О свойствах страсти

Дмитрий Крымов поставил в МХТ спектакль по роману Толстого

 
Дмитрий Крымов всегда ставит спектакль, о чем хочет. О чем хочет сказать. Будь то «Евгений Онегин» или «Три сестры» в «Школе драматического искусства», «Му-Му» в Театре наций или «Анна Каренина» в МХТ. Точнее «Сережа», потому что постановка названа именем любимого, но покинутого сына Анны.
 
Как предупреждает сам режиссер, это довольно далеко от текста романа – «по отдаленным мотивам». Но невероятно близко его сути, а ещё «Жизни и судьбе» Гроссмана и интонациям Льва Рубинштейна, всегда на отдельных листках, задающего свои самые главные вопросы.
 
Режиссер в преддверии премьеры обмолвился, что, как и Анатолий Эфрос к одной из своих постановок, он бы взял эпиграфом к этому спектаклю стихи Пастернака: «О если бы я только смог, /Хотя отчасти, /Я написал бы восемь строк /О свойствах страсти».  И смог. Не узнать, не почувствовать это невозможно.  Так врывается в судьбу - снежным вихрем, лавиной воды, всепоглощающим круговоротом всего в природе, напрочь сбивая с ног живущих своей размеренной жизнью людей - только такой силы чувство.
 
Художник спектакля Мария Трегубова вместе с режиссером создают атмосферу постоянно меняющегося пространства, в котором неизменным стержнем остается Анна и ее безмерное чувство.
 
Музыка Кузьмы Бодрова и коллаж из фрагментов известных классических и неклассических произведений наполняют спектакль настолько объемным звучанием, что даже «Чижик-пыжик» в какой-то момент кажется настоящим набатом.
 
С каждым спектаклем Дмитрия Крымова растет мастерство Марии Смольниковой (Анна Каренина) мгновенно переходить от умопомрачительной клоунады к глубокому драматизму, до слез, и у зрителей. Даже откровенно цирковые пассажи с участием актрисы усиливают предощущение трагедии.
 
Актеры МХТ Анатолий Белый (Каренин) и Виктор Хориняк (Вронский), впервые работающие с этим мастером, не уронили высокой планки Художественного театра, где когда-то играли «Анну Каренину» великие Тарасова, Хмелев, Тарханов, Лилина...  Дмитрий Крымов специально делает акцент на этой связи поколений, начиная спектакль под негромко звучащий диалог Тарасовой и Хмелева из спектакля 1938 года.
 
Трое или четверо артистов-кукловодов заботливо водят по сцене главного (если верить названию) героя - мальчика Сережу, он присутствует почти в каждой сцене, и почти всегда он - лишний (то играющий на пианино, то запускающий змея, совсем как у Тургенева в «Месяце в деревне», то катающийся на велосипеде), нужный только как разменная монета в конфликте взрослых.
 
И только когда этот «пиноккио» вдруг становится человеком, и к нему, с удивлением - «Как ты вырос!» - наконец бросается мать, он окончательно покидает эту сцену, и этот мир. Словно не выжить живому в этой переполненной страстями жизни.  Потому что невыносимо больно, когда страсть заполняет до края, когда ее уже не готов вместить даже тот, к кому она обращена.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Крайне прискорбно, что это заявление прозвучало в Год театра»

    Встревоженный неожиданным заявлением Дмитрия Медведева о том, что в России слишком много государственных театров, председатель СТД Александр Калягин обратился с письмом к Валентине Матвиенко. «Театрал» публикует текст этого письма полностью: «Уважаемая, дорогая Валентина Ивановна! Вчера состоялась встреча Председателя Правительства РФ Д. ...
  • Театральные деятели отреагировали на слова Медведева о сокращении театров

    Высказывание Дмитрия Медведева о том, что в России якобы «очень много государственных театров», вызвало широкий резонанс. Председателю правительства, сделавшему такое заявление во вторник, 12 февраля, на встрече с членами Совета Федерации, уже ответил глава СТД Александр Калягин (см. ...
  • Сергей Юрский: «Всё начнётся потом»

    В февральском номере «Театрала» редакция возобновила рубрику «Поэт в России – больше, чем поэт...», которую основал в нашем журнале Евгений Евтушенко. Но теперь мы решили публиковать стихи и прозу театральных деятелей – актеров и режиссеров. ...
  • Василия Ланового не пустили на рейс «Победы»

    Василия Ланового не пустили на рейс авиакомпании «Победа». Актер собирался лететь на гастроли в Ростов-на-Дону. Как рассказал Лановой телеканалу «Москва 24», при прохождении регистрации выяснилось, что его гастрольный кофр не проходит по размерам, разрешенным для провоза ручной клади в данной авиакомпании, и нужно оплатить дополнительную пошлину. ...
Читайте также


Читайте также

Читайте также