Алла Демидова

«Вкус к поэзии мне привила «Таганка»

 
Загадочность, отдельность, высокий профессионализм – актрисе Алле Демидовой подходят точные, острые и изысканные характеристики. Алла Сергеевна – образчик самостоятельно мыслящего человека, какие встречаются во все времена и которых всегда единицы. Спектакли и книги Демидовой делятся с нами ее огромным миром, который никому не навязан, но всем заинтересованным открыт. В этом номере Алла Сергеевна делится своими мыслями о классической литературе, а также утверждает, что сегодня в России по-прежнему много отличных поэтов.
– Год для вас начинается с «Пиковой дамы». Вы читаете пушкинскую прозу в Концертном зале Чайковского, в петербургской академической капелле. Как выбирается произведение для чтения со сцены?

– В данном случае не я выбирала репертуар. Идея прочесть «Пиковую даму» со сцены возникла не сегодня. С Евгением Колобовым, гениальным дирижером, мы делали «Поэму без героя» с музыкой и чтением в «Новой опере». И он как-то сказал: «Мне надоело слушать текст Модеста Чайковского в «Пиковой даме». Хочу послушать Пушкина. Давайте сделаем так же, как «Поэму без героя». Вы – чтение, а я подберу музыку». Мы это сделали, но после его смерти я не решалась сама читать со сцены «Пиковую даму». Когда в прошлом году Концертный зал Чайковского предложил мне прочесть «Пиковую даму», я согласилась. Даже объявили дату концерта. Но я без Колобова не сумела подобрать нужную музыку, и тогда название чем-то заменили. Сейчас я довольно долго подбирала музыку сама. Слушала в основном Шостаковича. И вообще слушала все, где могла найти трагическое и мистическое звучание.

– Что вас питает в работе над моноспектаклем – ритм слова, музыка? Это работа в одиночку?

– Я последние десять лет работаю с греческим режиссером Теодором Терзопулосом, мы делаем моноспектакли. Иногда еще выхожу с поэтическими вечерами. На радио «Культура» третий год веду воскресный цикл передач «Поэтический театр Аллы Демидовой». Когда у поэта я выбираю стихи, это кропотливая работа и в основном является проявлением моего сегодняшнего вкуса. Читаю с комментариями о поэте, его творчестве, с вкраплениями рассказов о себе, так как у меня ассоциативное мышление. Может быть, я издам антологию по этим передачам. Довольно личностная может получиться книжка, как ни странно: во-первых, это мой выбор стихов, во-вторых, комментарии. Вкус к устной поэзии мне привила «Таганка». «Таганка» первая начала делать поэтические вечера, но тогда мы работали командой, и вокруг театра всегда были передовые поэты, которые нам читали свои новые стихи. Были спектакли, например, «Антимиры» и «Берегите ваши лица» Вознесенского, «Под кожей статуи свободы» Евтушенко, «Павшие и живые», спектакли о Пушкине, Маяковском, Есенине. Когда Джорджо Стрелер был директором Театра наций, у него был проект «Голоса Европы». Из России он пригласил меня. И сам же поставил мне спектакль. Он заставил читать иногда с музыкой, на сцене обязательно стоял пюпитр с текстами. В этой форме я и продолжаю проводить свои концерты. Стихи напечатанные и стихи, произнесенные вслух, несут разную нагрузку. Равно как и пьеса, прочитанная лежа на диване, и спектакль в театре. Все зависит от того, кто их читает. Слушать полтора, два часа стихи трудно. Поэтому я их перемежаю музыкой и комментариями, чтобы зритель отдохнул.

– Хочу поблагодарить вас за книгу «Ахматовские зеркала», где вами построчно разбирается «Поэма без героя» Ахматовой.

– Это была долгая работа. Сейчас, слава Богу, выходят книги об Ахматовой, и даже против нее, как, например, «Анти-Ахматова». А когда я заболела этой поэмой, не было ни-че-го. Мне пришлось вылавливать и переводить информацию, добытую на международных ахматовских симпозиумах, буквально по крупицам. Собирала все – воспоминания, письма. Мне хотелось разгадать эту поэму.

– А как вы оцениваете итоги чеховского года? Что вам было интересно?

– Мне было очень интересно на симпозиуме, организованном Конфедерацией театральных союзов зимой 2010 года в доме Пашкова. Некоторые выступления были просто удивительны. Но что любопытно: когда я прочитала доклады этого симпозиума, изданные отдельной книжечкой, то восприятие мое было совершенно иным. То, что мне нравилось в устной речи, не понравилось в письменной, и наоборот. Что лишний раз доказывает, что слово звучащее несет другую нагрузку. А из спектаклей мне, пожалуй, больше всего понравились «Дядя Ваня» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова и «Дядя Ваня» Александринского театра в постановке Андрея Щербана. Румын Щербан сейчас живет в Америке, он из плеяды талантливых людей театра Восточной Европы. Например, лучшего спектакля по «Мастеру и Маргарите», чем в Бухаресте, я не видела. Кстати, в «Дяде Ване» всегда разрабатывают дядю Ваню, но он – результат. А Щербана заинтересовала причина – Серебряков и Елена Андреевна, и потому в спектакле Александринки акцент сделан на них. Чехова сейчас трудно ставить: кажется, уже все было. Но нет – есть хорошие спектакли. И все равно не забуду эфросовский «Вишневый сад». Он стал легендой. У меня сохранились дневники, черновые записи репетиций, стенограмма худсовета «Таганки» и управления культуры, принимавших спектакль. Премьера состоялась в 1975 году, и пять лет до смерти Высоцкого спектакль шел и эти пять лет очень развивался. Критика всегда оставляет след в памяти по одному спектаклю, как правило, премьерному. А я премьеры не люблю. Премьера – это только волнение. По-настоящему спектакль становится таким, как задуман, после десятого показа, не раньше. Может быть, я когда-нибудь напишу книжку «Вспоминая «Вишневый сад».

– На обложке книги Жоржа Баню «Наш театр – «Вишневый сад» – фотография из эфросовского «Вишневого сада».

– А, например, в Большом театре недавно была премьера оперы «Вишневый сад», и на программке тоже была фотография из нашего спектакля. Этот «Вишневый сад» остался легендой, фата-морганой.

– Вы участвуете в благотворительных концертах. Что они дают?

– Я всегда откликаюсь на призыв людей, которым доверяю. Мы очень давно как-то собрались – Володя Спиваков, Володя Васильев, Катя Максимова, чтобы сделать благотворительный вечер и найти деньги на реставрацию церкви, в которой венчался Пушкин. Тогда еще слово «благотворительность» было забыто и, кажется, с 1917 года ни разу не употреблялось. Нам нужно было собрать хорошую публику и, в общем, хорошие деньги. Поэтому мы решили сделать премьеру премьер. «Виртуозы Москвы» играли все новые вещи, Васильев с Максимовой сделали несколько совершенно новых номеров. Я читала «Реквием» Ахматовой с «Виртуозами» и музыкой Шостаковича, «Реквием» тогда еще не был напечатан. Я потом читала его и в Париже в зале «Плейель», аналоге нашей консерватории, в Армении после землетрясения в Спитаке. И «Реквием» всегда звучал в унисон с тем временем и событием, где это было. Мандельштам говорит: в каком бы малом не возникало трагическое, оно моментально дает общую картину мира. Может быть, поэтому трагедия считается высоким жанром. Я никогда не проверяю чистоту помыслов людей, занимающихся благотворительностью, я просто или верю, или не верю людям, которые организуют благотворительные концерты.

– А вы читаете современных поэтов?

– Да, конечно, и очень люблю. Совсем недавно открыла для себя Бориса Рыжего. Поэтов сейчас, слава Богу, много. Но кто из них останется в веках – неизвестно. В выборе я руководствуюсь только своим вкусом. Можно слышать, что Золотой и Серебряный века русской поэзии кончились. Мы не знаем, каким словом определят поэзию нашего времени, но она есть. Роза не может вырасти на помойке – ей нужна почва, так гениальный поэт не может вырасти на ровном месте. Вокруг Пушкина была плеяда поэтов, вокруг Блока было много разных поэтов, и даже в советское время, когда, казалось бы, не было почвы для поэзии, она сохранялась. В поэзии разрыва цивилизации не было. Заболоцкий, Самойлов, Слуцкий и нынешние – Чухонцев, Бродский, много других, слава Богу, продолжают традицию.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • В Москве откроют мемориальную доску Юрию Яковлеву

    В четверг, 25 апреля, в день рождения народного артиста СССР Юрия Яковлева, на стене дома, где он жил с 1980 года, состоится торжественное открытие мемориальной доски. Об этом «Театралу» сообщила пресс-атташе Театра им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • Элина Быстрицкая: «Я понимала, что мое место на фронте – рядом с отцом»

    Элина Быстрицкая не только Народная артистка СССР, лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены», она ко всему же – участница Великой Отечественной войны.  В память об актрисе, скончавшейся утром 26 апреля, публикуем интервью из архива "Театрала". ...
  • «Мы много играли вместе...»

    Народная артистка СССР Элина Быстрицкая в пятницу, 26 апреля, скончалась на 92-м году жизни.  В последние несколько лет Элина Авраамовна не играла в спектаклях, но любовь друзей и коллег к ней не меркла. Василий Бочкарёв, актёр Малого театра:  – В 1962году Леонид Варпаховский ставил спектакль «Маскарад», в котором Элина Авраамовна играла баронессу Штраль. ...
  • «Иногда две строчки открывают мир»

    Крылатая фраза «Поэт в России – больше, чем поэт…» Евтушенко более десяти лет назад стала названием литературно-поэтической рубрики, которую неизменно вел в нашей редакции сам Евгений Александрович. После ухода Евтушенко мы решили закрыть его авторскую рубрику. ...
  • «На выбор профессии повлияла атмосфера в семье»

    В рубрике «Дети закулисья» мы представляем актера, главного режиссер театра «Сфера», Александра Коршунова, продолжателя известной актерской династии – сына актрисы Екатерины Еланской, создавшей театр «Сфера», и звезды Малого театра Виктора Коршунова, внука легендарных мхатовцев Клавдии Еланской и Ильи Судакова. ...
Читайте также