Накануне жизни

 
В Санкт-Петербурге прошел VI международный фестиваль ТЮЗов «Радуга».
Тяга к «дню сегодняшнему» – одна из самых стойких потребностей театра. Мы готовы примерять на себя коллизии Гамлета или Медеи. Но так хочется «услышать» со сцены сегодняшний сленг, увидеть своих сверстников с их и только их манерой ходить, говорить, думать, с их проблемами и их страданиями. На нынешнем фестивале «Радуга» стало очевидным, что сейчас молодые обращаются к «серьезному»: к войне в Чечне и в Хорватии, к размышлениям о природе ненависти, к пьесам, говорящим о реальности.

Хорватский театр «Вировитика» привез спектакль «Площадь войны», рассказывающий о событиях сербохорватской войны. Девочка Рива и ее брат Андреа вспоминают, как им пришлось бежать из родного города, как толпа вчерашних друзей-соседей забила их отца, остановившегося поднять уроненный мальчиком мяч. Молодые актеры Хелена Миник и Коран Кози, естественно, без напряжения, одной сменой интонаций показывают то диалог отца и матери, то беседу мальчика со сверстником-англичанином, то беседу матери с сербом, оказавшимся в том же английском лагере беженцев. Увиденные глазами детей перипетии «вооруженного конфликта» обнаруживают свою кровавую бессмысленность.

Екатеринбургский ТЮЗ показал недавнюю премьеру – «Дембельский поезд» Александра Архипова, – одну из первых в нашем театре пьес, где автору удалось поймать реальный воздух сегодняшнего дня. Место действия – палата госпиталя. Герои – раненые солдаты, служившие в Чечне. У одного – Тихона (Владимир Егоров) – вместо ног протезы. У другого – Вани (Сергей Монгилев) – в животе обойма пуль из «макарова», выпущенная своим же командиром спьяна. У третьего – Алисы (Вячеслав Ямбор) – тяжелая контузия и осколок в спине. Актеры-студенты (особенно хорош Алиса-Вячеслав Ямбор) играют парней, которые так хорошо знакомы каждому в зрительном зале. Знакомы их интонации и набор слов, кодекс чести «пацана» и манера повязывать бандану, мешанина понятий и твердое чувство, что вот так поступать нельзя. Режиссер-дебютант Олег Гетце посадил зрителей прямо на сцену, а портал закрыл бетонной стеной. В финале стена поднимается ввысь и перед глазами остаются пустые ряды зрительного зала и предрассветный дым.

Мастерская Сергея Женовача привезла в Петербург постановку «Мальчики» по роману Достоевского «Братья Карамазовы». Девяти–тринадцатилетних школьников играют вчерашние студенты. Играя «мальчишек», они счастливо избегают соблазна наиграть детскость – никто не картавит и не ставит ноги домиком. Вместо всех шаблонных приемов Женовач предлагает ход гораздо более тонкий. Мальчики в его спектакле изо всех сил хотят казаться старше. «Мне через две недели будет четырнадцать», – значительно произносит Коля Красоткин (Андрей Шибаршин), славный русоволосый паренек, который вдруг из-за залившего щеки румянца становится совсем юным.

По пронзительности и обнаженности письма даже у Достоевского мало что можно сопоставить с главами из «Братьев Карамазовых», посвященных семейству Снегиревых. Всегда страшно, когда театр берет тексты этого рода – открыто сентиментальные, открыто мелодраматические. Один неосторожный шаг, одна «дрра-матическая» интонация, и тонкий лед искусства сломан. Сергей Женовач умело подсвечивает пафос юмором. В самой умилительной сцене, где раскаявшиеся одноклассники окружают умирающего Илюшечку, материализуется собака Перезвон (Сергей Аброскин).

У каждого человека раньше или позже наступает этот момент порога, когда определяется его дальнейшая жизнь. Для штабс-капитана Снегирева (Алексей Вертков) это момент, когда Алеша Карамазов предлагает ему гигантскую сумму в двести рублей. И на нее можно все – отправить одну дочь на курсы, полечить вторую, нанять сиделку, уехать из этого опостылевшего города, наконец, купить говядины и «побаловать» семейство. Женовач материализует эти мечты. Вокруг снегиревского семейства мелькают соблазнительные чайники, тазики, птички… «Но это ж все мечты!» Все уютные предметы отбираются, уносятся. А Снегирев, смяв ненавистные деньги в комочек, все топчет и топчет их ногами: «Штабс-капитан Снегирев свою честь не продает!»

В конце спектакля все участники выстраиваются в одну линию. Шаг навстречу зрительному залу. Еще шаг. Ступенька. Шаг. Ступенька. Еще шаг. Они надвигаются на зрительный зал, почти сметая первый ряд.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • «Ничего лучше уже не придумать»

    В праздничные дни, по традиции, повторяем материалы, вышедшие в «Театрале» в минувшем году. Сегодня в нашей подборке – закулисье театра «Мастерская Петра Фоменко».  «Когда мы ставили «Бесприданницу» (это была первая премьера в здании Новой сцены), Петр Наумович шутил: Паратов будет приплывать на своей «Ласточке» прямо по Москве-реке и выходить на сцену через окно», – рассказывает «Театралу» главный администратор «Мастерской Петра Фоменко» Вера ЗАВГОРОДНЯЯ. ...
  • Виктор Рыжаков: «Будем вместе думать, каким будет наше завтра»

    В четверг, 9 января, глава московского Департамента культуры Александр Кибовский представил коллективу «Современника» нового художественного руководителя – Виктора Рыжакова. Встреча проходила в  закрытом формате. ...
  • «Она писала просто, ясно и безукоризненно точно»

    Наталья Крымова была камертоном не только театральной жизни. Многие годы ее статьи и телепередачи были одной из редких возможностей услышать живое слово, звучащее «поверх барьеров». Вместе с «Театралом» ее сегодня вспоминают коллеги. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр «У Никитских ворот» отправляется в гастрольный тур по… Москве

    Начиная с 17 января театр под руководством Марка Розовского целый ряд спектаклей текущего репертуара будет играть на других площадках столицы. Таким образом, в пятницу, 17 января, например, «Песни нашей коммуналки» исполнят в Доме ученых, но в тот же вечер на Старой сцене театра состоится спектакль «Ганди молчал по субботам». ...
  • БДТ приедет на гастроли в Москву

    Сразу два спектакля БДТ им. Товстоногова представят в российской столице в конце января. На сцене Театра наций состоится московская премьера спектакля Ивана Вырыпаева «Волнение» с Алисой Фрейндлих в главной роли, а в Театре им. ...
  • Программа «Большие гастроли» завершила шестой сезон

    В понедельник, 23 декабря, на сцене Зимнего театра в Сочи были подведены итоги программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли». В 2019 году были достигнуты наивысшие показатели за все время существования проекта – в программе приняли участие 267 театров, было показано более 2 тыс. ...
  • Московский кинофестиваль снова пройдет в апреле

    Руководство Московского международного кинофестиваля (ММКФ) объявило даты проведения 42-го по счету киносмотра.   «42-й Московский международный кинофестиваль пройдет в 2020 году с 22 по 29 апреля», - цитирует ТАСС сообщение дирекции фестиваля. ...
Читайте также