Василий Лановой: «Самолюбование убивает актеров»

 
В преддверии своего юбилея (16 января народному артисту СССР исполнилось 85 лет) Василий Лановой дал интервью «Театралу». Полную версию читайте в свежем номере журнала (в продажу поступит через несколько дней).

Василий Семенович, в юбилей принято подводить итоги. В каком настроении вы встречаете эту дату?
– Проследить всю мою жизнь уже просто невозможно, так как многое забыто, а что-то и вспоминать не хочется. После 10-го класса я снялся в фильме «Аттестат зрелости». Это была моя первая картина, 1953 год. С тех пор и считайте. С 1954 года по сей день я работаю актером. Понимаете? Кроме того, с 1957 года я официально работаю в Театре Вахтангова. Это уже 61 год. И надо сказать, что достаточно разнообразная жизнь велась и в кино, и в театре.

Кинематограф раньше был совсем другим. Да и театр тоже. И сочетание этих искусств составляет мою жизнь, хотя для меня всегда театр был главным.
Театр Вахтангова – не фабрика по производству спектаклей, это уж точно. Он долгие годы являлся в каком-то смысле «семейным театром»,  потому что была великая семья из великих актеров. Гриценко, Плотников, Астангов, Лукьянов, Борисова, Мансурова, Алексеева… Вы понимаете, какие имена были? Невероятные!

Кстати, а в чем отличие той плеяды артистов от нынешней?
– Актёр должен оставаться загадкой для зрителя. Обязательно. И старшие поколения строго следовали этому правилу. Потому что если о тебе известны все бытовые подробности, да ещё если они какие-то пошлые, то это уже невозможно сбить никакими образами и никаким талантом. Наши театральные старики так считали всегда. И мои учителя... Мансурова – мой педагог, и Гриценко, и Плотников, и Астангов – они всегда говорили: «Надо быть загадкой для зрителя». Это правильно. И сегодняшние «телевизионные разгадки» актерской судьбе не помогают.

В этом смысле у меня был достаточно богатый опыт, потому что я ещё с двенадцати лет играл в народном театре ЗИЛ. Сергей Львович Штейн, мой первый учитель по театру, режиссёр Театра Ленинского комсомола, деликатно воспитывал будущих актеров. Не было никаких «погремушек». Когда вышел фильм «Аттестат зрелости», он мне сказал: «Вася, только не вздумай загордиться. Самолюбование убивает актеров».  

Сегодня в Театральном институте Щукина я заведую кафедрой художественного слова, стараюсь все-таки, чтобы драматургический материал был достойным, отдаю предпочтение классике.

Загадка, понятно, есть и у вас. Вы не мелькаете на телеканалах…
– Зовут, но я отказываюсь. Из-за того, что я иногда вижу по телевизору, я ни за что не соглашусь туда пойти. Вот сейчас мой юбилей, и меня просто замучили. Приглашают в разные программы, но я не всегда хожу. Вот и вся недолга.
85 лет – солидный возраст... Вон Юрочка Яковлев ушёл в 85 лет, а какой актёрище был! Всегда к самодисциплине относился серьезно. Ульянов Миша, Юлечка Борисова... Они никогда в этих вещах не участвовали. Очень важно сохранить себя и помнить о театральном вкусе.

– В Театре им. Вахтангова один из спектаклей-долгожителей – «Посвящение Еве». Мне кажется, зрителей ваша роль потрясает глубиной любовных чувств…  
– «Посвящение Еве» поставлен по замечательной пьесе Эрика-Эммануила Шмитта «Загадочные вариации», там есть что играть, это достойный материал. Вот уже двадцать лет мы с Женей Князевым пытаемся разгадать невиданную загадку любви – любви двух мужчин к одной женщине, и неожиданный обрыв жизни, когда всё это рушится.  

А почему из репертуара исчез спектакль «Пристань»?
– Я очень люблю и любил этот спектакль. Потому что со мной вместе на сцену выходили Юра Яковлев, выходила Галочка Коновалова, Славочка Шалевич. Моё поколение играло его к 90-летию театра. Но они ушли, а сейчас, к тому же, Юлечка Борисова больна, и мы ждем ее возвращения. Так что надеемся, что она ещё сыграет. И больше того, я бы очень хотел, чтобы столетие театра, которое состоится в 2021 году, мы тоже отметили «Пристанью», если, конечно, до этого доживём.

– Как, по-вашему, театр очень изменился по сравнению с тем, в котором прошла ваша молодость?
– Изменился, конечно. Он стал другим... Более модным, менее классическим. Жизнь поменялась. Вы посмотрите, что делается на телевидении. Для меня до сих пор существуют несравнимые ценности того театра и тех прошлых выступлений на телевидении. Я уж не говорю о кинематографе. Какие актёры были!

Сейчас много говорят о патриотизме. Но ведь и тогда был патриотизм, любовь к Родине побеждала. Ведь не зря же Александр Сергеевич одну из своих лучших фраз сказал: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Это всегда было на Руси. Поэтому тут и говорить нечего. 

«Театрал» поздравляет Василия Ланового с юбилеем! Желаем  всегда оставаться таким же неподражаемым рыцарем Вахтанговского театра, желаем энергии, оваций, премьер, неугасаемой зрительской любви! И не только зрительской!



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
  • Юрий Бутусов: «Мы теряем человека»

    На минувшей неделе в Лондоне с успехом прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина. В крупнейшем театральном центре не только английской столицы, но и Европы, пушкинцы показали несколько своих лучших работ. ...
  • Александр Домогаров: «Быть артистом – это больно»

    В конце января театральное агентство «Арт-Партнер XXI» Леонида Робермана представило публике премьеру  –театральную рапсодию «Генри и Эллен» по пьесе современного драматурга Дона Нигро. Одну из главных ролей в спектакле исполняет Александр ДОМОГАРОВ. ...
Читайте также