцем Киева, танцовщиком «Русских сезонов» Дягилева и многолетним хореографом «Оперы». «Арлезианку» поставил француз Ролан Пети. Он широко известен не только у себя на родине, но и в России, его спектакли идут в Большом, за один из них Пети награжден Госпремией. «Болеро» знаменитого Мориса Бежара, учившемуся танцу у русских педагогов, обожала танцевать Майя Плисецкая. Как ни крути, а везде русско-французские культурные связи.

Бессюжетная «Сюита», исполнявшаяся первой, – пир рациональной элегантности. Спектакль разворачивается в черном кабинете сцены, и с первых минут заметно, что уровень танца в Париже по-прежнему высок: ювелирна работа стоп, каллиграфически ясны позы, отчетливо ощущение линии, сильно «чувство локтя» в создании ансамбля. Это редкий случай, когда технология искусства становится его эстетикой, даже тянет на откровение. Главное – что тщательность проработки деталей не мешает живому дыханию, как на рисунках Энгра. Честолюбивый Лифарь, когда в 1943 году делал «Сюиту», мечтал создать не просто спектакль, но манифест классического танца, для чего привлек к сотрудничеству трехсотлетние достижения французского балета. «Сюита» разворачивается от легкого намека на легендарного Новерра, автора барочных спектаклей XVIII столетия, к романтизму «Сильфиды» и «Жизели», от них к кокетливому академизму (эпоха хореографа Сен-Леона) и далее – к изощренной игривости постановок парижской дягилевской антрепризы. Пространство расчерчено сложной игрой пуантов, стрелами отточенных арабесков, циркульными кругами вращений. Горделивая и четкая телесная вертикаль встречается с вьющимся «растительным» орнаментом танцевальных горизонталей (прием старинных балетов), небольшие ансамбли дробятся соло и дуэтами, чтобы завершиться торжественным апофеозом. Балет на музыку Лало прекрасно станцевал кордебалет и многие (но, увы, не все) солисты. Особенно хороши были Изабель Съяравола, Хозе Мартинез, Доротея Жильбер и Матье Ганьо.

Содержание балета «Арлезианка» можно описать фразами Альфонса Доде, чьей драмой вдохновился Ролан Пети: «Девушка слыла ветреницей… Но Жан всеми силами души стремился к своей арлезианке. Он говорил: «Я умру, если мне не позволят на ней жениться». Ветреницы в балете нет вообще, есть лишь пылкие мечтания юноши о ней и скорбь от невозможности встретиться. Кульминацию (самоубийство героя) предваряет крестьянский праздник с простонародной фарандолой, чему всячески способствует терпкая музыка Бизе. Призывы влюбленной девушки из деревни (Клер-Мари Оста ярко станцевала напрасные девичьи хлопоты) не могут отвлечь парня от неудовлетворенности. Жгучие, на разрыв аорты, танцевальные монологи героя в исполнении Жереми Белингара напомнили о фразе Гейне: «Любовь – это зубная боль в сердце».

Морис Бежар сочинил «Болеро» как монолог для женщины, но впоследствии отдал его и мужчинам. Главное тут – в накатывании пластического экстаза, следующего за нарастанием эмоций в жестком ритме музыки, расчлененной барабанным боем. Хороший танцовщик или балерина должны станцевать бесконечно тягучую протяженность и передать силу желания, доходящего до взрыва, когда «ритм пожирает мелодию». Остальное понимайте, как знаете: кому привидится древнее шаманское камлание, кому – сексуальный призыв. Другие увидят поток бессознательного, философскую «пограничную ситуацию» и власть сверхчеловека над толпой. Идея самого Бежара проста: он подсмотрел ее в плясках на столах в маленьких греческих тавернах. И создал сольный гипнотический транс, похожий на «биение сердца», выражающий «сущность этого места, связывающего Восток и Запад, где рвущееся наружу одиночество танцовщика вплетается в долгую традицию». Еще проще идея композитора Равеля: он создал партитуру под впечатлением от посещения завода.

В «Парижской опере» со знаменитой музыкой состязаются премьер труппы Николя ле Риш и прима Мари-Аньес Жилло. Выступления в Москве отдали пальму первенства Ле Ришу. Он не только вверг в истерику окружающий персонажа кордебалет (как положено, в финале толпа захлестнула героя «Болеро» с головой). Танцовщик на красном подиуме вынул из публики душу, подарив ей крайнюю степень искренности, отчаянную исповедь, предельное напряжение души и тела. Овации длились долго. Самой непосредственной, а потому наиболее точной похвалой стали зрительские реплики: «Ну просто снесло крышу».

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Эдуард Бояков встретится со зрителями

    Новый художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков 7 марта в 19.00 проведет встречу со зрителями. Для участия необходимо отправить заявку на электронную почту театра. «Общение с постоянными посетителями МХАТ, с теми, кто живо интересуется его планами и перспективами, - важная составляющая стратегии театра. ...
  • В РАМТе обсудят «Проблему» Тома Стоппарда

    В РАМТе начинается образовательная программа к премьерному спектаклю Алексея Бородина «Проблема». 27 февраля социолог Виктор Вахштайн прочтет лекцию о «трудной проблеме», поднятой Томом Стоппардом. Вход свободный по предварительной регистрации. ...
  • МХТ приглашает на бесплатную лекцию Алексея Бартошевича

    В МХТ им. Чехова 27 февраля в 19.00 пройдет лекция Алексея Бартошевича «Люди Художественного театра и 1917 год». Посетить лекцию можно бесплатно по предварительной регистрации. «Лектор не претендует на концептуальное исследование проблемы «Театр и революция», - пояснили в пресс-службе МХТ. ...
  • Театральный марафон пошел на Сибирь

    Всероссийский театральный марафон, стартовавший 18 января во Владивостоке, добрался до Улан-Удэ. За это время символическую театральную эстафету уже передали друг другу Хабаровск, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Биробиджан, Благовещенск, Магадан, Анадырь, Якутск и Чита. ...
Читайте также