Призрак бродит по музею

Зачем сочиняются мифы

 
Недавно российские новостные агентства облетела весть из Музея Есенина: у них появилось привидение. Некая тень мужчины в шляпе шатается ночью перед входом (камеры видеонаблюдения врать не будут), а внутри открываются шкафы и падают книги.
 
По такому случаю руководство музея собрало пресс-конференцию, на которой Светлана Шетракова и Александра Шетракова (соответственно, директор и зав. выставочным отделом) высказали смелое предположение, что сия тень – неспокойный Есенин, который явно что-то хочет. Что он хочет – большая загадка. Оставим за скобками тот факт, что здание в Большом Строченовском переулке – новодел. Хотя, возможно, где-то в фундаменте и сохранился кирпич, который помнит поэта, прописанного тут с 1911 по 1918 годы. Интереснее сам факт музеефикации привидения.

Как правило, музейные привидения делятся на две категории. Те, что обитают в частных учреждениях и помогают их владельцам зарабатывать деньги: в разных странах и городах имеются «музеи призраков», а для любителей острых ощущений всегда припасен замок-отель с возможным порталом в мир иной.

Другая категория привидений до поры до времени вынуждена была скрываться, таиться и почти никак себя не выказывать. Ведь они квартируют в государственных музеях, где по уставу и распорядку никаких призраков быть не должно. В конце концов, не пристало просветительскому учреждению распространять всякого рода инфернальные новости. Впрочем, все, кто хотя бы раз узнал музейную среду изнутри или послушал рассказы смотрительниц в любом краеведческом музее, прекрасно осведомлен о сонме призраков, что населяют эти хранилища культуры.

Рано или поздно в любом старом доме-музее начинают скрипеть половицы, двигаться мебель и очередная сотрудница-старожил вдруг чувствует нечто неладное. Но, повторюсь, раньше все эти призрачные рассказы не выносились дальше кабинетов для чаепитий. Теперь, как говорится, шлюзы открылись.


Самое время поделиться моим давним наблюдением: музейная среда всегда живо реагирует на настроения общества. При этом, как правило, реагирует радикально, в экстремальных формах.

В пресловутые 1990-е среди музейных сотрудников наблюдался религиозный бум – они истово обратились в православие. Речь не только о музеях, которые находились в монастырях или храмах, но о сугубо светских заведениях. Их освящали, окропляли, а священник практически становился штатной единицей. Затем церковь прекратили занимать музейные дела (разве что в качестве спора за недвижимость). Сейчас, видимо, пошел другой крен. В отсутствии денег на нормальную музейную работу – а это разнообразные выставки, на которые сейчас бюджеты максимально урезаны, – возникает помощь извне в прямом смысле слова.

Для поддержания интереса публики (а разнарядки по посещаемости пока еще никто не отменял) приходится идти на крайние меры – выпускать всех внутренних демонов. И тут Музей Есенина можно поздравить с большим почином. В конце концов, кто как не призрак заставит изучить родословную дома и его обитателей? Кто как не призрак наладит связь с новым поколением? Кто как не призрак оправдает большое число домов-музеев с десятилетиями не меняющимися экспозициями?

Лично я не знаю, что хочет призрак Есенина (именно этим вопросом сейчас задается дирекция музея поэта), но у меня есть предположение насчет многих других: в скором времени они соберутся на несанкционированный сход у Министерства культуры с требованием не тревожить их попусту и занять музейных сотрудников приличным делом.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Битва зайца с квадратом

    Две тенденции в музейно-выставочном деле не на шутку станут биться в этом году за сердца и умы посетителей. У меня, конечно, уже есть прогноз, кто победит в этой схватке. Однако для начала постараюсь описать диспозицию. Лучше всего это сделать на примере нашего главного национального музея – Третьяковской галереи. ...
  • Бахрушинский музей расскажет о тайнах МАМТа

    Выставка «Феликс Коробов в кругу друзей-художников» откроется 7 декабря в филиале Бахрушинского музея – Доме-музее Марии Ермоловой. Проект приурочен к празднованию 100-летия Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, идея принадлежит главному дирижеру театра Феликсу Коробову. ...
  • Олегу Табакову посвятят выставку

    Фотовыставка «Атом Солнца», посвященная Олегу Табакову, откроется 2 декабря на Чистопрудном бульваре. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе Театра Табакова. Название выставке дала цитата Виктора Розова. ...
  • В Москве представили шедевры скрипичных мастеров мира

    К 100-летию Госколлекции музыкальных инструментов России Музей музыки проводит выставку «Коллекция особого назначения». Увидеть экспозицию, которая рассказывает об истории крупнейшей в мире государственной коллекции, можно до конца декабря. ...
Читайте также