«Он был соавтором Марка Захарова»

В Москве открыли выставку памяти Шейнциса

 
В честь 70-й годовщины со дня рождения сценографа Олега Шейнциса в Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Избранное», на которой представлены эскизы декораций и костюмов к легендарным спектаклям «Ленкома».

Четверть века он был главным художником «Ленкома». Вместе с Марком Захаровым выпускал «Жестокие игры», «Юнону и Авось», «Поминальную молитву», «Мудреца», «Чайку», «Мистификацию», «Безумный день, или Женитьбу Фигаро», «Плач палача», «Город миллионеров», «Шута Балакирева», «Ва-банк» и другие спектакли. Именно Шейнцис создал нынешний облик театра, стиль его спектаклей, сам логотип «Ленком».  
 
Художник не отрицал, что часто ошибался в параметрах сцены. Он любил масштабные конструкции. Но при этом знал цену каждой мелочи. Шейнцис придумал логотип Чеховского фестиваля и по-венециански изящную «Золотую маску». И первую партию он даже сделал собственноручно. Кстати, художник сам дважды получал «Маску» – за ленкомовскую «Чайку» и спектакль Большого театра «Любовь к трем апельсинам». Олег Шейнцис работал в Лондоне и Флоренции, Софии и Братиславе. Преподавал в Школе-студии МХАТ.

Станислав Бенедиктов, главный художник РАМТа:
– Я впервые увидел Олега еще в старом ВТО. В непринужденной обстановке – с чаепитием или с рюмочкой – у нас проходили серьезные обсуждения выставки театральных художников «Итоги сезона». И вот на импровизированную сцену буквально выбежал очень эмоциональный, энергичный молодой человек и начал темпераментно рассказывать о своей работе и о работе коллег. С кудрями, высокий, носатый – таким я его впервые увидел и таким он мне запомнился.

При всем своём необузданном темпераменте Олег был очень нежный человек, который трепетно и одновременно требовательно относился к своим ученикам, вкладывал в них душу.

Но я всё же хочу сказать о нём, как о значительном сценографе, обновившем и обогатившем нашу профессию. Достаточно вспомнить, что Шейнцис отказался от принципа оформления спектакля как такового. Для него главным был момент сочинительства. Он создавал свое пространство, которое во многом определяло спектакль, наряду с режиссёром он превращался в полноценного соавтора. Неслучайно же возник термин «режиссёр-сценограф». И случавшиеся порой конфликты, когда его, скажем так, «активному авторству» сопротивлялись артисты или режиссёр, вполне закономерны. Но одно бесспорно – Шейнцис одна из знаковых фигур для «Ленкома». Его причастность к созданию спектакля влияла на общую стилистику постановки, во многом определяла её форму, темперамент. Он, конечно, входил в обойму звезд, тех, с кем были связаны достижения этого театра.

Жаль, что так быстро оборвалась его жизнь, он был полон творческих сил. Но я рад, что был в моей жизни такой товарищ. И, по сути, он им остается – через его книгу, работы, через его учеников – остается продолжение, существование в какой-то иной форме.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
  • Михаил Ефремов обратился к министру МВД

    Актер Михаил Ефремов записал видеообращение министру МВД Колокольцеву в стихах (автор текста Андрей Орлов (Орлуша). Напомним, 31 июля в Москве арестовали актера театра «Современник» за пародию на пьяного полицейского. ...
  • Умерла актриса Александра Назарова

    Народная артистка России Александра Назарова умерла 20 августа на 80-м году жизни, об этом сообщили на сайте Театра им. Ермоловой.   «Только что пришло горькое известие: не стало удивительной, прекрасной, уникальной Александры Ивановны Назаровой. ...
Читайте также


Читайте также

  • Гоголь и Булгаков встретятся в «Новом крыле»

    С 29 августа по 24 ноября в «Новом крыле» мемориального музея «Дом Гоголя» состоится экспозиция «Мертвые души» Михаила Булгакова», которая расскажет о взаимосвязи и профессиональном родстве российских классиков. ...
  • Музей Бахрушина расскажет о театральных работах Кустодиева

    На фото: эскиз декорации «Снегурочка» (Большой театр) Театральный музей им. Бахрушина и Астраханский драматический театр представят совместную выставку «Театральная Кустодия. Неосуществленные замыслы», посвященную театральному художественному наследию Бориса Кустодиева. ...
  • Екатерина II вернулась в Царицыно

    В воскресенье, 18 августа, в Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» открылась экспозиция, состоящая из одной картины – портрета императрицы Екатерины II, созданного отечественным художником Дмитрием Левицким. ...
  • Работы Владимира Лагранжа покажут в Москве

    Ретроспектива «Улицы Лагранжа» станет началом выставочного сезона в Центр фотографии имени братьев Люмьер. Кадры признанного классика фотографии Владимира Лагранжа, которые являются символом эпохи 1960-х годов, представят в московской галерее с 5 сентября по 17 ноября. ...
Читайте также