После оваций

«Театрал» заглянул «за кулисы» Дома ветеранов сцены

 
Обитателей Дома ветеранов сцены навещают редко. И потому весть о новом посетителе тут же облетает все корпуса: «Смотрите, а к кому-то пришли». На корреспондентов «Театрала» оборачиваются, пытаются ненароком выведать цель нашего визита: «Вы часом не к Антонине Трофимовне? – этот вопрос обращен к нам. – Она в столовой». Подобные вопросы за полдня нам зададут еще восемь раз и один раз даже попросят... передвинуть стол.
Сегодня в Доме ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной живут 76 человек. В прошлом все они – служители Мельпомены: от гримеров и администраторов до первых артистов труппы. В театре у них были разные должности. Возраст всех уравнял…

«Людочка Лядова поет с нами песни»

Многие обитатели этого Дома ушли из театра лет тридцать или сорок назад. Давно уже нет на свете их великих предшественников, но споры о них не утихают по сей день. Они звучат в столовой и на посиделках у теплого камина.

«Знаете, о чем я думаю долгими вечерами? – говорит «Театралу» мхатовская костюмерша Антонина Пименова. – Был 1956 год, я готовила наряд для Аллы Константиновны Тарасовой, но не нести же его через весь театр? Сняла трубку позвонила помрежу: «Вызовите ко мне Аллу Константиновну». И ее вызвали. Что тут началось! Поднялся такой скандал, что вы и представить себе не можете. Мхатовская прима возмущалась на весь театр: как это так, ее, великую актрису, зовет к себе молодая костюмерша. Оказывается, я нарушила очень важную заповедь этого театра, ведь прежде костюмеры сами приходили в гримерку, подстраивались под актерский график. Эту дерзость долго обсуждали в театре, но прошло время, и Тарасова стала более внимательной к костюмерам: поняла, что в гримерках примерять наряды некомфортно. Впрочем, это официальная версия. Я вот все думаю: может, она решила, что меня трудно переубедить? Может, я оставила осадок в ее душе?»

За кулисами МХАТа Антонина Петровна работала со всеми, кого сегодня считают легендарными артистами ХХ века. И о каждом говорить может часами. Жаль только, записывать эти воспоминания некому. Зато благодарных слушателей у Антонины Петровны в Доме достаточно. «Посиделки проводить мы можем хоть каждый день, – говорит она. – Но и помимо них у нас проходят тематические вечера, ставим спектакли, играем концерты. Например, нас любит навещать Людочка Лядова: поем с ней советские песни. А вот Лещенко и Кобзон у нас еще не были».

Вообще, двери этого Дома открыты для всех: кажется, будто и договариваться о встрече не надо заранее. Все на месте. Никто никуда не торопится.

«А такой я была полвека назад»

Дом ветеранов сцены расположен на шоссе Энтузиастов, но, попадая сюда, ощущаешь, будто ты где-то далеко от Москвы. Густой сад, ни одной машины и тишина. Именно из-за этой звенящей тишины особенно драматично чувствуешь себя вдали от городской жизни. Горы цветов, аншлаги, банкеты и навязчивые поклонники – это все реалии прошлых дней. Теперь декорации другие: лекарства на тумбочке, газета перед сном и столовский кисель. О минувшей славе напоминают лишь фотографии – удивительно, но каждый обитатель этого Дома украшает свой номер непременно портретами.

«А вот такой я была полвека назад. Правда, хорошенькая?» – спрашивает Галина Лазарева. Портреты в ее номере подписаны на первый взгляд странно: Графиня Марица, Сильва, Яблочная леди, Принцесса цирка, Веселая вдова… Ведущая актриса Свердловской музкомедии уже год живет в московском Доме ветеранов сцены. К интервью привыкла еще в молодости, поэтому, узнав, что перед ней журналисты, тут же засуетилась: «Ой, я совсем не накрашена, вы меня, ради бога, извините, что в таком виде…» Косметичку прима ищет среди сваленных на диван вещей, поскольку мы застали ее за оклеиванием окон.

«Почему я оказалась в Доме ветеранов сцены? – переспрашивает Галина Георгиевна. – Не хочу обременять своего сына и его семью. Сначала он обижался. Говорил: ты меня опозорила. Но я не опозорила, потому что старость – это ужасное дело. У молодых должна быть своя жизнь, а у меня – своя. Как только соскучусь, беру билет и еду к ним в Питер на несколько дней, но долго жить под одной крышей не в моем стиле».

Еще пару лет назад о Доме ветеранов сцены Галина Лазарева не помышляла – думала, что счастливо живет с мужем-военным (не было и жилищных проблем, поскольку в Москве супруги получили хорошую квартиру).

«Развелась как рукой махнула, – говорит она. – Семейная жизнь развалилась не по моей вине, а я и не стала делить имущество. Собрала вещи – ушла. Жизнь вообще непредсказуемая штука. Можешь быть очень благополучным и в одночасье потерять все. Мне крупно повезло, что я попала в Дом ветеранов сцены. У меня здесь отдельная комната. Ну что еще надо на старости лет? Причем, вы знаете, у меня всегда были шикарные квартиры. Но я считаю, что на пенсии главное – это общение. А жить в одиночестве даже в самой шикарной квартире – страшно. Зато здесь, в столовой или на этаже, хочешь не хочешь: «Здравствуй, Надя» – «Здравствуй, Гена». У нас и романы случаются. Вот мой роман – я его подобрала на Киевском вокзале», – Галина Георгиевна показывает на черного кота, выглянувшего из-под дивана.

«Левитан едва сдерживал смех»

Никто из обитателей Дома ветеранов сцены не мог предугадать, что последние годы проживет не в своей квартире. Замечательная актриса, диктор Гостелерадио Ирина Потоцкая попала сюда в силу трагических обстоятельств. «Я ухаживала за Потоцкой целый год, – говорит одна из соседок, пожелавшая не называть своего имени в печати. – Мы вообще очень помогаем друг другу, и, конечно, дирекция опекает нас изо всех сил. Но личную трагедию трудно чем-либо перебить. Дочь Потоцкой продала квартиру – уехала в Израиль, а маме не оставила ни копейки. Так и закончились на наших глазах последние дни, пронзенные болью и отчаянием. Хотя это легендарный человек. Ее голос знал весь Советский Союз. Детские передачи она вела так, что Левитан с трудом сдерживал смех – боялся расхохотаться в прямом эфире. Ее голосом говорили зайчики, белочки, медвежата, а на передачах выросло не одно поколение слушателей».

Подобных историй здесь, к сожалению, много. Наверное, поэтому ветеранам сцены советуют поменьше ныть, развлекают их концертами, коллективными посиделками и экскурсиями, чтобы не замыкались в себе – не уходили с головой в несчастья. И такая жизнь на виду, очевидно, продлевает дни. Сегодня самой старшей обитательнице – 98 лет: она читает газеты, следит за каждой мелочью и не любит, когда пишут о советском театре – мол, обязательно все напутают. Недавно ушла из жизни 103-летняя актриса. И говорят, 103 года – это еще не предел. Стены старого Дома видели всякое: здесь и парализованные вставали на ноги, и печальные люди вдруг рассказывали анекдоты со сцены, и бывшие балерины пели…

«Ко мне хорошо относился опереточный герой»

«Многое еще от характера зависит, – говорит Лариса Неткач, психолог, логопед, а ныне жительница этого Дома. – Тот, кто однажды привык к публике, потом уже не может вести скромный образ жизни. Вспоминают давние интриги, начинают сравнивать звания и заслуги».

Опереточной приме Галине Лазаревой, похоже, достался легкий характер. Она рада, что в Доме ветеранов сцены встретила сразу несколько коллег по Свердловскому театру. «Вы не поверите, со мной на этаже живет актриса, на роли которой меня взяли, – не перестает удивляться Галина Георгиевна. – Когда-то она была примой, но поскольку на 15 лет меня старше, то уступила мне репертуар. А теперь мы вместе с нею ходим в аптеку. А вон в том окне напротив тоже живут люди, с которыми я начинала. Получается, что начало и конец пути у нас одинаковы».

Галина Лазарева не жалеет, что развелась с мужем. Хотя финал жизни сложился бы иначе, выйди она замуж за другого человека. «Ко мне очень хорошо относился один опереточный герой, – продолжает она. – И в любой удобный момент на сцене он меня то прижмет, то поцелует… Еще он говорил: «Мы с тобой были бы такой парой, что нас все театры приглашали бы в свои коллективы». Он был моим партнером и в «Веселой вдове». Помню случай был: в одной из сцен он спит, а я к нему подхожу. Между нами столик. И вдруг под этим столиком он хватает меня за колени. Я, не выходя из образа, говорю: «Хоть вы и во сне…» – и бью по физиономии. Публика ничего не поняла, но долго смеялась».

«А еще была история, когда в одном из спектаклей артист, игравший Петра I, говорил: «Не горюй, мать, вернется твой сын, опорой тебе будет», – продолжает Галина Георгиевна. – В спектакле занят весь звездный состав. Петр I – молодой артист, красавец, двухметрового роста и вдруг за кулисами к нему подходит Анатолий Маренич – это легенда свердловской оперетты, в советское время его имя гремело на всю страну: «Когда будешь свой монолог произносить, ты смотри не оговорись. Ну там, вместо «мать» не скажи «муй» или «муть» или «май». Петр I обиделся: «Да бог с вами, Анатолий Григорьевич, что за глупости!» Прошло минут десять и Маренич снова подходит: «Ты смотри же не оговорись». Так повторялось несколько раз на глазах у всей труппы. Наконец, Петр I уверенно выходит на сцену. Смотрит поверх нас. И говорит: «Не горюй, май… То есть муй… Не горюй, вай… Слушай, как тебя там?!» От смеха лежали не только артисты, но и зрители».

«Театр обо мне забыл»

Шесть корпусов Дома соединяет просторная галерея, усаженная цветами. Место удобное для прогулок в зимнее время. Местные жители говорят, что пока дойдешь из столовой до своего номера, успеваешь узнать свежие новости. Мимо корреспондента «НИ» прошли две актрисы: «Помните, мой портрет однажды рисовали для спектакля?» – «Да, помню». – «Сегодня звонила в театр – говорят, им заинтересовалась Третьяковка».

Впрочем, есть обитатели Дома ветеранов сцены, которые прогуливаются редко (обед им приносят в номер и праздники устраивают персонально – здесь никто не забыт).

Заслуженная артистка России Тамара Крыман полвека служила на Балтике – на сцене Калининградского областного драматического театра переиграла ведущие женские роли. На улице ее узнавали: «Простите, вы Крыман? Ваша роль в «Марии Стюарт» заставила меня, мужика, слезу пустить… Никак не могу забыть, как вы сыграли в «Чайке»… Помню вас в «На дне»… Потрясающе вы играли в «Отелло»…» От поклонников не было отбоя. Благодаря этим связям в начале 1990-х Тамара Михайловна создала в Калининграде «Фонд Тамары Крыман», чтобы одинокие и малообеспеченные работники искусства могли ездить на курорт, получать гуманитарную помощь, медикаменты. И фонд начал работать. Результатом же всей деятельности фонда должно было стать строительство пансионата ветеранов творческих организаций.

В итоге 36 человек смогли бесплатно отдохнуть в санатории, гуманитарная помощь приходила из Германии и Швейцарии. Квартира актрисы (она же офис фонда) превратилась в распределитель одежды и продовольствия. Теснота и запах секонд-хенда не пугали женщину, ведь творилось благое дело: старики получали помощь. Вот-вот должно было начаться строительство пансионата, но вдруг дело остановилось. Позже Тамару Крыман затаскают по инстанциям, земля будет отобрана, а сама она продаст квартиру и переедет в Москву – в Дом ветеранов сцены. Когда-то на премьеры с ее участием нельзя было достать лишнего билетика. Сегодня двери ее номера открыты, кажется, для всех. Но за восемь лет, что она живет здесь, не было ни одной телеграммы из калининградского театра. «Я не обижаюсь, – говорит Тамара Михайловна. – Там теперь молодые руководят, которые не помнят своих предшественников, не знают, что это был за театр. Напишите так: я счастлива, что сыграла столько ролей. Потому что многое поняла об этом мире».

«Хазанов любит общаться с нами»

Сегодня в Доме ветеранов сцены живут театральные деятели со всей России. Много из союзных республик, где в начале 1990-х жизнь для пенсионеров стала совсем нищенской. «Перебираются пожилые люди сюда к нам, – говорит Антонина Пименова. – Есть артисты из Ташкента, Харькова, Риги. Вся театральная карта как на ладони».

Молодость почти всех обитателей Дома прошла под советские марши, фокстроты и песни Утесова. Теперь появилось новое увлечение – мюзиклы и рок-оперы. «Ничего удивительного, – говорит Антонина Пименова. – К нам очень хорошо в театрах относятся. Достаточно взять программку и отметить спектакли, на которые хочешь попасть, а наш директор закажет на этот день автобус с водителем: нас свозят туда и обратно. Мы уже весь репертуар в «Ленкоме» пересмотрели, а некоторые и по три раза были на «Юноне и Авось» – как лекарство действует. У Захарова в театре музыка так громко, что у нас встряска для организма. На следующий день, бывает, танцы устраиваем – не можем никак остыть».

Помимо «Ленкома» друзьями Дома ветеранов сцены стали Театр Вахтангова, «Современник», МХТ имени Чехова, Театр Маяковского. «И очень любит нас Геночка Хазанов, – говорит Антонина Пименова. – Даже звонить в театр не надо. Приезжаем, идем к администратору и нам выписывают удобные места, а после просят пройти за кулисы: Хазанов любит общаться с нами».

Летом, когда в театрах сезон закрыт, у обитателей Дома проходит сезон экскурсий. Лариса Неткач показывает «Театралу» стенд с фотографиями: Царицыно, Кусково, Коломенское, Архангельское, Новодевичий монастырь – это лишь часть музеев, где побывали пожилые работники театра. Но больше всего их впечатлила поездка по ночной Москве. Таких огней они давно не видели, а если учесть, что многие не москвичи, то такие экскурсии действительно в новинку. «Мы ни в чем не нуждаемся, – говорит Лариса Неткач. – У нас тепло, множество льгот, здесь мы на полном обеспечении. Нам хочется только одного, чтобы Дом почаще навещали».

  • Нравится


Самое читаемое

  • Ушла из жизни актриса МТЮЗа Наталья Корчагина

    Московский ТЮЗ сообщил трагическое известие: 5 ноября скончалась ведущая актриса театра, заслуженная артистка России Наталья Корчагина. О времени и месте прощания пока не сообщается. Актрисе было 70 лет. Творческий путь она начала в 1971 году в Казанском БДТ им. ...
  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
Читайте также


Читайте также

  • Мединский заступился за кинотеатр «Соловей»

    Министр культуры Владимир Мединский обещал разобраться с ситуацией вокруг киноцентра «Соловей». Об этом он заявил на площадке Санкт-Петербургского международного культурного форума. Ранее сообщалось, что знаменитый киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
  • Госдума приняла закон о налоговых льготах меценатам

    Госдума приняла закон о налоговых льготах лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры.   Документ предоставляет регионам право увеличить максимальный размер социального налогового вычета по НДФЛ, предоставляемого гражданам – меценатам, до 30% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, передает РИА Новости. ...
  • Алексей Кудрин: «Случай Серебренникова показывает, что в сфере культуры нужны иные методы оценки»

    Случай с Кириллом Серебренниковым показывает, что в сфере культуры нужны другие методы оценки. Такое мнение выразил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин после анализа деятельности учреждений культуры. «У нас все сферы непростые, но сфера культуры - особо чувствительная. ...
  • «Русь, чего ты хочешь от меня?»

    Пользователи сети обсуждают надписи на футболках, в которых режиссер Кирилл Серебренников выступает перед судом в ходе слушаний по делу «Седьмой студии». Напомним, начиная с 7 ноября в Мещанском суде Москвы прошло четыре заседания, на всех Серебренников давал показания, отвечая на вопросы своего адвоката Дмитрия Харитонова, а также прокурора и судьи. ...
Читайте также