Рубен Симонов: «Стихи – это тоже музыка»

 
Немногие знают, что представитель знаменитой династии Рубен Симонов не только актер Театра им. Вахтангова, но и автор стихов, эпиграмм к спектаклю «Принцесса Турандот» (редакция 1991 года), стихотворных либретто, текстов к театральным капустникам. 

– Я считаю, что стихи дисциплинируют мысль, создают особую форму взаимоотношений между людьми. Рифма – очень важное явление в нашей жизни. Можно писать и в прозе, но мне нравится ритмическое звучание языка.
И Шекспир писал свои пьесы в стихах, и Грибоедов…  Но сейчас этот жанр – драматическое произведение в стихах – практически исчез… Последнее, что было, это, наверное, «Гусарская баллада», которая до сих пор с успехом идет в Театре Армии («Давным-давно»). Я написал стихотворное либретто к «Фиалке Монмартра», молодые артисты это продолжили, и спектакль уже лет тринадцать играется в Московском театре оперетты.

В Симоновском театре я делал «Старинный русский водевиль», а еще в юности в Щукинском институте – дипломный спектакль «Соломенная шляпка». Все куплеты я писал самостоятельно. Вообще, песни очень «продвигают» действие, делают динамичным, потому что в стихах можно выразить и сюжет, и взаимоотношения.

Мне кажется, что любое увлечение человека должно ему помогать сохранять ясный разум, память, желания. Я очень много писал для всяких капустников. Еще когда мы на Бронной служили, мы с Георгием Яковлевичем Мартынюком много писали вместе. Я сочинял тексты для выступлений Владимира Михайловича Зельдина, для Владимира Абрамовича Этуша, для вечеров «Хрустальной Турандот»: вопросы, загадки, четверостишия. Мне бесконечно нравится это делать.

Рифма помогает и в общении. Я, например, личную переписку часто веду в стихах. Это началось еще с детства, когда мой папа учил меня стихосложению. Он меня, можно сказать, тренировал, ведь у него самого очень много пьес в стихах, и есть поэтический сборник «Дождь». Например, он дал мне задание написать стихи с «длинной» рифмой. И я написал:
 
Не светит электричество
И в полутьме на даче мы
Четыре или три часа
Весь вечер озадачены
Не видно во дворе ни зги
Калитку ищем долго мы
И вечер словно вдребезги
Рассыпался осколками.
Это просто была тренировка такая.
 
Или вот еще из моих «домашних заданий»:
Я гляжу сквозь слез очки
На маленькие звездочки.
Думаю про пистолет.
Выстрелил – и спи сто лет.
Что за наваждение!
Права бы на вождение!
Мне бы эти странности
Через много стран нести.
 
Это были такие тренировочные стихи, чтобы просто понять, что такое рифма. Естественно, я стал изучать, разбираться, чтобы не было, как в Онегине: «Не мог он ямба от хорея, // Как мы ни бились, отличить».



С тех пор мы с папой всегда переписывались только в стихах, даже записки на бытовые темы были зарифмованы. Однажды я написал ему, что мы взяли у него бутылку спиртного, и пообещал всё вернуть.  На утро получаю от него ответ:
 
Мой мальчик, слово «Извини»,
обычно пишут через «И»,
а также в слове «аккуратно»
два «К» звучат весьма приятно,
А в остальном скажу: сынок,
мне нравится твой легкий слог.
Пиши стихи, рисуй картины,
не забывай про пианино.
Разносторонность – это клад.
А бабы – чушь и водка – яд.
Ты сохраняй святые чувства
во имя одного искусства,
и счастье женщины любой
к тебе придет само собой.
Я прожил жизнь и видел много.
Послушай папу, ради бога!
 

Мне кажется, что в стихотворном ритме легче выражать свое отношение к людям. И к жизни тоже. Вообще, мое глубокое убеждение, что стихи никто и не пишет. Ты посылаешь запрос куда-то туда, наверх, а оттуда тебе либо спускается, либо нет. Это может рождаться ночью, днем, в любое время. Главное, сразу записать. Я считаю, что точно так же и музыка.  Ритмическое влияние музыки на стих бесконечно, так же, как влияние стихотворения на музыку тоже существует. Человек, который чувствует внутри себя ритм, склонен и к музыке, и к стихосложению. Для меня стихи – это тоже музыка. В каждом стихотворении звучит определенный музыкальный напев. Например, стихотворение «Актеры театра» я посвятил Целюше Мансуровой, а потом это уже стало песней и много где исполнялось, и в Доме актера я не раз пел ее, аккомпанируя себе на гитаре или фортепиано.


                 Актеры Театра     

                                             Цецилии Мансуровой
Актеры театра уходят бесследно.
Пусть голос звучит на пластинках победно,
Не видим их глаз и не видим движений,
К тому же пластинка не без искажений.
 
Актёр умирает, как все, очень просто.
Пусть гением был, пусть огромного роста,
Он не оставляет станков и машин,
Но он оставляет частицы души!
 
Кто видел АКТЕРА, его не забудет.
Но долго ли зритель во здравии будет?
С годами тускнеет актёра портрет –
О нем забывают, и вот– его нет…
 
Бывает, что даже при жизни актёра,
О нём забывают подчёркнуто скоро –
Он стар, надоедлив, он мало играл…
Как можете вы, он вам душу отдал!
 
Пусть те, кто сегодня выходит на сцену,
Актёров ушедших достойно оценят.
И помнят о том, что на этих подмостках
Их духом бессмертным пропитаны доски!
 
Ветер
За окошком ветер,
В комнате уют.
Только что заметил,
Как листы снуют…
 
Ветер воет альтом,
И бескровный лист
Над сырым асфальтом
В воздухе повис.
 
Ветер пел про вечный
Жизненный закон,
Но не смерть, конечно,
Воспевает он.
 
Он зовет деревья
В колыбель, ко сну,
Окружив забвеньем
Ёлку и сосну.
 
Уколовшись елью,
От нее отстал,
Окружив метелью
Вечный пьедестал.
                1980-е годы
 
Кот
Вижу из окошка,
Как гуляет кот.
Или это кошка?
Кто их разберет?
 
Он гуляет важно,
Плотный съев обед.
Кот, наверно, каждый
И отец, и дед.
 
Этот, видно, прадед,
Но довольно свеж.
Видно, он осадит
Следующий рубеж.
 
И когда праправнук
Вырастет Котом,
Передаст свой навык
И умрет потом…
                      1980-е годы
 
Арбатские старики
Уже в Арбатском штате
Не видно стариков,
Что жили на Арбате
По несколько веков.
 
Их выселили разом,
Отправили туда,
Где чей-то ясный разум
Наметил города.
 
Там, правда, душ и ванна.
И рядом магазин.
И воздух, как ни странно,
Озон, а не бензин.
 
Но по родным бульварам
Им больше не пройти,
И этим старым людям
Обратно нет пути.
Их дом уже сломали
И бревна увезли.
Наверно, их сжигали
От города вдали.
 
Взметнулся над Арбатом
Многоэтажный дом,
Но старикам горбатым
Не поселиться в нем…
 
За стариков Арбатских
Я поднимаю тост,
Чтобы за ветхий лацкан
Их не тянул погост!
                     1990-е годы
 
К 75-летию Юрия Яковлева
 
1
Сегодня в нашем театре буря,
Сюда стремится высший свет.
Сегодня Яковлеву Юре
Всего лишь Семьдесят пять лет!
 
Вы – гордость нашего Арбата,
И мы пришли Вас поздравлять.
Ваш юбилей – такая дата,
Что на колени можно встать!
 
2
Кто овладел на сцене словом,
Как инструментом виртуоз?
Кто на подмостках блещет снова,
Хоть дожил до седых волос?
 
Кто молодеет год от года,
И несмотря на возраст свой,
Как наша русская природа,
Всех поражает красотой?
3
Кому завидовать мы вправе,
Кто лучезарен, как поэт,
И в наших душах кто оставил
Такой неизгладимый след?
 
Кого ворчливым и уставшим
Мы не видали никогда,
Кто засиял в театре нашем,
Как путеводная звезда?
 
4
Кто сокровенно связан с нами
И знает прелесть старины?
Чей путь отмечен орденами
И званьями родной страны?
 
Кто всеми лаврами увенчан,
Кто любит перезвон гитар?
Да! Это ЯКОВЛЕВ, конечно,
Наш вечно юный юбиляр!
                     23 апреля 2003 года
 
                            
Юлии Константиновне Борисовой
Я не знаю в точности,
Описать смогу ли я,
В этой многострочности,
Что такое ЮЛИЯ!
 
Яркими алмазами
Это имя светится,
Было мне предсказано
С ней на свете встретиться!
 
ЮЛИЯ БОРИСОВА –
Более, чем звание,
Золотом прописана
В Театральном здании!
 
Не стихами с прозою,
Не словами лестными,
Это имя создано
Силами небесными!
 
ЮЛИЯ – явление,
И скажу без лести –
Это воплощение
Скромности и чести!
 
Юлия Борисова!
Это имя свято,
Соткано кулисами,
Сценой и Арбатом!
                     17 марта 2010 год
 
Заявление Римасу Туминасу от Рубена Симонова
Средь русских сказочных равнин
Литовцу пишет армянин.
Сегодня Вас могу опять
С победой новой поздравлять!
 
Я, Римас, бесконечно рад
Бессчётной череде наград.
Когда наград такое море –
Герой России будет вскоре!
 
Не страшен ветер, шторм, туман,
Когда талантлив капитан.
Сейчас, под руководством Вашим,
Мне стало жить совсем не страшно.
 
По жизни, сколько ни иди,
Нас ждут сраженья впереди…
Давайте вместе будем драться,
Дружить, любить, творить, сражаться!
                                                1 ноября 2010 года


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «В Москву, в Москву»

    В четверг, 10 октября, в Музее Москвы состоялась премьера постановки режиссера Дмитрия Крымова и продюсера Леонида Робермана «Борис». Еще не начался спектакль, а сразу становится жаль мальчиков. Вот они побросали портфели и играют в футбол. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также


Читайте также

  • Наталия Опалева: «Мы придумали особый жанр – «изо-сериал»

    Проект Музея AZ «Свободный полет», посвященный Андрею Тарковскому и художникам неофициального искусства второй половины ХХ века, с успехом прошел в Западном крыле Новой Третьяковки. «Театрал» побеседовал с генеральным директором Музея AZ Наталией Опалевой. ...
  • «Эта великая книга еще не прочитана»

    Молодежный театр на Фонтанке продолжает программу международного сотрудничества. В апреле Шведский театр из города Турку представит на этой сцене спектакль «Женщины – 3» финской писательницы и режиссера Туве Аппельгрен, а недавно здесь состоялась премьера испанского театра «Трибуэнье» «Полет Дон Кихота». ...
  • Сергей Скрипка: «Наше кино движется в правильном направлении»

    В субботу, 5 октября, художественный руководитель и главный дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии Сергей СКРИПКА отмечает 70-летие. В преддверии праздника «Театрал» побеседовал с юбиляром. ...
  • Олег Басилашвили: «Товстоногов занимался жизнью человеческого духа»

    В эти дни в БДТ им. Товстоногова всё связано с именем Олега Басилашвили: на фасаде театра появился огромный баннер с фотографией из премьерного спектакля «Палачи», в котором народный артист СССР играет главную роль, а в фойе устроили масштабную выставку, где фотографии из семейного архива, кадры из фильмов, сцены из спектаклей перемежаются с цитатами юбиляра. ...
Читайте также