Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

 
В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра.

Принцип, которым руководствовалась команда худрука Андрея Могучего, угадывается сразу: фойе оформили в стиле знаменитой гримерки Олега Валериановича, на потолке которой оставили свои автографы выдающиеся деятели искусства: художник Марк Шагал, писатель Александр Солженицын, актер Лоуренс Оливье, драматург Артур Миллер, режиссер Эльдар Рязанов, актер Юрий Никулин и многие другие.

* * *
Действительно, почему так рвался зритель на наши спектакли в Большой драматический театр? Потому что Товстоногов находил в них правду человеческих взаимоотношений. Никакой политики, никаких намеков.
 
* * *
Кстати, почему это Товстоногову не пришло в голову для спектакля «На дне» по Горькому убрать все кресла из зрительного зала к чертям собачьим, построить амфитеатр из досок до потолка, а? А действие и в самом деле было бы там, на сцене, внизу на дне! Это же образ! В этом смыслы!!!
Зритель смотри вниз на копошащихся где-то внизу актеров!
 
* * *
Товстоногов создавал поле для импровизации, а не формализировал задачу с математической тонкостью. Георгий Александрович заставлял нас в первом акте «Дяди Вани» ощутить день, температуру, головную боль, стыд. Весь комплекс чувств.
 
* * *
Высокая чеховская комедия. Товстоногов понимал это. Почему Елена Андреевна не любит Войницкого, такого прекрасного человека? Товстоногов говорил мне: «Да он только что с поля, у него там сено возят, он потный, не мытый, старый…» Почему дядя Ваня не стал профессором? Да потому же, почему не едет в Москву Андрей Прозоров. В нём самом дело, а не в окружающих… Я понял это только через несколько лет после премьеры.
 
* *  *
Товстоногов, кроме всего прочего, занимался ещё и тем, чем должен заниматься настоящий театр: жизнью человеческого духа. Это нас на какое-то время спасло, когда началась перестройка. Никто не знал, что ставить, а мы занимались своим прежним делом.
* * *
Ответы же на животрепещущие вопросы современности – это удел больших мастеров. Таких, каковым был Георгий Товстоногов. Того, что двигало творчество в его время, а именно советской системы с ее многочисленными табу уже нет. И художники растерялись: что объединяет теперь людей, в чем задача театра, что они должны сказать зрителю, непонятно. В театре идет очень трудный процесс.
 
* * *
«Наше все» Александр Пушкин ненавидел, как известно, ту Россию, в которой жил. Как и Михаил Лермонтов – помните его «Прощай, немытая Россия...»? Как и Есенин, именовавший свою Родину «снеговой уродиной». Ненавидели и – любили, слово «Россия» было для них священно. Своим творчеством каждый из них сделал многое для того, чтобы в стране проходили преобразования, чтобы она стала цивилизованной. Для меня они – подлинные патриоты Отечества.
 
* * *
Тут же врывается воспоминание: вечер, белая стена общежития, и на этой трехэтажной стене – фильм «Волга-Волга».  Еще до войны было принято показывать кино вот так – на стенах домов. Еще воспоминание. Глубокая ночь. Темно. На горизонте каким-то слабым пламенем горит Москва.
 
* * *
«Знаешь ли ты, что такое счастье?! Знаешь ли ты?! А мы?! А мы?!» – гневно кричал в зрительный зал Гриша Гай в «Городе на заре». А я знаю, что это такое! Счастье – каждый день, проведенный мною вместе с бабушкой, мамой и папой на даче в Хотькове.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также