Увидеть музыку

Премьера спектакля «Иоланта» в театре «Геликон-опера»

 
Проводимый в московском музыкальном театре «Геликон-опера» конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (очередной, четвертый по счету, завершился буквально на днях) позволяет не только заявить о себе новым людям в театральном процессе, но и пополнить репертуар самого «Геликона» их постановками.
 
Сергей Новиков, ставший в свое время одним из лауреатов этого конкурса, выпустил на большой сцене «Геликона» свою версию «Иоланты», последней оперы Петра Ильича Чайковского, светлой и одновременно трагической сказки о силе настоящих чувств.
 
«Иоланта» – название для «Геликон-оперы» знаковое, к нему не раз обращались за время существования театра. Да и Новикова здесь хорошо знают – в его музыкальных проектах (например, на площадках Московской филармонии) регулярно работают певцы и музыканты «Геликона». Но нынешняя премьера для режиссера – первый опыт крупного оперного спектакля. И важно, что он создан в соавторстве с опытным, знающим дирижером – Евгением Бражником.  
 
Художник Александр Купалян (это его дебют в оперном театре, как и художницы по костюмам Марии Высотской, одевшей героев стильно и затейливо, в духе модных показов и кино-блокбастеров) создал на сцене настоящий райский сад. Но красота этого рая обманчива: дочь короля Иоланта живет здесь под строгим надзором – везде висят мониторы видеонаблюдения, следящие за всем происходящим. Открытость и простодушие героини не позволяет ей ощутить всю горечь собственного положения. Как и тот факт, что многочисленные обитатели ее владений, легкомысленные девушки с мобильниками, вовсе не любят ее. Более того – откровенно посмеиваются. Им совершенно нет дела до ее переживаний, ее мыслей, ее души. И фраза «за что вы любите меня» в арии Иоланты оборачивается другой стороной, звучит болью, а не радостью.
 
Режиссер придумал простой и емкий смысловой прием: все персонажи на сцене – в очках. Словно бы король Рене сознательно лишает подданных – и себя тоже – того самого света, недоступного Иоланте. Такая иллюзия благополучия, очень страшная по ощущению. Без очков – только сама Иоланта и рыцарь Водемон. Им одним не нужны приспособления, чтобы увидеть важное: красоту чувств, ценность жизни.
 
В финале вылечившаяся от недуга Иоланта будет снимать очки со всех, кого встретит. И – тут же окажется ошарашенной многочисленными вспышками мобильников: подданные увлеченно снимают «чудо исцеления». Сегодня часто говорят «не сфотографировал и не выложил в соцсети – значит, ничего и не было». Да, они потрясены произошедшим. Но не исключено, что завтра их увлечет что-нибудь другое. К счастью, Иоланте не нужно их одобрение. Ее открытое сердце помогло открыть и «безжизненные очи».     
 
Как всегда в «Геликоне», великолепный состав солистов. Ольга Толкмит, обладательница редкого по красоте сопрано, показывает свою Иоланту печальной, хрупкой – и одновременно сильной. Она настоящая королевская дочь, ей свойственны бурные эмоции и умение идти до конца в трудной ситуации. Водемон в исполнении Игоря Морозова – бесшабашный, веселый, радующийся жизни, ищущий любви. Ему предстоит пережить многое (и певец мгновенными переходами интонации превосходно и тонко это передает), но ничто не помешает и добиться полюбившейся красавицы, и преодолеть все страхи, насылаемые на него. Бургундский герцог и друг Водемона Роберт (Алексей Исаев) – распахнутый, живой, довольный собой. Они оба поначалу выглядят эдакими искателями приключений, любопытными мальчишками, которым охота обследовать запретную территорию и устроить там тарарам. Однако обстоятельства вынуждают стать серьезными. 
 
Прекрасно работают и Михаил Гужов – надменный и гордый, но действительно любящий дочь король Рене; Дмитрий Янковский – загадочный врач Эбн-Хакиа, повелевающий стихиями; Ирина Рейнард – кормилица Марта, строгая, но единственная из окружения Иоланты, кто заботится и оберегает ее.  
 
Появившаяся в репертуаре «Геликона» весной, «Иоланта» – по-настоящему весенний спектакль. Но, как и весенний климат, обладающий «перевертышем». Восхищая красотой, нежностью, романтикой, он говорит и о вещах жестоких. Об одиночестве и равнодушии. О неумении откликаться на чужую боль. О насмешке над «не таким как ты». У оперы Чайковского и у спектакля Сергея Новикова финал радостный – и при этом открытый. Оставляющий вопрос о возможности счастья и пути к нему.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Новой опере» новый главный дирижер

    Главным дирижером театра «Новая опера» с нынешнего сезона стал Александр Самоилэ. Александр Самоилэ сменил на посту главного дирижера англичанина Яна Латема-Кенига, который занимал этот пост семь лет, а теперь остантся в статусе главного приглашенного дирижера, сохранив за собой обязанности председателя художественно-творческой коллегии театра. ...
  • Увидеть музыку

    Проводимый в московском музыкальном театре «Геликон-опера» конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (очередной, четвертый по счету, завершился буквально на днях) позволяет не только заявить о себе новым людям в театральном процессе, но и пополнить репертуар самого «Геликона» их постановками. ...
  • Конкурс Галины Вишневской начинается в Москве

    Международный конкурс оперных артистов Галины Вишневской, основательницей которого была певица в 2006 году, пройдет в Москве с 3 по 7 июня пройдет в Москве.   «Было подано более 200 заявок из США, Канады, ЮАР, Кении, Словакии, Польши, Монголии, Южной Кореи, Китая, Узбекистана и Казахстана. ...
  • Валерий Гергиев готовит «Тангейзера»

    В эти дни на сцене Концертного зала Мариинского театра завершаются репетиции оперы Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссера Вячеслава Стародубцева. Премьера состоится 1 июня, дирижировать оперой будет Валерий Гергиев. ...
Читайте также