«Единственный способ избавиться от дракона – это иметь своего собственного»

В Казанском БДТ поставили спектакль про времена и власть

 
Читатели, конечно, узнали крылатую фразу Евгения Шварца, которую мы вынесли в заголовок. Впрочем, вариантов было множество, поскольку в спектакле Казанского БДТ им. Качалова шварцевская ирония обрела очевидную злободневность.
 

Узнаются здесь фразы из «Обыкновенного чуда» и «Тени», многое режиссер Александр Славутский «подправил», кое-что сократил, создав сценическую версию, в которой всё так пугающе знакомо.

Дракон, который вот уже 400 лет держит в страхе всех горожан, заставив поверить в то, что его тирания основана исключительно на служении народу и безграничном радении за его благополучие, - образ во все времена актуальный.

Евгений Шварц написал свою пьесу в 1943 году, вложив в нее, разумеется, единственно тогда возможный антифашистский смысл. Убить дракона – значит не только избавиться от диктатора, но и самое непростое – победить человеческую природу, которая покорно приняла такого правителя, подселив его в свои сердца.

 Последующие эпохи наделили пьесу новыми смыслами: она  воспринималась и как мощное антисталинское высказывание, разоблачающее многомиллионные репрессии, «железный занавес» и сфабрикованные аресты, часто звучала в той или иной степени остроумно-привлекательно, но, к сожалению, никогда не теряла своей актуальности.

Вот и спектакль Казанского БДТ им. Качалова про времена и власть (безотносительно к какой-либо конкретной эпохе), все равно получился – абсолютно из наших дней. Для Александра Славутского «Дракон» - это  прежде всего современная история о нашем времени, о людях, которые видят то, что хотят видеть и слышат то, что хотят слышать.
 Именно горожане становятся одним из главных действующих лиц спектакля.  В роскошных костюмах они шествуют городу, сквозь полупрозрачные сетчатые стены которого по небу плывут облака, они танцуют и распевают гимны, восхваляют дракона,  и вовсе не желают, чтобы их спасали. Черно-серые наряды, штампованно-блёклые украшения на модницах, однообразно «счастливые» выражения лиц…

Сценография Александра Патракова решетчатыми прутьями плотно окольцовывает город с его «сказочной жизнью», которую Дракон оберегает ценой одной-единственной жертвы в год. Но этому обряду уже столько лет, что жители (включая потенциальных жертв), легко с ним смирились, повторяя сакральную фразу: «Единственный способ избавиться от дракона – иметь своего собственного». К нему привыкли, находя оправдания всем его поступкам.

Разговором о нынешнем дне спектакль звучит, в том числе,  благодаря трем актерским работам – Марата Голубева в роли Дракона, Ильи Славутского в роли Бургомистра и Павла Лазарева в роли Ланцелота.

И если Ланцелот (на фото) на протяжении всего действия – этакий благородный рыцарь – уверенный в себе молодой человек, решивший для спасения города сражаться с Драконом, то динамика ролей двух других персонажей напоминает скорее кардиограмму беспокойного инфарктника – настолько они переменчиво-многогранны.

Появления Дракона ждут недолго (Александр Славутский вообще давний приверженец остросюжетных историй).

На фоне серой, но, конечно же, довольной жизнью, толпы Дракон появляется словно старый, уставший  кутюрье – в ярко-красном, не по здешним меркам вычурном пальто, увенчанном меховым воротником, в белом лоснящемся парике, в дорогих очках в роговой оправе (конструктор театральных костюмов Екатерина Борисова). У Льва Толстого где-то есть фраза: «старый мальчик». Такое же впечатление вызывает и этот Дракон.

Дракон Марата Голубева (на фото вверху) -  тиран амбициозный, властный, но, несомненно, трусливый, постоянно ждущий подвоха. Дрогнет щека при первой встрече с Ланцелотом на мертвецки-бледном лице, появится тревожная хрипотца в голосе во время диалогов с горожанами, проскочат нотки слабости и сомнения в убедительно строгих речах большого правителя.

Этот Дракон хоть и дьявол во плоти, но в уме ему не откажешь – он знает все слабые стороны человеческой природы – играет на них, манипулируя людьми, что доставляет ему садистскую радость.

Не меньше удовольствия доставляет манипуляция людьми и Бургомистру. Илья Славутский (на фото) сыграл градоначальника типичным хамелеоном, который бесконечным обманом и демагогией подстраивается под любые перемены – льстит и славословит Дракону, угрожает Ланцелоту в надежде, что тот откажется от схватки. Но поскольку Ланцелота остановить не получается, то пускает в ход всевозможные приемы и штучки из своего богатейшего арсенала начальственной риторики.
Манкирует, притворяется, беспрерывно «играет на нервах», стараясь пробиться в душу юного героя. Колоритные переливы эмоций и настроений поначалу вызывают в зрительном зале гомерический хохот, но ближе к финалу, когда, как известно Дракон все-таки погибает от схватки, а Бургомистр присваивает себе ключевую роль в победе и объявляет президентом города, –смех сменяется тишиной. Всё слишком знакомо и жизненно.

В день присяги, положив правую руку на вековой свод законов, Бургомистр смахнет скупую мужскую слезу, поблагодарит всех горожан за оказанное ему доверие, а уже в следующей сцене приступит к репрессиям. Рождение нового Дракона состоялось на наших глазах. Для Александра Славутского у этой сказки не может быть счастливого конца: и внезапно вернувшийся Ланцелот вынужден, взяв за руку свою Эльзу (на фото),  уйти из города, жителей которого он освободил от Дракона, но никогда не сможет спасти от них самих.  

Заиграет музыка, над городом начнется иллюминация, с неба обрушится золотой дождь и горожане, приветствуя новую жизнь, погрузятся в веселье. И только сваренный из металлических прутьев занавес медленно отгородит их от зрителей, замкнув город в свои объятия.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ирина Мирошниченко станет героиней «Мхатовских пятниц»

    На Малой сцене МХТ им. Чехова 6 марта состоится очередной вечер из цикла «Мхатовские пятницы». Героиней первой весенней пятницы станет народная артистка России Ирина Мирошниченко. «Ирину Мирошниченко можно по праву назвать звездой, дивой, живой легендой, - отметили в пресс-службе театра. ...
  • Кирилл Рубцов представит «Аркадию»

    Театр С.А.Д. (Содружество артистов драмы) 15 февраля представит премьеру спектакля «Аркадия» по мотивам пьесы Колина Хиггинса «Гарольд и Мод». О новой постановке рассказал «Театралу» художественный руководитель и директор театра Кирилл Рубцов. ...
  • Мариинский театр готовит премьеру «Снегурочки»

    Впервые театр представит две версии весенней сказки Римского-Корсакова: одна по полной версии партитуры, другая по сокращенной – для детей. Режиссер Анна Матисон (это уже третья ее оперная работа в Мариинском театре) поместит Берендеево царство в новый временной контекст и знакомый по пьесе Островского сюжет, который «только притворяется детской сказкой», развернет в неожиданном ракурсе. ...
  • Мастерская Кудряшова репетирует спектакль про дирижеров

    Режиссер Григорий Добрыгин и артисты Мастерской Олега Кудряшова (ГИТИС) готовятся представить на сцене театра «Практика» спектакль «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании». Премьера состоится 3 марта. ...
Читайте также