Рецепты супружеской жизни

 
Итальянский режиссер Лука де Фуско поставил в Театре им. Вахтангова спектакль о трех днях из жизни неаполитанской семьи.

Спектакли по пьесам Эдуардо де Филиппо, одного из величайших драматургов Италии, в разные годы входили в репертуар Театра им. Вахтангова. Комедию «Суббота, воскресенье, понедельник» директор Театра Стабиле ди Наполи Лука де Фуско выбрал не только для того, чтобы еще раз прикоснуться к творчеству выдающегося драматурга, но и для того, чтобы разрушить этнические стереотипы: персонажи де Филиппо зазвучали по-чеховски лирично.
 
Все счастливые семьи, как известно, похожи друг на друга.  Наступает долгожданная суббота, а с ней и dolce far niente (сладкое ничегонеделание) для уставших после трудовых будней мужчин, в то время как их благоверные, напротив, заступают на дежурство и весь день хлопочут у плиты. И все ради еженедельного ритуала – рагу по-неаполитански, без которого не обходится ни один воскресный обед. Вызывающая расслабленность одних и кулинарные старания других порождают конфликты, постепенно перерастающие в семейную драму.
 
Не стала исключением и чета Приоре. Сценография Марты Кризолини Малатеста – оммаж Италии конца 1950-х годов – страны, которая уже оправилась от ужасов войны и заново научилась радоваться житейским мелочам. Кухня плавно перетекает в столовую комнату, где хозяева встречают своих многочисленных гостей. Персонажи одеты в платья и костюмы пастельных тонов по тогдашней моде. Окна распахнуты, и в полукруглую залу с балкончиками проникает синева южного неба. Стены словно впитали в себя эту лазуревую безмятежность, а фамильная мебель в белоснежных чехлах с оборочками выглядит особенно праздничной.
 
Уснувший до поры до времени Везувий, вписанный в импрессионистский пейзаж, не просто просыпается, но и готов к извержению по мере того, как в семье Пеппино Приоре (Евгений Князев) разгорается скандал. И вот уже каждый из домочадцев стремится спрятаться за «своей» створкой, чтобы не попасть под горячую руку родителя. Природа вторит человеческим драмам, играя со светом и тенью. Некогда ясное небо затягивается грозовыми тучами, сцена затемняется, и ничего не остается, как наглухо закрыть все окна, спасаясь от разрядов молний.
 
Три дня из жизни обычной неаполитанской семьи становятся театральным действом в трех частях, где у каждого из артистов будет свой яркий выход. В не предвещавший ничего плохого субботний день Пеппино будто попадает в королевство кривых зеркал, в котором мелкие недостатки других в его глазах вырастают до космических размеров. С самого утра он беспрестанно бурчит, избегает солнечного света, делает вид, что с интересом читает газету, а на самом деле пристально следит за всеми через увеличительное стекло нарастающего недовольства. Евгений Князев мастерски доводит комичность своего персонажа до внутреннего слома.
 
Любимая жена (Ирина Купченко) несколько месяцев назад вдруг перестала обращать на него внимание, больше не гладит рубашки и не машет рукой с балкона, когда он утром отправляется на работу. Старший сын Роберто (Олег Макаров) − ни рыба ни мясо, средний, Рокко (Леонид Бичевин), обрекает родного отца на скорое банкротство, открывая свой собственный магазин. Сестра Амелия (Анна Дубровская) сбивает с толку юную племянницу (Ася Князева) идеями об эмансипированных женщинах и карьере на телевидении, где сплошной разврат, при этом собственного сына (Евгений Пилюгин) превратила в инфантильного нытика. Брат Раффаэле (Сергей Пинегин) витает в облаках и смешит людей в маске Пульчинеллы. Тесть (Рубен Симонов) портит гостям шляпы, покровительствует негоднику Рокко и к тому же пытается установить свои правила в его, Пеппино, доме. Федерико (Эльдар Трамов), неудачливый жених Джульянеллы, боится всего на свете. Соседи (Михаил Васьков и Ольга Гаврилюк) раздражают своим навязчивым добродушием, не говоря уже о таком криминальном типе, как Микеле (Денис Самойлов), брате служанки (Полина Чернышова), который в любой момент может разнести полквартиры. Для полноты картины не хватает явившегося некстати портного (Анатолий Меньщиков), и воскресный обед будет гарантировано испорчен.
 
С приготовлением рагу тоже в этот раз не заладилось – героиня Ирины Купченко слишком зла на своего равнодушного и неблагодарного супруга. Похвалить невестку (Лада Чуровская) за посредственные кулинарные способности – дань вежливости, а сказать жене после стольких лет совместной жизни хотя бы несколько ласковых слов – уже ни к чему.  Если рагу варится в ненадлежащей для священнодействия атмосфере, то, по неаполитанской традиции, семейный обед не сблизит собравшихся, а станет катализатором разлада.  Идиллическая церемония передачи тарелок под божественную музыку Никколо Паганини закончится взрывом подлинно итальянских чувств. В слишком обходительном соседе Луиджи ревнивец муж заподозрит соперника, а в его внимании к хозяйке – вещественное доказательство супружеской измены. Оскорбленная жена на глазах у всех выбросит кольцо и произнесет страшные слова – ей жаль, что такой человек стал отцом ее детей.
 
Страсти закипают в этом доме, как рагу в кастрюле. Семья могла бы разрушиться, если бы на следующий день, в понедельник, не началась новая рабочая неделя.  За ночь захворавшая было Роза благодаря стараниям золовки и доктора (Александр Павлов) обретет вторую молодость, а за перевоспитание Пеппино возьмется не по годам мудрая дочка Джульянелла.
В сцене объяснения в любви Князев и Купченко настолько органичны и трогательны, что веришь в нерушимость семейных устоев. В них просыпаются пылкие юноша и девушка, для которых все только начинается, а впереди − долгая и счастливая жизнь. В благодарности за многолетнюю верность и заботу слышится признание в самых искренних чувствах друг другу, а заодно к Вахтанговскому театру и его зрителям. Этот блистательный актерский дуэт разрушает стереотипы о вечно шумных и легкомысленных итальянцах. Их персонажи находят истинную радость в том, что продолжают узнавать близкого человека, врачевать старые обиды и прощать за несовершенства. Драматургия вообще рождается в исследовании человеческой души. В любой  семье случаются конфликты, которые рассеиваются, когда люди говорят друг другу нежные слова. А артисты выходят на сцену, чтобы снова и снова подтвердить свою любовь к живому и многоликому, смешному и грустному театру.
 

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также