Увидеть музыку

Премьера спектакля «Иоланта» в театре «Геликон-опера»

 
Проводимый в московском музыкальном театре «Геликон-опера» конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (очередной, четвертый по счету, завершился буквально на днях) позволяет не только заявить о себе новым людям в театральном процессе, но и пополнить репертуар самого «Геликона» их постановками.
 
Сергей Новиков, ставший в свое время одним из лауреатов этого конкурса, выпустил на большой сцене «Геликона» свою версию «Иоланты», последней оперы Петра Ильича Чайковского, светлой и одновременно трагической сказки о силе настоящих чувств.
 
«Иоланта» – название для «Геликон-оперы» знаковое, к нему не раз обращались за время существования театра. Да и Новикова здесь хорошо знают – в его музыкальных проектах (например, на площадках Московской филармонии) регулярно работают певцы и музыканты «Геликона». Но нынешняя премьера для режиссера – первый опыт крупного оперного спектакля. И важно, что он создан в соавторстве с опытным, знающим дирижером – Евгением Бражником.  
 
Художник Александр Купалян (это его дебют в оперном театре, как и художницы по костюмам Марии Высотской, одевшей героев стильно и затейливо, в духе модных показов и кино-блокбастеров) создал на сцене настоящий райский сад. Но красота этого рая обманчива: дочь короля Иоланта живет здесь под строгим надзором – везде висят мониторы видеонаблюдения, следящие за всем происходящим. Открытость и простодушие героини не позволяет ей ощутить всю горечь собственного положения. Как и тот факт, что многочисленные обитатели ее владений, легкомысленные девушки с мобильниками, вовсе не любят ее. Более того – откровенно посмеиваются. Им совершенно нет дела до ее переживаний, ее мыслей, ее души. И фраза «за что вы любите меня» в арии Иоланты оборачивается другой стороной, звучит болью, а не радостью.
 
Режиссер придумал простой и емкий смысловой прием: все персонажи на сцене – в очках. Словно бы король Рене сознательно лишает подданных – и себя тоже – того самого света, недоступного Иоланте. Такая иллюзия благополучия, очень страшная по ощущению. Без очков – только сама Иоланта и рыцарь Водемон. Им одним не нужны приспособления, чтобы увидеть важное: красоту чувств, ценность жизни.
 
В финале вылечившаяся от недуга Иоланта будет снимать очки со всех, кого встретит. И – тут же окажется ошарашенной многочисленными вспышками мобильников: подданные увлеченно снимают «чудо исцеления». Сегодня часто говорят «не сфотографировал и не выложил в соцсети – значит, ничего и не было». Да, они потрясены произошедшим. Но не исключено, что завтра их увлечет что-нибудь другое. К счастью, Иоланте не нужно их одобрение. Ее открытое сердце помогло открыть и «безжизненные очи».     
 
Как всегда в «Геликоне», великолепный состав солистов. Ольга Толкмит, обладательница редкого по красоте сопрано, показывает свою Иоланту печальной, хрупкой – и одновременно сильной. Она настоящая королевская дочь, ей свойственны бурные эмоции и умение идти до конца в трудной ситуации. Водемон в исполнении Игоря Морозова – бесшабашный, веселый, радующийся жизни, ищущий любви. Ему предстоит пережить многое (и певец мгновенными переходами интонации превосходно и тонко это передает), но ничто не помешает и добиться полюбившейся красавицы, и преодолеть все страхи, насылаемые на него. Бургундский герцог и друг Водемона Роберт (Алексей Исаев) – распахнутый, живой, довольный собой. Они оба поначалу выглядят эдакими искателями приключений, любопытными мальчишками, которым охота обследовать запретную территорию и устроить там тарарам. Однако обстоятельства вынуждают стать серьезными. 
 
Прекрасно работают и Михаил Гужов – надменный и гордый, но действительно любящий дочь король Рене; Дмитрий Янковский – загадочный врач Эбн-Хакиа, повелевающий стихиями; Ирина Рейнард – кормилица Марта, строгая, но единственная из окружения Иоланты, кто заботится и оберегает ее.  
 
Появившаяся в репертуаре «Геликона» весной, «Иоланта» – по-настоящему весенний спектакль. Но, как и весенний климат, обладающий «перевертышем». Восхищая красотой, нежностью, романтикой, он говорит и о вещах жестоких. Об одиночестве и равнодушии. О неумении откликаться на чужую боль. О насмешке над «не таким как ты». У оперы Чайковского и у спектакля Сергея Новикова финал радостный – и при этом открытый. Оставляющий вопрос о возможности счастья и пути к нему.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Увидеть музыку

    Проводимый в московском музыкальном театре «Геликон-опера» конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (очередной, четвертый по счету, завершился буквально на днях) позволяет не только заявить о себе новым людям в театральном процессе, но и пополнить репертуар самого «Геликона» их постановками. ...
  • Конкурс Галины Вишневской начинается в Москве

    Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, основательницей которого была певица в 2006 году, пройдет в Москве с 3 по 7 июня пройдет в Москве.   «Было подано более 200 заявок из США, Канады, ЮАР, Кении, Словакии, Польши, Монголии, Южной Кореи, Китая, Узбекистана и Казахстана. ...
  • Валерий Гергиев готовит «Тангейзера»

    В эти дни на сцене Концертного зала Мариинского театра завершаются репетиции оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Вячеслава Стародубцева. Премьера состоится 1 июня, дирижировать оперой будет Валерий Гергиев. ...
  • Андрей Кончаловский представит постановку оперы «Отелло»

    Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко под занавес сезона представит премьеру оперы Джузеппе Верди «Отелло» по трагедии Шекспира в постановке Андрея Кончаловского. Премьерные показы пройдут 30-31 мая и 1-2 июня   «Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет последнюю премьеру юбилейного сезона - новую постановку оперы Джузеппе Верди «Отелло», -  цитирует ТАСС слова пресс-атташе театра Ирины Горбуновой. ...
Читайте также