«Говорят, о человеке нужно судить по его мечтам…»

Александр Коршунов поставил «Дядюшкин сон»

 
Для главного режиссера театра «Сфера» Александра Коршунова повесть «Дядюшкин сон» – особая: когда-то он играл в одноименном спектакле Малого театра, а теперь вновь обратился к Достоевскому, но уже в качестве постановщика (премьера состоялась на Основной сцене «Сферы» в минувшее воскресенье, 23 декабря). «Театрал» встретился с режиссером и узнал, как проходили репетиции.

– Александр Викторович, помогал ли вам в работе над спектаклем ваш прежний, актерский, опыт?
– Хорошо помню спектакль Малого театра, я его очень любил (играл в нем роль Мозглякова). Это была постановка Александра Четверкина, которая шла в филиале на Ордынке. Спектакль пользовался большим успехом, часто выезжал на гастроли и везде встречал теплый прием. В каком-то смысле этот опыт, конечно, помогал, потому что я был, что называется, в материале: многие вещи давно пройдены и как будто поняты. Но, с другой стороны, именно это и усложняло задачу, потому что возникал риск повториться. Мне, напротив, хотелось посмотреть на произведение свежим взглядом и прочесть его заново. Возвращаться к Достоевскому всегда интересно: я очень люблю этого автора за его своеобразную стилистику, тонкий юмор, за особую природу чувств.

– В «Дядюшкином сне» очевидно звучит и гоголевская традиция. Вы вкладывали в спектакль что-то от Гоголя?
– Сознательно нет, но ассоциации возникали постоянно: в самой ткани повести и даже в тексте действительно много аллюзий и гоголевской фантасмагории. Так, Князь (Вадим Борисов. – «Т»), например, говорит, что был «на дружеской ноге» с Байроном и Бетховеном – это хлестаковское начало, прямая отсылка к «Ревизору».

Но все же Достоевский абсолютно самобытен. Я думаю, «Дядюшкин сон» – повесть очень глубокая. В ней есть и второй, и третий план. Она была написана Достоевским сразу после каторги и ссылки и стала первым напечатанным произведением, с которым он вернулся в литературу после вынужденного перерыва в творчестве. Хотя он и стремился написать вещь «голубиного незлобия», чтобы оградить себя от нападок цензуры, все-таки остался верен себе. По жанру вышла, на мой взгляд, трагикомедия.

– Спектакль еще только начинает свою жизнь, но вы уже можете отметить какие-то актерские находки?
– Безусловно, самая трудная, глобальная задача ложится на Татьяну Филатову, поскольку ее персонаж – Марья Александровна Москалёва – это мотор спектакля, его пульс и движущая сила. Роль безумно трудная: помимо актерского мастерства и разнообразия красок, она требует больших физических сил. И, конечно же, точного попадания индивидуальности. На мой взгляд, Таня – просто молодец! Ее Марья Александровна – натура мощная, страстная, умная, разнообразная в проявлениях, со своей внутренней правдой.

Не могу не сказать добрых слов о Вадиме Борисове, о его Князе К. Эта роль тоже, безусловно, сложнейшая. Необходима совершенно особенная психофизика, ведь это, как говорит Мозгляков, «полукомпозиция, а не человек». И, кроме того, Князь – существо наивное, чистое и трогательное, а это те качества, которые не сыграть – их надо иметь. Мне кажется, актер находит здесь нужные для роли, но абсолютно свои, индивидуальные ноты, краски и проявления.

Я считаю, Достоевский дает каждому артисту возможность профессионально вырасти и раскрыться. Все роли изумительные, и в каждой заложен неисчерпаемый потенциал. Взять, например, персонажа Людмилы Корюшкиной. Роль Карпухиной вроде бы небольшая, но очень важная – и для актрисы, и для всего хода спектакля. Она пулевая, каскадная.

Карпухина – существо гротесковое. Но она должна быть живым человеком.  Значит, ее поведение нужно оправдать, найти все мотивы ее действий. Это задача крайне трудная и интересная. Тут, помимо смешного, есть отголоски личной судьбы, одиночества, невостребованности.

Все события повести происходят в течение одного дня, но это сумасшедший день, решающий день в жизни каждого персонажа.

– Сюжет Достоевского известен каждому, что называется, со школьной скамьи: в провинциальный город приезжает богатый князь и, невзирая на почтенный возраст, становится жертвой уездной дамы, мечтающей выгодно выдать замуж свою дочь. Что в этой истории интересного для сегодняшнего зрителя?
– Мне это произведение кажется и очень современным, и вечным, потому что в нем есть конфликт разных масштабов личности, разных уровней духовных притязаний и тема страстной потребности осуществления, погони за счастьем, как каждый его себе понимает. Эти вещи не устаревают.

– О ком, на ваш взгляд, эта повесть? Кто здесь главный герой?
– Во время репетиций мы решили, что все-таки Князь. Это человек, который прожил искреннюю жизнь и никому не сделал зла – он тот самый «обломок аристократии», уходящая натура. В старости он оказался в тяжелом положении: родственники только и ждут его смерти, чтобы получить наследство, удерживают его в заточении – ситуация для наших дней более чем типичная. И вдруг он вырывается в общество, в свет – для него это огромное событие. По старческой наивности он верит в искренность Марьи Александровны, окружившей его вниманием, не видит с ее стороны расчета и принимает все за чистую монету. На самом деле при всех чудачествах, это человек глубокий и порядочный. И кстати, единственный, кто смог по-настоящему разглядеть Зинаиду (Екатерина Давыдова-Тонгур. – «Т»), которую все в городе считают белой вороной (общество относится к ней враждебно, потому что она очевидно выше других, живет по собственным внутренним законам). Эти два человека – Князь и Зинаида – как раз и есть личности другого масштаба.

– На какие вопросы вы хотели ответить в этом спектакле?
– У Окуджавы в одном из романов есть такие слова: «Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет» (цитата из Марка Аврелия. – «Т»). Вот об этом нам и хотелось поговорить. Человек может позиционировать себя как угодно, говорить о себе что угодно, но на самом деле его подлинная ценность равна цене того, за что он в действительности борется. А еще говорят, что о человеке нужно судить по его мечтам…

Многие хотят вырваться из «Мордасова», из скучных будней, из этого стоячего болота. Весь вопрос – какой ценой? На что человек имеет право пойти ради достижения своих целей? И принесет ли ожидаемый результат эта погоня за счастьем? И в чем оно – настоящее счастье? Вот такой круг вопросов мы попытались очертить.



Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.


  • Нравится


Самое читаемое

  • Старейшему актеру исполнилось 97 лет

    Актер ЦАТРА, народный артист России Александр Петров в воскресенье, 24 марта, отмечает солидную дату. Патриарху сцены, единственному, работающему сейчас актеру-фронтовику исполнилось 97 лет. Служению театру предшествовало служение Родине: в начале Великой Отечественной войны Александр Алексеевич добровольцем ушел на фронт, участвовал в Сталинградской битве, освобождении Одессы, Праги, Вены, Будапешта, дошел до Германии и Югославии, награжден орденами и медалями. ...
  • Умер Анатолий Адоскин

    Один из старейших артистов Театра им. Моссовета, Народный артист России Анатолий Адоскин ушел из жизни 20 марта. Об этом сообщили в пресс-службе театра.   «Театр им. Моссовета с глубоким прискорбием сообщает, что 20 марта на 92-м году жизни скончался Народный артист России Анатолий Михайлович Адоскин», – говорится в сообщении на сайте театра. ...
  • Алексей Бартошевич: «Я был мхатовским ребенком»

    Для многих театроведов Алексей Бартошевич – ключевая фигура. Профессор ГИТИСа, один из крупнейших специалистов по творчеству Шекспира, автор научных трудов, Алексей Вадимович к тому же   представитель легендарной мхатовской семьи. ...
  • «Если это не модно, то это не МХАТ»

    В среду, 13 марта, художественный руководитель МХАТа им. Горького Эдуард Бояков провел встречу с труппой театра. Публикуем основные заявления, сделанные в ходе этой беседы. О премьерах «До конца 2019 года готовится около десяти премьер. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Во время отлива здесь ходят по песку…»

    «Ромео и Жанетта» Жана Ануя нечастый гость на российских подмостках. Написанная в послевоенном 1945 году, пьеса отличается особой аполитичностью, а своим названием перекликается, конечно, с легендарной пьесой Шекспира. ...
  • Марк Розовский выпускает детектив

    Мюзикл «Пляшущие человечки» по мотивам произведений Артура Конан Дойля появится в репертуаре театра «У Никитских ворот» 27 марта (композитор Игорь Левин). Как говорится в анонсе спектакля, зрители «будут следить за Шерлоком Холмсом и доктором Ватсоном, узнают тайну пляшущих человечков, будут сопереживать трагической истории сэра Хилтона и его супруги Илси». ...
  • «Я хотела бы жить по-другому»

    В Театре на Малой Бронной поставили новый спектакль по циклу пьес Людмилы Петрушевской «Квартира Коломбины». Премьерные показы пройдут на малой сцене 9 и 20 апреля. Корреспондент «Театрала» побывал на генпрогоне и пообщался с режиссером Екатериной ДУБАКИНОЙ и исполнительницей главной роли Верой БАБИЧЕВОЙ. ...
  • Большой театр «напишет» портрет современника

    Главный музыкальный театр страны готовит концерт Камерного оркестра, в программу которого войдут произведения русских композиторов – Давида Кривицкого, Давида Финко, Мечислава Вайенберга и Никиты Сухих. «Несколько лет назад наш Камерный оркестр представил публике сочинение молодого композитора Никиты Сухих (р. ...
Читайте также