О свойствах страсти

Дмитрий Крымов поставил в МХТ спектакль по роману Толстого

 
Дмитрий Крымов всегда ставит спектакль, о чем хочет. О чем хочет сказать. Будь то «Евгений Онегин» или «Три сестры» в «Школе драматического искусства», «Му-Му» в Театре наций или «Анна Каренина» в МХТ. Точнее «Сережа», потому что постановка названа именем любимого, но покинутого сына Анны.
 
Как предупреждает сам режиссер, это довольно далеко от текста романа – «по отдаленным мотивам». Но невероятно близко его сути, а ещё «Жизни и судьбе» Гроссмана и интонациям Льва Рубинштейна, всегда на отдельных листках, задающего свои самые главные вопросы.
 
Режиссер в преддверии премьеры обмолвился, что, как и Анатолий Эфрос к одной из своих постановок, он бы взял эпиграфом к этому спектаклю стихи Пастернака: «О если бы я только смог, /Хотя отчасти, /Я написал бы восемь строк /О свойствах страсти».  И смог. Не узнать, не почувствовать это невозможно.  Так врывается в судьбу - снежным вихрем, лавиной воды, всепоглощающим круговоротом всего в природе, напрочь сбивая с ног живущих своей размеренной жизнью людей - только такой силы чувство.
 
Художник спектакля Мария Трегубова вместе с режиссером создают атмосферу постоянно меняющегося пространства, в котором неизменным стержнем остается Анна и ее безмерное чувство.
 
Музыка Кузьмы Бодрова и коллаж из фрагментов известных классических и неклассических произведений наполняют спектакль настолько объемным звучанием, что даже «Чижик-пыжик» в какой-то момент кажется настоящим набатом.
 
С каждым спектаклем Дмитрия Крымова растет мастерство Марии Смольниковой (Анна Каренина) мгновенно переходить от умопомрачительной клоунады к глубокому драматизму, до слез, и у зрителей. Даже откровенно цирковые пассажи с участием актрисы усиливают предощущение трагедии.
 
Актеры МХТ Анатолий Белый (Каренин) и Виктор Хориняк (Вронский), впервые работающие с этим мастером, не уронили высокой планки Художественного театра, где когда-то играли «Анну Каренину» великие Тарасова, Хмелев, Тарханов, Лилина...  Дмитрий Крымов специально делает акцент на этой связи поколений, начиная спектакль под негромко звучащий диалог Тарасовой и Хмелева из спектакля 1938 года.
 
Трое или четверо артистов-кукловодов заботливо водят по сцене главного (если верить названию) героя - мальчика Сережу, он присутствует почти в каждой сцене, и почти всегда он - лишний (то играющий на пианино, то запускающий змея, совсем как у Тургенева в «Месяце в деревне», то катающийся на велосипеде), нужный только как разменная монета в конфликте взрослых.
 
И только когда этот «пиноккио» вдруг становится человеком, и к нему, с удивлением - «Как ты вырос!» - наконец бросается мать, он окончательно покидает эту сцену, и этот мир. Словно не выжить живому в этой переполненной страстями жизни.  Потому что невыносимо больно, когда страсть заполняет до края, когда ее уже не готов вместить даже тот, к кому она обращена.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль памяти Олега Табакова

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также