Рог изобилия

Летние музыкальные фестивали предлагают оперное меню на любой вкус

 
В нынешнем году 187 городов мира с готовностью принимают всех, кто любит оперу так сильно, что даже дни отпуска не желает проводить в разлуке с этой «шикарной дамой». Однако в мировом списке «ярмарок тщеславия» (коими являются все оперные форумы, хотя кто-то хочет казаться элитарным, а кто-то – демократичным) из российских городов присутствует только Петербург.
Питер представляет фестиваль «Звезды Белых ночей» – силами Мариинского театра и тех немногочисленных знаменитостей, которых харизматичному шефу Мариинки Валерию Гергиеву удалось заманить в город на Неве. На сей раз мощный отголосок «Белых ночей» докатился и до Москвы. На сцене Большого театра показали тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга», которой в полном объеме в Москве не было никогда. Монументальный и амбициозный проект по первому вживлению вагнеровского «Кольца» в российскую оперную действительность занял у театра не один год. Постановочная команда менялась трижды. Результат получился впечатляющим, но только по исторической значимости. А вот уникального артефакта из визита петербуржцев в Москву не получилось. Мариинские солисты явно не поспевают за творческой инициативой своего руководителя и не могут достойно освоить сложнейший репертуар. Конечно, если бы Гергиев смог пригласить таких певцов, как Вадьтрауд Майер и Пласидо Доминго, он приобрел бы в их лице конгениальных исполнителей, и художественный итог был бы совсем иным.

Домашняя афиша «Звезд Белых ночей» представляет куда более широкий выбор и названий, и классных певцов. Уже выступил на фестивале уникальный финский бас Мати Салминен в «Распутине». Красавица и лауреатка Госпремии Анна Нетребко появится в «Риголетто», Владимир Галузин – в «Турандот» и «Пиковой даме», знаменитый немецкий бас Рене Папе – в «Парсифале». Собственная, хотя и новая звезда Мариинки, получившая известность как «подарок принцу Чарльзу на свадьбу», Екатерина Семенчук примет участие в оперных постановках Александра Галибина – «Снегурочке» и «Пиковой даме». А главным премьерным событием стала постановка модного московского режиссера Дмитрия Чернякова «Тристана и Изольды» Вагнера.

Мариинскую труппу можно встретить и на других фестивалях. Прежде всего, в Зальцбурге. Фестиваль в городе Моцарта, самый большой и знаменитый в мире. И он действительно достоин своей репутации, по крайней мере в том, что касается количества постановок, уровня посетителей и цен на билеты. Всякий, кто добился международного признания – дирижеры, певцы, режиссеры, – стремится выступить на этом фестивале, проходящем в июле-августе в Зальцбурге. В этом году фестиваль представит семь опер, среди которых «Волшебная флейта» в постановке Грэма Вика (за дирижерским пультом будет стоять Риккардо Мути), «Травиата» с Анной Нетребко, Роландо Вилазоном и Томасом Хемпсоном в главных ролях и дирижером Карло Рицци, и «Мазепа», где главные партии исполнят Ольга Гурякова и Валерий Алексеев. Дирижировать будет Валерий Гергиев.

Другой, когда-то бывший модным, австрийский фестиваль проходит в Брегенце. Город находится на высоте 400 метров на берегу Боденского озера, южный берег которого принадлежит Швейцарии, а северный – Германии. Плавающая в озере сцена, самая большая в мире – особенность этого фестиваля. Этим летом фестиваль, где некогда много работал Владимир Федосеев, представит всего три оперы. Самой привлекательной для широкой публики будет «Трубадур», но звездных исполнителей там нет – ныне Брегенц переживает не лучшие времена.

Еще один фестиваль, где можно встретить мариинцев, – это немецкий элитный курорт Баден-Баден. Здесь наряду с «Волшебной флейтой» будут показаны две оперы Чайковского – «Чародейка» и «Пиковая дама» в питерском исполнении. Это значит, что за дирижерским пультом снова Валерий Гергиев, а Ольга Сергеева, Ольга Гурякова и Владимир Галузин в главных партиях.

Фанаты Вагнера, по традиции, отправляются в иной немецкий город – Байройт. Одной из самых известных его достопримечательностей является дом Ванфрида, где с 1874 года жил с семьей Рихард Вагнер. Сегодня в нем открыт музей, посвященный творчеству великого композитора и истории фестиваля. Здесь хранятся уникальные документы – например, переписка Вагнера с баварским королем и его меценатом Людвигом II. В саду за домом похоронены Рихард Вагнер и его супруга Козима, дочь Ференца Листа. А Дворец фестивалей Рихарда Вагнера с 1800 зрительскими местами был построен в 1872–1876 годах специально для вагнеровских фестивалей. Дворец считается самым большим оперным театром мира. Именно здесь ежегодно, со второй половины июля до конца августа, наилучшими исполнительскими силами даются вагнеровские сочинения. Нынешним летом покажут «Тристана и Изольду», «Летучего голландца» и «Тангейзера».

Еще один интересный для русской оперной души фестиваль – Глайндборнский, возглавляемый молодым дирижером Владимиром Юровским. Он покинул СССР еще ребенком и ныне сделал прекрасную мировую карьеру. Этим летом на афише фестиваля среди прочих опер – «Золушка» (в роли принца молодой тенор Максим Миронов), «Волшебная флейта», где можно услышать Роберта Ллойда, и «Отелло». Татьяну Моногарову и Джин Ригби будут поочередно душить Дэвид Рендел и Виталий Таращенко.

Есть фестивали и скромнее, и севернее. Например, в шведском городе Далхалла те, кто соскучится по родному Большому театру, будут иметь возможность освежить в памяти «Турандот» Пуччини в постановке Франчески Замбелло и Александра Ведерникова. Заглавную партию исполнят Анна Шафажинская и Людмила Магомедова. Еще на российские голоса всегда богат финский город Савонлинна. Ежегодно в июле, на крытой сцене, сооруженной во дворе древней крепости, разыгрываются оперные страсти. Здесь проводится оперный фестиваль, на который съезжаются тысячи любителей оперы со всей Европы. Кроме оперных спектаклей, во время фестиваля организуются многочисленные концерты. Поэтому билеты на оперу и номер в гостинице на этот период лучше заказывать заблаговременно. Впрочем, этот совет касается всех фестивальных центров без исключения. Наряду с финскими операми нынешним летом будет показана и вечная классика – «Аида», «Турандот», «Сказки Гофмана», «Любовный напиток». Среди исполнителей, как всегда, много русских имен, а в публике часто слышится русская речь…

Оперное путешествие на лето можно выбрать не только на любой вкус, но и в соответствии с размерами вашего кошелька.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Точки возврата не будет»

    В пятницу, 5 апреля, в Ярославль с рабочим визитом приехал художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин в сопровождении представителей Министерства культуры. Они приняли участие в общественных обсуждениях вопроса об объединении театров в Первый национальный и встретились с коллективом Волковского театра. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Театрал» это целый ряд проектов, которые мы ведем»

    Среди участников IV Московского культурного форума, проходящего в эти дни в Манеже, оказался и журнал «Театрал». Утром в субботу, 23 марта, главный редактор издания Валерий Яков и критик Ольга Егошина рассказали о международных проектах «Театрала», а помогла им в этом зам. ...
  • Встретимся на мосту...

    Под стенами Кремля, в Манеже открылся Московский культурный форум. За три дня там можно увидеть и услышать очень много чего - интересного. Из жизни театров, кино, музеев, выставок... И встретить многих известных режиссеров, актеров, художников. ...
  • «Мир русского театра»: программа объявлена!

    С 6 по 9 июня в столице Германии состоится III международный фестиваль «Мир русского театра». По инициативе «Театрала», свои лучшие постановки в Берлине представят русские коллективы из Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Молдовы и Финляндии. ...
  • Со всею пылкостью души

    Друзья, «любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Эти строки написал однажды Виссарион Белинский. ...
Читайте также