Театр на век

БДТ отпраздновал столетие

 
Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. Недавно столетие отмечал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. 4 и 5 марта свое столетие празднует БДТ.
 
Герберт Уэллс во время своей поездки по России в 1920 году писал: «Наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр». Число театров в послереволюционные годы растет лавинообразно. Журнал «Вестник театра» в 1920 году писал: «И не только каждый город, но, кажется, что уже и каждый квартал, каждый завод, фабрика, госпиталь, рабочий и красноармейский клуб, село, а то и деревня имеют свой театр». В ведении Наркомпроса – 1 547 театров и студий.

По данным Политического управления (ПУРа), в Красной армии было тогда же 1 800 клубов, в них — 1 210 профессиональных театров и 911 драматических кружков, а крестьянских театров было 3 000. В 1920 году бюджетные средства, направляемые на театр, составляли 10% (!) от общего бюджета страны. Сейчас бы вникнуть в эти цифры всем жалующимся, что театров развилось непомерно много и денег они едят тоже непомерно.

Впрочем, о дне сегодняшнем на юбилейном вечере говорилось мало. Авторы сценария – Виктор Крамер, Андрей Могучий и Светлана Щагина сосредоточились на непростой задаче: прочертить основные вехи столетней истории Большого драматического, при этом не превратив праздник в наукообразную лекцию или грустный мартиролог. Интонация и ритм рассказа-путешествия по спиралям истории театра, неотделимой от истории страны, – были выбраны безукоризненно.

С колосников спускаются фигуры отцов-основателей – Александра Блока и Максима Горького. Трудно найти в русской культуре ХХ века фигуры более полярные, сходные разве что масштабом дара и предчувствием слома веков. Однако великий символист вместе с самым известным пролетарским писателем и его гражданской женой, актрисой Марией Андреевой объединяют усилия для создания театра высокой романтики (первой премьерой в БДТ становится постановка Шиллера).

БДТ выделяют здание б. Театра Суворина, элегантный театр на Фонтанке, выстроенный графом А.С. Апраксиным, энтузиастом воздухоплавания и сценических искусств. Репертуар – преимущественно классика, призванная очищать и возвышать дух революционного малообразованного зрителя. Первый худрук БДТ Александр Блок выходил в начале двадцатых годов почти ежевечерне к публике, объясняя ей как надо вести себя в театре: не шуметь, не грызть семечки, винтовку укрепить на специальной петельке на кресле, чтобы иметь руки свободными для аплодисментов. Евгений Миронов, рассказывая о последних драматических годах Александра Блока, рукой показал эти петли для красноармейских штыковых винтовок…

О тридцатых годах – страшном времени репрессий, которые в полной мере коснулись и БДТ, – нам напомнят строчки приговоров, бегущие по гигантскому экрану-заднику. Фамилии членов революционной тройки. Список реквизированного: семь рублей серебром и золотая медаль. Семь рублей серебром конфискованы Советами…  

Оплачет погибших хор пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса.

Режиссер-постановщик Виктор Крамер нашел точное соотношение документа и художественного образа, прочерчивая путь театра через горнило бед революций, репрессий, великой войны. Алиса Фрейндлих читает Блока «Девушка пела в церковном хоре». А мы видим на заднике разрушенный бомбежками Ленинград. И парящие на качелях фигуры ангелов-гимназисток… Там же на заднике, сменяя друг друга, будут проецироваться эскизы грандиозных сценографов БДТ: Акимова, Бенуа, Добужинского, Щуко, Петрова-Водкина, Тышлера. Фотографии драматургов: Олеши, Володина, Вампилова, Гусева и др.

Сцена-кульминация: опускается стилизованный театральный портал, а сверху располагается монументальная фигура гения БДТ – Георгия Александровича Товстоногова, чье имя слилось с БДТ нераздельно. Чье имя теперь носит театр.

Об эпохе Товстоногова рассказывает Лев Додин, вычерчивая формулу великого театра, который умел слышать свое время и находиться с ним противофазе, находить своего зрителя и обгонять современников.

А потом на экране побегут кадры пятиминутного ролика, смонтированного из найденных в архиве кадров репетиций «Трех сестер». И удивительный Олег Валерианович Басилашвили станет комментатором ожившего прошлого. «Это смеется Эмма Попова!» «А это Люда Макарова – как мне было легко ее любить на сцене!». «А это Георгий Александрович показывает мне как скидывать шубу, я делаю вид, что внимательно слушаю». Это было чудо воскрешения. Как будто с серого экрана в зал шагнули молодые и веселые корифеи ТОГО БДТ.

А потом на зал поплыл прозрачный гигант-младенец, гомункулус, о котором мечтал доктор Фауст. И нынешний худрук Андрей Могучий объяснил собравшимся, что в длинной истории театра мы – только секунды, мостики между вчерашним днем и неведомым завтра… А уже завтра в БДТ – открытие концептуального архитектурного проекта «Театр будущего» и петербургская премьера хоровой оперы «Тристия» Филипа Эрсана (хор и оркестр MUSICAETERNA Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр на век

    Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. ...
  • Питерские театры продают билеты по рекордной низким ценам

    В Санкт-Петербурге стартует ставшая уже традиционной городская акция «Культурный четверг». С 6 по 8 сентября билеты на многие спектакли, квесты и экскурсии можно будет приобрести со скидкой 30-50%. Городская акция, инициатором которой является один из билетных операторов, быстро обрела популярность. ...
  • Европейскую театральную премию вручат в Петербурге

    Европейскую театральную премию, крупнейшую театральную награду Европы, вручат в Санкт-Петербурге. Церемония состоится 17 ноября в рамках Петербургского культурного форума. Об этом на пресс-конференции во вторник сообщил художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, который возглавит на форуме секцию "Театр". ...
  • Петербург объявлен столицей Международного дня джаза

    С 28 по 30 апреля Санкт-Петербург впервые станет центром празднования Международного дня джаза. В программе – выступления российских и зарубежных джазменов, мастер-классы, выставки и лекции, сообщает сайт Минкультуры. ...
Читайте также