Не только о войне

 
В начале мая петербургские театры обрушили на головы зрителей целый поток спектаклей и театрализованных программ, посвященных 60-летию Победы. Публика зачастую выходила из зала, что называется, зареванная. В зале были ветераны, которые не могли без слез вспоминать «дороги эти». Реалии тех лет, документы, стихи и песни царапали душу вне связи с качеством постановок. Однако спектакли все-таки делаются не для одноразового использования. И сомнения, доживут ли постановки хотя бы до осени, посещали не только театральных менеджеров, но и самих участников премьер. Понятно, что доживут не все.
Спектакль «Снегири» делался в Театре Ленсовета не к дате. Молодая команда во главе с режиссером Василием Сениным вообще не помнит тех времен «датской» обязаловки. Пьеса Нины Садур по произведениям Виктора Астафьева взволновала их вечностью конфликтов, не исчерпанных темой «человек на войне». История полувековой давности для этого поколения – уже глубокая древность. И если артисты соотносят ее с проблемами своей нынешней жизни, докапываются до общечеловеческих ценностей, то ты уже забываешь о временных факторах.

Историю про астафьевских «веселых солдат» театр прочел именно так – словно это шекспировская хроника, где противостояние алых и белых роз (кто помнит подробности?!) отступает перед правдой и глубиной страданий.

Каждый из девяти героев в «Снегирях» – отдельная личность. На вопрос «Кто главный герой?» ответить невозможно. И братья Снегиревы, сыгранные Всеволодом Цурило и Михаилом Карпенко, вовсе не близнецами, а людьми с отдельными характерами, хоть и с общей судьбой, – главные. И неуемный балагур Леха Булдаков (Дмитрий Лысенков) в центре внимания не оттого, что босой и в кальсонах вместо форменных галифе. Евгений Филатов играет старшину Шпатора равным этим новобранцам – не начальник он им, а такой же «снегирь», яркая мишень, в любую минуту готовая окрасить кровью снега России. Любимец женщин лейтенант Щусь (Алексей Торковер) хоть и говорит «мы из казаков», но на самом деле остро чувствует свое «Я», заливая чувство бессилия, невозможность защитить себя и неоперившихся солдат от молоха государства, воюющего против собственного народа. Даже особист Скорик здесь не просто отрицательный герой. Олег Федоров рельефно прорисовывает трагическую вину (вот где параллели с Макбетом явны) человека, ступившего на путь предательства. Обратной дороги из этой трясины нет…

Все они мальчики, дети, еще не чувствующие хрупкости своей жизни и не утратившие личной свободы. Труднее всего им раствориться, стать массой. Оттого столь трагична эта история, сыгранная, пропетая, протанцованная всеми вместе и каждым в отдельности. Балетмейстер Ирина Ляховская подхватывает темы, заданные сюжетом, и развивает их в пластических «связках», которые вовсе не выглядят вставными дивертисментными номерами. Действие льется единым потоком, и ты даже не замечаешь, что уже прошло полтора часа. Финал закольцовывает события, на сцене вновь возникают шекспировские ведьмы (родные сестры хантыйских колдуний). Впрочем, об их предсказаниях мы не забывали на протяжении всего спектакля. Как и было обещано, история не могла кончиться благополучно. Притча обрывается в трагедию. Каждый на собственном опыте узнает, что жизнь – это «смертельная болезнь, передающаяся половым путем».


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также