В белом кителе из морга он на зал шагает гордо

В Александринке показали «Рождение Сталина»

 
Валерий Фокин к этому спектаклю шел долго. Корректировался замысел, перестраивался текст. Контекст вокруг тоже менялся. И хотя стихотворение Бориса Чичибабина продолжает звучать актуально («Пока мы лгать не перестанем // И не отучимся бояться, // – Не умер Сталин»), но последние годы фигура Генералиссимуса вернулась в дискуссионное поле. Казалось, все оценки даны, акценты расставлены, эта страница истории осмыслена, прожита и перевернута. Но нет. Тихо, незаметно, шаг за шагом похороненный и проклятый диктатор снова стал предметом публичных обсуждений, столкновений и драк.

На Московском вокзале Санкт-Петербурга в киоске стоят бюсты Генералиссимуса разных размеров. Цены от 350 рублей. Улыбчивая девушка спрашивает: «Вам в белом цвете? Или в бронзе?»

Сколько таких бюстов продается по стране? Тысячи? И значит, есть спрос. Напрягаю воображение и не могу себе представить семью, которая бы никак не пострадала ни от раскулачивания, ни от дела Промпартии, ни от Шахтинского дела, ни от закона о перемещенных лицах, ни от еще десятков, сотен, тысяч аналогичных дел. Но значит – есть! Есть те, для которых «эффективный менеджер» – пример для подражания и гордости.

О его злодеяниях говорили много и громко. У Соловецкого камня ежегодно поминают замученных им миллионы душ. Но оказалось, что эта страница истории так и не перевернута. Чумная инфекция продолжает заражать воздух. Усатая тень не исчезла пожранная вечности жерлом.

Отвечая на вопрос театрального критика Марины Токаревой: «Зачем вы обращаетесь к самой страшной фигуре отечественной истории?» — Валерий Фокин сказал: «Сам факт постановки спектакля о Сталине — операция по вскрытию гигантского абсцесса на теле нации, который отравляет ее уже много десятилетий». 

Тема спектакля заявлена в названии «Рождение Сталина». Название-оксюморон. Рождается живое. Здесь – рождается мертвое. Рождается идол. Спектакль о процессе расчеловечевания, который происходит не только с юным Сосо, но и его друзьями, начинавшими как бунтари и революционеры и быстро превратившимися в террористов и бандитов. Простая мысль: «террориста от бандита отделяет только то, что бандит знает, что грабить и убивать плохо (хоть сам грабит и убивает). А террорист уверен, что во имя его высшей цели убивать и грабить – необходимо и почетно.

Жанр спектакля: анти-житие. В эпизодах-клеймах рассказываются/иллюстрируются этапы пути чудовища. Как в любой житийной истории биографические факты неотделимы от вымысла. Дерзкий грабеж в центре города, когда были десятки убитых и похищены 250 тысяч рублей, - исторический факт. А вот убийство богатого отца любимой женщины и соитие на могиле убитого – из области предположительной. И – честно, - на фоне будущих злодеяний на фоне кровавых гекатомб ГУЛАГа любой чудовищный проступок молодости все равно кажется шалостью, пусть и в духе Ричарда III.

Сценическое решение – воссоздание образцового театра «социалистического реализма». Художник-режиссер Николай Рощин последние время полюбил игры с театральным «ретро». Сменяют друг друга расписные задники с видом городской улицы, изгибов реки Куры и горного ландшафта. На фурах выкатываются театральные павильоны, где тщательно воспроизведены исторические интерьеры: православной церкви, трактира, съемной квартиры, кладбища, тюремной камеры. В этих интерьерах можно было бы сыграть «Батум» Булгакова, пьесу которая тоже рассказывала о юных годах Иосифа Джугашвили, о «рождении Сталина», пьесу, которую вождь запретил лично.
Драматургический материал кроился кропотливо. Были собюраны документальные материалы. В него добавились цитаты из Булгакова и Достоевского, вставки, рожденные импровизациями исполнителей и постановщика на репетициях, вводились литературные аллюзии, навеянные великими злодеями Шекспира – Макбетом и Ричардом.
 
На роль Генералиссимуса в юности Валерий Фокин взял одного из самых обаятельных наших актеров, общего любимца – Владимира Кошевого. Пройдя горнило репетиций, похудев, кажется, в два раза Кошевой-Джугашвили нашел для своего персонажа интригующее несовпадение замедленного ритма речи и жестов и бешеного накала внутренней жизни, которая прорывается наружу редко и от того сильно.
 
Думаю, что актеру здорово достанется от тех, кто не примет Сталина – насильника и убийцу, пахана и грабителя. Оскорбится за «эффективного менеджера и полководца». Достанется и от тех, кто как я, видит в Сталине беса, и не считает нужным искать в нем человеческие черты.
 
Актуальный спектакль должен либо объединять зал в общем порыве, либо его раскалывать. «Рождение Сталина» - спектакль раскалывающий. Не только политических оппонентов. Не только соседей по ряду. Но каждого зрителя внутри себя самого.  
 
Слишком много повисает вопросов. Слишком много перекличек с днем нынешним. Вот уж по слову поэта: «Но как нам быть когда внутри нас не умер Сталин?» Мечта о справедливом мире для моей тезки княгини Ольги оказывается опасно слипшейся с желанием насильно изменить мир этот. Желание отдать богатства родителя для помощи обездоленным приводит к зверскому убийству отца. Ощущение избранности в своей жертвенности так легко переходит во вседозволенность. Мы боремся за свободу и революцию. И ради нерожденных можно принести в жертву даже ребенка…

Спектакль проходит по тебе наждаком. И уже не забыть как с каталки в морге поднимается знакомая фигура в белом кителе и синих лампасах. Медленно попыхивая трубкой, Сталин – Петр Семак будет передавать молодому Джугашвили катехизис людоеда.

А потом из оркестровой ямы поднимется гигантская фигура вождя и будет медленно распрямляться под взглядами зала.  От бюстика в сувенирной лавке до фигуры, застящей горизонт, – дистанция малого размера… И после затемнения ты рефлекторно ищешь глазами среди вышедших к рампе актеров белого идола: а ну как этот гигантский каменный гость тоже выйдет на поклоны?

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Я не закрою кабинет и буду приходить в театр»

    Художественный руководитель московского театра «Современник» Галина Волчек планирует найти сотрудника, который мог бы вести дела в ее отсутствие. Об этом она сообщила во вторник, 1 октября, на сборе труппы в честь открытия 64-го сезона. ...
  • Константин Райкин: «Я совершенно не согласен с сегодняшним решением суда»

    На сайте «Сатирикона» опубликован комментарий худрука театра Константина Райкина по поводу приговора Павлу Устинову, которому Мосгорсуд изменил наказание с 3,5 года колонии на год лишения свободы условно с испытательным сроком два года. ...
  • «Он прошел в искусстве счастливый путь»

    Во вторник, 1 октября, в московском театре «Ленком» проходит церемония прощания с Марком Захаровым. Художественный руководитель театра, народный артист СССР ушел из жизни 28 сентября. Проститься с ним пришли многие деятели искусства, в числе которых Александр Калягин, Галина Волчек, Александр Ширвиндт, Евгений Миронов, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Марк Розовский, Евгений Писарев, Дмитрий Крымов, Миндаугас Карбаускис, Алексей Бородин, а также тысячи поклонников творчества мастера. ...
  • «Мы должны быть вместе»

    Фото: Михаил Гутерман  Во вторник, 1 октября, Московский театр «Современник» открыл 64-й театральный сезон. По традиции, сбор труппы состоялся в день рождения первого художественного руководителя театра Олега Ефремова. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Быть краской на палитре Дмитрия Крымова очень интересно»

    В Музее Москвы состоялась пресс-конференция перед премьерой спектакля «Борис» по мотивам драмы Пушкина «Борис Годунов». С журналистами встретились – продюсер проекта Леонид Роберман, режиссер Дмитрий Крымов, директор Музея Москвы Анна Трапкова, актеры Михаил Филиппов и Паулина Андреева. ...
  • Большой театр объявил прослушивание для мальчиков

    Конкурсный набор мальчиков 6-12 лет для участия в спектакле «Пиковая дама» состоится 9 ноября в Большом театре. Об этом сообщается на официальном сайте ГАБТа.  Требования к конкурсантам: наличие хорошего музыкального слуха и голоса. ...
  • В Театре на Литейном ждут миссис Сэвидж

    Бенефис народной артистки России Татьяны Ткач отметят в Санкт-Петербургском Театре на Литейном 18 октября. В этот день здесь состоится премьера спектакля «Странная миссис Сэвидж».  «Наш спектакль – добрая сказка для взрослых, – говорит режиссер Александр Кузин. ...
  • «Любой переживший травму сможет узнать себя»

    В Центре им. Мейерхольда вышла премьера «За белым кроликом». Наполненная аллюзиями на сказку «Алиса в Стране Чудес» история рассказывает о реальной трагедии убийства в Подмосковье двух девушек. Многосюжетная пьеса Марии Огневой  разворачивается в трех пространственных и временных измерениях, где две девушки ночью садятся в попутку к незнакомцу (а в другом представлении – прыгают в Нору за Белым Кроликом), где их матери расследуют преступление, а близкая подруга, главная героиня истории, никак не может пережить травму, изменившую ее мироощущение и жизнь. ...
Читайте также