Театр на век

БДТ отпраздновал столетие

 
Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. Недавно столетие отмечал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. 4 и 5 марта свое столетие празднует БДТ.
 
Герберт Уэллс во время своей поездки по России в 1920 году писал: «Наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр». Число театров в послереволюционные годы растет лавинообразно. Журнал «Вестник театра» в 1920 году писал: «И не только каждый город, но, кажется, что уже и каждый квартал, каждый завод, фабрика, госпиталь, рабочий и красноармейский клуб, село, а то и деревня имеют свой театр». В ведении Наркомпроса – 1 547 театров и студий.

По данным Политического управления (ПУРа), в Красной армии было тогда же 1 800 клубов, в них — 1 210 профессиональных театров и 911 драматических кружков, а крестьянских театров было 3 000. В 1920 году бюджетные средства, направляемые на театр, составляли 10% (!) от общего бюджета страны. Сейчас бы вникнуть в эти цифры всем жалующимся, что театров развилось непомерно много и денег они едят тоже непомерно.

Впрочем, о дне сегодняшнем на юбилейном вечере говорилось мало. Авторы сценария – Виктор Крамер, Андрей Могучий и Светлана Щагина сосредоточились на непростой задаче: прочертить основные вехи столетней истории Большого драматического, при этом не превратив праздник в наукообразную лекцию или грустный мартиролог. Интонация и ритм рассказа-путешествия по спиралям истории театра, неотделимой от истории страны, – были выбраны безукоризненно.

С колосников спускаются фигуры отцов-основателей – Александра Блока и Максима Горького. Трудно найти в русской культуре ХХ века фигуры более полярные, сходные разве что масштабом дара и предчувствием слома веков. Однако великий символист вместе с самым известным пролетарским писателем и его гражданской женой, актрисой Марией Андреевой объединяют усилия для создания театра высокой романтики (первой премьерой в БДТ становится постановка Шиллера).

БДТ выделяют здание б. Театра Суворина, элегантный театр на Фонтанке, выстроенный графом А.С. Апраксиным, энтузиастом воздухоплавания и сценических искусств. Репертуар – преимущественно классика, призванная очищать и возвышать дух революционного малообразованного зрителя. Первый худрук БДТ Александр Блок выходил в начале двадцатых годов почти ежевечерне к публике, объясняя ей как надо вести себя в театре: не шуметь, не грызть семечки, винтовку укрепить на специальной петельке на кресле, чтобы иметь руки свободными для аплодисментов. Евгений Миронов, рассказывая о последних драматических годах Александра Блока, рукой показал эти петли для красноармейских штыковых винтовок…

О тридцатых годах – страшном времени репрессий, которые в полной мере коснулись и БДТ, – нам напомнят строчки приговоров, бегущие по гигантскому экрану-заднику. Фамилии членов революционной тройки. Список реквизированного: семь рублей серебром и золотая медаль. Семь рублей серебром конфискованы Советами…  

Оплачет погибших хор пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса.

Режиссер-постановщик Виктор Крамер нашел точное соотношение документа и художественного образа, прочерчивая путь театра через горнило бед революций, репрессий, великой войны. Алиса Фрейндлих читает Блока «Девушка пела в церковном хоре». А мы видим на заднике разрушенный бомбежками Ленинград. И парящие на качелях фигуры ангелов-гимназисток… Там же на заднике, сменяя друг друга, будут проецироваться эскизы грандиозных сценографов БДТ: Акимова, Бенуа, Добужинского, Щуко, Петрова-Водкина, Тышлера. Фотографии драматургов: Олеши, Володина, Вампилова, Гусева и др.

Сцена-кульминация: опускается стилизованный театральный портал, а сверху располагается монументальная фигура гения БДТ – Георгия Александровича Товстоногова, чье имя слилось с БДТ нераздельно. Чье имя теперь носит театр.

Об эпохе Товстоногова рассказывает Лев Додин, вычерчивая формулу великого театра, который умел слышать свое время и находиться с ним противофазе, находить своего зрителя и обгонять современников.

А потом на экране побегут кадры пятиминутного ролика, смонтированного из найденных в архиве кадров репетиций «Трех сестер». И удивительный Олег Валерианович Басилашвили станет комментатором ожившего прошлого. «Это смеется Эмма Попова!» «А это Люда Макарова – как мне было легко ее любить на сцене!». «А это Георгий Александрович показывает мне как скидывать шубу, я делаю вид, что внимательно слушаю». Это было чудо воскрешения. Как будто с серого экрана в зал шагнули молодые и веселые корифеи ТОГО БДТ.

А потом на зал поплыл прозрачный гигант-младенец, гомункулус, о котором мечтал доктор Фауст. И нынешний худрук Андрей Могучий объяснил собравшимся, что в длинной истории театра мы – только секунды, мостики между вчерашним днем и неведомым завтра… А уже завтра в БДТ – открытие концептуального архитектурного проекта «Театр будущего» и петербургская премьера хоровой оперы «Тристия» Филипа Эрсана (хор и оркестр MUSICAETERNA Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса.

  • Нравится


Самое читаемое

  • В новогодние праздники музеи Москвы работают бесплатно

    Несколько десятков музеев москвичи и гости столицы смогут бесплатно посетить в период со 2 по 8 января. Выбор широк – от усадеб и мемориальных квартир до исторических, краеведческих и литературных музеев. Новогодним игрушкам посвящена выставка в Центре Гиляровского. ...
  • Зрители выбрали лучший спектакль сезона

    В номинации зрительской премии «Звезда Театрала» были представлены спектакли «Как важно быть серьезным» Виктора Шамирова (Театр им. Моссовета), «Макбет» Антона Яковлева (Театр на Малой Бронной), «Сережа» Дмитрия Крымова (МХТ им. ...
  • «Я бы хотела, чтоб это был захаровский спектакль»

    В «Ленкоме» – 2 и 3 декабря состоится премьера спектакля «Капкан», вольной сценической фантазии по мотивам сочинений Владимира Сорокина, сценарных разработок Марка Захарова и документальных источников. Накануне премьеры Александра Захарова, которая завершает начатую ее отцом постановку, рассказала о том, как шла работа над этим спектаклем. ...
  • Владимир Машков готовит «Ночь в отеле»

    Первая постановка Владимира Машкова в статусе художественного руководителя Театра Олега Табакова увидит свет 25 декабря (сцена на Чистых прудах). Режиссер выбрал пьесу современного британского драматурга Терри Джонсона Insignificance («Незначительность»), однако спектаклю дали другое название – «Ночь в отеле». ...
Читайте также


Читайте также

  • «Жизнь всегда больше, чем театр»

    «Когда Товстоногову исполнилось 7 лет, он с няней приехал из Тбилиси в Москву на каникулы. И пришел на спектакль Станиславского «Синяя птица». Смотрел настолько внимательно, что по окончании режиссер спросил у него: «Нормально, Георгий?» – «Отлично, Константин!» – ответил Товстоногов». ...
  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
Читайте также