Театру чужд онлайн

Как в Италии ищут альтернативы трансляциям спектаклей

 
В то время как в России только запретили проведение культурно-зрелищных мероприятий, Италия вот уже на протяжении почти месяца пытается осмыслить новые формы существования театра, лишенного одного из главных своих составляющих – и нет, это не площадки, которые были закрыты 8 марта, а зрители.

Театры молчаливо подчинились декрету правительства, однако в соцсетях стали возникать споры: что нам делать? И речь в данном случае шла не только об экономике, но и о вопросах онлайн стриминга и тех возможностях, которые дает театру интернет. Как театру стоит использовать эти новые технологии и стоит ли их использовать вообще?

Может быть, лучше закрыться в репетиционных чатах и обсуждать новые темы, с которыми театр вынужден будет выйти к зрителям после карантина?


Один из главных театров страны – Piccolo в Милане – после объявления декрета от 8 марта тут же разместил в своем фейсбуке пост с решением дирекции театра не проводить онлайн стриминги спектаклей и сконцентрироваться на формировании будущего репертуара.

Одновременно с этим вышло несколько провокационных статей, которые запустили цепочку глобальных размышлений на тему, не является ли желание театров заполнять возникшую пустоту театральным онлайн-продуктом – реакцией на инстинктивный страх пустоты? Не является ли это симуляцией отношений между зрителем и актером, которая в результате не станет процессом продуктивного взаимодействия? Может быть, театрам лучше остановиться, задуматься и использовать это время для решения тех проблем, на решение которых у нас просто не было времени?

Так, например, Симоне Пачини, создатель веб-портала Fattiditeatro, в своем профиле на Facebook 11 марта разместил пост: «Видеотеатр – уродливый, скучный, его никто не смотрит. Лучше почитать книгу, посмотреть Netflix или выпить вина».


И буквально через несколько дней запустил в Инстаграме проект #amukinamonamour («Амукина» – итальянский бренд обеззараживающего средства для рук), где ежедневно стал проводить встречи с актерами, режиссерами и драматургами, чтобы попытаться зафиксировать изменения, происходящие с театром и с нашим восприятием театра в эти дни, создать некий свидетельский театр онлайн.

Один из наиболее влиятельных театральных критиков Италии Андреа Поркедду предложил вернуться к чтению значимых театральных книг, четко обозначив свое негативное отношение к трансляциям: «Стриминг, Skype, WhatsApp, видео бесценны, очень полезны для конференций, дискуссий, анализа, даже для тонких и утонченных эротических игр, но театру нужно больше. Он сделан из плоти».

Многие театральные компании быстро поняли, что конкурировать с основным ньюсмейкером – короновирусом – вряд ли им под силу. А обычная трансляция спектакля в сети в эпоху телевизионного binge eating и предельно загрязненного киберпространства не имеет смысла. Уровень восприятия сидящего в темном зале зрителя значительно отличается от восприятия человека, держащего планшет в руках. Соответственно технология взаимодействия с ним должна отличаться.

Тем более одной из наиболее обсуждаемых среди теоретиков искусства тем в последнее время стала тема одиночества, покинутости, как на глобальном уровне (Италия, оставленная Европой без помощи), так и на личностном.


Миллионы итальянцев оказались закрыты в своих квартирах без возможности выходить на улицу. Поэтому театры решили напрямую обратиться к зрителю через видео чаты и тем самым дать почувствовать зрителям, что они не одни. 

Наиболее интересный проект был предложен музеем дизайна Triennale, который объединил в себе элементы живого перформанса и виртуального путешествия по галерейному пространству. С 3 марта на своем канале в Инстаграм музей транслирует видеопреформансы, участником которых становятся танцоры, музыканты, актеры, философы, журналисты. Отправной точкой этих выступлений стал «Декамерон» Джованни Боккаччо, в котором рассказывается о группе молодых людей, которые в 1348 году в течение десяти дней вынуждены были оставаться за пределами Флоренции, где в то время бушевала эпидемия чумы. Чтобы скоротать время они рассказывали друг другу истории.

Campsirago Residenza основным инструментом коммуникации выбрало телефон: ежедневно 32 артиста звонят случайным людям и рассказывают им сказки. 


Кроме того, объединение зрителя и театра оказалось возможно за счет сближения переживаемого опыта. За последние недели было создано несколько театральных проектов, в которых актеры в разных формах рассказывают о своей жизни в карантине. #HOMESWEETHOME – новый проект компании EgriBiancoDanza. Он посвящен исследованию через танец пространства дома.  А театральная компания Casa Fools в Турине транслирует в прямом эфире проект под названием «Карантин в пижаме», в котором Луиджи Орфео, Роберта Калия и Стефано Сарторе рассказывают о карантине с точки зрения актеров, лишенных возможности выходить на сцену и репетировать. Помимо этого сотни актеров ежедневно общаются со своими зрителями на личных страницах в Фейсбуке и Инстаграме, поют песни, читают стихи, танцуют и устраивают флешмобы.

Некоторые театры решили обратиться к аудио формам. Radio 3 Suite запустило серию программ «Голоса  сцены» – аудио фрагменты спектаклей , которые должны были быть выпущены в эти дни и были отменены. Этот формат позволяет пересмотреть наше отношение к визуальному потреблению и подключить воображение зрителя.

На момент написания статьи ситуация в России не была настолько критичной, как в Италии. Итальянцы наблюдают по центральным каналам, как из Бергамо военные грузовики вывозят тела, а  сегодняшние новости сообщают о почти 800 погибших за сутки. Стало ясно, помимо всех экономических и бюрократических проблем, с которыми придется столкнуться системе, как только она вернется к нормальному состоянию, ее ждет и другое испытание – очевидно, что премьеры, которые готовились до карантина, уже не могут быть выпущены. В тот день, когда театры откроют свои двери перед ними будет уже другая публика. Театру придется отвечать уже на другие вопросы.

Театральная повестка полностью изменилась. Вопросы миграции или усиление правовой политики кажутся уже не столь актуальными. Все больше людей задумываются о единстве Европы, о новых формах гуманизма о вопросах одиночества и изоляции.


Итальянское общество переживает общую коллективную травму и многие театральные практики уже сегодня должны быть готовы работать с этой травмой, изучать новые коммуникационные технологии, переосмыслять место театра в обществе. Особенно это важно для итальянского театра, который к сожалению, давно перестал быть театром быстрого реагирования, способным говорить со зрителем на одном языке. 
 
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Кирилл Крок: «Никто не потеряет в деньгах за месяц вынужденного простоя»

    О том, что для российского театра наступило время нешуточных испытаний, – за примерами далеко ходить не надо. В ежедневных заметках и опросах «Театрала» – обзор ситуации, которая, к сожалению, ощутимо ударила по билетному рынку. ...
  • БТК подготовил онлайн-программу

    Большой театр кукол подготовил онлайн-программу. В течение дней изоляции театр будет публиковать на своей странице «ВКонтакте» видеозаписи культовых спектаклей репертуара, а кроме того, предложит зрителям целый ряд активностей вместе с артистами. ...
  • «Культура на аппарате ИВЛ»

    В «мировой войне» против Covid-19 одним из самых уязвимых «фронтов» – и не только в России – оказалась культурная индустрия, которая рискует не пережить затянувшийся карантин. «Театрал» выяснил, как спасают культуру – в частности государственные и независимые театры – лидеры ЕС: Германия, Великобритания и Франция. ...
  • Константин Райкин: «Иногда полезно поскучать друг по другу»

    Художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин анонсировал новую поэтическую программу. Об этом сообщает в пятницу пресс-служба театра. В дни всеобщей изоляции худрук обратится к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. ...
Читайте также