О свойствах страсти

Дмитрий Крымов поставил в МХТ спектакль по роману Толстого

 
Дмитрий Крымов всегда ставит спектакль, о чем хочет. О чем хочет сказать. Будь то «Евгений Онегин» или «Три сестры» в «Школе драматического искусства», «Му-Му» в Театре наций или «Анна Каренина» в МХТ. Точнее «Сережа», потому что постановка названа именем любимого, но покинутого сына Анны.
 
Как предупреждает сам режиссер, это довольно далеко от текста романа – «по отдаленным мотивам». Но невероятно близко его сути, а ещё «Жизни и судьбе» Гроссмана и интонациям Льва Рубинштейна, всегда на отдельных листках, задающего свои самые главные вопросы.
 
Режиссер в преддверии премьеры обмолвился, что, как и Анатолий Эфрос к одной из своих постановок, он бы взял эпиграфом к этому спектаклю стихи Пастернака: «О если бы я только смог, /Хотя отчасти, /Я написал бы восемь строк /О свойствах страсти».  И смог. Не узнать, не почувствовать это невозможно.  Так врывается в судьбу - снежным вихрем, лавиной воды, всепоглощающим круговоротом всего в природе, напрочь сбивая с ног живущих своей размеренной жизнью людей - только такой силы чувство.
 
Художник спектакля Мария Трегубова вместе с режиссером создают атмосферу постоянно меняющегося пространства, в котором неизменным стержнем остается Анна и ее безмерное чувство.
 
Музыка Кузьмы Бодрова и коллаж из фрагментов известных классических и неклассических произведений наполняют спектакль настолько объемным звучанием, что даже «Чижик-пыжик» в какой-то момент кажется настоящим набатом.
 
С каждым спектаклем Дмитрия Крымова растет мастерство Марии Смольниковой (Анна Каренина) мгновенно переходить от умопомрачительной клоунады к глубокому драматизму, до слез, и у зрителей. Даже откровенно цирковые пассажи с участием актрисы усиливают предощущение трагедии.
 
Актеры МХТ Анатолий Белый (Каренин) и Виктор Хориняк (Вронский), впервые работающие с этим мастером, не уронили высокой планки Художественного театра, где когда-то играли «Анну Каренину» великие Тарасова, Хмелев, Тарханов, Лилина...  Дмитрий Крымов специально делает акцент на этой связи поколений, начиная спектакль под негромко звучащий диалог Тарасовой и Хмелева из спектакля 1938 года.
 
Трое или четверо артистов-кукловодов заботливо водят по сцене главного (если верить названию) героя - мальчика Сережу, он присутствует почти в каждой сцене, и почти всегда он - лишний (то играющий на пианино, то запускающий змея, совсем как у Тургенева в «Месяце в деревне», то катающийся на велосипеде), нужный только как разменная монета в конфликте взрослых.
 
И только когда этот «пиноккио» вдруг становится человеком, и к нему, с удивлением - «Как ты вырос!» - наконец бросается мать, он окончательно покидает эту сцену, и этот мир. Словно не выжить живому в этой переполненной страстями жизни.  Потому что невыносимо больно, когда страсть заполняет до края, когда ее уже не готов вместить даже тот, к кому она обращена.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Образцова открыли новый сезон

    В пятницу вечером, 20 сентября, спектаклем «Необыкновенный концерт» в Театре кукол им. Образцова открылся новый, 89-й по счету, сезон. А накануне здесь состоялся традиционный сбор труппы, на котором были озвучены планы на предстоящий творческий год. ...
  • Театр на Юго-Западе представил первую премьеру сезона

    В «Театре на Юго-Западе» состоялась премьера спектакля «Примадонны (ПрямоДонны)» по пьесе Кена Людвига. Комедия положений, комедия с переодеваниями, главный посыл которой – любовь. Любовь, заставляющая людей меняться и совершать невероятные поступки. ...
  • Юрий Грымов: «Молчание может быть громким»

    Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов представил свой новый спектакль «Nirvana», посвященный лидеру легендарной рок-группы, культовому музыканту Курту Кобейну. Премьерный показ состоялся в среду, 18 сентября (подробнее читайте в материале «Театрала»), а накануне режиссер ответил на вопросы журналистов. ...
  • Юрий Грымов: «Наркотики не спрашивают, хочешь ты их или нет»

    В среду, 18 сентября, Московский театр «Модерн» открыл 32-й сезон премьерой художественного руководителя Юрия Грымова «Nirvana». Спектакль посвящен судьбе культового рок-музыканта Курта Кобейна. Накануне вечером в театре состоялся закрытый показ для прессы, на котором творческая группа рассказала о новой работе. ...
Читайте также