Объединять театры бессмысленно?

Мединский подписал приказ об объединении Александринского и Волковского театров

 
Владимир Мединский подписал приказ об объединении Александринского и Волковского театров в Первый национальный театр России. И хотя вечером 28 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев приостановил этот приказ и поручил главе Минкультуры провести общественное обсуждение этого вопроса, новость вызвала широкий общественный резонанс. 


В частности, Александр Калягин назвал это событие «шокирующим», а губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов заявил, что такого объединения быть не должно. Директор Волковского театра Алексей Туркалов обратился с открытым письмом к ярославцам, в котором указал, что «коллектив театра не подписывал документов о полезности объединения», а худруки театров Валерий Фокин и Евгений Марчелли не нашли в этом объединении ни одного минуса. «Театрал» публикует мнения основных участников дискуссии.

Председатель СТД Александр Калягин:

«Год театра оказался шокирующе событийным! И самое шокировавшее меня событие я узнаю сегодня, 27 марта, в Международный день театра, из прессы: Министерство культуры принимает решение о слиянии первого русского театра в Ярославле с Александринским театром!

Еще пару месяцев назад в этом театре президент России В.В. Путин открывал торжественно Год театра в России, встречался с театральными деятелями, с гордостью говорил о выдающейся роли отечественного театра в мировой культуре, о том, что вековые традиции нашего театра надо всячески сохранять. И здесь роль государства – первостепенна.

А что же на деле вытворяют государственные чиновники? Под прикрытием красивых слов об оптимизации, совершенствовании, инициативе снизу (явно организованной сверху) и прочей шелухи ставят под угрозу исчезновения легендарный театр России. Причем делают это исподтишка, келейно, как какую-то спецоперацию.

Но ради чего, хочу я спросить, затевается эта т.н. реформа? Кто это может объяснить? Что это даст этим двум совершенно самостоятельным творческим коллективам?

Неожиданное, волюнтаристское объединение двух старейших театров – Александринского и Волковского – вопрос не только творческой судьбы этих коллективов, он гораздо острее: это вопрос государственной культурной политики. И без серьезного, всестороннего, детального его обсуждения с театральным сообществом, с экспертами, без общественной экспертизы принимать такое решение – значит идти вразрез с основами государственной культурной политики, утвержденными В.В. Путиным.

Неужели нельзя было посоветоваться? Посоветоваться всего лишь! И потом, с учетом мнения всех заинтересованных сторон, принимать решение».
Источник: СТД


Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин:

 «Плюсы очень внятные, они налицо. Во-первых, объединение послужит активному развитию творческих потенциалов театров: речь идет о создании общих художественных программ – и образовательных, и репертуарных, и гастрольных, и международных. Все это, безусловно, будет способствовать росту творческих перспектив двух театров. Для ярославцев это такой хороший шанс. Они выходят на другой уровень – и творческий, и экономический. Поскольку, конечно же, будут преференции и новый бюджет. Волковский театр выйдет за рамки очень хорошего, известного регионального театра в какой-то новый для себя статус. И плюсы от этого огромные – это очевидно и не вызывает сомнений. Тем более речь идет не о формальном объединении: два старейших, первых в истории театра соединяются в творческий союз.

Важный момент: ни Ярославский, ни Александринский театр при этом никуда не исчезают, не уничтожаются. Потому что уже слышно реплики на тему уничтожения этих двух институций. Ничего подобного – оба театра здравствуют и будут столь же активно развиваться, работать, соблюдая свои репертуарные и творческие планы. Оба театра сохранят свои бренды и в названии, и в штатном расписании, и в своем устройстве. Все традиции будут сохранены. При этом объединение театров – своего рода аванс, шанс, гарантирующий Александринке и Волковскому театру переход на новый творческий и экономический уровень. Два старейших театра получают исключительные возможности, новые общие программы, которые послужат во благо и Волковскому театру, и Александринке».

Источник:  сайт Минкультуры РФ



Художественный руководитель Волковского театра Евгений Марчелли:

«Кроме положительных аспектов я не вижу в объединении ни одного минуса. Потому что самое главное – создание Первого национального театра, новой институции, защищенной государством. В это объединение вошли два старейших театра. Казалось бы, что дальше? А дальше нам Министерство культуры РФ обещает повышенное внимание, финансирование, экономическую и техническую помощь – оснащение сцены, раскрытие наших потенциальных возможностей на разных площадках, включая Москву и Санкт-Петербург. Нам уже и здание определили, где мы будем работать стационарно. Какие минусы могут быть? На мой взгляд, здесь может быть только зависть.

Пять лет назад Валерий Фокин впервые обратился ко мне с предложением обсудить эту идею. Мы долго муссировали эту тему, думали, обсуждали технические сложности, ставящие под сомнение возможность ее реализации. Но настал момент, когда Валерий Владимирович сообщил мне о том, что идея получила поддержку в Министерстве культуры. И вот, наконец, она реализуется. Злые языки говорят о том, что в результате Театр Волкова может потерять свою самостоятельность. Театр будет работать в городе Ярославле, в своем здании. У театра появится возможность чаще приезжать в Петербург, в Москву, выезжать на гастроли в совместных проектах, на фестивали. А если и будет какое-то внешнее воздействие на театр – например, касающееся корректуры репертуара, значит, мы будем защищены от случайных режиссеров, от случайных названий, и будем более серьезно относиться к тому, что мы делаем».

Источник: сайт Минкультуры РФ



Директор Волковского театра Алексей Туркалов:

«Я принял решение рассказать, как развивались события, для того, чтобы, ознакомившись с их ходом, вы сами сделали выводы.

21 марта 2019 года художественный руководитель театра Евгений Марчелли принес мне служебную записку о необходимости создания приказом директора творческого совета театра. При этом он уточнил, что таким образом возобновляется совет, имевший место быть в 2014 году. Я попросил своих подчиненных проверить, есть ли Положение о творческом совете театра. Замдиректора театра Т. Цветкова через некоторое время сообщила, что в подписанном варианте его нет.

25 марта стали поступать вопросы, подписал ли я Приказ о создании творческого совета, я ответил, что сначала нужно создать Положение о нем и не вижу необходимости в спешке. О том, что 26 марта в театре будет замминистра культуры Павел Степанов я узнал от Е.Ж. Марчелли. Начал готовиться к отчету перед руководством – именно так я воспринял этот визит.

Днем 26 марта за полчаса до визита Павла Степанова мне позвонил Е.Марчелли и сказал, что необходимо подготовить комнату для совещания творческого совета с замминистра. Артистов из «творческого совета» на это совещание приглашала замдиректора Т. Цветкова не с моего распоряжения. Таким образом, вместе с десятью артистами театра, фамилии которых Е.Ж. Марчелли предлагал мне накануне включить в творческий совет, замдиректора Т. Цветковой, художественным руководителем Е. Марчелли мы услышали информацию, что вновь возобновились разговоры об объединении театров Волковского и Александринского. Для того, чтобы взвесить все преимущества объединения, необходимо получить от творческого совета театра имени Волкова согласие на подобный диалог. Заранее оговорюсь, я не хочу озвучивать имена актеров, которые оказались такими же заложниками ситуации, как и я. Казалось, что информация носит совещательный характер. Я понимал, что прежде, чем это обретет статус официального решения, пройдут обсуждения – непременно губернатор области Д.Ю. Миронов, правительство Ярославской области, мэр города Ярославля В.М. Волков, областная дума, муниципалитет Ярославля, Общественная палата ЯО, и, конечно же, мнение театралов, всех ярославцев в целом. Таким образом, все было достаточно спокойно, тем более, что и в 2014 году подобные разговоры велись, но в итоге остались только обсуждениями.

27 марта как гром среди ясного неба информация об объединении театров, которая 26 марта казалась дискуссионной, прозвучала из уст Министра РФ Владимира Мединского.

Мне сразу стало понятно, что все мы, включая губернатора региона Д. Миронова, министра культуры РФ В. Мединского, замминистра культуры РФ П. Степанова, худрука Александринского театра В. Фокина, оказались заложниками «желания объединения» человека с хорошими связями в театральном мире и мире власти; человека с огромным желанием подобного объединения, который сумел каким-то образом убедить (честно говоря я даже затрудняюсь сказать кого убедить), что сформированы все предпосылки для объединения «снизу», для которого вдруг и потребовался творческий совет театра имени Волкова. Каким чудом происходящее 26 марта на совещании в Волковском театре в итоге было донесено до Министра культуры РФ как «инициатива снизу», я не знаю.

Хочу еще раз подчеркнуть: Приказа о создании творческого совета театра имени Волкова, на котором настаивал Е. Марчелли накануне, я не издавал и не подписывал. Ни коллектив Волковского театра, ни данный условный творческий совет из десяти артистов нашего театра 26 марта не подписывали документов о «полезности объединения». Хотя о таковой из всего коллектива нашего театра в видео-комментарии телеканалам 27 марта высказался только один человек.

Особенно хочу отметить, что губернатор Ярославской области Д. Миронов в первых комментариях ярославским СМИ, министр культуры РФ В. Мединский в утреннем заявлении озвучивали единственно доступную им на тот момент времени информацию: о том, что объединение театров – это решение «снизу», «решение коллектива». Именно в такой интерпретации информация была донесена до высшего звена руководителей».

Источник: соцсети Волковского театра



Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов:

«Считаю, что объединение Волковского театра нецелесообразно. В Москве провел по этому вопросу серию встреч. Разделяю возмущение ярославцев. Прежде чем принимать такое решение, надо было посоветоваться с жителями Ярославской области, общественностью и коллективом театра. Вместе мы будем отстаивать статус нашего театра как Первого русского. Волковский театр – гордость и бренд Ярославии, и я считаю, что объединения быть не должно».

Источник: соцсети



Министр культуры Владимир Мединский:

«Создание Первого национального театра России — абсолютно прорывное решение, от которого выиграют все. Мы обсуждали его несколько лет, и тот факт, что оно одобрено единодушно и одной труппой, и другой и получило поддержку художественных советов, говорит о многом. Мне кажется, это тот вектор, который указывает на то, как провести реорганизацию в общих интересах. Я напомню, что за последние несколько лет несколько федеральных театров были реорганизованы. Это происходило последовательно, системно, без скандалов. А главное – всегда с позитивным результатом для отрасли.

Театр Покровского был присоединен к Большому театру и, безусловно, от этого все выиграли. Большой театр получил экспериментальную молодежную сцену. Театр Симонова – если помните, был такой театр в центре Москвы — стал новой сценой Театра Вахтангова. И сейчас билеты туда не достать. Один из московских федеральных театров был передан в ведение Правительства Москвы — там сейчас проводится реконструкция. А как был организован творческий процесс и как выглядела сцена театра, где сейчас находится один из лучших концертных залов Москвы — Филармония-2, — лучше не вспоминать. Через несколько дней на этой площадке выступит Российский национальный молодежный симфонический оркестр, я всем советую хотя бы раз попасть на их выступление, это незабываемо.
Вся театральная реорганизация у нас направлена исключительно на повышение качества оказываемых услуг, статуса актеров, большую востребованность труппы. И самое главное – служит удовлетворению растущих культурных потребностей слушателей и зрителей.

Создание Первого национального театра России предусматривает единое администрирование, что, безусловно, будет способствовать повышению качества работы. Волковский театр выходит за рамки провинциального и приобретает новый — национальный статус. Артисты Волковского театра получают возможности играть не только в Ярославле, но и в Петербурге и в Москве на собственных площадках. В настоящее время идет работа над дорожной картой, обсуждаются календарные даты, по которым дальше в соответствии с законом пойдет процесс объединения. Дорожная карта будет на днях утверждена».

Источник: сайт Минкультуры РФ



Театральный критик Павел Руднев:

«Мне кажется, что объединять театры в принципе – это бессмыслица, только если они не обветшали. Волковский и Александринский театры не обветшали. Напротив, показательны.

Почему это бессмысленно? Потому что важнейшая тенденция в культуре, бизнесе, живой жизни – это разукрупнение, горизонтальные связи, отказ корпорациям и синдикатам в доверии.

Кроме всего прочего, объединение петербургского и ярославского театра может быть только в одном режиме – это поглощение более сильным более слабого. Провинциальный театр в этой связи будет всегда подчиненным. А это означает только одно: подрыв автономности, независимости провинциальной культуры, которая долгие годы выстраивалась и является безусловностью ценностью, с потом, кровью и трудом обретенной в 2000-2010-е годы. Ярославский Волковский театр как раз именно этим и был хорошо известен последние два десятилетия – независимостью своих художественных решений, высокой самоосознанностью своих задач.

Централизация культурных (и не только) процессов – это путь к обезвоживанию регионов, это тяжелый рок нашей страны, которая никак не может обрести центробежную стратегию».

Источник: соцсети




Справка

Театр Волкова – первый русский профессиональный театр, основанный в 1750 году в Ярославле. Театр назван в честь основателя - купеческого сына Федора Волкова - режиссера, актера, художника, предпринимателя. Помимо основной и камерной сцен (около 900 и 100 мест соответственно) действует средняя сцена. Художественный руководитель с 2011 года – заслуженный деятель искусств России Евгений Марчелли.
 
Александринский театр является старейшим национальным театром России. Он учрежден сенатским указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. С 2003 года худруком театра является режиссер, народный артист России Валерий Фокин.


 Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
  • Кирилл Крок: «Ситуация для российских театров чудовищная»

    Круглый стол, состоявшийся 8 сентября в Большом театре, был посвящен опыту Дирекции императорских театров – точнее, тем лучшим его достижениям, которые можно применить и сегодня. При этом некоторые участники дискуссии коснулись и острых проблем нынешнего дня. ...
Читайте также


Читайте также

  • Инну Чурикову экстренно госпитализировали

    Народную артистку СССР Инну Чурикову госпитализировали вечером в четверг, 18 июля, в Институт им. Склифосовского. По предварительной информации, актрисе стало плохо на выходе из театра «Русская песня», где в этот вечер она играла антрепризный спектакль «Старая дева». ...
  • Минкульт Чечни усилит контроль над артистами

    Во вторник, 16 июля, Министерство культуры Чеченской республики заявило, что будет выявлять артистов, чьи видеозаписи выступлений публикуются в интернете, а репертуар при этом не согласован с властями. По мнению главы министерства Хож-Бауди Дааева, в Сети возросло количество роликов, которые вредят имиджу чеченского народа. ...
  • Театр «Геликон-опера» объявил о редкой вакансии

    Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана 16 сентября проведет конкурс, цель которого – отобрать артистов оркестра в группу труб. Как сообщается на официально сайте театра, заявки для участия в конкурсе принимаются до 12 сентября по электронной почте tatatisha@mail. ...
  • Масляева вернулась в театр «У Никитских ворот»

    Экс-бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву, обвиняемую в хищении бюджетных средств, отпустили из-под домашнего ареста под подписку о невыезде. По словам ее адвоката Юрия Ефименкова, Масляева уже вышла на работу в театр «У Никитских ворот», где работала незадолго до своего ареста. ...
Читайте также