Накануне жизни

 
В Санкт-Петербурге прошел VI международный фестиваль ТЮЗов «Радуга».
Тяга к «дню сегодняшнему» – одна из самых стойких потребностей театра. Мы готовы примерять на себя коллизии Гамлета или Медеи. Но так хочется «услышать» со сцены сегодняшний сленг, увидеть своих сверстников с их и только их манерой ходить, говорить, думать, с их проблемами и их страданиями. На нынешнем фестивале «Радуга» стало очевидным, что сейчас молодые обращаются к «серьезному»: к войне в Чечне и в Хорватии, к размышлениям о природе ненависти, к пьесам, говорящим о реальности.

Хорватский театр «Вировитика» привез спектакль «Площадь войны», рассказывающий о событиях сербохорватской войны. Девочка Рива и ее брат Андреа вспоминают, как им пришлось бежать из родного города, как толпа вчерашних друзей-соседей забила их отца, остановившегося поднять уроненный мальчиком мяч. Молодые актеры Хелена Миник и Коран Кози, естественно, без напряжения, одной сменой интонаций показывают то диалог отца и матери, то беседу мальчика со сверстником-англичанином, то беседу матери с сербом, оказавшимся в том же английском лагере беженцев. Увиденные глазами детей перипетии «вооруженного конфликта» обнаруживают свою кровавую бессмысленность.

Екатеринбургский ТЮЗ показал недавнюю премьеру – «Дембельский поезд» Александра Архипова, – одну из первых в нашем театре пьес, где автору удалось поймать реальный воздух сегодняшнего дня. Место действия – палата госпиталя. Герои – раненые солдаты, служившие в Чечне. У одного – Тихона (Владимир Егоров) – вместо ног протезы. У другого – Вани (Сергей Монгилев) – в животе обойма пуль из «макарова», выпущенная своим же командиром спьяна. У третьего – Алисы (Вячеслав Ямбор) – тяжелая контузия и осколок в спине. Актеры-студенты (особенно хорош Алиса-Вячеслав Ямбор) играют парней, которые так хорошо знакомы каждому в зрительном зале. Знакомы их интонации и набор слов, кодекс чести «пацана» и манера повязывать бандану, мешанина понятий и твердое чувство, что вот так поступать нельзя. Режиссер-дебютант Олег Гетце посадил зрителей прямо на сцену, а портал закрыл бетонной стеной. В финале стена поднимается ввысь и перед глазами остаются пустые ряды зрительного зала и предрассветный дым.

Мастерская Сергея Женовача привезла в Петербург постановку «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Девяти–тринадцатилетних школьников играют вчерашние студенты. Играя «мальчишек», они счастливо избегают соблазна наиграть детскость – никто не картавит и не ставит ноги домиком. Вместо всех шаблонных приемов Женовач предлагает ход гораздо более тонкий. Мальчики в его спектакле изо всех сил хотят казаться старше. «Мне через две недели будет четырнадцать», – значительно произносит Коля Красоткин (Андрей Шибаршин), славный русоволосый паренек, который вдруг из-за залившего щеки румянца становится совсем юным.

По пронзительности и обнаженности письма даже у Достоевского мало что можно сопоставить с главами из «Братьев Карамазовых», посвященных семейству Снегиревых. Всегда страшно, когда театр берет тексты этого рода – открыто сентиментальные, открыто мелодраматические. Один неосторожный шаг, одна «дрра-матическая» интонация, и тонкий лед искусства сломан. Сергей Женовач умело подсвечивает пафос юмором. В самой умилительной сцене, где раскаявшиеся одноклассники окружают умирающего Илюшечку, материализуется собака Перезвон (Сергей Аброскин).

У каждого человека раньше или позже наступает этот момент порога, когда определяется его дальнейшая жизнь. Для штабс-капитана Снегирева (Алексей Вертков) это момент, когда Алеша Карамазов предлагает ему гигантскую сумму в двести рублей. И на нее можно все – отправить одну дочь на курсы, полечить вторую, нанять сиделку, уехать из этого опостылевшего города, наконец, купить говядины и «побаловать» семейство. Женовач материализует эти мечты. Вокруг снегиревского семейства мелькают соблазнительные чайники, тазики, птички… «Но это ж все мечты!» Все уютные предметы отбираются, уносятся. А Снегирев, смяв ненавистные деньги в комочек, все топчет и топчет их ногами: «Штабс-капитан Снегирев свою честь не продает!»

В конце спектакля все участники выстраиваются в одну линию. Шаг навстречу зрительному залу. Еще шаг. Ступенька. Шаг. Ступенька. Еще шаг. Они надвигаются на зрительный зал, почти сметая первый ряд.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Почти весь Някрошюс

    На осенних фестивалях есть шанс увидеть несколько спектаклей Эймунтаса Някрошюса, уход которого год назад стал потрясением для всего театрального мира. «Сукины дети»: литовский дух Клайпедский драматический театр (Литва) Постановка литовского романа «Сукины дети» возвращает в 18 век, когда маленькая Литва была частью Пруссии, и соединяет историческое прошлое с отголосками древних языческих мифов. ...
  • Театр наций продолжает гастроли в Лондоне

    В рамках своего первого гастрольного тура в Лондон Театр наций представил британской публике одну из знаковых постановок репертуара – работу всемирного известного режиссера Алвиса Херманиса «Рассказы Шукшина». ...
  • Et Cetera везет «Ревизора» в Берлин

    Гастроли Et Cetera под руководством Александра Калягина пройдут 12 и 13 октября в Театре на Потсдамской площади. Зрители увидят спектакль «Ревизор. Версия» в постановке Роберта Стуруа. Спектакли будут показаны в рамках программы международного культурного проекта «Русские сезоны» в Германии. ...
  • «Вы открыли нам новую эру!»

    Двенадцать вечеров подряд в самом центре французской столицы на сцене театра «Мариньи», расположенного на Елисейских полях, вахтанговцы играли «Евгения Онегина» и «Дядю Ваню». Почти десять тысяч зрителей побывали за это время на топовых спектаклях Римаса Туминаса, принимая их чрезвычайно эмоционально и восторженно. ...
Читайте также