Горе без ума

Что мешает выживать провинциальным театрам?

 
Стартовать в новом сезоне без главного режиссера давно уже стало нехорошей традицией для брянских театров. Хотя ведь театров в Брянске три, но напасть у них одна – ну не приживаются здесь постановщики последние десять–пятнадцать лет, хоть ты тресни!
Кто в театре хозяин

Впрочем, в Брянском театре драмы им. А.К. Толстого ситуация отчасти очевидна. Здесь вместо системы Станиславского прочна позиция директора Владимира Макарова. Звучит она тоже коротко и категорично: «Не надо!» Не надо нам инициативы, новаторства и тем паче не к ночи помянутой новой драмы. Нужные пьесу, актеров и смету мы вам предоставим. Ставьте и не забывайте слушать директора – он тут главный. Иных не бывает. Правда, почти десятилетия, не ведая того, пальму первенства оспаривали друг у друга два режиссера Эдуард Купцов и Борис Ярыш, стараясь перещеголять друг друга каждый в своей постановке, суть которых сводилась к одной, нет, двум вещам – у кого декорации пестрее да актеры кричат погромче. На пользу это никому не шло, тем более артистам.

Что и констатировал их сменщик, приглашенный на роль вроде бы главного, петербуржец Юрий Батунин. «Труппа растренированна и недисциплинированна», – заявил он после ряда занятий (еще не репетиций!) с коллективом. Тем не менее он попытался поставить здесь «Село Степанчиково». Спектакль дался режиссеру, что называется, с боем. Но, дотянув до премьеры, он понял, что навоевался вдоволь, и собрал вещи. С тех пор его Достоевского на брянской сцене не видели.

Пытал здесь счастье Борис Горбачевский из Златоуста, ставивший по желанию руководства БТД подзабытую уже «Блажь» Островского и Невежина. К слову, местные театральные деятели вообще питают страсть к малоизвестной классике. Хотя иногда нет-нет, да пытаются идти в ногу со временем, выдавать что-нибудь актуальное и даже молодежное. Так, задумав завлечь в свои стены юное поколение, в драме поставили самую свежую, на их взгляд, пьесу 20-х годов ушедшего века – «Квадратуру круга» Вениамина Каверина (реж. Э. Купцов), «осовременив» ее шлягерами 1960-х. Не отстал от соперника и Ярыш, ныне преподающий актерское мастерство в Брянском колледже культуры. Год назад он попытался вытащить своих воспитанников на большие подмостки со спектаклем «Гандбол» по пьесе Семена Злотникова тридцатилетней давности. Подмостки это выдержали, вот сама постановка – нет. Она с треском провалилась после первого же показа, и больше в «Гандбол» в БТД не играют.

Правда, в начале прошлого сезона появилась надежда, что в брянском драмтеатре что-то и выправится к лучшему – сюда пришел заслуженный деятель искусств Марий Эл Юрий Ильин. Но успел он поставить лишь два достаточно приличных, учитывая вышеупомянутый уровень труппы, спектакля («Игроков» Гоголя и «Дядю Ваню» Чехова), договориться с руководством области о финансировании театра из местного бюджета и... скончался. Кто будет работать в новом сезоне, неизвестно до сих пор…

Недетские игры

А вот когда из Брянского ТЮЗа исчез постоянный режиссер, помнит, пожалуй, только народный артист РФ Владимир Аверин – он в театре с первого дня вот уже 29 лет. За это время даже он примерил на себя эту роль. Никто из главрежей здесь не задерживается надолго. Главная причина – отсутствие денег. На все, включая достойную оплату и жилье для главрежа.

Вернувшийся в 1997 году в Брянск уже режиссером ТЮЗа народный артист РФ Леонид Кулагин – он играл на сцене БТД в 1960-х – на отсутствие денег тоже жаловался, но примерно так, как сетуют на плохую погоду. Переживем, мол. Хотя в его случае это звучало как «переждем». И дождался-таки – о нем вдруг вспомнили и столичные театральные режиссеры, затем он обосновался со своими «Партнерами» на ТВ. Но за семь лет руководства детским театром он поднял планку и актерского, и режиссерского мастерства на не виданную доселе высоту. Шутка ли – аншлаги в ТЮЗе били рекорды посещаемости выступлений столичных звезд. Такого с брянскими театрами больше пока не случалось.

Последних два спектакля – премьеры прошлого сезона «А зори здесь тихие…» и «Золушка» здесь ставила Светлана Науменко из Минска. А кто сезон грядущий здесь готовит – Бог весть…

И с куклами у нас ситуация сложная: у маленького во всех отношениях театра самые большие, пожалуй, проблемы. Брянский областной театр кукол открылся в 1972 году, с тех пор в нем поработало с пяток режиссеров, из которых дольше всех, на целых 18 лет, задержался Яков Мер. С его уходом начались разброд и шатания. Вплоть до смены дирекции театра. Одно время им руководил даже местный композитор Юрий Формин, но и он не ужился с манипулирующим кадрами областным Управлением культуры.

Ау-у-у!

В последний год к отсутствию режиссеров брянским театрам прибавилось и отсутствие перспектив – на них набросили «автономную удавку». То бишь пресловутую автономию госучреждений культуры, прописанную в 174-м федеральном законе, согласно которому реформируется система их финансирования, предусматривающая уход от бюджетного содержания на полную самостоятельность. За что с радостью ухватились местные власти – губернатор от сохи Николай Денин еще в 2005 году хотел вроде объединить все брянские театры в один по принципу сельского ДК: на пять деревень, дескать, и того хватает. Тогда не вышло, сейчас – пожалуйста. Отлученные от казны актеры ТЮЗа и Театра кукол уже пропели панихиду и своим учреждениям, и своей дальнейшей карьере в Брянске. Да и молва не отстает – считается, что автономия неминуемо приведет к объединению этих двух театров. Ведь переведенные на самофинансирование и вынужденные зарабатывать на жизнь собственным трудом театры долго не протянут и обанкротятся. Вернее, такие учреждения очень легко банкротить, а их помещения не вдруг пустить с молотка. Не секрет, что здания и ТЮЗа, и кукол – лакомые куски в центре Брянска. И не случайно, наплевав на принцип добровольности, коллективы театров заставляют переходить на автономию. А бюджетное финансирование сохранили лишь для драмы.

О бедном актере замолвите слово

Свой 85-й театральный сезон Брянский театр драмы начал еще с одной, помимо вначале упомянутой, традиции – сбора труппы. Старожилам представили четверых новых актеров и пообещали в текущем году повысить оклад аж на 44%. «Не верю!» – поднялась с места артистка Светлана Сыряная. Оказывается, никто в театре еще не получал отпускных. Задержки зарплаты здесь тоже не редкость. «Я-то еще смогу подзаработать, а вот они, молодые, как? И на какие средства вы собираетесь их удерживать?» – вопрошала Сыряная руководство. Ответа так и не дождалась.

Кстати, о подработках. Только благодаря им и выживает сегодня брянский артист. Съемки в телерекламе, озвучка радиороликов и пляски на корпоративах – дело для него привычное. Что уж говорить о елках! Народный артист РФ Иосиф Камышев давно признан главным Дедом Морозом Брянска. А такой же народный Владимир Аверин уже успел поработать тележурналистом – вел на местном канале авторскую программу, а недавно организовал и провел Первый межрегиональный молодежный фестиваль «Мир глазами улиц». Иные и вовсе ищут применения своим талантам в совсем нетворческих сферах: уйдя в свое время во властные структуры, один из ведущих актеров БТД Владимир Воронов сейчас возглавляет отдел культуры в одной из городских райадминистраций.

Но в целом такая вот необременительная халтура затягивает и расхолаживает актеров сильно, и вырываются из этого порочного круга единицы.

А единственное, что еще хоть как-то оживляет театральную жизнь Брянска, – это ежегодный фестиваль «Славянские театральные встречи». Но о нем разговор отдельный.

  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • В театре «Гешер» прошли Дни российского кино

    Со 2 по 4 ноября в Израиле показывали российское кино.  Семь лет продолжается творческое содружество фестиваля «Кинотавр» с театром «Гешер», куда, российские кинематографисты ежегодно привозят свои новые картины. ...
  • «Не ожидал, что получится целый спектакль»

    Фестиваль СТД «Артмиграция-детям» стартовала спектаклем Большого театра кукол (Санкт-Петербург) «Мой дедушка был вишней» по книге итальянской писательницы Анджелы Нанетти. Примечательно, что это редкое для отечественных подмостков произведение, согласно рейтингу Международной мюнхенской юношеской библиотеки, входит в список выдающихся книг для детей. ...
  • Русский театр из Берлина привез в Москву спектакли про Иуду и Нуреева

    Театр «Русская сцена» из Берлина приехал с гастролями в Москву. В первых числах ноября коллектив покажет столичным зрителями два спектакля - «И вот пришел Иуда» и «Рудольф Нуреев. 48 часов». Корреспондент «Театрала» пообщался с художественным руководителем труппы Инной СОКОЛОВОЙ-ГОРДОН. ...
  • «Лучшее время, чтобы добавить тепла»

    С 19 по 25 ноября в Рязани пройдет III Международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной». Подробнее об этом «Театралу» рассказал директор Рязанского театра драмы, руководитель фестиваля Семен ГРЕЧКО. ...
Читайте также