Война без правил

Даниил Страхов сыграл одну из сложнейших ролей мирового репертуара

 
В записных книжках Чехова есть ироничная фраза: «Мнение профессора: не Шекспир главное, а примечания к нему». «Макбет» Театра на Малой Бронной как раз из категории тех спектаклей, на которые лучше идти, заранее ознакомившись с «примечаниями» или повторив сюжет.

Режиссер Антон Яковлев сделал упор на канонический текст Шекспира в переводе Михаила Лозинского без значительных «украшательств», но в собственной сценической редакции. (Думается, что принцип «раскрой автора» для режиссера – главенствующий.) Здесь нет батальных сцен, поединков, навязчивой визуализации, острого милитаризма и вообще примечательных атрибутов театра Шекспира (даже одежды у всех персонажей «безликие», выдержаны в мрачных тонах), но есть классический сюжет, изложенный в стилистике психологического минимализма.

То же и в отношении декораций: никаких шотландских просторов, полей сражений или роскоши замка Дунсинан, куда возвращается Макбет после войны. Вместо занавеса раздвинутся тяжелые деревянные черные перегородки (сценограф Николай Симонов) и в полумраке сцены появится заглавный герой, опоясанный темно-серыми бинтами, больше похожими на большую портянку.

Он изможден и это, наверное, мягко сказано...
– Макбет не создан для жизни, – объясняет свое видение пьесы Антон Яковлев. – Он – Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. Будто выкопали античную скульптуру, и части мраморного тела откалываются кусками, еле держась на тонких гранях. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, которые пытается вновь обрести смысл своего существования. Или он изменит мир вокруг себя, или разрушит его до основания.

Как видно, перед Даниилом Страховым, исполнителем заглавной роли, задача стояла нелегкая. Усталость обреченного воина, измождение, эмоциональное выгорание – все это читается с первых минут спектакля. И под силу, конечно, любому профессионалу. Куда сложнее сыграть рождение «нового Макбета», решившего изменить мир…

По сюжету, напомним, действие пьесы начинается в Шотландии. Макбет возвращается с очередной победой домой, однако по пути ему (а также его верному другу Банко) встречаются три ведьмы, которые предсказывают будущее. Макбету обещано стать новым королем, а Банко – родоначальником целой королевской династии.

Макбет делится предсказанием с женой, и та подговаривает его тайно убить короля, приехавшего как раз с дружеским визитом к ним в замок. Таким образом Макбет становится наследником престола. Но ему этого мало – он устраивает заговор против Банко (не дают покоя слова предсказательниц про «родоначальника королевской династии»), предав тем самым их верную дружбу.

В своих поступках Макбет безумен. Тиран, дорвавшийся до власти, потерял, понятно, человеческий облик, и утаить это уже невозможно. Вскоре приходит возмездие: бывшие соратники объявляют Макбету войну, и тиран проигрывает, а его жена (в спектакле эту роль играет Настасья Самбурская), раскаявшись за свои интриги, кончает жизнь самоубийством.

Шекспировскую трагедию Антон Яковлев вскрывает своим особенным ключом – без пафоса и лишних эмоций. Отчасти здесь слышна чеховская традиция, когда все основные события происходят где-то далеко, за сценой, а тут, перед зрителями, разворачивается психологическая драма, главная движущая сила которой – слова, интонации, паузы… Удалось ли сочетать эти сценические традиции, зрители решат сами. Но примечательно, что все участники спектакля охотно пошли на этот эксперимент, успех которого зависит от мельчайших нюансов.

…Намереваясь стать властителем мира, Макбет поднимется на широкие качели, подвязанные звенящими цепями. Шаг, толчок. Но качели едва двинутся с места, словно невидимая сила еще удерживает тирана от трагического шага. В глазах Макбета едва промелькнет тень сомнения, но сомневаться давно уже не в его правилах: он отвык от естественных человеческих чувств, и потому на его лице – застывшая маска. С этой маской и встретит он возмездие: без удивления и раскаяния, без огорчения и боли. Цепи с оглушительным звоном сорвутся из-под колосников, словно вонзаясь в сцену, и эта финальная «нота» станет для Макбета роковой.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также