«Наша жизнь и есть ад»

Игорь Яцко обратился к Теннеси Уильямсу

 
Игорь Яцко осуществил свою давнюю мечту - поставил пьесу Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» на сцене «Школы драматического искусства». Премьерный показы состоятся 21 и 22 сентября. Корреспондент «Театрала» побывал на генеральном прогоне, пообщался с режиссером и исполнителями главных ролей.
 
Америка 1930-х годов, южный провинциальный городок, небольшой универсальный магазин, местные обыватели. В столь заурядной обстановке разворачивается основное действие спектакля. Зрители знакомятся с историей Лейди Торренс - женщины уже не первой молодости с трагической судьбой. В юности она потеряла отца, он сгорел, спасая от пожара свои виноградники. Любимый человек променял ее на богатую невесту, и она от нищеты продалась Джейбу Торренсу - жестокому мужчине, намного старше ее. Лейди прожила с ним много лет, презирая и ненавидя его. Теперь он смертельно болен, почти не встает с постели, а она в ожидании его кончины продолжает вести семейный бизнес, держит продовольственный магазин. Неожиданно в городок приезжает молодой бродяга Вэл в поисках работы и находит ее в магазине Торренсов. По ходу действия Лейди влюбляется в Вэла, беременеет от него и, по ее же словам, «снова начинает жить». Разъяренный муж устраивает перестрелку, в которой погибают главные герои действа.
Таков вкратце сюжет. Казалось бы, причем здесь Орфей? Где сам ад и где Эвридика?

«Высказывание Уильямса заключается в том, что ад находится не где-то далеко, а в обычной жизни, - поясняет Игорь Яцко. - Наша жизнь и есть ад, из которого надо вырваться. Даже ценой жизни, через смерть, все равно надо вырваться из этого притяжения материи, которое мешает душе воспарить и быть свободной».
 
Параллели с древнегреческим мифом прослеживаются и в образах главных героев произведения. Смертельно больной Джейб Торренс - воплощение Аида. Его сиделка – олицетворение смерти. Жена Торренса Лейди – Эвридика. А бродяга Вэл и есть сам Орфей, который внезапно приезжает в захолустный городок, чтобы взорвать это «царство ада» и вывести из него Эвридику.
 
«Есть в постановке и христианские символы. Год назад перед Пасхой я услышал в храме реплику, которая звучит примерно так: «Всесмешливый ад содрогнися». То есть ад смеется, поскольку он сильнее всех, но когда Иисус сошел в ад, преодолев закон смерти, то заставил его содрогнуться. Это стало для меня внутренним рефреном в отношении содержания пьесы. Я искал свет и постарался показать его в финале спектакля (когда Лейди говорит о своей беременности). А кровавую бойню из финала пьесы Уильямса сделал эпилогом. Получилось своего рода обращение к зрителям: свет и выход есть, надо только его искать», - отметил режиссер.
 
В постановке прекрасно показан американский колорит, ощущается дух той эпохи. Специально для спектакля был восстановлен английский проигрыватель 1939 года, на шеллачных пластинках – тех, которые были еще до винила, звучат композиции Глена Миллера, Арти Шоу, Оливера Кинга, Дюка Эллингтона.


Кроме того, удалось привезти из Германии кассовый аппарат 30-х годов и найти документальные видеоматериалы из истории Америки тех лет, которые транслируются на экране, иллюстрируя зрителю то, о чем повествуют герои (наплыв мигрантов, действие сухого закона, злодеяния членов Ку-клукс-клана).
 
«Для меня было важно показать аутентичность, а Федор Софронов, работая над музыкальным оформлением, очень внимательно отнесся ко всем ремаркам Уильямса. Мы избежали фонограммы, нашли эксклюзивные вещи, ввели много танцев, добавили интермедии с публикой. Мне хотелось заворожить зрителя, увлечь его, чтобы он растворился в этой атмосфере», - поделился Яцко.
 
Главную роль – Лейди Торренс – блестяще исполняет заслуженная артистка России Людмила Дребнева. Она и предложила Яцко поставить именно эту пьесу любимого им Теннеси Уильямса.
 
«Я больше люблю психологический театр – разбирать образы, характеры, стараться их воссоздать. Когда работаешь над ролью, ты разбираешься в себе, изучаешь себя, думаешь о смысле жизни», – рассказала Дребнева.
 
По словам актрисы, роль Лейди ей лично очень близка. «В ней сконцентрированы все женские чувства – и хорошие, и плохие. Она человек крайностей. Но самое главное, что ею движет – это любовь и возрождение души, которая молчала долгие годы. Человек выбирает либо жизнь своей души, жертвуя другими вещами, либо закрывает душу и живет неинтересной обыденной жизнью. Тогда зачем ты родился? К сожалению, ко всему этому приходишь с возрастом, после пройденных испытаний и страданий», – поделилась актриса.
 
По мнению режиссера, помимо главной психологической составляющей, в пьесе есть параллели и с современностью: «Произведение было задумано до войны, но написано уже после. Никаких упоминаний о войне там нет, хотя очень чувствуется напряжение времени, которое только кажется мирным. На самом деле в нем уже бродят токи, воздействующие на человека. Вот в этом пьеса перекликается с нынешним временем. Мы наблюдаем локальные военные действия и не можем не ощущать напряжения. Время рифмует себя».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Балерина Светлана Исакова погибла в ДТП

    10 августа трагически оборвалась жизнь ведущей солистки балета Харьковского театра оперы и балета Светланы Исаковой. Артистка скончалась от полученных в автокатастрофе травм. В момент аварии Светлана ехала вместе с мужем в маршрутном такси из Борисполя в Харьков. ...
  • Кирилл Крок: «Мы написали огромную программу»

    В новейшей истории крайне мало примеров, чтобы юбилей театра нашел поддержку на самом верху. Как сообщал «Театрал», на портале правовой информации Президента РФ опубликован Указ, в соответствии с которым Правительству РФ в шестимесячный срок требуется создать оргкомитет по подготовке к столетнему юбилею Театра им. ...
  • Дмитрий Родионов: «Полуправда хуже лжи»

    На минувшей неделе СМИ сообщили о конфликте в Музее им. Бахрушина, откуда единовременно уволилось 40 человек. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию директора музея Дмитрия Родионова. – Дмитрий Викторович, что случилось в музее? В связи с чем сотрудники высказывают недовольство, почему увольняются? – Я-то хотел «Театралу» рассказать о нашем юбилее, ведь музею в этом году исполняется 125 лет, и мы готовим целую программу. ...
  • Forbes назвал десятку самых состоятельных театров России

    Эксперты экономического журнала Forbes опубликовали 6 августа результаты анализа, согласно которому они выявили десятку российских театров федерального подчинения, которые в 2018 году получили больше всего денег из бюджета. ...
Читайте также


Читайте также

  • Театр им. Ленсовета открывает сезон «Пиковой дамой»

    Сюрреалистический триллер «Пиковая дама. Игра» станет первой премьерой сезона в Театре им. Ленсовета. Режиссер-постановщик Евгения Сафонова предлагает собственное прочтение повести Пушкина. Как сообщается пресс-служба Театра им. ...
  • Театр «У Никитских ворот» ставит «Мудреца»

    Первой премьерой сезона театра «У Никитских ворот» станет комедия «Мудрец» (по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты»). Над постановкой работает народный артист Латвийский ССР Аркадий Кац, премьера состоится 4 сентября. ...
  • Максим Диденко поставит спектакль по роману Сорокина

    Максим Диденко представит 6 и 7 ноября премьеру спектакля «Норма» по одноименному роману Владимира Сорокина. Постановка станет совместной работой Театра на Малой Бронной и Мастерской Брусникина. Об этом сообщает пресс-служба проекта. ...
  • РАМТ откроет сезон «Зобеидой»

    Свой 99-й сезон Российский молодежный театр откроет в новом театральном пространстве – недавно появившемся здесь Театральном дворе – постановкой Олега Долина «Зобеида» по сказке Карло Гоцци.   Премьера состоится 27 августа в 21. ...
Читайте также