Жертвы истории

Документальный жанр в театре сегодня переживает второе рождение

 
В одном из своих недавних интервью Евгений Водолазкин констатировал, что публика сегодня однозначно предпочитает документ художественной литературе. Молодые режиссеры, выбирая материал для постановки, похоже, ищут опору в дневниках и документах. Будь то широко известный «Дневник Анны Франк», который выбрала для постановки на Симоновской сцене Театра им. Вахтангова Екатерина Симонова. Или пьеса молодого драматурга Ульяны Гицаревой «Антарктида», основанная на документальной истории последней партии полярников на антарктической станции. Ее выбрал Петр Чижов для постановки в Театре «На Литейном».
 
Спектакли вполне случайно сошлись в московской афише – гастроли «Антарктиды» в столице совпали с вахтанговской премьерой «Дневника...» Парадоксально, но рассказ о еврейских семьях, прятавшихся на чердаке во время войны, обнаруженных фашистами и увезенных в концлагерь, – оказался точно срифмованным с рассказом о трех полярниках и собаке, преданных родным государством и погибших при эвакуации со станции…

Там и тут – люди, оторванные от «большого мира» и запертые в тесном пространстве со скудной пищей и небогатым арсеналом развлечений. Там и тут – экстремальность ситуации проявляет в героях их лучшие и худшие человеческие качества, так что актерам есть что играть и оба спектакля впечатляют сыгранностью актерского ансамбля. Там и тут режиссеру требуется особый такт, чтобы эмоции не вышли из берегов, и не затопили зал сантиментом.

«Антарктиду» режиссер-постановщик Петр Чижов выстроил в жанре «снимается кино». С постановочными сценами, мельтешащей камерой. Силуэтами пингвинов. Макетом ледовой горы, которую штурмуют герои. Наконец, гримировальным столиком, за которым персонажи аккуратно накладывают на лицо налипший «снег» и обледенелые кончики ресниц…

На камеру трое полярников рассказывают зачем из занесло в Антарктиду. Начальник экспедиции Петр Клюшников (Роман Агеев), медвежеватый, основательный, расскажет о наследственно бродяжьем духе, когда самое страшное, что может с тобой случиться – остаться в малогабаритной квартирке и растить котов. Юный, горячий Левон (Виталий Гудков) признается, что сюда привело желание, наконец, ощутить себя «не мальчиком, но мужем». Отец Александр – Александр Кошкидько
 расскажет о своем честолюбивом желании построить в Антарктиде православную церковь (на краю земли и моря). Наконец, якутская лайка Мишка (Игорь Ключников) – самый обаятельный член полярной станции, – расскажет, что в Антарктиду его привела вера в человека.

Полярники пьют водку, едят вареную картошку и соленую капустку. На старом вездеходе ездят собирать данные приборов. Впрочем, Большая земля вскоре поездки запретит, потому что надо экономить солярку). Спорят до взрывов о теле Ленина: нужно его, наконец, захоронить или нет? (пока у нас в центре страны лежит мертвое непохороненное тело, – все вокруг понимают, что мы с приветом и связываться с нами бояться!) Страны, которая их сюда отправила, – Советского Союза, – больше нет. Страны, которая называется Россия, – они не знают. Но как только возникает подозрение, что сейсмографы зафиксировали ядерные взрыв (потом выяснится, что это было землетрясение), Петр и Левон отправляются в пургу на подстанцию. Шансов дойти у них куда меньше, чем погибнуть. Вездеход переворачивается. Лежа на льду при сорока градусах мороза они говорят о Высоцком и Гоголе (точнее о могилах Высоцкого и Гоголя) и о том, что бывают люди, у которых есть стержень, а бывают такие, у которых нет… Их спасут поп и лайка. Отпарят в бане. Отольют сорокоградусной водочкой.
Но с Большой земли придет приказ о возвращении на материк (денег на станцию у государства нет!). И в поскриптуме к снятым «хроникам станции» нам расскажут, что эвакуационный самолет разбился со всей командой станции и с двумя пилотами. И добавят, что с тех пор эта станция в штатном режиме больше не функционирует. Что вполне понятно. И людей, которые могли там жить полярной ночью больше нет. Да и не будет. Таких людей, как тот же Петр Клюшников. Мысли ворочаются в голове тяжелые, как чугунные шары, а реакции быстрые и правильные. В вязаной шапке-петушке похож на гопника, но снял шапку и вдруг проявилась аристократическая лепка лица – чисто князь Болконский под небом Аустерлица.

«Дневник Анны Франк» начинается с обращения Анны (Марии Риваль) в зрительный зал. Маленькая хрупкая девочка (невозможно усомниться, что ей ровно 13 лет) показывает пестрый девичий дневник. В такие обычно пишут пожелания подружки, туда записывают девичьи тайны и рисуют учителей и принцесс. В этом дневнике Анна опишет долгие месяцы, складывающиеся в годы, которые семья Франк вместе с семьей Ван Даан и доктором Дусселом провела в мансарде одной из контор Амстердама, скрываясь от фашистов.

В минималистском спектакле Екатерины Симоновой предметов реквизита так немного, что каждый обретает особую ценность.
Сумка угрюмого подростка Питера Ван Даана (Константин Белошапка), в которой он носит своего кота. Шуба светской красавицы госпожи Ван Даан (Мария Шастина) подарок умершего отца и единственный оставшийся предмет от прежней жизни. Ее муж господин Ван Даан (Рубен Симонов) посетует, что привязанность жены к вещам и мебели (стульям обитым медными гвоздиками) и задержала их в Амстердаме, не дав уехать в Америку.

Наконец, белая невестина вуаль, которую примерит близорукая и застенчивая сестра Анны – Марго (Ася Домская). Примерка вуали обреченной девушкой, почти подростком, грезящей о свадьбе, которой никогда не будет, – одна из самых сильных эмоциональных сцен сдержанного по интонациям спектакля…


Во всех виденных ранее постановках «Дневника Анны Франк» на первом плане стояла гениальная и обреченная девочка, а вокруг хор родных и друзей. Режиссер Екатерина Симонова и руководитель постановки Римас Туминас дали крупный план каждому из персонажей. У каждого своя правда и своя боль. И своя жизнь, оборванная так грубо и страшно. И у умудренного Отто Франка (Олег Форостенко), и у его растерянной жены (Вера Новикова), и у трусоватого старого холостяка Дуссела (Владислав Демченко), и у их покровительницы благородной Мит Гиз (Наталья Масич).

В финале все действующие лица выстраиваются друг за другом, обнимая за плечи, омываемые уже нездешним светом. А бесстрастный голос рассказывает кто и в каком лагере умрет…
Одна из важнейших функций театра – сохранение памяти. О жизни, которая когда-то была, о людях, которые жили до нас. Неважно – пять лет назад, двадцать пять или семьдесят пять. И правильно, что входящие в профессию молодые режиссеры так остро чувствуют ток исторического времени и свою с ним связь.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
  • Принят закон, отменяющий театральные билеты

    С 1 июля театры начнут продавать билеты по новым правилам: вместо билета зрителю будет выдаваться кассовый чек. Об этом в понедельник, 29 апреля, сообщил на встрече «Директорской ложи» московских театров заместитель главы столичного Департамента культуры Леонид Ошарин. ...
Читайте также


Читайте также

  • МХТ готовит спектакль про выбор

    Спектакль по пьесе Шекспира «Венецианский купец» в постановке Екатерины Половцевой пополнит репертуар Московского Художественного театра под занавес сезона. Премьера состоится 7 июня и, как сообщает пресс-служба театра, эта работа – не историческая реконструкция: «текст Шекспира сегодня так же современен, как и 400 лет назад». ...
  • «Люди редко живут «по Гамбургскому счету»

    21 и 22 мая В филиале театра им. Пушкина премьера спектакля режиссера Владимира Бельдияна «Дорога перемен» по роману Ричарда Йетса. Главные роли Фрэнка и Эйприл Уиллеров исполняют актеры Владимир Жеребцов и Анастасия Панина. ...
  • Юрий Грымов обратился к психологам

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов пригласил психологов для обсуждения премьеры спектакля Nirvana, которая состоится 27 июня. Как сообщает пресс-служба театра, психологи расскажут о театральном искусстве как одном из современных методов профилактики зависимостей и суицидов. ...
  • «Пустые кресла – как символ жертв сталинизма»

    Во вторник, 21 мая, на Основной сцене Театра Маяковского выходит заключительная премьера 96-го сезона – постановка Никиты Кобелева «Московский хор» по пьесе Людмилы Петрушевской. Спектакль, действие которого происходит в середине 50-х, после смерти Сталина, расскажет историю трех поколений большой и некогда дружной семьи, которая переживает разобщение. ...
Читайте также