«Он был соавтором Марка Захарова»

В Москве открыли выставку памяти Шейнциса

 
В честь 70-й годовщины со дня рождения сценографа Олега Шейнциса в Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Избранное», на которой представлены эскизы декораций и костюмов к легендарным спектаклям «Ленкома».

Четверть века он был главным художником «Ленкома». Вместе с Марком Захаровым выпускал «Жестокие игры», «Юнону и Авось», «Поминальную молитву», «Мудреца», «Чайку», «Мистификацию», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Плач палача», «Город миллионеров», «Шута Балакирева», «Ва-банк» и другие спектакли. Именно Шейнцис создал нынешний облик театра, стиль его спектаклей, сам логотип «Ленком».  
 
Художник не отрицал, что часто ошибался в параметрах сцены. Он любил масштабные конструкции. Но при этом знал цену каждой мелочи. Шейнцис придумал логотип Чеховского фестиваля и по-венециански изящную «Золотую маску». И первую партию он даже сделал собственноручно. Кстати, художник сам дважды получал «Маску» – за ленкомовскую «Чайку» и спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам». Олег Шейнцис работал в Лондоне и Флоренции, Софии и Братиславе. Преподавал в Школе-студии МХАТ.

Станислав Бенедиктов, главный художник РАМТа:
– Я впервые увидел Олега еще в старом ВТО. В непринужденной обстановке – с чаепитием или с рюмочкой – у нас проходили серьезные обсуждения выставки театральных художников «Итоги сезона». И вот на импровизированную сцену буквально выбежал очень эмоциональный, энергичный молодой человек и начал темпераментно рассказывать о своей работе и о работе коллег. С кудрями, высокий, носатый – таким я его впервые увидел и таким он мне запомнился.

При всем своём необузданном темпераменте Олег был очень нежный человек, который трепетно и одновременно требовательно относился к своим ученикам, вкладывал в них душу.

Но я всё же хочу сказать о нём, как о значительном сценографе, обновившем и обогатившем нашу профессию. Достаточно вспомнить, что Шейнцис отказался от принципа оформления спектакля как такового. Для него главным был момент сочинительства. Он создавал свое пространство, которое во многом определяло спектакль, наряду с режиссёром он превращался в полноценного соавтора. Неслучайно же возник термин «режиссёр-сценограф». И случавшиеся порой конфликты, когда его, скажем так, «активному авторству» сопротивлялись артисты или режиссёр, вполне закономерны. Но одно бесспорно – Шейнцис одна из знаковых фигур для «Ленкома». Его причастность к созданию спектакля влияла на общую стилистику постановки, во многом определяла её форму, темперамент. Он, конечно, входил в обойму звезд, тех, с кем были связаны достижения этого театра.

Жаль, что так быстро оборвалась его жизнь, он был полон творческих сил. Но я рад, что был в моей жизни такой товарищ. И, по сути, он им остается – через его книгу, работы, через его учеников – остается продолжение, существование в какой-то иной форме.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Москве открывается выставка-аттракцион «Игра с шедеврами»

    В Еврейском музее 14 февраля открывается выставка «Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович». На экспозиции в форме аттракциона будут представлены шедевры модернизма и современного искусства. «Это семейный проект, выстроенный как аттракцион, где для знакомства с работами нужно залезть на лестницу, пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф. ...
  • Ларс фон Триер привезет в Россию свою «алмазную» выставку

    Режиссер Ларс фон Триер планирует представить в России продолжение инновационной выставки «Меланхолия: Алмаз», открывшейся 8 февраля в бельгийском Антверпене.   Ларс фон Триер, известный своими киноэкспериментами не изменяет себе, и в этой новой для него сфере. ...
  • В Музее Бахрушина открылась вставка, посвященная балету

    В Театральном музее им. Бахрушина открыта выставка Сергея Даниляна «Импресарио. Траектория танца». Сергей Данилян, которого часто сравнивают с Дягилевым, – один из самых известных и успешных в мире балетных импресарио. ...
  • «Он был соавтором Марка Захарова»

    В честь 70-й годовщины со дня рождения сценографа Олега Шейнциса в Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Избранное», на которой представлены эскизы декораций и костюмов к легендарным спектаклям «Ленкома». ...
Читайте также