Увидеть музыку

Премьера спектакля «Иоланта» в театре «Геликон-опера»

 
Проводимый в московском музыкальном театре «Геликон-опера» конкурс молодых оперных режиссеров «Нано-опера» (очередной, четвертый по счету, завершился буквально на днях) позволяет не только заявить о себе новым людям в театральном процессе, но и пополнить репертуар самого «Геликона» их постановками.
 
Сергей Новиков, ставший в свое время одним из лауреатов этого конкурса, выпустил на большой сцене «Геликона» свою версию «Иоланты», последней оперы Петра Ильича Чайковского, светлой и одновременно трагической сказки о силе настоящих чувств.
 
«Иоланта» – название для «Геликон-оперы» знаковое, к нему не раз обращались за время существования театра. Да и Новикова здесь хорошо знают – в его музыкальных проектах (например, на площадках Московской филармонии) регулярно работают певцы и музыканты «Геликона». Но нынешняя премьера для режиссера – первый опыт крупного оперного спектакля. И важно, что он создан в соавторстве с опытным, знающим дирижером – Евгением Бражником.  
 
Художник Александр Купалян (это его дебют в оперном театре, как и художницы по костюмам Марии Высотской, одевшей героев стильно и затейливо, в духе модных показов и кино-блокбастеров) создал на сцене настоящий райский сад. Но красота этого рая обманчива: дочь короля Иоланта живет здесь под строгим надзором – везде висят мониторы видеонаблюдения, следящие за всем происходящим. Открытость и простодушие героини не позволяет ей ощутить всю горечь собственного положения. Как и тот факт, что многочисленные обитатели ее владений, легкомысленные девушки с мобильниками, вовсе не любят ее. Более того – откровенно посмеиваются. Им совершенно нет дела до ее переживаний, ее мыслей, ее души. И фраза «за что вы любите меня» в арии Иоланты оборачивается другой стороной, звучит болью, а не радостью.
 
Режиссер придумал простой и емкий смысловой прием: все персонажи на сцене – в очках. Словно бы король Рене сознательно лишает подданных – и себя тоже – того самого света, недоступного Иоланте. Такая иллюзия благополучия, очень страшная по ощущению. Без очков – только сама Иоланта и рыцарь Водемон. Им одним не нужны приспособления, чтобы увидеть важное: красоту чувств, ценность жизни.
 
В финале вылечившаяся от недуга Иоланта будет снимать очки со всех, кого встретит. И – тут же окажется ошарашенной многочисленными вспышками мобильников: подданные увлеченно снимают «чудо исцеления». Сегодня часто говорят «не сфотографировал и не выложил в соцсети – значит, ничего и не было». Да, они потрясены произошедшим. Но не исключено, что завтра их увлечет что-нибудь другое. К счастью, Иоланте не нужно их одобрение. Ее открытое сердце помогло открыть и «безжизненные очи».     
 
Как всегда в «Геликоне», великолепный состав солистов. Ольга Толкмит, обладательница редкого по красоте сопрано, показывает свою Иоланту печальной, хрупкой – и одновременно сильной. Она настоящая королевская дочь, ей свойственны бурные эмоции и умение идти до конца в трудной ситуации. Водемон в исполнении Игоря Морозова – бесшабашный, веселый, радующийся жизни, ищущий любви. Ему предстоит пережить многое (и певец мгновенными переходами интонации превосходно и тонко это передает), но ничто не помешает и добиться полюбившейся красавицы, и преодолеть все страхи, насылаемые на него. Бургундский герцог и друг Водемона Роберт (Алексей Исаев) – распахнутый, живой, довольный собой. Они оба поначалу выглядят эдакими искателями приключений, любопытными мальчишками, которым охота обследовать запретную территорию и устроить там тарарам. Однако обстоятельства вынуждают стать серьезными. 
 
Прекрасно работают и Михаил Гужов – надменный и гордый, но действительно любящий дочь король Рене; Дмитрий Янковский – загадочный врач Эбн-Хакиа, повелевающий стихиями; Ирина Рейнард – кормилица Марта, строгая, но единственная из окружения Иоланты, кто заботится и оберегает ее.  
 
Появившаяся в репертуаре «Геликона» весной, «Иоланта» – по-настоящему весенний спектакль. Но, как и весенний климат, обладающий «перевертышем». Восхищая красотой, нежностью, романтикой, он говорит и о вещах жестоких. Об одиночестве и равнодушии. О неумении откликаться на чужую боль. О насмешке над «не таким как ты». У оперы Чайковского и у спектакля Сергея Новикова финал радостный – и при этом открытый. Оставляющий вопрос о возможности счастья и пути к нему.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • Анна Нетребко открыла новый сезон в миланском театре «Ла Скала»

    В субботу, 7 декабря, в миланском театре «Ла Скала» состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Тоска». Главную роль в ней исполнила народная артистка РФ Анна Нетребко. Российская певица уже в четвертый раз открывает сезон в театре «Ла Скала». ...
  • Большой театр отложил премьеру оперы «Гостиный двор»

    Премьера спектакля «Гостиный двор» режиссера Глеба Черепанова, которая должна была состояться 29 ноября на Камерной сцене Большого театра, перенесена из-за необходимости творчески доработать постановку. «Руководство Большого театра приняло решение перенести премьеру оперы «Гостиный двор» Василия Пашкевича в связи с необходимостью творчески доработать эту постановку. ...
  • В Большом театре представят одну из первых русских опер

    Комическая опера XVIII века «Гостиный двор» станет первой премьерой сезона Камерной сцены Большого театра. Режиссер Глеб Черепанов и дирижер Филипп Чижевский возрождают один из ярких примеров русской «доглинкинской» оперы. ...
  • Теодор Курентзис и Ильдар Абдразаков готовят «Бориса Годунова»

    Дирижер Теодор Курентзис (на фото) и певец Ильдар Абдразаков станут участниками юбилейного, сотого Зальцбургского фестиваля, который пройдет с 18 июля по 30 августа 2020 года в Австрии. Об этом 16 ноября сообщила президент фестиваля Хельга Рабль-Штадлер на презентации программы мероприятия. ...
Читайте также