Памяти Марины Голуб

«Надо уметь любить»

 
Марина Голуб – одна из ведущих актрис МХТ им. Чехова. Ее таланту были подвластны самые разнообразные роли и характеры, а неуемная энергия не позволяла замыкаться в рамках театра – Марина снималась в кино, вела телевизионные шоу и осваивала педагогическую деятельность. 6 декабря прошлого года Марина стала лауреатом премии «Звезда Театрала» за роль Вассы Железновой в одноименном спектакле.
– Роль Вассы Железновой – большой подарок в моей жизни. Я смогла в ней воплотить то, о чем мечтала. Это роль моей судьбы. И она очень современная. Я играю сегодняшнюю женщину, со всеми обстоятельствами. Хочу признаться, что режиссер спектакля Лев Эренбург поначалу не собирался со мной работать. В данном случае я проявила некую волю, жесткость и терпение. И сделала так, что стала с ним работать. И режиссер меня не просто слышал, он меня почувствовал. В нашей работе не все шло гладко, были и жесткие моменты. Очень жесткие. Я помню, у меня не хватало перехода от одной сцены к другой. Роль же сокращена, нет многих моментов, связанных с революцией, с демагогическими высказываниями, которые сейчас не нужны. И мне показалось, что я нашла этот мостик-переход. Но режиссер был категорически против. Как же мы бились, доказывая каждый свою правоту. Мы кричали друг на друга и в буфете театра, и в коридоре. Я кричала просто визгом: «Нет, я скажу эти слова здесь». В какой-то момент он сдался и разрешил мне воплотить эту задумку. А потом сказал, что я была права, и получилось хорошо. Это приятно. В конечном счете мы смогли преодолеть все наши разногласия. Илья Эренбург удивительно терпеливый по отношению к артистам. И невероятный умница. Знаете, если режиссер готов с тобой работать и он в тебя верит, все получится. Надо уметь слышать, уважать друг друга, любить, в конце концов. Я понимаю, что бывают ситуации, когда режиссер самоутверждается на актерах. Начинает унижать их и при этом ничего не дает взамен. И ты понимаешь, что тебе не просто скучно, а смертельно скучно работать с этим человеком. Вот в такую историю я не иду. Я заранее знаю, с кем работаю, могу себе позволить право выбора. А бывает, ты не видишь, не чувствуешь материал и вдруг раз – и получилось что-то невероятное. Когда Кирилл Семенович Серебренников делал «Пластилин», никто не мог понять – что это? И только я сразу догадалась, что это будет шедевр.

– Говорят, Кирилл Серебренников довольно жесткий режиссер. Как вам с ним работается?

– Вы знаете, у него есть воля и очень точное знание того, чего он хочет. Тем не менее он идет от артистов. Предлагает какие-то вещи, правильную форму, правильность интонации, которая ему нужна. У него есть свое видение темы, материала, и так и должно, наверное, быть. Но он дает невероятную свободу и очень любит, когда актеры импровизируют. Кирилл всегда говорит: «Один актер – один спектакль, другой актер на эту же роль – другой спектакль». Это очень важно. Он выстраивает роль с учетом индивидуальности. Поэтому у него очень точный кастинг. Я иногда переживаю, что он меня не взял в ту или иную работу, но потом в конечном результате понимаю, что Кирилл правильно сделал и именно эта актриса нужна в спектакле. Он удивительно выпускает. Становится невероятно жестким, к нему невозможно подойти с какими-то делами, отвлекающими от спектакля. Он превращается в такую ракету атомную. Невероятная энергия. Работает с раннего утра до ночи. Мне кажется, он даже не ест, а только пьет воду. Он худеет, глаз горит. Но при этом работает невероятно. Я обожаю его на выпуске.

– Насколько мне известно, Серебренников предложил вам заняться педагогической деятельностью.

– Мне предложили поставить со студентами Школы-студии МХАТ «Сон в летнюю ночь». Вообще, так получилось, что Кирилл сыграл в моей творческой жизни очень важную роль. Он очень много для меня сделал, и даже мой приход во МХТ произошел с его легкой подачи, был им поддержан. Я понимала, что в какой-то момент буду все равно работать в этом театре, но Кирилл сумел все организовать так, что это случилось раньше.

– Несмотря на разнообразие образов, созданных вами в театре и в кино, наверняка есть та роль, что еще не сыграна.

– Мне бы очень хотелось сыграть Зойку в «Зойкиной квартире». И хотя она помоложе меня, я бы нашла образ, как-то перевоплотилась. Еще я бы хотела сыграть мамашу Кураж. Может быть, леди Макбет. Ну, наверное, какие-то серии ролей из Островского, не буду сейчас называть, но там есть мои героини. Хотела бы сыграть какую-нибудь современную западную пьесу. Может быть, героиню пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф», прекрасная роль. Мне бы хотелось сыграть какую-то камерную историю, трагическую и тихую. Я хочу научиться играть Чехова. Например, с удовольствием сыграла бы Аркадину в «Чайке». Это моя роль, она мне близка.

– Любите жить на острие страстей?

– Ну так это же интересно. Я люблю сильные эмоции. Знаете, я счастливая женщина – в моей жизни было любви очень много. Я трижды была замужем и со всеми бывшими мужьями сохранила хорошие отношения. От первого мужа, с которым я прожила совсем мало, у меня дочь. И хочу я или не хочу, это важный факт. С мужем я рассталась очень быстро, а девочка-то прекрасная моя со мной. Со вторым мужем я прожила довольно-таки долго, и он является моим другом до сих пор. Вадик очень хороший человек, и я его люблю. Вместе с ним мы пишем сценарии, а еще он хороший фотограф. С третьим мужем – Толей – мы работаем в одном театре. Он очень хороший актер, интересный. С ним была довольно-таки сложная история, теперь у него большая семья, и дай бог ему счастья! Пускай у него все в жизни будет хорошо. У меня тоже все хорошо! Я считаю, что важно не просто плыть по жизни, а самому делать ее. Организовывать. Уметь сделать выводы из своих ошибок: поменять что-то в себе, в ситуации, в окружении. И идти дальше. Ведь можно сниматься, играть где ни попадя, а можно от чего-то отказаться, подождать что-то другое. И в это время вырасти, как-то подняться и стать несколько другим человеком. Тогда начинают приходить и другие роли, и другие люди. На самом деле мы куем свое счастье. Прожив достаточно лет, теперь я могу сказать, что это абсолютно так. Мне многие говорят, что от меня в этой жизни уже ничего не зависит, у меня все предначертано. Но все равно, несмотря на то, что, наверно, есть где-то там наверху некий план по поводу меня, я стараюсь идти сама на ощупь, пробовать, не бояться этого. Конечно, не обходится и без ошибок. Мои основные ошибки из-за чувств, из-за любви, как это у женщин бывает. Потому что я человек страстный, влюбляющийся, доверчивый, открытый и бескорыстный. И кто-то начинает этим пользоваться. Ну, это нормально – ты даешь собою пользоваться, и тобой будут пользоваться. Это тоже один из моих выводов. Я пожизненно сталкиваюсь с предательством. И получала очень болезненные удары. Но вот удивительная вещь, не держу никогда зла и готова сказать своим врагам: «Ты меня прости, что я тебя так раздражаю». Видно, так меня создал Господь и мои родители. Я вам хочу сказать, что если начинаешь как-то правильно жить, то тебе дают возможность подсказывать, что ты идешь правильным путем. Вообще, надо все замечать, что касается тебя. Надо быть внимательным к своей жизни. И по отношению к другим жизням, потому что это все очень взаимосвязано. Ты сделаешь ошибку, а эта ошибка потом на ком-то скажется. Даже когда в твоей жизни начинается что-то плохое, поворачиваешь это в положительную сторону и говоришь: «Значит, это дано для того, чтобы ты замедлила свой бег». Надо жить в радость. Не надо ни на что сетовать. Можно из жизни сделать катастрофу и ужас. А можно сделать счастье и радость. И принести ее другим людям.
  • Нравится

Самое читаемое

  • «Это путь к гибели театра»

    Юрий Бутусов разделяет тревогу Константина Райкина по поводу строительства нового здания Российского государственного театра «Сатирикон». Об этом режиссер сказал «Театралу» во вторник, 14 ноября, комментируя заявление, которое худрук «Сатирикона» сделал накануне вечером. ...
  • Александр Калягин: «Нас хотят выкинуть за обочину общественной жизни»

    Вечером в среду, 8 ноября, в СТД завершилось заседание, на котором Александр Калягин, худруки и директора столичных театров (в их числе Алексей Бородин, Олег Табаков, Марк Захаров, Кама Гинкас, Мария Ревякина, Евгений Писарев) призвали пересмотреть законы, регулирующие творческие процессы. ...
  • «Я несколько лет жизни потерял на этом судебном заседании»

    Целый ряд существенных заявлений, которые 8 ноября Александр Калягин сделал на чрезвычайном заседании СТД, касались прежде всего несовершенства правовой системы. По мнению председателя Союза, в стране развернута «кампания по дискредитации культурной сферы», которая «ведется по нескольким направлениям». ...
  • «Развернута кампания по дискредитации культурной сферы»

    В среду, 8 ноября, состоялась большое чрезвычайное заседание расширенного секретариата Союза театральных  деятелей, об итогах  которого руководство СТД  сообщило на пресс-конференции. Председатель СТД Александр Калягин так объяснил собравшимся журналистам  важность сегодняшней встречи: «Речь идет о человеческом достоинстве, речь идет о личностях, речь идет о страхе, речь идет о том, что правомерно и неправомерно». ...
Читайте также


Читайте также

  • Анатолий Адоскин: «Это было мне предназначено…»

    Актер Анатолий Адоскин в четверг, 23 ноября, отмечает 90-летие. Уже более 50 лет он работает в Театре имени Моссовета и успешно снимается в кино. Но сам актер главным в своей жизни считает исследовательскую работу, изучение творчества поэтов пушкинской поры. ...
  • Дмитрий Хворостовский: «Красивый голос – это только аванс»

    После двух с половиной лет борьбы с тяжелым заболеванием Дмитрий Хворостовский ушел из жизни в ночь на 22 ноября на 56-м году жизни. В память о выдающемся баритоне, чей талант вызывал восторг и согревал сердца, хочется напомнить интервью артиста «Театралу». ...
  • Эймунтас Някрошюс: «Надо ценить ежедневную жизнь»

    Во вторник, 21 ноября, Эймунтас Някрошюс отмечает 65-летие. По случаю юбилея «Театрал» приводит фрагаменты интервью режиссера нашему изданию.   О судьбе …Мне действительно повезло. Как-то все совпало. Как, бывает, выигрываешь в лотерее. ...
  • «Аморальность политиков – вот что особенно опасно»

    Вечером в понедельник, 20 ноября, в Театре им. Вахтангова пройдет вечер памяти народного артиста СССР Михаила Ульянова. Впрочем, вспоминают его не только в родном театре. Союз театральных деятелей, например, подготовил большую фотовыставку в память о своем экс-председателе (1986-1996). ...
Читайте также