Театр на век

БДТ отпраздновал столетие

 
Большинство театральных коллективов, возникших в революционном дыму и пламени, распалось, исчезло, не оставив по себе памяти. Единицы – продолжили жить, развиваться, крепнуть, превратившись в важнейшие опорные балки отечественного театрального дома. Недавно столетие отмечал Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. 4 и 5 марта свое столетие празднует БДТ.
 
Герберт Уэллс во время своей поездки по России в 1920 году писал: «Наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр». Число театров в послереволюционные годы растет лавинообразно. Журнал «Вестник театра» в 1920 году писал: «И не только каждый город, но, кажется, что уже и каждый квартал, каждый завод, фабрика, госпиталь, рабочий и красноармейский клуб, село, а то и деревня имеют свой театр». В ведении Наркомпроса – 1 547 театров и студий.

По данным Политического управления (ПУРа), в Красной армии было тогда же 1 800 клубов, в них — 1 210 профессиональных театров и 911 драматических кружков, а крестьянских театров было 3 000. В 1920 году бюджетные средства, направляемые на театр, составляли 10% (!) от общего бюджета страны. Сейчас бы вникнуть в эти цифры всем жалующимся, что театров развилось непомерно много и денег они едят тоже непомерно.

Впрочем, о дне сегодняшнем на юбилейном вечере говорилось мало. Авторы сценария – Виктор Крамер, Андрей Могучий и Светлана Щагина сосредоточились на непростой задаче: прочертить основные вехи столетней истории Большого драматического, при этом не превратив праздник в наукообразную лекцию или грустный мартиролог. Интонация и ритм рассказа-путешествия по спиралям истории театра, неотделимой от истории страны, – были выбраны безукоризненно.

С колосников спускаются фигуры отцов-основателей – Александра Блока и Максима Горького. Трудно найти в русской культуре ХХ века фигуры более полярные, сходные разве что масштабом дара и предчувствием слома веков. Однако великий символист вместе с самым известным пролетарским писателем и его гражданской женой, актрисой Марией Андреевой объединяют усилия для создания театра высокой романтики (первой премьерой в БДТ становится постановка Шиллера).

БДТ выделяют здание б. Театра Суворина, элегантный театр на Фонтанке, выстроенный графом А.С. Апраксиным, энтузиастом воздухоплавания и сценических искусств. Репертуар – преимущественно классика, призванная очищать и возвышать дух революционного малообразованного зрителя. Первый худрук БДТ Александр Блок выходил в начале двадцатых годов почти ежевечерне к публике, объясняя ей как надо вести себя в театре: не шуметь, не грызть семечки, винтовку укрепить на специальной петельке на кресле, чтобы иметь руки свободными для аплодисментов. Евгений Миронов, рассказывая о последних драматических годах Александра Блока, рукой показал эти петли для красноармейских штыковых винтовок…

О тридцатых годах – страшном времени репрессий, которые в полной мере коснулись и БДТ, – нам напомнят строчки приговоров, бегущие по гигантскому экрану-заднику. Фамилии членов революционной тройки. Список реквизированного: семь рублей серебром и золотая медаль. Семь рублей серебром конфискованы Советами…  

Оплачет погибших хор пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса.

Режиссер-постановщик Виктор Крамер нашел точное соотношение документа и художественного образа, прочерчивая путь театра через горнило бед революций, репрессий, великой войны. Алиса Фрейндлих читает Блока «Девушка пела в церковном хоре». А мы видим на заднике разрушенный бомбежками Ленинград. И парящие на качелях фигуры ангелов-гимназисток… Там же на заднике, сменяя друг друга, будут проецироваться эскизы грандиозных сценографов БДТ: Акимова, Бенуа, Добужинского, Щуко, Петрова-Водкина, Тышлера. Фотографии драматургов: Олеши, Володина, Вампилова, Гусева и др.

Сцена-кульминация: опускается стилизованный театральный портал, а сверху располагается монументальная фигура гения БДТ – Георгия Александровича Товстоногова, чье имя слилось с БДТ нераздельно. Чье имя теперь носит театр.

Об эпохе Товстоногова рассказывает Лев Додин, вычерчивая формулу великого театра, который умел слышать свое время и находиться с ним противофазе, находить своего зрителя и обгонять современников.

А потом на экране побегут кадры пятиминутного ролика, смонтированного из найденных в архиве кадров репетиций «Трех сестер». И удивительный Олег Валерианович Басилашвили станет комментатором ожившего прошлого. «Это смеется Эмма Попова!» «А это Люда Макарова – как мне было легко ее любить на сцене!». «А это Георгий Александрович показывает мне как скидывать шубу, я делаю вид, что внимательно слушаю». Это было чудо воскрешения. Как будто с серого экрана в зал шагнули молодые и веселые корифеи ТОГО БДТ.

А потом на зал поплыл прозрачный гигант-младенец, гомункулус, о котором мечтал доктор Фауст. И нынешний худрук Андрей Могучий объяснил собравшимся, что в длинной истории театра мы – только секунды, мостики между вчерашним днем и неведомым завтра… А уже завтра в БДТ – открытие концептуального архитектурного проекта «Театр будущего» и петербургская премьера хоровой оперы «Тристия» Филипа Эрсана (хор и оркестр MUSICAETERNA Пермского театра оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Театральные режиссеры создают свою ассоциацию

    Режиссеры решили создать профессиональную ассоциацию, которая займется проведением в России театральной реформы. Об этом сообщил в четверг художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин.   «Мы стоим сейчас перед началом регистрации такой организации, как Ассоциация театральных режиссеров России. ...
  • Театр им. Вахтангова отменил премьеру

    Первой премьерой 2020 года в Театре им. Вахтангова должен был стать спектакль по киносценарию Ингмара Бергмана «Седьмая печать» в постановке Михаила Станкевича (первый показ был намечен на18 февраля на Новой сцене).   Однако во вторник, 22 января, администрация театра известила зрителей, что премьера не состоится. ...
  • Ширвиндт опроверг слухи о своем уходе

    Александр Ширвиндт назвал «трепотней» информацию о своем решении уйти с поста художественного руководителя Театра сатиры, которая накануне распространилась в СМИ. «Мы, конечно, думаем, что дальше делать. Но говорить о моем уходе преждевременно. ...
  • Екатерина Шульман: «Террор - это всегда театр»

    «Театрал» продолжает беседовать с известными общественными деятелями об актуальных проблемах нашей действительности. Гостем февральского номера журнала стала политолог Екатерина ШУЛЬМАН. - Из последних громких событий, произошедших в стране, можно выделить теракт возле здания ФСБ на Лубянке. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр комедии им. Акимова готовит серию экскурсий

    Путешествия по закулисью в театре планируют проводить каждую субботу. Первая экскурсия состоится уже в ближайшие выходные, 15 февраля в 15:00. Обещают обширную и интересную программу, по ходу которой гостей познакомят не только с историей театра, но и дадут возможность посмотреть на то, что называется «театральной кухней». ...
  • Фигаро вернулся

    Нестандартное решение спектакля – петербургского душою – и режиссерское видение Фигаро «безумным» москвичом, которым словно овладевает петербургская хандра, конечно, удивляет. Причем с первых же минут. Мы видим несколько гранитных, серо-бурых шаров. ...
  • Александр Воронко: «Таланты хочется поддерживать всегда»

    Первый заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Александр ВОРОНКО рассказал в эксклюзивном интервью «Театралу» о том, как в Северной столице поддерживают частные театры, актерские инициативы и формируют единое культурное пространство. ...
  • Михаил Левшин: «Мы нашли волшебную формулу»

    Тридцать лет назад в Северной столице родился театр «Комедианты», успех к которому пришел благодаря особой сценической интонации, камерной атмосфере и… настоящей самоиронии. 20 декабря в театр отметил свой юбилей в Санкт-Петербургском Доме актера, а накануне Михаил ЛЕВШИН дал интервью «Театралу». ...
Читайте также