Бесконечная красота

В Москве показали «Вечное движение жизни» Театр танца Ледженд Лин

 
Лин Ли-Чен – почти семидесятилетняя танцовщица из Тайваня, завоевавшая мировую известность как хореограф и основавшая четверть века назад в Тайбэе Театр танца Ледженд Лин. С ее уникальным стилем, родившимся словно без влияний других мировых школ прямо из природы, ландшафтов, атмосферы и ритуалов той части света, Чеховский фестиваль уже знакомил москвичей. В этом году зрителям представлена новая работа Лин – «Вечное движение жизни».

Как и большинство спектаклей Чеховфеста, ее давали на, пожалуй, самой удобной площадке столицы – в Театре им. Моссовета. На два часа зал был погружен в медитацию, а это всегда непростой опыт для западного сознания.

Белые полотнища завешивают сцену, по краям которой стоят гонг и барабан. К ним выходят и неспешно усаживаются мужчина и женщина. Долгая тишина разбивается одинокими ударами, поглощает их и снова устанавливается. Полотна едва заметно едут вверх, открывая застеленную белым же сцену, и на ней две фигуры – обнаженная и натертая мелом лежит на первом плане, закутанная в покрывала сидит идолом в глубине. Бесконечно медленно лежащая поднимается и начинает вращать головой, раскручивая длинный жгут волос. Это ускоряющееся движение, полутораметровая черная грива, описывающая круги, и отличный вестибулярный аппарат танцовщицы, бесконечно крутящейся в одну сторону – все, что видит зритель, через пятнадцать минут начинающий роптать. «Бесконечность есть, а движения нет», – шепчутся сзади. Кто-то крадется к выходу. Барабанный бой усиливается, верчение принимает экстатический характер, и танцовщица, издав вопль, падает без сил.

К этой смене ритма зритель привыкает постепенно; раз за разом все начинается с медленных, как таяние льда или прорастание травы, движений. Глаз приучается следить за каждым миллиметром бесконечно тянущегося шага, беспокойный ум не желает погружаться в отрешенное созерцание, мечется от иронии к отвлечению от происходящего. Спектакль уводит из повседневного круга тем, заставляет забыть беспокойную новостную повестку и список дел на завтра, переключиться из ритма столичной суеты в ритм природного или воображаемого, очень замедлить восприятие и навести резкость на оптику.

Эта смена повседневности медитативностью в сознании происходит так же медленно и с усилием, как встреча мужчины и женщины на сцене, куда они движутся из кулис навстречу друг другу тяжело, словно сквозь жидкое стекло. Строй прислужников и прислужниц церемониально сопровождают их, совершая не более шага в минуту, с длинными шестами в руках, на концах которых живописно растрепанные мочала. Два обнаженных торса – темный мужской и выбеленный женский – тянутся из пышных юбок, сближаются, как намагниченные. Когда она, раскинув руки, запрокидывается, колышась водяной лилией, а он, наклонясь, кладет ей подбородок на плечо – красота этой встречи в перекрестье лучей захватывает дух и взрывается целым пучком ассоциаций. Прислужницы, обступив царственную чету, опускают над ними шатром шесты и легонько колеблют их, заставляя сеяться с их лохматых верхушек золотой снег. Перед нами – образ совершенной любви, ошеломляющей красоты, вечного слияния и борьбы двух начал.

Скользящие движения сменяются мелкими и дробными, на смену двум влюбленным является ведьма с закушенными во рту черными бусами и алыми колпачками на пальцах, которыми она трещит, как цикада. Изгнанную бесовку сменяют джунгли – свет лучами прорезает дымную тьму, в громе ритуальных барабанов являются дикари. На босых ногах у них звенят браслеты, из ощеренных ртов раздаются рыки и вой, они потрясают метлами над головой, выбрасывают их в сторону противника, закусывают их древки от ярости. Стенка на стенку и один на один – шоколадные тела сверкают потом, повязки охватывают взмокшие гривы, юбки взметываются крыльями. Это исполненный первобытной силы танец-драка, танец-война, чистый вихрь животной мощи, выразительный, как наскальные рисунки, страшный, как львиный рык, захватывающий энергией, как рок-концерт.

И снова глубочайшая тишина, из которой рождается тихая музыка, созерцание того, как по белой шелковой дороге плывет в почтительном наклоне женская фигурка, сосредоточенно и благоговейно выкладывая камешек за каждым шагом, подавая один и тот же жест как драгоценность, исполненный сакрального смысла ритуал. Покоренный зал ощущает, что его словно провели через несколько ступеней посвящения, тайного знания. Ритм спектакля, в котором статуарность сменяется неистовством, тишина – бурей, золотой свет – изумрудным, белым, синим, гонг – барабаном, дудочками, пением, где живое пламя соседствует с яркими тканями, человеческие тела всех оттенков – с древесными побегами и пучками благовоний, погружает в транс. Спектакль действует очищающе, как мощная медитация, убеждая снова, что никакой злободневности не одолеть величавого потока жизни, что смысл сущего – в красоте и что высшее счастье –  уметь эту красоту создавать и видеть.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Соломон Тенсер: «Наш Гала-концерт состоится в столице мирового балета»

    30 июня на сцене концертного зала «Октябрьский» в Санкт-Петербурге состоится вечер в честь 25-летия знаменитого международного проекта Stars of the 21st Century. На протяжении многих лет Гала-концерты «Звезды XXI века» с участием лучших артистов балета со всего мира проходили в таких престижных залах, как «Линкольн-центр» (Нью-Йорк), Кремлевский дворец (Москва), Театр на Елисейских полях (Париж), Центр искусств (Торонто), Дворец Фестивалей (Канны), и всегда это становилось событием любого балетного сезона. ...
Читайте также


Читайте также

  • Башкирский театр оперы и балета закроет фестиваль в Каннах

    На закрытии Фестиваля российской культуры в Каннах Башкирский театр оперы и балета представит спектакль «Баядерка». Показ пройдет в вечер памяти танцовщика и балетмейстера Рудольфа Нуреева, сообщает пресс-служба театра. ...
  • Театр Армии проведет юбилейный фестиваль

    5-й фестиваль юбилейный «Лестница» в этому году пройдет 1 сентября в новом формате - масштабный фестиваль-спектакль о театре будет идти одновременно со всех сторон здания на восьми площадках.   Театр Российской Армии в этом сезоне отметит сразу две круглые даты – 90-й театральный сезон и 80-летие уникального здания театра в форме звезды. ...
  • «Ласточка» летит в Москву

    6 сентября на Симоновской сцене Театра им. Вахтангова будет представлен спектакль «Ласточка» варшавского театра «ОК» в постановке Жанны Герасимовой. Событие состоится в рамках московских гастролей русских зарубежных театров-участников Международного фестиваля «Мир русского театра». ...
  • Югославский театр приедет на гастроли в Москву

    В сентябре Югославский драматический театр привезет в российскую столицу свою постановку «Это так (если вам так кажется)», приуроченную к 150-летию со дня рождения лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло. Гастроли состоятся 26 сентября на Основной сцене Малого театра, которого с Югославским драматическим театром связывают теплые дружеские отношения: в мае 2018 года на фестивале «Островский в Доме Островского» сербские гости показали спектакль «Доходное место» в постановке Эгона Савина. ...
Читайте также