Не только о войне

 
В начале мая петербургские театры обрушили на головы зрителей целый поток спектаклей и театрализованных программ, посвященных 60-летию Победы. Публика зачастую выходила из зала, что называется, зареванная. В зале были ветераны, которые не могли без слез вспоминать «дороги эти». Реалии тех лет, документы, стихи и песни царапали душу вне связи с качеством постановок. Однако спектакли все-таки делаются не для одноразового использования. И сомнения, доживут ли постановки хотя бы до осени, посещали не только театральных менеджеров, но и самих участников премьер. Понятно, что доживут не все.
Спектакль «Снегири» делался в Театре Ленсовета не к дате. Молодая команда во главе с режиссером Василием Сениным вообще не помнит тех времен «датской» обязаловки. Пьеса Нины Садур по произведениям Виктора Астафьева взволновала их вечностью конфликтов, не исчерпанных темой «человек на войне». История полувековой давности для этого поколения – уже глубокая древность. И если артисты соотносят ее с проблемами своей нынешней жизни, докапываются до общечеловеческих ценностей, то ты уже забываешь о временных факторах.

Историю про астафьевских «веселых солдат» театр прочел именно так – словно это шекспировская хроника, где противостояние алых и белых роз (кто помнит подробности?!) отступает перед правдой и глубиной страданий.

Каждый из девяти героев в «Снегирях» – отдельная личность. На вопрос «Кто главный герой?» ответить невозможно. И братья Снегиревы, сыгранные Всеволодом Цурило и Михаилом Карпенко, вовсе не близнецами, а людьми с отдельными характерами, хоть и с общей судьбой, – главные. И неуемный балагур Леха Булдаков (Дмитрий Лысенков) в центре внимания не оттого, что босой и в кальсонах вместо форменных галифе. Евгений Филатов играет старшину Шпатора равным этим новобранцам – не начальник он им, а такой же «снегирь», яркая мишень, в любую минуту готовая окрасить кровью снега России. Любимец женщин лейтенант Щусь (Алексей Торковер) хоть и говорит «мы из казаков», но на самом деле остро чувствует свое «Я», заливая чувство бессилия, невозможность защитить себя и неоперившихся солдат от молоха государства, воюющего против собственного народа. Даже особист Скорик здесь не просто отрицательный герой. Олег Федоров рельефно прорисовывает трагическую вину (вот где параллели с Макбетом явны) человека, ступившего на путь предательства. Обратной дороги из этой трясины нет…

Все они мальчики, дети, еще не чувствующие хрупкости своей жизни и не утратившие личной свободы. Труднее всего им раствориться, стать массой. Оттого столь трагична эта история, сыгранная, пропетая, протанцованная всеми вместе и каждым в отдельности. Балетмейстер Ирина Ляховская подхватывает темы, заданные сюжетом, и развивает их в пластических «связках», которые вовсе не выглядят вставными дивертисментными номерами. Действие льется единым потоком, и ты даже не замечаешь, что уже прошло полтора часа. Финал закольцовывает события, на сцене вновь возникают шекспировские ведьмы (родные сестры хантыйских колдуний). Впрочем, об их предсказаниях мы не забывали на протяжении всего спектакля. Как и было обещано, история не могла кончиться благополучно. Притча обрывается в трагедию. Каждый на собственном опыте узнает, что жизнь – это «смертельная болезнь, передающаяся половым путем».

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Федора Волкова едет на гастроли в Москву

    16 и 17 марта Театр им. Волкова представит на сцене МХАТа им. Горького одни из своих лучших спектаклей – «Лес» и «Земля Эльзы».   Комедия Островского «Лес» в постановке Александра Кузина будет показана 16 марта. ...
  • «Судьбу – не сыграешь, ее надо прожить»

    В субботу, 7 марта, в Тель-Авиве завершился Первый фестиваль русской культуры MART. В его рамках, 4 и 5 марта, на сцене театра «Габима» был показан спектакль Вахтанговского театра по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» о трагической судьбе поколения евреев и поляков, рожденных в двадцатые годы прошлого столетия. ...
  • «Золотая маска» объявила зарубежную программу

    В рамках фестиваля в Москву привезут «Орландо» Кэти Митчелл, «Фауст I» швейцарского театра Шаушпихаус и танцевальные спектакли от ведущих мировых хореографов.  22 и 23 апреля на Новой сцене Мастерской Фоменко состоится показ спектакля Николаса Штеманна, первая часть грандиозного восьмичасового сценического действа по «Фаусту» Гете. ...
  • Более сотни театров для детей поедут на «Большие гастроли»

    На фото: кадр из спектакля «Капризная принцесса», Няганский ТЮЗ В 2020 году 107 театральных коллективов сыграют свои спектакли в 74 регионах России в рамках программы «Большие гастроли для детей и молодежи». Программа стартует 12 марта, информирует Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности Минкультуры РФ. ...
Читайте также