О свойствах страсти

Дмитрий Крымов поставил в МХТ спектакль по роману Толстого

 
Дмитрий Крымов всегда ставит спектакль, о чем хочет. О чем хочет сказать. Будь то «Евгений Онегин» или «Три сестры» в «Школе драматического искусства», «Му-Му» в Театре наций или «Анна Каренина» в МХТ. Точнее «Сережа», потому что постановка названа именем любимого, но покинутого сына Анны.
 
Как предупреждает сам режиссер, это довольно далеко от текста романа – «по отдаленным мотивам». Но невероятно близко его сути, а ещё «Жизни и судьбе» Гроссмана и интонациям Льва Рубинштейна, всегда на отдельных листках, задающего свои самые главные вопросы.
 
Режиссер в преддверии премьеры обмолвился, что, как и Анатолий Эфрос к одной из своих постановок, он бы взял эпиграфом к этому спектаклю стихи Пастернака: «О если бы я только смог, /Хотя отчасти, /Я написал бы восемь строк /О свойствах страсти».  И смог. Не узнать, не почувствовать это невозможно.  Так врывается в судьбу - снежным вихрем, лавиной воды, всепоглощающим круговоротом всего в природе, напрочь сбивая с ног живущих своей размеренной жизнью людей - только такой силы чувство.
 
Художник спектакля Мария Трегубова вместе с режиссером создают атмосферу постоянно меняющегося пространства, в котором неизменным стержнем остается Анна и ее безмерное чувство.
 
Музыка Кузьмы Бодрова и коллаж из фрагментов известных классических и неклассических произведений наполняют спектакль настолько объемным звучанием, что даже «Чижик-пыжик» в какой-то момент кажется настоящим набатом.
 
С каждым спектаклем Дмитрия Крымова растет мастерство Марии Смольниковой (Анна Каренина) мгновенно переходить от умопомрачительной клоунады к глубокому драматизму, до слез, и у зрителей. Даже откровенно цирковые пассажи с участием актрисы усиливают предощущение трагедии.
 
Актеры МХТ Анатолий Белый (Каренин) и Виктор Хориняк (Вронский), впервые работающие с этим мастером, не уронили высокой планки Художественного театра, где когда-то играли «Анну Каренину» великие Тарасова, Хмелев, Тарханов, Лилина...  Дмитрий Крымов специально делает акцент на этой связи поколений, начиная спектакль под негромко звучащий диалог Тарасовой и Хмелева из спектакля 1938 года.
 
Трое или четверо артистов-кукловодов заботливо водят по сцене главного (если верить названию) героя - мальчика Сережу, он присутствует почти в каждой сцене, и почти всегда он - лишний (то играющий на пианино, то запускающий змея, совсем как у Тургенева в «Месяце в деревне», то катающийся на велосипеде), нужный только как разменная монета в конфликте взрослых.
 
И только когда этот «пиноккио» вдруг становится человеком, и к нему, с удивлением - «Как ты вырос!» - наконец бросается мать, он окончательно покидает эту сцену, и этот мир. Словно не выжить живому в этой переполненной страстями жизни.  Потому что невыносимо больно, когда страсть заполняет до края, когда ее уже не готов вместить даже тот, к кому она обращена.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Ширвиндт: «Хочется выскочить из повседневности»

    Недавно Театр сатиры отметил свое 95-летие спектаклем, который Александр Ширвиндт называет «милым баловством», «лёгким хулиганством». И это – очередная изобретательная выдумка Александра Анатольевича. Впрочем, в интервью «Театралу» речь зашла не только о торжествах… – Александр Анатольевич, сейчас всюду – сплошные перемены. ...
  • Владимир Машков: «К этому спектаклю мы шли долго и трудно»

    Театр Олега Табакова готовится представить новую редакцию спектакля «Ревизор» по пьесе Гоголя. Как и в случае со спектаклем «Матросская тишина» это будет возвращение на сцену «Табакерки» знаменитой постановки прошлых лет. ...
  • Ушел из жизни артист театра Et Cetera Петр Смидович

    После продолжительной болезни в возрасте 67-ми лет скончался ведущий актер театра Et Cetera Петр Смидович.   «Он долго болел, но мы все верили, что он победит, – говорится в некрологе на сайте театра. – Все надеялись, что ему поможет операция, но… Очень горько, очень больно, очень тяжело. ...
  • Пятнадцать спектаклей о войне

    В преддверии Дня Победы «Театрал» собрал постановки, созданные в память о Великой Отечественной войне.    «Минуты тишины» Режиссер: Александр Баркар РАМТ, Черная комната Участвуют: Рамиля Искандер, Денис Баландин, а также Максим Олейников (фортепиано), Николай Мохнаткин (баян), Ксения Медведева (гитара). ...
Читайте также


Читайте также

  • МДТ готовит премьеру

    Спектакль по повести Дины Сабитовой «Где нет зимы» в январе пополнит репертуар МДТ – Театра Европы. Над постановкой работает режиссер Яна Тумина (сценограф Эмиль Капелюш). Дина Сабитова через судьбу своих героев говорит про одиночество детей, их беззащитность и абсолютную зависимость от взрослых, поскольку центральными темами повести являются сиротство, дом, приют и… семья. ...
  • В Мариинском театре представят балет «Дафнис и Хлоя»

    В Концертном зале Мариинского театра готовится премьерный показ балета «Дафнис и Хлоя» хореографа Владимира Варнавы на музыку Мориса Равеля. Главные партии исполнят Виктория Брилева, Екатерина Петрова, Альбина Сатыналиева, Эрвин Загидуллин и другие. ...
  • «Инъекция реальности»

    Режиссер Юрий Квятковский представил в театре «Практика» новую работу «Пограничное состояние». Документальный спектакль основан на интервью с жителями Ивангорода и Нарвы, двух населенных пунктов, находящихся на границе России и Эстонии. ...
  • Премьеру «Макбета» сыграют в «Глобусе»

    В театре «Школа драматического искусства» представят премьеру «Макбета» в постановке Александра Огарева. Первые показы состоятся 22 и 23 ноября в «шекспировском» зале ШДИ – «Глобус». Новую версию шекспировского «Макбета» в современном переводе Андрея Чернова Заслуженный артист России, режиссер Александра Огарёв создал в соавторстве с художником Александром Моховым. ...
Читайте также