«Он всегда кажется рыцарем в доспехах»

Василий Лановой отмечает 85-летие

 
 
В среду, 16 января, народный артист СССР Василий Лановой отмечает юбилей на сцене Театра им. Вахтангова. Вечером он сыграет свою любимую роль в детективной мелодраме Эрика-Эмманюэля Шмитта «Посвящение Еве» - спектакле, который с успехом идет вот уже 20 лет. Со страниц «Театрала» артиста поздравляют коллеги.
 
Римас Туминас, художественный руководитель Театра им. Вахтангова:

– Василий Лановой – актер редчайшей породы, настоящий небожитель, кумир многих поколений. В первый раз, что называется, лицом к лицу мы встретились одиннадцать лет назад. Очень хорошо помню, как, заметив меня в коридоре, Василий Семенович внимательно на меня посмотрел. Я знал, что его беспокоит мое «невахтанговское» происхождение.

В тот же день я зашел в буфет. Звучал его голос, он что-то рассказывал. Всё дрожало. Он казался мне рыцарем в доспехах с открытым забралом, с обнажённым мечом, готовым защищать свой театр. Я знал, что он звезда. И мы стали общаться. Каждая наша встреча начиналась и заканчивалась дискуссией о распаде Советского Союза. Он искренне переживал и теперь переживает. Я тоже был искренним. Рассказывал историю Литвы. Мы не приходили к согласию, кто прав, кто виноват. Это длилось довольно долго, но театр нас сблизил.

Я, конечно же, многое знал об истории Театра Вахтангова, но его рассказы многое мне дали, многое раскрыли. Он был таким негласным советчиком, но никогда не оценивал своих коллег, ни о ком не отзывался плохо. И не раз намекал: надо сохранить все – и людей в первую очередь. А у меня даже в мыслях не было кого-то увольнять. С этого согласия мы начали сближаться и, наконец, встретились в работе над спектаклем «Последние луны». 

Он заинтересовался, ему понравился материал. Начались репетиции. И в процессе работы я убедился, что Василий Семенович как исландский лес: если видишь гриб и хочешь пробраться к нему между ветвями, они тебя не пускают. Холодный климат, извержения вулканов сделали их железными. Это я вспомнил во время репетиций. Лановой несгибаем, не может не властвовать. Смирение, христианская вера в нем есть, но во всем остальном его не сломить.

Такого защитника театра редко встретишь и хотя в политических вопросах мы не пришли к согласию, - прониклись уважением друг к другу. Его позиция мне дороже позиции десяти либералов, которые говорят и так, и эдак. Мы продолжаем советоваться относительно жизни театра и планируем дальнейшие встречи.
 
Сергей Голомазов, режиссер Театра на Малой Бронной:
– Спектакль «Посвящение Еве» я ставил в Театре Вахтангова совсем мальчишкой: это была моя третья режиссерская работа. С Василием Семеновичем работать было легко. В его лице я обрел чуткого помощника, приветливого учителя, доброжелательного человека. Он искал творческого союза, как губка впитывал все, что ему предлагалось. Это меня поражало, потрясало и подкупало. О нем я могу говорить только в превосходных степенях. Это величайший профессионал своего дела.

Помню, как мы репетировали. У нас возникло полное взаимопонимание. По ходу спектакля ему надо было бегать по винтовой лестнице вверх-вниз и постоянно стрелять из ружья. При этом никаких скидок на свой почтенный опыт он не делал. Репетировал с позиций человека, которого три дня назад пришел из театрального училища. В нем живо мальчишество, и это замечательно. Не знаю, может быть, ему и трудно было, но разве от него дождешься, чтобы он пожаловался? Разве он допустит, чтобы кто-то заметил, что ему тяжело?

Меня восхищает в нем еще и то, что он человек большого мужества, у которого есть своя общественно-политическая позиция, свои профессиональные, идеологические принципы. Кто-то может их разделять, кто-то нет, но он никогда не скрывал и не скрывает своих взглядов. Это в наше время чрезвычайное редкое качество.
 
Анна Дубровская, актриса Театра им. Вахтангова:


– Я играла с Василием Семеновичем в двух спектаклях: «Лев зимой» и «Фредерик, или Бульвар преступлений». В спектакле «Лев зимой» он был королем Генрихом II, его сыновей играли молодые ребята, только пришедшие в театр, а я была его юной возлюбленной. У нас сложились теплые отношения. Все было по-родственному.
После спектакля мы собирались, отдыхали, веселились. Инициатором этой атмосферы, ее центром был Василий Семенович. При этом он никогда не довлел над нами, хоть мы и были намного младше, имели несравнимо меньше опыта.  

Когда я пришла в театр, актеры возраста Ланового норовили сделать мне замечание: то не так сказала, это не так сделала. Лановой никогда себе такого не позволял. Не помню ни одного замечания. А вот если ты хорошо сыграла, он обязательно об этом скажет. На поклонах выведет тебя на первый план, повернет так, чтобы на тебя падал свет. Если тебе не подарили цветов, непременно отдаст свои, как бы говоря публике: «Я благодарен своей партнерше».

В спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений» были эффектно поставлены полеты над сценой. Все трюки Василий Семенович выполнял сам. Он был в прекрасной физической форме – впрочем, как и сейчас, в свои 85 лет (в голове не укладывается эта цифра!). Он достойно взрослеет, язык не поворачивается произнести «стареет». Им любуешься, а когда он надевает фрак, как в спектакле «Пристань», где он читает Пушкина в луче прожектора, – просто принц: красив, графичен. Голос, жест, осанка, неповторимое звучание – Лановой несравним ни с кем. Он галантен, необыкновенно аристократичен, хоть и не является потомком аристократов. С его слов я знаю, что он из простой украинской семьи. Но выглядит он как лорд.  



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Пермская опера станет директорским театром

    Пермский театр оперы и балета им. Чайковского после ухода с должности художественного руководителя Теодора Курентзиса перейдет на новую – директорскую – модель управления, согласно которой генеральный директор будет не только руководить хозяйственной деятельностью, но и заниматься определением художественной стратегии театра. ...
  • Скончалась актриса Театра армии Ольга Вяликова

    Актриса ЦАТРА Ольга Вяликова скончалась в понедельник, 15 июля на 66-м году жизни. О скоропостижной утрате сообщила пресс-служба театра. «Ольга Петровна работала в нашем театре с 1980 года. С 1993 по 1995 гг. была занята в знаменитой постановке «Орестея» выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна», - говорится в некрологе. ...
  • «Счастлив, что свободен»

    На минувшей неделе в Театре драмы им. Федора Волкова в Ярославле произошли кардинальные перемены: от должности директора решением Министерства культуры был освобожден назначенный в декабре Алексей Туркалов, а следом по собственному желанию уволился и худрук Евгений Марчелли, возглавлявший театр с 2011 года. ...
  • Ушла из жизни Джемма Осмоловская

    Актриса театра и кино Джемма Осмоловская скончалась в понедельник, 15 июля, после продолжительной болезни на 81-м году жизни. Об этом сообщает пресс-служба РАМТа, в котором актриса работала с 1964 года (была принята в труппу сразу по окончании Школы-студии МХАТ). ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Чонишвили: «Мы живём во власти стереотипов»

    Больше всего в театре Сергей ЧОНИШВИЛИ опасается однообразия и говорит, что ради интересного эксперимента согласится на любую работу. Главное, чтобы она сопровождалась творческим поиском и расширяла актерский диапазон… – Сергей, вы актер, который не перестает удивлять своей разноплановостью: столько у вас премьер и проектов… – На сцене, конечно, интереснее существовать, когда ты ставишь над собой эксперименты, хотя и не знаешь, каков будет результат – плюсовой или не плюсовой. ...
  • Валерий Градковский: «Когда людей объединяет творчество, интриги отступают»

    Весной Театр им. Ленсовета выбрал своим художественным руководителем актрису Ларису Луппиан, которая заняла этот пост после того, как в марте 2018 года труппу покинул режиссер Юрий Бутусов. Мы поговорили с директором Театра им. ...
  • «Социальный театр»: искусство учиться языку собеседника

    «Театрал» предложил доктору искусствоведения Дмитрию ТРУБОЧКИНУ авторскую рубрику, в которой профессор выступал бы с актуальными размышлениями о современном театре. Тематика этих колонок будет предельно широкой, продолжение – в следующих номерах. ...
  • Рубен Симонов: «Стихи – это тоже музыка»

    Немногие знают, что представитель знаменитой династии Рубен Симонов не только актер Театра им. Вахтангова, но и автор стихов, эпиграмм к спектаклю «Принцесса Турандот» (редакция 1991 года), стихотворных либретто, текстов к театральным капустникам. ...
Читайте также