«Пред великою да сказочной страною»

Прозу Сергея Клычкова поставили на сцене Художественного театра

 
На Малой сцене МХТ им. Чехова сыграли премьеру «Сахарного немца» Сергея Клычкова. Режиссер-постановщик Уланбек Баялиев — ученик Сергея Женовача – предъявил публике роман автора, расстрелянного в 1937, практически забытого, сценической судьбы не имевшего.
 
«Бог в нас верить перестал», - загогочет былинный богатырь-возница Петр Еремеевич (Ростислав Лаврентьев) и вдруг сожмется сердце ужасом перед открывшейся пустотой пропасти...  И ты понимаешь, что фраза русского коренника, везущего на своей тройке всю нашу жизнь, могла бы стать эпиграфом к мхатовской постановке.
 
Могла бы она стать эпиграфом и к «Грозе», которую Уланбек Баялиев поставил на сцене Театра им. Вахтангова. И к его «Железнова Васса. Мать», поставленной в Свердловском театре драмы. Бог не верит в обитателей Калинова, которые довели до самоубийства пылкую и нежную женщину Катерину. Катерина (Евгения Крегжде) мечется в тесном пространстве города на Волге (река рядом дышит парусами и влажными ночами) и некому пожаловаться, не с кем поделиться, не в ком найти сочувствие. Один только Кот (Виталис Семеновс) способен к состраданию к горю молодой невестки (именно Кот приносит ее из реки). Когда люди себя не жалеют, где ж тут жалости к другому взяться?
 
Спектакль «Железнова Васса. Мать» начинается со сбивчивого дыхания умирающего хозяина дома. Сам лежит в стеклянной комнате за красными портьерами, а его предсмертный хрип разносится по притихшему дому. Вслушивается в хрип хозяйка – Васса, статная, породистая, гордая красавица вслушивается в хрипы мужа с затаенным нетерпением: скорей бы!
 
Ирина Ермолова играет Вассу отнюдь не злодейкой. Скорее — деловой женщиной, которая очень неохотно делает гнусности во имя сохранения дела и только ради него. Ее поступки логичны, выверены, только результат их страшен: смерти, разрушенные души сыновей, опустевший дом. Она предлагает дочери Анне (Татьяна Малинникова) и невестке Людмиле (Ольга Мальчикова) перебираться жить к ней. Три красавицы на авансцене в финале смотрят в зрительный зал, говорят о саде (кажется, впервые в горьковской пьесе звучит такой прямой перифраз с финалом чеховских «Трех сестер»). Но от видения в саду этих трех фигур почему-то страшно... Вот уж Бог в эти мечты не верит.
 
«Сахарный немец», пожалуй, лучшая на нынешний день постановка Уланбека Баялиева и наиболее цельная. 10 лет, по его собственным словам, он возвращался мыслью к прозе Сергея Клычкова, расстрелянного, забытого, вычеркнутого из истории литературы и соответственно театра. Где-то в архивах наших органов среди других конфискованных рукописей хранится и пьеса Клычкова, написанная для Художественного театра. Когда-нибудь исследователи-почерковеды из Института мировой литературы начнут изучать этот Клондайк. И сколько там мы обнаружим сокровищ!
 
А пока — в качестве первого шага — имя Сергея Клычкова все-таки появилось на афише театра, с которым он мечтал работать.
 
Роман «Сахарный немец» построен на прочном фундаменте личного опыта. Сергей Клычков отдал своему герою  Миколаю Зайцеву и свое рождение «в малиннике», и свои военные вигилии, и свою тягу к поэтическому творчеству. Но рассказана в духе лукавых повестей Николая Лескова, где быль и сказка сплетены так туго, что не разорвать, а чудеса входят в самую что ни на есть обыденность на каждой странице. И история стояния солдат из Чертухино во главе с зауряд-прапорщиком с ласковым прозвищем Зайчиком увидена автором точно с высоты птичьего полета какой-нибудь сказочной птицы Сирин али Алконост.
 
Черное крыло этой птицы будет мелькать в спектакле. А в финале и вовсе появится чернокрылая фигура с женским лицом и обовьет черными крылами героя...
 
Птица смерти кружит и над берегом Счастливого озера, и над песками Двины, и над Чертухиным, и над Петроградом, куда герой выберется практически случайно... Кружит над солдатами (часть отряда утопит прямо в землянках поднявшаяся ночью Двина). Кружит над невестами и женами, которые годами не могут дождаться своих коханых. Клаша (Надежда Жарычева) — жена Зайчика «в духе» выйдет замуж за другого. А Пелагея Пенкина понесет от чужого ребенка, и не выдержав угрызений совести, - совершит самоубийство.
 
Сцены Пелагеи (Ксении Тепловой) и ее мужа Прохора — самые страстные и самые теплые в насыщенном теплом и страстью спектакле. Как взлетает в его руках, как ластится, как тянет друг к другу этих людей, которые физически не могут жить в разлуке. «Скучают» не умом, но всем телом, той «скукой», от которой и впрямь можно удавиться.
 
Персонажей Клычкова, наверное, мог бы нарисовать Филонов, умевший писать современников на фоне вечности.

Художник Евгения Шутина создала лаконичный и убедительный образ страны с пасмурной серенькой погодой и жилищами-времянками. Деревянные разъезжающиеся панели становятся то избой, то дверями вагона-теплушки, то стенками землянки. Все неустойчиво, все случайно. На авансцене и в глубине — шеренги солдатских кирзовых сапог (то ли оставшихся от убитых, то ли ожидающие новую волну мобилизованных). Композитор Фаустас Латенас создал акустическое пространство мира с «долгим эхом» и протяжным раздольем песней-плачей.

Уланбек Баялиев нашел точный ритм и поэзию сказа, разворачивающегося не столько сюжетными поворотами, сколько все новыми действующими лицами.
 
Для актеров МХТ встреча с героями Клычкова оказалась подарком. Давно прекрасные актеры - Алена Хованская (она и музыкальный руководитель постановки), Надежда Жарычева, Дмитрий Сумин, Ксения Теплова, Алексей Агапов, Ростислав Лаврентьев, Артем Волобуев, Николай Сальников, Антон Ефремов, - не встречались с прозой такого уровня и толка. Большинство исполнителей играет по нескольку ролей, меняя костюмы, грим, пластику, интонации, создавая точные и убедительные типажи наших соотечественников. Убедительна и трогательна Алена Хованская в роли матери Клаши. Точными немногими штрихами рисует Николай Сальников писаря Пек Пекача. Победительно хорош Дьякон (Артем Волобуев): хмельной, с хитрым прищуром глаз и подковыркой в каждой фразе. «Пойду у царю и попрошу меня расстричь, потому как в Бога не верю!». Он провоцирует собеседников и острым глазом ловит их реакцию. Гнилой мужичонка, но ведь и страждущая душа, ищущая истины...
 
Но главным открытием спектакля стал Миколай Митрич Зайцев, Зайчик. Валерий Зазулин играет его крупно, рисуя фигуру цельную, натуру идеальную. Чистый трогательный мальчик с чуть оттопыренными ушами верен и заветам родителей, и присяге, и нравственному закону, который столь же незыблем как звезды на небе... Столь же незыблем? Не дождавшись его с войны, выходит замуж  любимая. Полроты односельчан гибнет из-за головотяпства командира Палона Палоновича Тараконова (Алексей Агапов создает до слез узнаваемый, живучий при всех режимах русских тип). И вот Зайчик берет винтовку и палит в вышедшего набрать из Двины воды немца. И... убивает его. А заодно растаптывает в своей душе  главную заповедь...
 
Спектакль начинался песней-зачином: «Как душа с телом расставалась». Казалось, что это про одного человека, а выяснилось, что про целую страну. Улетела крестьянская душа. Отвернулся Бог. А что ангелы? Как вздохнули однополчане Зайчика: «Ангелы спят, когда бесы дерутся».
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
  • Вышел в свет апрельский «Театрал»!

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - как русские театры выживают в разгар пандемии в Италии, Франции и Германии: интервью с руководителями этих театров - почему Оскарас Коршуновас видит в Чехове современного автора; - какие общественные тенденции напоминают политологу Екатерине Шульман о театре абсурда; - о чем самом важном забыли авторы поправок в Конституцию: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; - как стать номинантом премии «Звезды Театрала», не допустив ошибок; - что помогает сохранять достоинтсво в условиях страха: беседа с художественным руководителем РАМТ Алексеем Бородиным; - какие семейные связи с Лениным обнаружил Александр Ширвиндт; - почему Евгения Симонова для Зои Кайдановской непререкаемый авторитет; - где поужинать истинному театралу; - зачем придуман Всемирный день театра: колонка Дмитрия Трубочкина; - что роднит Нонну Гришаеву с Людмилой Гурченко; - зачем Евгений Писарев, Вера Алентова и Виктория Исакова дают «Ложные признания»; - каким музеям карантин – не помеха; - где купить «Театрал»; - какие сюрпризы готовит для зрителей Театр Джигарханяна: интервью с директором; - где развеять скуку в апреле: репертуары и афиши Москвы и Санкт-Петербурга; - как выиграть билет в Московский ТЮЗ: конкурс от «Театрала». ...
Читайте также