Хозяин света

 
Когда-то во время спектаклей на сцене горели свечи, играли живые оркестры, а за сценой дежурили люди, которые создавали сопровождающие постановку звуки... Сегодня благодаря новейшим техническим разработкам и компьютерным программам труд технического работника заметно облегчился. Теперь в современном закулисье художник по свету – это удивительное сочетание одной из самых «технических» и в то же время самых творческих театральных профессий.
Профессию эту можно назвать уникальной еще и потому, что она практически по всей России передается, так сказать, из поколения в поколение – в списках Министерства образования нет такой специальности. И на сегодняшний день только в одном колледже ТХТК и одном-единственном Техническом институте культуры (и это на всю страну) учат специальности «театральный осветитель», или художник по свету. Факультет световой режиссуры Театрального художественно-технического колледжа не страдает от отсутствия студентов. А к моменту выпуска все студенты уже, как правило, трудоустроены – спрос на светохудожников превышает предложения. Кстати, в пресловутой Америке, например, будущие художники по свету обучаются не только своей профессии, но и любой другой специальности в области искусства, что немаловажно для подготовки художника по свету. Ведь все-таки в первую очередь он художник. В любом же российском городе, кроме Москвы, в осветители чаще всего приходят молодые ребята с улицы и постепенно перенимают опыт у старших товарищей. Таким образом, изучили на своей шкуре труд осветителей и некоторые ныне известные актеры, например, Михаил Горевой. Он только со второй попытки поступил в школу-студию МХАТ, а до этого поработал театральным осветителем. Передача такой трудной профессии по наследству – это, конечно, последнее дело. Правда, относительно недавно в нашей стране была, наконец, создана Российская ассоциация художников по свету. В нее вошли известные столичные и питерские художники – Дамир Исмагилов, Анатолий Кузнецов, Евгений Ганзбург, Владимир Лукасевич, Глеб Фильштинский… Эти мастера света надеются изменить отношение к своей профессии. «… То, что сегодня обсуждается, кто будет в спектакле художником по свету, в этом и моя заслуга», – говорит, например, Фильштинский.

«Самый лучший свет – темнота!»

«Гаснет рампа – театра больше нет», – эффектно подытожил когда-то Михаил Булгаков знаменитую сентенцию «Театр начинается с вешалки». Действительно, невозможно представить себе театральную постановку даже с самыми великолепными декорациями, роскошными костюмами и гениальными актерами, но без обычных софитов и прожекторов.

Театралы давным-давно поняли значение света. Так, в Индонезии еще в прошлом тысячелетии получил развитие театр теней Ваянг-пурво, представления которого воспринимались зрителями как магический ритуал общения с духами предков. Но непосредственно профессия театрального осветителя впервые появилась во времена Шекспира. Тогда на время спектакля нанимались специальные помощники, которые должны были следить, чтобы свечи не коптили. А специальные системы для освещения театров начали разрабатывать в Италии во времена эпохи Возрождения. Первый прототип прожектора представлял собой отполированную чашку брадобрея, расположенную позади свечи или факела, а линзой служила круглая бутылка. Разработал такой осветительный прибор художник и архитектор Себастьян Серлио, живший в XVI веке. Он также придумал систему так называемых цветных фильтров, представивших собой прозрачные емкости, заполненные разноцветными жидкостями. Много позже композитор Скрябин придумал соединить музыку со светом, чтобы каждой ноте соответствовал свой цвет.

Сегодня, для того чтобы стать настоящим художником по свету, надо не только хорошо знать электротехнику, но и обладать хорошими организаторскими способностями, иметь врожденный художественный вкус и выверенное чувство света, а еще нужно знать электротехнику, сопротивление материалов, физику, оптику, фотографию, режиссуру и ее историю, сценографию и ее историю, историю костюма, что-то понимать в телевидении... И при этом надо обязательно родиться художником в душе. Как видите, требований много, именно поэтому художник по свету в нашей стране товар штучный.

«То, что для художника значат краски, для нас, осветителей, значат прожекторы, софиты, рампы...», – говорят светотехники.

Только очень наивные зрители полагают, что спектакль начинается тогда, когда в зале гаснет свет. Нет, редкий спектакль начинается в кромешной темноте, как правило, все начинается именно со света. Причем то, какой будет свет во время спектакля, светотехник выясняет с режиссером в самом начале. Еще до репетиций, то есть до появления актеров на сцене, с режиссером расписывается – где какая атмосфера должна быть, где какой свет. После того как режиссер одобряет ту или иную постановку света, осветитель уже ни в коем случае не может ничего поменять на свое усмотрение. Создается паспорт спектакля, куда записывается вся световая партитура, постановка света, направка аппаратуры. Прописывается световая партитура и в компьютере – каждое положение по репликам, с секундным вхождением: одна программа за пять секунд вошла, а предыдущая программа за двадцать секунд медленно гаснет. Осветителю необходимо вовремя, по реплике, нажать на кнопку (пучки света должны быть направлены в строго установленные точки с отклонением не более 10–20 см). Кроме того, есть документ с подробным описанием используемого оборудования, например, такой-то прожектор, с таким-то светофильтром, такой-то ширины должен быть направлен в такой-то сцене на артиста такого-то. Все переезды прожекторов с одного места на другое тоже контролируются компьютерами.

Во время спектакля световой феерией руководит начальник осветительной службы, которому подчиняются операторы по свету. В разных театрах их количество разное, например, в осветительном цехе МХТ работает порядка тридцати человек. Основные рабочие места осветителя – галерки и осветительская рубка. А вот на колосниках осветитель появляется редко, да и с любимой поэтами рампой (фонарями, которые находятся перед авансценой и светят снизу на лица актеров) осветитель особо не работает – только включает в начале спектакля и выключает в конце.

Ошибка осветителя может дорого обойтись, вплоть до срыва спектакля. К примеру, если вдруг у светотехника вместо одного фонаря включатся все. Тут же меняется характер света, а вместе с ним и образ спектакля. Или из-за того, что компьютеры старые (в некоторых театрах их не меняли два десятка лет!), память у них уже дает сбои и при понижении напряжения в сети, компьютер «не соображает», что надо делать, тогда, например, прожектор выезжает не в то место, куда нужно. Тут уже сбивается актер… Кстати, как бы ни развивалась техника, но полностью компьютеризировать свет и записать на один компьютер полное оформление спектакля никогда не удастся. Дело в том, что главной командой к действию для техники является реплика актера. А он – не машина, и может какую-то фразу сказать на несколько секунд раньше или позже запланированного. Поэтому, какая бы умная техника ни находилась в распоряжении осветителя, все зависит только от него. Поэтому светотехник всегда хорошо знает текст.

Светотехники утверждают, что лет через двадцать вся используемая ныне аппаратура принципиально поменяется. «Сейчас у нас используются лампы накаливания, газоразрядные лампы. А потом все это умрет. И аппаратура будет базироваться на светодиодах. Срок службы такого оборудования более 10 лет, в то время как у обычной лампы самое большое – 2000 часов. Этот светодиод состоит из трех цветов, к примеру, зеленого, синего и красного. Они находятся в наложении. И при различном их смешении получаются разные цвета и оттенки, а дать они могут неимоверную палитру цветов. При всем при этом такие прожекторы потребляют энергии в 25 раз меньше, чем сегодняшние, кроме того, они легкие и мобильные».

А вообще специалисты признают – на сцене для освещения можно использовать что угодно – от бытовой лампочки до уличного фонаря. Например, в «Снах изгнания» Гинкаса сцену освещает голая 100 ваттная лампочка – больше тут не надо. При этом светотехники шутят: самый удачный свет – затемнение на сцене. «Лучший свет тот, которого не замечаешь», – утверждает Дамир Исмагилов, имя которого в Москве гремит. Этот художник по свету работал с Большим, МХТ имени Чехова, театром Пушкина, РАМТом и многими другими. Он осуществил более 200 постановок и недавно выпустил книгу, в которой раскрыл некоторые секреты своего мастерства. «Свет пишется заранее, а потом в этот свет уже входят артисты», – говорит мастер. Он считает, что артист должен четко выполнять поставленные мизансцены, а не искать свет лицом и не подстраиваться под него. «Когда артист появляется на сцене, я понимаю, где мне надо видеть его глаза, а где нет».


  • Нравится


Самое читаемое

  • Римас Туминас: «Все хотят счастья, а его нет»

    В эти дни в Китае продолжаются гастроли Театра им. Вахтангова со спектаклем Римаса Туминаса «Евгений Онегин». Позади семь спектаклей в Гуанчжоу и Шанхае. Недавно труппа переехала в Пекин, где с 16 по 19 мая «Евгений Онегин» пройдет еще четыре раза. ...
  • Прощай, Расстрига!

    Не стало Сергея Доренко. Ужасная и шокирующая весть пришла 9 мая, в самый разгар гуляний, когда, казалось, ничего плохого просто не могло случиться. Но случилось. Погиб Доренко. Поверить в это было невозможно. Верить не хотелось. ...
  • Умер создатель Концептуального театра Кирилл Ганин

    Создатель и режиссер московского Концептуального театра Кирилл Ганин скончался на 53-м году жизни. Об этом сообщили его коллеги в социальных сетях. «Прощание с Ганиным состоится в пятницу 24 мая в 11:00 на Николо-Архангельском кладбище. ...
  • «Смоленск может лишиться единственного театра»

    На базе Смоленского драматического театра им. Грибоедова планируют создать филиал Мариинского театра. Об этом заявил губернатор Алексей Островский на встрече с Валерием Гергиевым.  «Театрал» дозвонился директору театра Людмиле Судовской, но она отказалась что-либо комментировать по поводу данной инициативы. ...
Читайте также


Читайте также

  • «Нельзя держаться только за бренд»

    Недавно в столице Великобритании в международном культурном центре «Барбикан» прошли гастроли Московского драматического театра им. Пушкина, которые проводила киевский импресарио Оксана НЕМЧУК. «Театрал» записал интервью о закулисной стороне столь масштабного международного проекта. ...
  • «Табаков не любил разводить бюрократию»

    Актер Авангард Леонтьев провел для «Театрала» экскурсию по памятным местам МХТ им. Чехова: мы побывали в мемориальном кабинете Немировича-Данченко, в воссозданных гримерках Станиславского и Ефремова, заглянули в гримерку Табакова, увидели уникальные произведения Шехтеля и редкие фотографии старейших актеров. ...
  • В ожидании «Щелкунчика»

    Балет Большого театра «Щелкунчик», созданный по мотивам сказки Гофмана, один из главных символов новогодней Москвы. В преддверии спектакля костюмеры ГАБТа провели экскурсию для «Театрала». В пошивочных цехах, размещенных на девятом этаже Исторической сцены, подготовка к спектаклю начинается примерно за полтора-два месяца до первого показа. ...
  • «То ли люди, то ли куклы…»

    – Но все-таки, в чем секрет? Что ты делаешь, чтобы она оживала? – задаю вопрос актрисе Театра кукол им. Образцова Кате Малетиной. Мы сидим на полу за декорациями и разговариваем шепотом: прямо сейчас на Малой сцене идет репетиция нового спектакля «Золушка» (премьера – 25 декабря). ...
Читайте также