Кирилл Крок: «У нас самые демократичные цены на билеты»

 
С 28 сентября по 2 октября в Санкт-Петербурге проходил Форум театральных менеджеров, главными участниками которого стали руководители российских театров, организаторы фестивалей и продюсеры. В ближайшее время «Театрал» познакомит читателей с некоторыми выступлениями, а начинается наш обзор с доклада Кирилла Крока. Директор одного из самых успешных российских театров – Театра им. Вахтангова – рассказал о некоторых принципах своей работы.
 
– Сегодня Театр им. Вахтангова обладает шестью сценическими площадками, которые находятся на Арбате. С одной стороны, это колоссальное подспорье, отличный плацдарм, но в то же время и большая ответственность, поскольку нам тоже тяжело, поверьте. Мы так же, как и вы, боремся за зрителя. Так же, как и вы, ищем режиссеров, заботимся о занятости труппы. И не всегда это получается. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Итак, в Театре Вахтангова существует система: у нас самые демократичные цены на билеты. На любую из сценических площадок, на любой спектакль зритель может купить билет стоимостью от 100 рублей до 7 тысяч. И когда говорят, что, дескать, к нам на аншлаговые спектакли невозможно попасть за копейки, я отвечаю: это стереотип! Любой человек, который хочет прийти в Театр Вахтангова, всегда может это сделать в соответствии со своими финансовыми возможностями.

Кроме того, мы придумали еще одну вещь, которую считаем нашим ноу-хау (берите и пользуйтесь!). Это реализация входных билетов. Суть ее проста: чтобы избежать спекуляции, такие билеты продаются только в кассе театра (иными словами, их невозможно купить ни на нашем сайте, ни у наших партнеров, ни у уполномоченных). Мы продаем 50 входных билетов на спектакли исторической сцены (вместимость зала 1155 мест). Входной билет стоит 200 рублей. И на нем написано, что зритель имеет право занять любое свободное место на уровне балкона.
Самые смелые люди, кто уже эту фишку разузнал, часто покупают такие билеты и пытаются с ними пройти в амфитеатр или в партер. Если им это удается, то для них это счастье.

Важный нюанс: как это сделать юридически? Всё просто. В своей билетной системе мы отрисовали еще один зал, в котором «плюс 50 мест», и результаты этих продаж учитываются в системе строгой отчетности. Кроме того, мы издали внутреннее положение о продаже входных билетов на спектакли, где все эти вещи прописали. И эта же информация опубликована у нас на сайте, чтобы избежать нареканий от зрителей, будто мы, якобы, кого-то не предупредили. То есть всё абсолютно законно. Любой театр может внедрить у себя такой опыт.

Что касается бесплатных студенческих посещений, обращаю внимание, что мы пускаем только студентов Щукинского театрального института. Всех остальных мы отправляем в кассу: пожалуйста, приобретайте входной билет. Потому что, когда я иду пешком по Арбату на работу и вижу, что студенты 3-4 курса приезжают в институт на автомобилях, мне становится даже как-то жалко театр. Хотите искусство? Пожалуйста, заплатите. Чуть-чуть.

Сегодня в репертуаре Театра Вахтангова 54 названия. Они раскладываются на 6 сценических площадок. У нас 5 спектаклей для детей. Мы активно продвигаем детскую тему, потому что это очень благодарный зритель и в то же время всегда новый. Поэтому на каждой сценической площадке у нас есть свой детский спектакль. Уж я не говорю о том, что в утренние часы в театре сам бог велел играть спектакли для детей.


Здесь на форуме я слышал, что некоторые театры не одобряют, когда на спектакль приводят детей целыми классами. Мы одобряем, но разработали в этом отношении целую систему. Во-первых, мы никогда не сажаем класс в один ряд, а продаем билеты таким образом, чтобы класс рассредоточился по всему залу. И, во-вторых, наши администраторы следят, чтобы на каждом спектакле не присутствовало больше одного класса, иначе действительно может произойти эффект атомной бомбы.

Театр Вахтангова первый среди московских федеральных театров стал проводить экскурсии в ежемесячном формате. Эта история началась с легкой подачи Департамента культуры, когда тот объявил акцию «Ночь в театре». Мы, как и многие наши коллеги, провели, экскурсию и убедились, что нашим зрителям такой формат интересен. Сейчас в Театре Вахтангова целых три тематических экскурсий (одна из них проходит в Музее-квартире Евгения Богратионовича) и могу вам сказать, что на октябрь все билеты уже распроданы. Приходят поодиночке и целыми группами – с детьми, родственниками. И хочу вам сказать, что таких восторженных отзывов даже некоторые спектакли не получают. Помимо просветительской, у любой экскурсии есть сверхзадача. Будьте уверены, что если человеку однажды было интересно и хорошо в вашем театре, то он непременно сюда вернется.

Еще одно стратегическое направление нашей деятельности: 2-3 раза в год мы приглашаем на гастроли какие-либо интересные коллективы. Иногда это бывают обменные гастроли, как получилось в этом году с Омским театром драмы.


И, конечно, одним из важных направлений деятельности театра является его связь со зрителями, наращивание аудитории. Правда, подчеркну, что всё это дает результат, когда у вас решен самый главный вопрос, а именно, когда театр обладает внятной программой, когда его спектакли живы, интересны и художественно убедительны. Все эти тонкости публика считывает моментально. И каким бы прекрасным не было здание театра, каким бы замечательным не был бы у него сайт и какой бы славный исторический путь он не прошел, без свежих внушительных актерских и режиссерских работ привлечь зрителя очень сложно.
Для нас очень важно информировать зрителя всеми доступными способами. У нас динамичный сайт, мы развиваем социальные сети. Причем социальные сети служат ощутимым подспорьем. И буквально за год наша аудитория в соцсетях увеличилась в разы. Кроме того, как и многие театры, мы собираем клиентскую базу. Правда, опыт показывает, что анонсы, отправленные по e-mail-рассылке, открывает лишь несколько процентов пользователей (то есть уровень конверсии у этих писем невысокий), но мы и от этой практики не отказываемся. Уверен, что есть у нас и та аудитория, для которой e-mail-рассылка предпочтительна.

Помимо того благодаря нашему провайдеру мы сделали на сайте онлайн-трансляции спектаклей. Любой пользователь может купить код, который вводится в специальную графу, и это дает ему право посмотреть трансляцию ближайшего спектакля. Маркетинг? Да. Правда, сказать, что эта услуга пользуется бешенной популярностью, не могу. Но это своего рода жемчужина в короне Театра Вахтангова.

Вот и сейчас вы можете убедиться, зайдя на сайт, что до трансляции спектакля «Мадемуазель Нитуш» осталось 7 часов 29 минут. Пожалуйста, покупайте пин-код. В зрительном зале установлены 3 камеры, и во время просмотра пользователи могут менять угол зрения, сидя перед компьютером. Страна и мир огромны, поэтому трансляцию не обязательно смотреть в режиме реального времени, она доступна в течение 24-х часов. По статистике, которую мы получаем, нашей системой пользуются люди, в основном, жители Германии, Израиля, США и Австралии. Из российских регионов значительно меньше. Совсем мало из Москвы.

Помимо этого, мы придумали еще один достаточно удачный ход по театральному маркетингу, который тоже хорошо реализуем, – онлайн-встречи с вахтанговцами. Заранее на сайте мы объявляем о предстоящей записи интервью с тем или иным артистом. Зрители в комментариях могут адресовать ему вопросы. Продвижение театра? Да. Активный маркетинг? Конечно. Все наши встречи выложены на сайте и в архиве их можно посмотреть. Делаем мы это при помощи двух видеокамер. Стараемся каждый месяц добавлять нового героя.

Несколько месяцев назад мне позвонила продюсер Оксана Немчук и сказала, что в «Королевской опере» есть Back stage, а в Театре Вахтангова нет. И мы за эту идею уцепились. И, по примеру наших британских коллег, тоже делаем теперь «Взгляд изнутри» на спектакль. Сейчас на сайте вы найдете видеосюжеты про спектакли «Евгений Онегин», «Питер Пэн» и «Кот в сапогах». На очереди – видео про спектакль Юрия Бутусова «Бег».

Как и во многих советских театрах, когда-то давно в нашем театре была собственная газета, которая называлась «Вахтанговец». Несколько лет назад мы ее возродили. Но уже не как орган парткома, а как газету для зрителей, в которой рассказывается о жизни театра. Думали, не хватит материала, но дошло до того, что приходится делать сдвоенные выпуски по 6 полос. Люди стали собирать эти газеты. Звонят в театр, просят какой-либо номер, если они его пропустили.

Что еще? Раз в два года Римас Туминас решил проводить премию «Человек театра». На служебном входе устанавливается ящичек. Рядом – анкета, где есть 5 граф. И любой сотрудник театра может вписать тех, кого считает лучшим работником – от вахтера до народного артиста. Потом собирается комиссия, мы подсчитываем голоса и определяем награды. А далее на большом торжественном вечере Римас Туминас награждает лауреатов увесистой золотой брошью с эмалью, выполненной в форме цветка сирени. Этот цветок, напомню, был самым любимым у Евгения Вахтангова.

Здесь на форуме режиссер Роман Феодори говорил, что они в Красноярске проводят закрытие сезона на улице. Но он не сказал одно, что когда он был у нас в Москве, то видел это у нас. И слава богу, что эта идея прижилась – шагнула в российские регионы. Для нас это большая радость. А суть ее в том, что после последнего спектакля в сезоне артисты выходят на Арбат, где в формате концерта прощаются с публикой перед уходом в отпуск. Гремит салют, фейерверк, летят блестки. Дворники Арбата всю ночь подметают... И это очень красиво. И люди уже многие знают, что прощание состоится при любой погоде. В прошлом годы был дождь, но концерт состоялся: люди стояли под зонтиками, не расходились. И это было очень трогательно.

Каждый февраль в Арт-кафе мы делаем презентацию книг, выпущенных театром. Они продаются у нас в книжном киоске и должен вам сказать, что это еще один ход для укрепления мостика со своим зрителем. Наша публика уже знает, что книги в киоске регулярно пополняются новинками: здесь и актерские мемуары, и театроведческие исследования, и биографические фотоальбомы, и открытки, и календари, и аудиокниги. Но все это – напрямую или косвенно имеет отношение к Театру Вахтангова, к его жизни и истории. А потом, минимум через год, когда все основные тиражи распродаются, мы обязательно выкладываем новые книги в электронную библиотеку на нашем сайте. Раздел этот тоже стал популярным: за эти годы у нас вышло столько книг, что все они не уместятся, наверное, на одной полке.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • «Человек становится свободным, когда способен себя ограничить»

    В преддверии 99-го сезона, который открылся в Театре им. Вахтангова в пятницу, 6 сентября, художественный руководитель Римас ТУМИНАС объявил о предстоящих планах (подробнее см. материал «Театрала»). Однако его речь отличалась не только перечислением планов, но и злободневными рассуждениями, которые, возможно, разойдутся на цитаты. ...
  • «Звезда Театрала»-2019: шорт-лист объявлен!

    Первый этап голосования позади. За лето в каждой номинации Премии «Звезда Театрала» определились тройки лидеров и по традиции объявляется шорт-лист.   У читателей есть время до конца осени, чтобы зайти на страницу Премии и решить, чьи актерские и режиссерские работы в прошлом сезоне были лучшими. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • «Мы не должны молчать»

    В понедельник, 16 сентября, актера Павла Устинова, выпускника Высшей школы сценических искусств Константина Райкина приговорили к 3,5 годам лишения свободы по части 2 ст. 318 УК РФ. Суд признал его виновным в применении насилия к представителю власти: по версии следствия, 3 августа на несанкционированной акции на Пушкинской площади Устинов оказал сопротивление сотрудникам Росгвардии при задержании и вывихнул плечевой сустав одному из росгвардейцев. ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре.doc заявили о провокации во время спектакля

    В московском Театре.doc сообщили, что во время спектакля «Война близко» о войне в Донбассе в пятницу, 20 сентября, произошла провокация, некоторые зрители покинули помещение, но спектакль не прерывался. В связи с инцидентом в театр была вызвана полиция. ...
  • Александр Ильин: «Зачем нас провоцируют?»

    Накануне у здания администрации президента в поддержку Павла Устинова проходили одиночные пикеты, в которых принимали участие многие артисты.  Актер театра и кино Александр ИЛЬИН рассказал, почему он принял участие в этой акции. ...
  • Павла Устинова освободили из-под ареста

    Мосгорсуд отпустил из-под ареста актера Павла Устинова, приговоренного ранее к 3,5 годам колонии за применение насилия в отношении сотрудника Росгвардии на несогласованной акции 3 августа в Москве. Об этом сообщает телеканал «Дождь». ...
  • Генпрокуратура попросила изменить приговор Павлу Устинову

    Генеральная прокуратура просит заменить наказание, назначенное актеру Павлу Устинову, об этом сообщил представитель ведомства Александр Куренной. Генпрокуратура полагает, что приговор следует изменить «в связи с несправедливостью» назначенного наказания и «вследствие его чрезмерной суровости». ...
Читайте также