Не только о войне

 
В начале мая петербургские театры обрушили на головы зрителей целый поток спектаклей и театрализованных программ, посвященных 60-летию Победы. Публика зачастую выходила из зала, что называется, зареванная. В зале были ветераны, которые не могли без слез вспоминать «дороги эти». Реалии тех лет, документы, стихи и песни царапали душу вне связи с качеством постановок. Однако спектакли все-таки делаются не для одноразового использования. И сомнения, доживут ли постановки хотя бы до осени, посещали не только театральных менеджеров, но и самих участников премьер. Понятно, что доживут не все.
Спектакль «Снегири» делался в Театре Ленсовета не к дате. Молодая команда во главе с режиссером Василием Сениным вообще не помнит тех времен «датской» обязаловки. Пьеса Нины Садур по произведениям Виктора Астафьева взволновала их вечностью конфликтов, не исчерпанных темой «человек на войне». История полувековой давности для этого поколения – уже глубокая древность. И если артисты соотносят ее с проблемами своей нынешней жизни, докапываются до общечеловеческих ценностей, то ты уже забываешь о временных факторах.

Историю про астафьевских «веселых солдат» театр прочел именно так – словно это шекспировская хроника, где противостояние алых и белых роз (кто помнит подробности?!) отступает перед правдой и глубиной страданий.

Каждый из девяти героев в «Снегирях» – отдельная личность. На вопрос «Кто главный герой?» ответить невозможно. И братья Снегиревы, сыгранные Всеволодом Цурило и Михаилом Карпенко, вовсе не близнецами, а людьми с отдельными характерами, хоть и с общей судьбой, – главные. И неуемный балагур Леха Булдаков (Дмитрий Лысенков) в центре внимания не оттого, что босой и в кальсонах вместо форменных галифе. Евгений Филатов играет старшину Шпатора равным этим новобранцам – не начальник он им, а такой же «снегирь», яркая мишень, в любую минуту готовая окрасить кровью снега России. Любимец женщин лейтенант Щусь (Алексей Торковер) хоть и говорит «мы из казаков», но на самом деле остро чувствует свое «Я», заливая чувство бессилия, невозможность защитить себя и неоперившихся солдат от молоха государства, воюющего против собственного народа. Даже особист Скорик здесь не просто отрицательный герой. Олег Федоров рельефно прорисовывает трагическую вину (вот где параллели с Макбетом явны) человека, ступившего на путь предательства. Обратной дороги из этой трясины нет…

Все они мальчики, дети, еще не чувствующие хрупкости своей жизни и не утратившие личной свободы. Труднее всего им раствориться, стать массой. Оттого столь трагична эта история, сыгранная, пропетая, протанцованная всеми вместе и каждым в отдельности. Балетмейстер Ирина Ляховская подхватывает темы, заданные сюжетом, и развивает их в пластических «связках», которые вовсе не выглядят вставными дивертисментными номерами. Действие льется единым потоком, и ты даже не замечаешь, что уже прошло полтора часа. Финал закольцовывает события, на сцене вновь возникают шекспировские ведьмы (родные сестры хантыйских колдуний). Впрочем, об их предсказаниях мы не забывали на протяжении всего спектакля. Как и было обещано, история не могла кончиться благополучно. Притча обрывается в трагедию. Каждый на собственном опыте узнает, что жизнь – это «смертельная болезнь, передающаяся половым путем».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также