Война без правил

Даниил Страхов сыграл одну из сложнейших ролей мирового репертуара

 
В записных книжках Чехова есть ироничная фраза: «Мнение профессора: не Шекспир главное, а примечания к нему». «Макбет» Театра на Малой Бронной как раз из категории тех спектаклей, на которые лучше идти, заранее ознакомившись с «примечаниями» или повторив сюжет.

Режиссер Антон Яковлев сделал упор на канонический текст Шекспира в переводе Михаила Лозинского без значительных «украшательств», но в собственной сценической редакции. (Думается, что принцип «раскрой автора» для режиссера – главенствующий.) Здесь нет батальных сцен, поединков, навязчивой визуализации, острого милитаризма и вообще примечательных атрибутов театра Шекспира (даже одежды у всех персонажей «безликие», выдержаны в мрачных тонах), но есть классический сюжет, изложенный в стилистике психологического минимализма.

То же и в отношении декораций: никаких шотландских просторов, полей сражений или роскоши замка Дунсинан, куда возвращается Макбет после войны. Вместо занавеса раздвинутся тяжелые деревянные черные перегородки (сценограф Николай Симонов) и в полумраке сцены появится заглавный герой, опоясанный темно-серыми бинтами, больше похожими на большую портянку.

Он изможден и это, наверное, мягко сказано...
– Макбет не создан для жизни, – объясняет свое видение пьесы Антон Яковлев. – Он – Бог Войны. Он устал убивать, устал умирать, устал от бесконечного чувства вины. У него больше нет сил оправдывать себя. Он устал жить. Впрочем, по сути этот Макбет уже мертв. Жива только оболочка. Будто выкопали античную скульптуру, и части мраморного тела откалываются кусками, еле держась на тонких гранях. На наших глазах рождается другой, новый Макбет, которые пытается вновь обрести смысл своего существования. Или он изменит мир вокруг себя, или разрушит его до основания.

Как видно, перед Даниилом Страховым, исполнителем заглавной роли, задача стояла нелегкая. Усталость обреченного воина, измождение, эмоциональное выгорание – все это читается с первых минут спектакля. И под силу, конечно, любому профессионалу. Куда сложнее сыграть рождение «нового Макбета», решившего изменить мир…

По сюжету, напомним, действие пьесы начинается в Шотландии. Макбет возвращается с очередной победой домой, однако по пути ему (а также его верному другу Банко) встречаются три ведьмы, которые предсказывают будущее. Макбету обещано стать новым королем, а Банко – родоначальником целой королевской династии.

Макбет делится предсказанием с женой, и та подговаривает его тайно убить короля, приехавшего как раз с дружеским визитом к ним в замок. Таким образом Макбет становится наследником престола. Но ему этого мало – он устраивает заговор против Банко (не дают покоя слова предсказательниц про «родоначальника королевской династии»), предав тем самым их верную дружбу.

В своих поступках Макбет безумен. Тиран, дорвавшийся до власти, потерял, понятно, человеческий облик, и утаить это уже невозможно. Вскоре приходит возмездие: бывшие соратники объявляют Макбету войну, и тиран проигрывает, а его жена (в спектакле эту роль играет Настасья Самбурская), раскаявшись за свои интриги, кончает жизнь самоубийством.

Шекспировскую трагедию Антон Яковлев вскрывает своим особенным ключом – без пафоса и лишних эмоций. Отчасти здесь слышна чеховская традиция, когда все основные события происходят где-то далеко, за сценой, а тут, перед зрителями, разворачивается психологическая драма, главная движущая сила которой – слова, интонации, паузы… Удалось ли сочетать эти сценические традиции, зрители решат сами. Но примечательно, что все участники спектакля охотно пошли на этот эксперимент, успех которого зависит от мельчайших нюансов.

…Намереваясь стать властителем мира, Макбет поднимется на широкие качели, подвязанные звенящими цепями. Шаг, толчок. Но качели едва двинутся с места, словно невидимая сила еще удерживает тирана от трагического шага. В глазах Макбета едва промелькнет тень сомнения, но сомневаться давно уже не в его правилах: он отвык от естественных человеческих чувств, и потому на его лице – застывшая маска. С этой маской и встретит он возмездие: без удивления и раскаяния, без огорчения и боли. Цепи с оглушительным звоном сорвутся из-под колосников, словно вонзаясь в сцену, и эта финальная «нота» станет для Макбета роковой.

Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • «Доверия ей мы оказать не можем»

    На пресс-конференции, которая состоялась в понедельник, 5 августа, в ТАСС, худрук театра «У Никитских ворот» Марк Розовский ответил на вопрос о дальнейшей работе в его театре бухгалтера Нины Масляевой, обвиняемой по делу «Седьмой студии». ...
Читайте также


Читайте также

  • Выходит в свет сентябрьский «Театрал»

    На страницах первого осеннего номера (см. подписка) вы прочтете: - какая роль стала для Елизаветы Боярской настоящим испытанием; - что думает Иван Вырыпаев о закулисном мире шоу-бизнеса; - почему в Год театра директора уходят со своих постов; - какие впечатления остались у Марка Розовского после работы в Авиньоне; - какой сюрприз готовит зрителям Дмитрий Крымов; - чем опасен театр: внучка Чарли Чаплина в спецпроекта «Театрала»; - когда в Москву привезут лучшие спектакли русскоязычных театров Европы и США; - почему классика всегда современна: колонка Дмитрия Трубочкина; - как на государственном уровне будет отмечаться столетие Театра им. ...
  • Нестрашный Вий

    В петербургском театре «Приют комедианта» 33-й сезон открылся премьерным спектаклем режиссера Василия Сенина «Вий».   Притча Гоголя «Вий» всегда ассоциировалась с ужасом, наваждением, жутью. Этакая страшилка, которая, однако, почему-то нужна людям и, прежде всего, детям, чтобы вновь и вновь переживать страх. ...
  • «Дети у власти» откроют сезон в Александринке

    В день открытия сезона, 3 сентября, на Новой сцене Александринского театра состоится премьера спектакля «Дети у власти» по пьесе французского поэта, драматурга Роже Витрака (1899 – 1952). Над постановкой работает Николай Рощин в соавторстве с Андреем Калининым и, по их замыслу,  это произведение – «искреннее признание театру в любви и верности». ...
  • Театр им. Вахтангова откроет сезон «Пер Гюнтом»

    Новый спектакль главного режиссера Театра им. Вахтангова Юрия Бутусова «Пер Гюнт» по поэме Генрика Ибсена будет представлен 7 сентября. Этой постановкой театр откроет свой 99-й сезон. В постановке заняты молодые артисты. ...
Читайте также