Сказочный фестиваль

 
«Каштанка». Екатеринбургский ТЮЗ.
Театральный фестиваль в Новом Уренгое – один из самых молодых в России, в этом году он прошел во второй раз. Его формальное детство как нельзя лучше совпадает с избранным организаторами направлением (надо признать, рискованным): спектакли для самых маленьких.
Чистое благородство, откровенное бескорыстие – с такой программой трудно сделать имя, завоевать авторитет. Тем более во времена, когда даже тюзовское движение потерпело огромный урон от пропагандистов «театра детской скорби» и противников детской сцены вообще. В результате даже в столице МТЮЗ фактически перепрофилирован, детских спектаклей там все меньше, Центральный детский стал Молодежным, а те театры для детей, что возникли за последние полтора-два десятилетия, маломощны и не в состоянии заменить ушедших с поля боя за юного зрителя.

К общей неблагоприятной обстановке добавляется специфика города, где множество иммигрантов. Климат резко континентальный, на экранах телевизоров постоянно присутствует картинка с указанием температуры – за день перепад до 20 градусов. В Уренгое есть единственная на весь Ямало-Ненецкий автономный округ труппа с веселым названием «Кулиска». В довершение – отсутствие театрального здания, фестиваль проходит в культурно-спортивном центре, который внешне не производит внушительного впечатления, зато внутри поражает изысканностью отделки (каррарский мрамор) и огромным количеством помещений. Кажется, в нем есть все – от спортивных площадок до залов бракосочетаний. Вроде бы театральный фестиваль в таких условиях должен быть всего лишь одним из череды мероприятий и не привлекать особого внимания.

На самом деле руководитель комплекса, она же председатель оргкомитета Надежда Шагрова, дерзнув на уникальную акцию, тщательно ее продумала. Организация едва ли не безупречна, начиная с того, что участники фестиваля имеют возможность видеть все спектакли. Обычно на такого рода празднествах, включая самые крупные, типа «Маски», труппы появляются лишь для того, чтобы сыграть свое представление (иногда приезжают утром того же дня), и исчезают на следующий же день, не увидев работ своих коллег. В таком случае фестиваль превращается лишь в показ для критиков.

В Уренгое все могли и посмотреть друг друга, и принять участие в обсуждениях спектаклей, чтобы убедиться – критерии разбора одинаковы, нет двойного стандарта, к труппам, завоевавшим известность, относятся столь же требовательно (если не более), как и к начинающим. К тому же – еще одно свидетельство продуманности – значительное число семинаров, мастер-классов и прочих сопутствующих мероприятий, которые сразу выдают серьезность намерений. Словом, с точки зрения идеологически-технологической фестиваль с забавным – одновременно указующим и на географию, и на возраст зрителя – названием «Я – мал, привет!» может послужить образцом.

Содержательная часть определена подзаголовком – «Сказочный фестиваль», однако на деле сказками не ограничивается. Возможно, это обусловлено сегодняшним театральным рынком, на котором качество утренников весьма невысоко. Олег Лоевский, у которого собственный фестиваль в Екатеринбурге, рассказывал, что за последнее время просмотрел около 60 детских спектаклей, из которых лишь 1–2 обладали должным уровнем художественности. Как бы то ни было, сказка была основной, но не единственной составляющей фестивального набора.

Из несказочных выделялась знаменитая «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа – спектакль, который объехал полмира, не утеряв своей трогательности и изящества. Конечно, внимательному глазу были заметны шероховатости, связанные в первую очередь с размерами зала, – обычно представление проходит в камерном помещении для меньшего количества публики. Но это неизбежные фестивальные издержки, главное сохранилось (несмотря на юбилей – 175-й спектакль), и герои – Каштанка, Гусь, Свинья, Кот – запомнились маленьким зрителям. Те еще с трудом воспринимают текст сам по себе, поэтому в постановке Вячеслава Кокорина зрительный ряд дополнял и объяснял чеховское слово.

Питерский театра марионеток «Кукольный дом» привез «Карнавал», спектакль без слов, на музыку Шумана. Были опасения: будут ли слушать и понимать. Понимали действительно не все, спрашивали у взрослых, не всегда получая верные ответы. Но, даже не понимая, сидели очарованными. Конечно, карнавальных персонажей узнать вряд ли смогли, кто такой Арлекин или Панталоне, вряд ли определяли, но характеры их чувствовали безошибочно. Сострадали бедной бабочке, которая, попав в сачок, теряет пыльцу; тревожились, когда Смерть распахивала люк преисподней, откуда вырывался адский свет; похоже, даже различали три пары влюбленных – страстную, романтическую и клоунскую… Вероятно, им трудно было формулировать свои ощущения, но само наличие ощущений безусловно – в зале царила внимательная тишина.

Работа режиссера Александра Максимычева, художника Татьяны Мельниковой и актрисы Элины Агеевой кажется почти безукоризненной. Не опускаться до уровня детского сознания, но дотягиваться до их чувств – это классическое определение можно бы поставить эпиграфом к работе «Кукольного дома».

Те же – и совершенно иные – марионетки продемонстрировал гость фестиваля театр «Ам Фаден» («На нитках»). Куклы здесь не только много больше по размеру, но они еще и стилизованы, словно сошли со страниц средневековых рукописей или со стен готических соборов. Сама история о «Звездноглазом пастухе», который отказывается пожелать здоровья чихающему королю, прозрачна, все дело в тех испытаниях, которым подвергается герой. Животные, в клетки которых он попадает – медведь, дикобразы, змеи, – вызывали буйный восторг аудитории: они были необычны и в то же время узнаваемы, смешны и страшны. Взрослому, который уже видел это представление, все равно трудно было определить, куда смотреть – то ли на укрощаемых зверей, то ли на Хельгу Бреме и Карла Реттенбахера, которые умудрялись работать одновременно с несколькими куклами. Дети получали еще и наглядный урок – какими разными могут быть сами куклы и как по-своему можно с ними обращаться.

Тем более что был и еще кукольный спектакль – хозяев фестиваля, уренгойской «Кулиски». Древнегреческие мифы в спектакле «Жил-был Геракл…» дали возможность игры масштабов: маленький герой лазил по горам, гоняясь то за ланью, то за Цербером, в то время как поданный крупным планом Эврисфей плел коварные интриги. В пьесе Михаила Бартенева присутствует некоторая монотонность, которую режиссер Алексей Гусаров и художник Олег Катаргин пытались преодолеть чисто театральными средствами – не без успеха.

С куклами соревновались актеры драматические: Театр для детей и молодежи из Старого Оскола (его лидеры входят в число организаторов «Я – мал, привет!») привез сразу два спектакля: трагичный по мироощущению «Ганс мой Еж» и – вне конкурса – «Сказку о четырех близнецах». Последний показался более удачным – там уже в сюжете заложена возможность актерских трансформаций, когда один исполнитель играет всех заглавных героев.

Сегодня дети находятся под информационным обстрелом, им навязываются – прежде всего на ТВ – образцы, зачастую далекие от собственных национальных традиций. Противодействовать мощному напору решился Новый театр кукол из Краснодара, который привез «Озорную ярмарку» – опыт обращения к фольклору, скоморошинам, народному абсурду.

В итоге получился довольно представительный срез сегодняшнего театра для маленьких. Сможет ли развиваться фестиваль, зависит еще и от отношения к детям не только театральных работников.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончался актер Андрей Харитонов

    Известный актер театра и кино Андрей Харитонов скончался в воскресенье, 23 июня, на 60-м году жизни, похоронят актера в Киеве.   «Андрея сегодня не стало… Ушел из жизни всеми любимый, талантливый и необыкновенно красивый человек. ...
  • Театр кукол им. Образцова просит о помощи

    В редакцию «Театрала» поступило письмо от коллектива Театра кукол им. Образцова: - Дорогие друзья, 12 июня в 14.30, в День России, куклы Театра Образцова вместе с коллективом выходят на улицу. Под символом нашего театра, под знаменитыми часами мы собираемся записать театрализованное обращение на горячую линию президента. ...
  • «Это назначение грозит гибелью»

    В День России, 12 июня, коллектив Центрального театра кукол им. Образцова вышел на улицу, чтобы выразить своего рода протест против назначения заместителем директора ГЦТК Юрия Шерлинга, из-за которого, по, словам артистов, в театре сложилась «нездоровая обстановка», обусловленная «угрозами увольнения» и «обвинениями в некомпетентности». ...
  • Умер Франко Дзеффирелли

    Итальянский режиссер Франко Дзеффирелли ушел из жизни в возрасте 96 лет. Об этом сообщил мэр Флоренции Дарио Нарделла. «Я хотел, чтобы этот день никогда не наступил, – написал Нарделла в своем блоге в Twitter. – Франко Дзеффирели ушел сегодня утром». ...
Читайте также


Читайте также

  • Французские ангелы впали в Rage

    Театры кукол – не такие уж частые гости на Чеховском фестивале. Обычно за эту область отвечает Филипп Жанти – кукольник, маг и волшебник визуального и предметного театра. Но в этом году гостям смотра удалось познакомиться с новым коллективом – известной труппой театра марионеток «Ангелы на потолке», тоже из Франции. ...
  • Театр Марка Розовского едет в Авиньон

     С 5 по 28 июля в рамках внеконкурсной программы Авиньонского театрального фестиваля театр «У Никитских ворот» представит спектакль «Папа, мама, я и Сталин», поставленный по автобиографической повести художественным руководителем театра Марком Розовским. ...
  • Молодые силы

    Летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского» инициирован московским Губернским театром – тем, что шесть лет назад возник в Кузьминках под художественным руководством Сергея Безрукова. Как понятно из названия, фестиваль привозит в столицу работы из провинции, делая акцент на традициях русской психологической школы в актерской игре. ...
  • Новосибирский театр оперы и балета выступит в Будапеште

    Балетная труппа Новосибирского театра оперы и балета открывает гастроли в Будапеште. В рамках Летнего фестиваля, который ежегодно проходит в столице Венгрии, сибирские танцовщики представят балет Адольфа Адана «Жизель, или Вилисы» в хореографической редакции Никиты Долгушина, информирует пресс-служба Министерства культуры. ...
Читайте также