Последняя пристань

Владимира Этуша проводили аплодисментами

 
Утром во вторник, 12 марта, Москва прощалась с народным артистом СССР, патриархом Вахтанговской сцены Владимиром Этушем, скончавшемся 9 марта на 97-м году жизни. Прощание устроили тихое – без гражданской панихиды, а, стало быть, без сантиментов и пафосных слов.

На заднике сцены Театра им. Вахтангова – массивное основание храма из спектакля «Пристань» (одного из последних спектаклей, в котором играл Владимир Абрамович); возле правой и левой кулис – деревянные скамьи из той же постановки. В первый же час прощания сцена оказалась буквально осыпана цветами (было и много венков от всевозможных организаций) – всё, как на обычной панихиде. Но только вместо прощальных речей тихо звучали песни Мирей Матье (актера связывала дружба с примадонной французской сцены) и слова самого Владимира Абрамовича из спектаклей разных лет. Монологи о жизни и судьбе, о поиске истины, о любви и счастье сопровождали траурную мизансцену на протяжении нескольких часов (в такие минуты театр, конечно, становится храмом).

Владимир Этуш едва ли не последний в нашей стране фронтовик, который играл на сцене до нынешнего года. А уж его военная закалка читалась в любой детали вплоть до самого финала столь многогранного жизненного пути: и в том, как, перенеся очередной инфаркт, стремился вернуться к работе; и в том, как достойно доигрывал свои роли, превозмогая недуг; и, конечно, же в том, как на протяжении многих десятилетий преподавал в Щукинском театральном училище, презирая небрежность и фальшь. С ним было сложно: на компромиссы не шел, «двойные стандарты» не любил, предательство не прощал. И, возможно, поэтому многие его ученики, прошедшие эту школу, стали по истине выдающимися актерами.

В последний раз на прославленные вахтанговские подмостки Владимир Абрамович вышел в январе нынешнего года в спектакле «Бенефис», а в первый раз это случилось еще в 1940 году, когда он, будучи юным вольнослушателем Щукинского театрального училища, участвовал в массовке «Фельдмаршала Кутузова».

Между этими датами – колоссальная жизнь, где было всё: победы и поражения, успехи и горечь потерь, любовь и надежда. Примечательно, что именно на этих подмостках Владимир Этуш (в октябре 1941 года) прямо во время спектакля принял бесповоротное решение уйти на фронт. И действительно, расстался с театром на целых три года. Он мог никогда не вернуться (в мемуарах актера есть подробное описание военного быта, в котором бомбежка и артобстрел стали делом привычным), но судьба оказалась благосклонной. С ранением Этуш вернулся в Москву и продолжил учебу в Щукинском училище, где вскоре стал педагогом, а официально в труппу Театра им. Вахтангова был зачислен в 1945 году.

В последние годы жизни он много жалел о том, что уже нет рядом с ним друзей юности, с которыми так хотелось поделиться своими радостями и тревогами. И понимал, что совсем мало времени отделяет и его жизнь от «финальной картины». Занавес закрылся 12 марта. Когда гроб поместили в машину, один из зрителей крикнул: «Браво великому актеру!» – и новая волна аплодисментов прокатилась над этим уголком Арбата.
 

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Голая правда

    Новый спектакль «Гоголь-центра» взбудоражил публику и прессу задолго до первых показов, когда стало известно, что в нем участвуют Сати Спивакова, Константин Богомолов и около двадцати обнаженных перформеров. Театр же позиционировал свою премьеру, как запоздалое пришествие на отечественную сцену немецкого драматурга Хайнера Мюллера, которого у нас хоть и ставили, но весьма эпизодически, тогда как в Европе он был одной из знаковых театральных фигур конца прошлого века, а в 90-е возглавлял «Берлинер Ансамбль». ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • Ушел из жизни продюсер МХТ Александр Попов

    Театральный продюсер и педагог, бывший завлит и замдиректора МХАТа и «Табакерки» Александр Попов скоропостижно скончался в Бостоне в возрасте 55 лет. Об этом сообщается на сайте МХТ им. Чехова. «В начале 2000-х, придя во МХАТ вместе с Олегом Павловичем Табаковым, он был заместителем директора театра, инициатором многих нововведений и начинаний первых лет «эпохи Табакова», - говорится в некрологе. ...
  • В Казани простились с актером, скончавшимся во время спектакля

    В воскресенье, 13 октября, состоялись похороны актера Казанского театра юного зрителя Арсения Курченкова, который умер на сцене во время спектакля «Бал.Бесы». «Десятого октября в Казани на 43-м году жизни скоропостижно скончался ведущий артист Казанского государственного театра юного зрителя, заслуженный артист Республики Татарстан, автор и исполнитель песен Арсений Сергеевич Курченков», — говорится на сайте ТЮЗа. ...
  • Ушла из жизни жена Папанова Надежда Каратаева

    Вечером в четверг, 10 октября, на 96-м году жизни скончалась заслуженная артистка России, ветеран Великой Отечественной войны Надежда Каратаева. Об этом сообщает пресс-служба Московского театра сатиры. Надежда Юрьевна служила в Театре сатиры с 1950 года, сыграв несколько десятков острохарактерных ролей, в числе которых – Серафима Иванова («Маленькие комедии большого дома»), Сметанкина («Таблетку под язык»), унтер-офицерская вдова («Ревизор»), Наталья Судакова («Гнездо глухаря»), Шанель («Восемь любящих женщин») и др. ...
  • «Ленком» перенес вечер памяти Николая Караченцова

    Московский театр «Ленком» перенес дату вечера, приуроченного к 75-летию Николая Караченцова, на 27 января. Как сообщал «Театрал», мероприятие должно было состояться 21 октября – в преддверии дня рождения актера. ...
Читайте также