Даниэле Финци Паска: «Мы во всё играем как дети»

Швейцарский режиссер представляет в Москве свое послание Чехову

 
В рамках Международного театрального фестиваля им. Чехова с 26 по 31 мая в Москве проходят гастроли Компании Финци Паска (Лугано).  Перед показом спектакля «Донка. Послание Чехову» «Театрал» поговорил с автором, режиссером, художником по свету и хореографом Даниэле ФИНЦИ ПАСКА.

– Даниэле, спектакль «Донка» вы создавали к 150-летию Чехова. За эти годы что-то менялось в постановке?
– Девять лет назад – это был дебют, спектакль только-только рождался, и конечно, за это время он повзрослел. Многие сцены изменились, но суть спектакля осталась неизменной. То, что мы хотели сказать, то мы, по-прежнему, и говорим. Просто все эти годы мы искали более верную, более точную интонацию.  

Мы продолжаем воплощать на сцене чеховский мир, состоящий из персонажей, которые подобно льду, медленно тают и затем вдруг падают наземь, разбиваясь на тысячу осколков.


– О любом писателе можно рассказать языком вашего театра или для вас существуют «границы дозволенного»?
– Трудно говорить о каких-то границах, но человеку свойственно рассказывать ту историю, которая ему близка, которую он любит и понимает. Странно было бы говорить о чем-то тебе чуждом. Вот вальс, например, лучше танцевать с кем-то, кто тебе близок, чем с верблюдом или жирафом.

– Чем вам близок Чехов?
– Тем, как тонко и с каким сочувствием он наблюдает человеческую душу.

– В центре ваших постановок и, в частности, «Донки» реальный мир обычного человека или мир вымышленный, желаемый?
– Когда тебе предстоит встреча с каким-то незнакомым человеком, например, с журналистом, и ты невольно представляешь себе, каким будет этот человек. А потом ты встречаешь этого человека, и впечатление часто может не совпадать с тем, что ты ожидал. Но эти две реальности всё равно в твоем сознании продолжают сосуществовать. То как ты себе этого человека представлял до того, как ты его узнал и то, каким он действительно явился в реальности. Мне кажется, что не стоит разделять эти два мира, потому что они находятся в нас в каком-то своеобразном сочетании. Наверное, я несколько путано объяснил, но вот как-то так я вижу это.

Мы, люди театра, не можем изобразить реальность, потому что всё, что мы делаем, это некое подобие реальности. Мы знаем, что кровь никогда не будет настоящей, что декорации из папье-маше, что украшения не настоящие… Но что мы делаем на сцене?  Мы во всё это играем как дети. Мы играем в реальность, и это наш способ что-то рассказать нашему зрителю.

– Вы из творческой династии, фотографами были и  отец, и дед, и прадед. В какой момент вы поняли, что для вас искусство в движении важнее, чем «остановившееся мгновение»? 
– Фотография до сих пор для меня очень важна, просто я влюбился в театр… А семья, в которой я вырос, всячески стимулировала к расширению границ и к поиску чего-то нового. Я мыслю образами, иногда даже черно-белыми образами, так что фотографии для меня остаются чем-то очень значимым. Но я выстраиваю их в ряд и привожу их в движение. И люди на этих фотографиях не всегда улыбаются. Ведь это со времен второй мировой войны вошло в привычку, что перед тем как щелкнет фотокамера, надо говорить «cheez», а раньше этого не было. На семейных фотографиях люди были с достойным выражением лица, без всякой искусственной улыбки.

 – Какое выражение лица, вы бы хотели, чтоб было у ваших зрителей в зале?
– Я бы хотел, чтобы они на меня смотрели глазами доброй собаки.

– Вы и актер, и режиссер, и писатель, и кинематографист. Что помогает не зацикливаться на чем-то одном, а работать в таком большом диапазоне?
– Я всегда занимаюсь одним и тем же. Я – человек театра. Просто я вижу человеческую деятельность как-то «по-ренесансному», она включает в себя очень многое, она широка. И не надо ее делить на отдельные аспекты.

– Что необходимо, чтобы приблизиться к такому мировосприятию?
– Окружить себя хорошей семьей, сохранить любопытство и смотреть на мир глазами ребенка.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Министром культуры назначена Ольга Любимова

    Пост министра культуры в сформированном Михаилом Мишустиным правительстве заняла правнучка великого актера Василия Качалова - Ольга Любимова, ранее возглавлявшая департамент кино Минкультуры. Ольга Любимова закончила факультет журналистики МГУ и факультет театроведения ГИТИСа (РАТИ). ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Санкт-Петербургский Театр музкомедии ищет артистов

    На официальном сайте Театра музыкальной комедии появилось объявлении о редкой вакансии. Для постановки мюзикла Джона Кандера «Кабаре» объявляется кастинг. Режиссер и хореограф Джорджо Мадиа (Италия) ищет артистов на центральные роли спектакля. ...
  • Умер артист «Содружества актеров Таганки» Данила Перов

    «Сегодня ночью, 22 января, скоропостижно скончался наш друг, товарищ и брат, Заслуженный артист России Данила Перов», - говорится на сайте «Содружества актеров Таганки». По предварительным данным, Данила Перов умер в результате оторвавшегося тромба. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Пусть удача всегда будет рядом!»

    Многоуважаемая, дорогая Валентина Илларионовна! Сегодня поздравления с юбилеем Вы получаете отовсюду: руководители государства, политические деятели, Ваши коллеги, друзья, родные и близкие спешат поздравить Вас, и это вполне естественно, ведь Вы – прекрасная актриса, которую знают и любят в нашей стране абсолютно все: люди всех поколений, домохозяйки и академики, высокие чины и обыкновенные зрители. ...
  • Сергей Гармаш: «Считаю это подарком судьбы»

    «Современник» выпускает спектакль «Папа». Пьеса француза Флориана Зеллера простая сюжетно и бездонная по сути говорит о вещах фатальных и неизбежных. Главный герой Андрэ  - пожилой человек, постепенно теряющий рассудок и превращающийся в беспомощного ребенка. ...
  • Валентина Талызина отмечает юбилей

    Зрители присвоили звание народной актрисе Валентине Талызиной задолго до того, как она получила это звание официально. Трудно представить наш кинематограф и спектакли театра Моссовета без Талызиной. В работе она так азартна и энергична, что увлекает в процесс репетиций коллег. ...
  • Ольга Любимова: «Все удачи – это удачи режиссеров, все неудачи – это неудачи чиновников»

    Вечером во вторник, 21 января, министром культуры РФ назначена Ольга Любимова, журналист, театровед, шеф-редактор более 80-ти документальных фильмов, которая начиная с января 2018 года возглавляла департамент кинематографии Минкультуры РФ. ...
Читайте также