Даниэле Финци Паска: «Мы во всё играем как дети»

Швейцарский режиссер представляет в Москве свое послание Чехову

 
В рамках Международного театрального фестиваля им. Чехова с 26 по 31 мая в Москве проходят гастроли Компании Финци Паска (Лугано).  Перед показом спектакля «Донка. Послание Чехову» «Театрал» поговорил с автором, режиссером, художником по свету и хореографом Даниэле ФИНЦИ ПАСКА.

– Даниэле, спектакль «Донка» вы создавали к 150-летию Чехова. За эти годы что-то менялось в постановке?
– Девять лет назад – это был дебют, спектакль только-только рождался, и конечно, за это время он повзрослел. Многие сцены изменились, но суть спектакля осталась неизменной. То, что мы хотели сказать, то мы, по-прежнему, и говорим. Просто все эти годы мы искали более верную, более точную интонацию.  

Мы продолжаем воплощать на сцене чеховский мир, состоящий из персонажей, которые подобно льду, медленно тают и затем вдруг падают наземь, разбиваясь на тысячу осколков.


– О любом писателе можно рассказать языком вашего театра или для вас существуют «границы дозволенного»?
– Трудно говорить о каких-то границах, но человеку свойственно рассказывать ту историю, которая ему близка, которую он любит и понимает. Странно было бы говорить о чем-то тебе чуждом. Вот вальс, например, лучше танцевать с кем-то, кто тебе близок, чем с верблюдом или жирафом.

– Чем вам близок Чехов?
– Тем, как тонко и с каким сочувствием он наблюдает человеческую душу.

– В центре ваших постановок и, в частности, «Донки» реальный мир обычного человека или мир вымышленный, желаемый?
– Когда тебе предстоит встреча с каким-то незнакомым человеком, например, с журналистом, и ты невольно представляешь себе, каким будет этот человек. А потом ты встречаешь этого человека, и впечатление часто может не совпадать с тем, что ты ожидал. Но эти две реальности всё равно в твоем сознании продолжают сосуществовать. То как ты себе этого человека представлял до того, как ты его узнал и то, каким он действительно явился в реальности. Мне кажется, что не стоит разделять эти два мира, потому что они находятся в нас в каком-то своеобразном сочетании. Наверное, я несколько путано объяснил, но вот как-то так я вижу это.

Мы, люди театра, не можем изобразить реальность, потому что всё, что мы делаем, это некое подобие реальности. Мы знаем, что кровь никогда не будет настоящей, что декорации из папье-маше, что украшения не настоящие… Но что мы делаем на сцене?  Мы во всё это играем как дети. Мы играем в реальность, и это наш способ что-то рассказать нашему зрителю.

– Вы из творческой династии, фотографами были и  отец, и дед, и прадед. В какой момент вы поняли, что для вас искусство в движении важнее, чем «остановившееся мгновение»? 
– Фотография до сих пор для меня очень важна, просто я влюбился в театр… А семья, в которой я вырос, всячески стимулировала к расширению границ и к поиску чего-то нового. Я мыслю образами, иногда даже черно-белыми образами, так что фотографии для меня остаются чем-то очень значимым. Но я выстраиваю их в ряд и привожу их в движение. И люди на этих фотографиях не всегда улыбаются. Ведь это со времен второй мировой войны вошло в привычку, что перед тем как щелкнет фотокамера, надо говорить «cheez», а раньше этого не было. На семейных фотографиях люди были с достойным выражением лица, без всякой искусственной улыбки.

 – Какое выражение лица, вы бы хотели, чтоб было у ваших зрителей в зале?
– Я бы хотел, чтобы они на меня смотрели глазами доброй собаки.

– Вы и актер, и режиссер, и писатель, и кинематографист. Что помогает не зацикливаться на чем-то одном, а работать в таком большом диапазоне?
– Я всегда занимаюсь одним и тем же. Я – человек театра. Просто я вижу человеческую деятельность как-то «по-ренесансному», она включает в себя очень многое, она широка. И не надо ее делить на отдельные аспекты.

– Что необходимо, чтобы приблизиться к такому мировосприятию?
– Окружить себя хорошей семьей, сохранить любопытство и смотреть на мир глазами ребенка.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. Актриса получила травму на сцене театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Лев Прыгунов: «Я убежден, что мир непознаваем»

    В этом году актер, художник и поэт Лев Прыгунов отметил 80-летие. Корреспонденты «Театрала» побывали в мастерской у юбиляра и поговорили с ним о жизни и творчестве.   – Поэзия – вещь серьезная и многоуровневая. Стихи я начал писать в 1967 году и к тому времени уже два года был знаком с Иосифом Бродским. ...
  • Настало ли время новой театральной энциклопедии

    «Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. ...
  • На ВДНХ прочтут пьесы современных авторов

    Совместный проект фестиваля драматургии «Любимовка» и фестиваля искусств «Вдохновение» стартует в пятницу вечером в Доме культуры ВДНХ. В течение трех вечеров – с 19 по 21 июля – зрители смогут послушать читки пьес современных авторов. ...
  • Такой у него дар: смешить не смеша

    Друзья и коллеги поздравляют артиста, художественного руководителя Театра сатиры. Александр Калягин, председатель СТД РФ: Дорогой Александр Анатольевич! Я счастлив со всем почтением и уважением поздравить Вас с юбилеем!   Я представляю, сколько слов восхищения и любви, мой дорогой друг, ты услышишь в этот день, сколько добрых пожеланий получишь. ...
Читайте также