Сказочный фестиваль

 
«Каштанка». Екатеринбургский ТЮЗ.
Театральный фестиваль в Новом Уренгое – один из самых молодых в России, в этом году он прошел во второй раз. Его формальное детство как нельзя лучше совпадает с избранным организаторами направлением (надо признать, рискованным): спектакли для самых маленьких.
Чистое благородство, откровенное бескорыстие – с такой программой трудно сделать имя, завоевать авторитет. Тем более во времена, когда даже тюзовское движение потерпело огромный урон от пропагандистов «театра детской скорби» и противников детской сцены вообще. В результате даже в столице МТЮЗ фактически перепрофилирован, детских спектаклей там все меньше, Центральный детский стал Молодежным, а те театры для детей, что возникли за последние полтора-два десятилетия, маломощны и не в состоянии заменить ушедших с поля боя за юного зрителя.

К общей неблагоприятной обстановке добавляется специфика города, где множество иммигрантов. Климат резко континентальный, на экранах телевизоров постоянно присутствует картинка с указанием температуры – за день перепад до 20 градусов. В Уренгое есть единственная на весь Ямало-Ненецкий автономный округ труппа с веселым названием «Кулиска». В довершение – отсутствие театрального здания, фестиваль проходит в культурно-спортивном центре, который внешне не производит внушительного впечатления, зато внутри поражает изысканностью отделки (каррарский мрамор) и огромным количеством помещений. Кажется, в нем есть все – от спортивных площадок до залов бракосочетаний. Вроде бы театральный фестиваль в таких условиях должен быть всего лишь одним из череды мероприятий и не привлекать особого внимания.

На самом деле руководитель комплекса, она же председатель оргкомитета Надежда Шагрова, дерзнув на уникальную акцию, тщательно ее продумала. Организация едва ли не безупречна, начиная с того, что участники фестиваля имеют возможность видеть все спектакли. Обычно на такого рода празднествах, включая самые крупные, типа «Маски», труппы появляются лишь для того, чтобы сыграть свое представление (иногда приезжают утром того же дня), и исчезают на следующий же день, не увидев работ своих коллег. В таком случае фестиваль превращается лишь в показ для критиков.

В Уренгое все могли и посмотреть друг друга, и принять участие в обсуждениях спектаклей, чтобы убедиться – критерии разбора одинаковы, нет двойного стандарта, к труппам, завоевавшим известность, относятся столь же требовательно (если не более), как и к начинающим. К тому же – еще одно свидетельство продуманности – значительное число семинаров, мастер-классов и прочих сопутствующих мероприятий, которые сразу выдают серьезность намерений. Словом, с точки зрения идеологически-технологической фестиваль с забавным – одновременно указующим и на географию, и на возраст зрителя – названием «Я – мал, привет!» может послужить образцом.

Содержательная часть определена подзаголовком – «Сказочный фестиваль», однако на деле сказками не ограничивается. Возможно, это обусловлено сегодняшним театральным рынком, на котором качество утренников весьма невысоко. Олег Лоевский, у которого собственный фестиваль в Екатеринбурге, рассказывал, что за последнее время просмотрел около 60 детских спектаклей, из которых лишь 1–2 обладали должным уровнем художественности. Как бы то ни было, сказка была основной, но не единственной составляющей фестивального набора.

Из несказочных выделялась знаменитая «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа – спектакль, который объехал полмира, не утеряв своей трогательности и изящества. Конечно, внимательному глазу были заметны шероховатости, связанные в первую очередь с размерами зала, – обычно представление проходит в камерном помещении для меньшего количества публики. Но это неизбежные фестивальные издержки, главное сохранилось (несмотря на юбилей – 175-й спектакль), и герои – Каштанка, Гусь, Свинья, Кот – запомнились маленьким зрителям. Те еще с трудом воспринимают текст сам по себе, поэтому в постановке Вячеслава Кокорина зрительный ряд дополнял и объяснял чеховское слово.

Питерский театра марионеток «Кукольный дом» привез «Карнавал», спектакль без слов, на музыку Шумана. Были опасения: будут ли слушать и понимать. Понимали действительно не все, спрашивали у взрослых, не всегда получая верные ответы. Но, даже не понимая, сидели очарованными. Конечно, карнавальных персонажей узнать вряд ли смогли, кто такой Арлекин или Панталоне, вряд ли определяли, но характеры их чувствовали безошибочно. Сострадали бедной бабочке, которая, попав в сачок, теряет пыльцу; тревожились, когда Смерть распахивала люк преисподней, откуда вырывался адский свет; похоже, даже различали три пары влюбленных – страстную, романтическую и клоунскую… Вероятно, им трудно было формулировать свои ощущения, но само наличие ощущений безусловно – в зале царила внимательная тишина.

Работа режиссера Александра Максимычева, художника Татьяны Мельниковой и актрисы Элины Агеевой кажется почти безукоризненной. Не опускаться до уровня детского сознания, но дотягиваться до их чувств – это классическое определение можно бы поставить эпиграфом к работе «Кукольного дома».

Те же – и совершенно иные – марионетки продемонстрировал гость фестиваля театр «Ам Фаден» («На нитках»). Куклы здесь не только много больше по размеру, но они еще и стилизованы, словно сошли со страниц средневековых рукописей или со стен готических соборов. Сама история о «Звездноглазом пастухе», который отказывается пожелать здоровья чихающему королю, прозрачна, все дело в тех испытаниях, которым подвергается герой. Животные, в клетки которых он попадает – медведь, дикобразы, змеи, – вызывали буйный восторг аудитории: они были необычны и в то же время узнаваемы, смешны и страшны. Взрослому, который уже видел это представление, все равно трудно было определить, куда смотреть – то ли на укрощаемых зверей, то ли на Хельгу Бреме и Карла Реттенбахера, которые умудрялись работать одновременно с несколькими куклами. Дети получали еще и наглядный урок – какими разными могут быть сами куклы и как по-своему можно с ними обращаться.

Тем более что был и еще кукольный спектакль – хозяев фестиваля, уренгойской «Кулиски». Древнегреческие мифы в спектакле «Жил-был Геракл…» дали возможность игры масштабов: маленький герой лазил по горам, гоняясь то за ланью, то за Цербером, в то время как поданный крупным планом Эврисфей плел коварные интриги. В пьесе Михаила Бартенева присутствует некоторая монотонность, которую режиссер Алексей Гусаров и художник Олег Катаргин пытались преодолеть чисто театральными средствами – не без успеха.

С куклами соревновались актеры драматические: Театр для детей и молодежи из Старого Оскола (его лидеры входят в число организаторов «Я – мал, привет!») привез сразу два спектакля: трагичный по мироощущению «Ганс мой Еж» и – вне конкурса – «Сказку о четырех близнецах». Последний показался более удачным – там уже в сюжете заложена возможность актерских трансформаций, когда один исполнитель играет всех заглавных героев.

Сегодня дети находятся под информационным обстрелом, им навязываются – прежде всего на ТВ – образцы, зачастую далекие от собственных национальных традиций. Противодействовать мощному напору решился Новый театр кукол из Краснодара, который привез «Озорную ярмарку» – опыт обращения к фольклору, скоморошинам, народному абсурду.

В итоге получился довольно представительный срез сегодняшнего театра для маленьких. Сможет ли развиваться фестиваль, зависит еще и от отношения к детям не только театральных работников.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Мир русского театра» завершает прием заявок

    IV Международный фестиваль «Мир русского театра» 2 февраля завершает прием заявок на участие в форуме 2020 года. Напомним, смотр, организованный журналом «Театрал» и некоммерческим фондом «Мир Театрала», представляет спектакли русскоязычных театральных коллективов зарубежных стран. ...
  • Фестиваль «Золотая маска» стартует 25 января

    Конкурсная программа ХХVI Фестиваля Национальной театральной премии «Золотая маска» откроется 25 января в Москве показом мюзикла «Стиляги» Театра наций. Об этом информирует в среду пресс-служба фестиваля. «В числе первых участников конкурсной программы значатся спектакли Большого театра и Московского музыкального театра им. ...
  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
Читайте также