«Он всегда кажется рыцарем в доспехах»

Василий Лановой отмечает 85-летие

 
 
В среду, 16 января, народный артист СССР Василий Лановой отмечает юбилей на сцене Театра им. Вахтангова. Вечером он сыграет свою любимую роль в детективной мелодраме Эрика-Эмманюэля Шмитта «Посвящение Еве» - спектакле, который с успехом идет вот уже 20 лет. Со страниц «Театрала» артиста поздравляют коллеги.
 
Римас Туминас, художественный руководитель Театра им. Вахтангова:

– Василий Лановой – актер редчайшей породы, настоящий небожитель, кумир многих поколений. В первый раз, что называется, лицом к лицу мы встретились одиннадцать лет назад. Очень хорошо помню, как, заметив меня в коридоре, Василий Семенович внимательно на меня посмотрел. Я знал, что его беспокоит мое «невахтанговское» происхождение.

В тот же день я зашел в буфет. Звучал его голос, он что-то рассказывал. Всё дрожало. Он казался мне рыцарем в доспехах с открытым забралом, с обнажённым мечом, готовым защищать свой театр. Я знал, что он звезда. И мы стали общаться. Каждая наша встреча начиналась и заканчивалась дискуссией о распаде Советского Союза. Он искренне переживал и теперь переживает. Я тоже был искренним. Рассказывал историю Литвы. Мы не приходили к согласию, кто прав, кто виноват. Это длилось довольно долго, но театр нас сблизил.

Я, конечно же, многое знал об истории Театра Вахтангова, но его рассказы многое мне дали, многое раскрыли. Он был таким негласным советчиком, но никогда не оценивал своих коллег, ни о ком не отзывался плохо. И не раз намекал: надо сохранить все – и людей в первую очередь. А у меня даже в мыслях не было кого-то увольнять. С этого согласия мы начали сближаться и, наконец, встретились в работе над спектаклем «Последние луны». 

Он заинтересовался, ему понравился материал. Начались репетиции. И в процессе работы я убедился, что Василий Семенович как исландский лес: если видишь гриб и хочешь пробраться к нему между ветвями, они тебя не пускают. Холодный климат, извержения вулканов сделали их железными. Это я вспомнил во время репетиций. Лановой несгибаем, не может не властвовать. Смирение, христианская вера в нем есть, но во всем остальном его не сломить.

Такого защитника театра редко встретишь и хотя в политических вопросах мы не пришли к согласию, - прониклись уважением друг к другу. Его позиция мне дороже позиции десяти либералов, которые говорят и так, и эдак. Мы продолжаем советоваться относительно жизни театра и планируем дальнейшие встречи.
 
Сергей Голомазов, режиссер Театра на Малой Бронной:
– Спектакль «Посвящение Еве» я ставил в Театре Вахтангова совсем мальчишкой: это была моя третья режиссерская работа. С Василием Семеновичем работать было легко. В его лице я обрел чуткого помощника, приветливого учителя, доброжелательного человека. Он искал творческого союза, как губка впитывал все, что ему предлагалось. Это меня поражало, потрясало и подкупало. О нем я могу говорить только в превосходных степенях. Это величайший профессионал своего дела.

Помню, как мы репетировали. У нас возникло полное взаимопонимание. По ходу спектакля ему надо было бегать по винтовой лестнице вверх-вниз и постоянно стрелять из ружья. При этом никаких скидок на свой почтенный опыт он не делал. Репетировал с позиций человека, которого три дня назад пришел из театрального училища. В нем живо мальчишество, и это замечательно. Не знаю, может быть, ему и трудно было, но разве от него дождешься, чтобы он пожаловался? Разве он допустит, чтобы кто-то заметил, что ему тяжело?

Меня восхищает в нем еще и то, что он человек большого мужества, у которого есть своя общественно-политическая позиция, свои профессиональные, идеологические принципы. Кто-то может их разделять, кто-то нет, но он никогда не скрывал и не скрывает своих взглядов. Это в наше время чрезвычайное редкое качество.
 
Анна Дубровская, актриса Театра им. Вахтангова:


– Я играла с Василием Семеновичем в двух спектаклях: «Лев зимой» и «Фредерик, или Бульвар преступлений». В спектакле «Лев зимой» он был королем Генрихом II, его сыновей играли молодые ребята, только пришедшие в театр, а я была его юной возлюбленной. У нас сложились теплые отношения. Все было по-родственному.
После спектакля мы собирались, отдыхали, веселились. Инициатором этой атмосферы, ее центром был Василий Семенович. При этом он никогда не довлел над нами, хоть мы и были намного младше, имели несравнимо меньше опыта.  

Когда я пришла в театр, актеры возраста Ланового норовили сделать мне замечание: то не так сказала, это не так сделала. Лановой никогда себе такого не позволял. Не помню ни одного замечания. А вот если ты хорошо сыграла, он обязательно об этом скажет. На поклонах выведет тебя на первый план, повернет так, чтобы на тебя падал свет. Если тебе не подарили цветов, непременно отдаст свои, как бы говоря публике: «Я благодарен своей партнерше».

В спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» были эффектно поставлены полеты над сценой. Все трюки Василий Семенович выполнял сам. Он был в прекрасной физической форме – впрочем, как и сейчас, в свои 85 лет (в голове не укладывается эта цифра!). Он достойно взрослеет, язык не поворачивается произнести «стареет». Им любуешься, а когда он надевает фрак, как в спектакле «Пристань», где он читает Пушкина в луче прожектора, – просто принц: красив, графичен. Голос, жест, осанка, неповторимое звучание – Лановой несравним ни с кем. Он галантен, необыкновенно аристократичен, хоть и не является потомком аристократов. С его слов я знаю, что он из простой украинской семьи. Но выглядит он как лорд.  



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

  • Александр Калягин наградит Римаса Туминаса

    Лауреатом личной премии председателя СТД Александра Калягина в нынешнем году стал художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас. Об этом в понедельник, 18 февраля, «Театралу» сообщили в пресс-службе СТД. ...
  • «Мы учились у Мастера»

    Великий БДТ отмечает свой 100-летний юбилей! Театр, у истоков которого стоял великий Александр Блок, театр, в истории которого было много других имен выдающихся артистов, режиссеров, художников, и никто из них не исчез бесследно, а запечатлен в летописи театра навсегда. ...
  • Игорь Гордин: «Стараюсь во всем найти юмор»

    В МТЮЗе у Камы Гинкаса Игорь Гордин играет самые сложные роли в спектаклях по Достоевскому, Олби, Аную. Но вторым домом для него стал Театр Наций, где актер репетирует сейчас уже четвертый спектакль. В «Иранской конференции» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова ему предстоит сыграть в поистине звездной компании. ...
  • Андрей Могучий: «100 лет для театра – не так уж и много»

    Сегодня нашему театру исполняется 100 лет. Для театра это не так уж и много. Есть и постарше. БДТ — молодой театр. Созданный революцией Коммунальный Большой Драматический театр, так его назвали тогда, был театром, провозгласившим приверженность высоким идеалам искусства, театром, созданным для нового зрителя. ...
Читайте также