«Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»

В Казанском БДТ поставили спектакль про времена и власть

 
Читатели, конечно, узнали крылатую фразу Евгения Шварца, которую мы вынесли в заголовок. Впрочем, вариантов было множество, поскольку в спектакле Казанского БДТ им. Качалова шварцевская ирония обрела очевидную злободневность.
 

Узнаются здесь фразы из «Обыкновенного чуда» и «Тени», многое режиссер Александр Славутский «подправил», кое-что сократил, создав сценическую версию, в которой всё так пугающе знакомо.

Дракон, который вот уже 400 лет держит в страхе всех горожан, заставив поверить в то, что его тирания основана исключительно на служении народу и безграничном радении за его благополучие, - образ во все времена актуальный.

Евгений Шварц написал свою пьесу в 1943 году, вложив в нее, разумеется, единственно тогда возможный антифашистский смысл. Убить дракона – значит не только избавиться от диктатора, но и самое непростое – победить человеческую природу, которая покорно приняла такого правителя, подселив его в свои сердца.

 Последующие эпохи наделили пьесу новыми смыслами: она  воспринималась и как мощное антисталинское высказывание, разоблачающее многомиллионные репрессии, «железный занавес» и сфабрикованные аресты, часто звучала в той или иной степени остроумно-привлекательно, но, к сожалению, никогда не теряла своей актуальности.

Вот и спектакль Казанского БДТ им. Качалова про времена и власть (безотносительно к какой-либо конкретной эпохе), все равно получился – абсолютно из наших дней. Для Александра Славутского «Дракон» - это  прежде всего современная история о нашем времени, о людях, которые видят то, что хотят видеть и слышат то, что хотят слышать.
 Именно горожане становятся одним из главных действующих лиц спектакля.  В роскошных костюмах они шествуют городу, сквозь полупрозрачные сетчатые стены которого по небу плывут облака, они танцуют и распевают гимны, восхваляют дракона,  и вовсе не желают, чтобы их спасали. Черно-серые наряды, штампованно-блёклые украшения на модницах, однообразно «счастливые» выражения лиц…

Сценография Александра Патракова решетчатыми прутьями плотно окольцовывает город с его «сказочной жизнью», которую Дракон оберегает ценой одной-единственной жертвы в год. Но этому обряду уже столько лет, что жители (включая потенциальных жертв), легко с ним смирились, повторяя сакральную фразу: «Единственный способ избавиться от дракона – иметь своего собственного». К нему привыкли, находя оправдания всем его поступкам.

Разговором о нынешнем дне спектакль звучит, в том числе,  благодаря трем актерским работам – Марата Голубева в роли Дракона, Ильи Славутского в роли Бургомистра и Павла Лазарева в роли Ланцелота.

И если Ланцелот (на фото) на протяжении всего действия – этакий благородный рыцарь – уверенный в себе молодой человек, решивший для спасения города сражаться с Драконом, то динамика ролей двух других персонажей напоминает скорее кардиограмму беспокойного инфарктника – настолько они переменчиво-многогранны.

Появления Дракона ждут недолго (Александр Славутский вообще давний приверженец остросюжетных историй).

На фоне серой, но, конечно же, довольной жизнью, толпы Дракон появляется словно старый, уставший  кутюрье – в ярко-красном, не по здешним меркам вычурном пальто, увенчанном меховым воротником, в белом лоснящемся парике, в дорогих очках в роговой оправе (конструктор театральных костюмов Екатерина Борисова). У Льва Толстого где-то есть фраза: «старый мальчик». Такое же впечатление вызывает и этот Дракон.

Дракон Марата Голубева (на фото вверху) -  тиран амбициозный, властный, но, несомненно, трусливый, постоянно ждущий подвоха. Дрогнет щека при первой встрече с Ланцелотом на мертвецки-бледном лице, появится тревожная хрипотца в голосе во время диалогов с горожанами, проскочат нотки слабости и сомнения в убедительно строгих речах большого правителя.

Этот Дракон хоть и дьявол во плоти, но в уме ему не откажешь – он знает все слабые стороны человеческой природы – играет на них, манипулируя людьми, что доставляет ему садистскую радость.

Не меньше удовольствия доставляет манипуляция людьми и Бургомистру. Илья Славутский (на фото) сыграл градоначальника типичным хамелеоном, который бесконечным обманом и демагогией подстраивается под любые перемены – льстит и славословит Дракону, угрожает Ланцелоту в надежде, что тот откажется от схватки. Но поскольку Ланцелота остановить не получается, то пускает в ход всевозможные приемы и штучки из своего богатейшего арсенала начальственной риторики.
Манкирует, притворяется, беспрерывно «играет на нервах», стараясь пробиться в душу юного героя. Колоритные переливы эмоций и настроений поначалу вызывают в зрительном зале гомерический хохот, но ближе к финалу, когда, как известно Дракон все-таки погибает от схватки, а Бургомистр присваивает себе ключевую роль в победе и объявляет президентом города, –смех сменяется тишиной. Всё слишком знакомо и жизненно.

В день присяги, положив правую руку на вековой свод законов, Бургомистр смахнет скупую мужскую слезу, поблагодарит всех горожан за оказанное ему доверие, а уже в следующей сцене приступит к репрессиям. Рождение нового Дракона состоялось на наших глазах. Для Александра Славутского у этой сказки не может быть счастливого конца: и внезапно вернувшийся Ланцелот вынужден, взяв за руку свою Эльзу (на фото),  уйти из города, жителей которого он освободил от Дракона, но никогда не сможет спасти от них самих.  

Заиграет музыка, над городом начнется иллюминация, с неба обрушится золотой дождь и горожане, приветствуя новую жизнь, погрузятся в веселье. И только сваренный из металлических прутьев занавес медленно отгородит их от зрителей, замкнув город в свои объятия.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Евгений Цыганов и Юлия Снигирь сыграют Пинтера

    Юрий Погребничко выпускает в Театре около дома Станиславского спектакль «Пинтер для всех/ Легкая боль» – «комедию угрозы», где всё смешно до тех пор, пока ужас ситуации не выйдет наружу. Сюжет спектакля строится вокруг диалога мужа (Евгений Цыганов) и жены (Юлия Снегирь). ...
  • Выходит в свет январский «Театрал»

    На страницах январского номера (см. подписка) вы прочтете: зачем Александра Захарова пошла на риск со спектаклем "Капкан" Марка Захарова; что дал театрам и театралам Год театра: интервью с зам. ...
  • В «Сатириконе» пропишется «Дорогая Елена Сергеевна»

    В театре «Сатирикон» начались репетиции психологической драмы по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Постановщик – выпускник мастерской Камы Гинкаса в Высшей школе сценических искусств Владимир Жуков. ...
  • «Это колоссальный исторический труд»

    В Москве проходит Всероссийский форум СТД, посвященный завершающемуся Году театра. Одним из его итогов станет выпуск Театральной энциклопедии, первый том которой выйдет в мае 2020 года, а последующие –весной 2021 и 2022 годов. ...
Читайте также