«Наша жизнь и есть ад»

Игорь Яцко обратился к Теннеси Уильямсу

 
Игорь Яцко осуществил свою давнюю мечту - поставил пьесу Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» на сцене «Школы драматического искусства». Премьерный показы состоятся 21 и 22 сентября. Корреспондент «Театрала» побывал на генеральном прогоне, пообщался с режиссером и исполнителями главных ролей.
 
Америка 1930-х годов, южный провинциальный городок, небольшой универсальный магазин, местные обыватели. В столь заурядной обстановке разворачивается основное действие спектакля. Зрители знакомятся с историей Лейди Торренс - женщины уже не первой молодости с трагической судьбой. В юности она потеряла отца, он сгорел, спасая от пожара свои виноградники. Любимый человек променял ее на богатую невесту, и она от нищеты продалась Джейбу Торренсу - жестокому мужчине, намного старше ее. Лейди прожила с ним много лет, презирая и ненавидя его. Теперь он смертельно болен, почти не встает с постели, а она в ожидании его кончины продолжает вести семейный бизнес, держит продовольственный магазин. Неожиданно в городок приезжает молодой бродяга Вэл в поисках работы и находит ее в магазине Торренсов. По ходу действия Лейди влюбляется в Вэла, беременеет от него и, по ее же словам, «снова начинает жить». Разъяренный муж устраивает перестрелку, в которой погибают главные герои действа.
Таков вкратце сюжет. Казалось бы, причем здесь Орфей? Где сам ад и где Эвридика?

«Высказывание Уильямса заключается в том, что ад находится не где-то далеко, а в обычной жизни, - поясняет Игорь Яцко. - Наша жизнь и есть ад, из которого надо вырваться. Даже ценой жизни, через смерть, все равно надо вырваться из этого притяжения материи, которое мешает душе воспарить и быть свободной».
 
Параллели с древнегреческим мифом прослеживаются и в образах главных героев произведения. Смертельно больной Джейб Торренс - воплощение Аида. Его сиделка – олицетворение смерти. Жена Торренса Лейди – Эвридика. А бродяга Вэл и есть сам Орфей, который внезапно приезжает в захолустный городок, чтобы взорвать это «царство ада» и вывести из него Эвридику.
 
«Есть в постановке и христианские символы. Год назад перед Пасхой я услышал в храме реплику, которая звучит примерно так: «Всесмешливый ад содрогнися». То есть ад смеется, поскольку он сильнее всех, но когда Иисус сошел в ад, преодолев закон смерти, то заставил его содрогнуться. Это стало для меня внутренним рефреном в отношении содержания пьесы. Я искал свет и постарался показать его в финале спектакля (когда Лейди говорит о своей беременности). А кровавую бойню из финала пьесы Уильямса сделал эпилогом. Получилось своего рода обращение к зрителям: свет и выход есть, надо только его искать», - отметил режиссер.
 
В постановке прекрасно показан американский колорит, ощущается дух той эпохи. Специально для спектакля был восстановлен английский проигрыватель 1939 года, на шеллачных пластинках – тех, которые были еще до винила, звучат композиции Глена Миллера, Арти Шоу, Оливера Кинга, Дюка Эллингтона.


Кроме того, удалось привезти из Германии кассовый аппарат 30-х годов и найти документальные видеоматериалы из истории Америки тех лет, которые транслируются на экране, иллюстрируя зрителю то, о чем повествуют герои (наплыв мигрантов, действие сухого закона, злодеяния членов Ку-клукс-клана).
 
«Для меня было важно показать аутентичность, а Федор Софронов, работая над музыкальным оформлением, очень внимательно отнесся ко всем ремаркам Уильямса. Мы избежали фонограммы, нашли эксклюзивные вещи, ввели много танцев, добавили интермедии с публикой. Мне хотелось заворожить зрителя, увлечь его, чтобы он растворился в этой атмосфере», - поделился Яцко.
 
Главную роль – Лейди Торренс – блестяще исполняет заслуженная артистка России Людмила Дребнева. Она и предложила Яцко поставить именно эту пьесу любимого им Теннеси Уильямса.
 
«Я больше люблю психологический театр – разбирать образы, характеры, стараться их воссоздать. Когда работаешь над ролью, ты разбираешься в себе, изучаешь себя, думаешь о смысле жизни», – рассказала Дребнева.
 
По словам актрисы, роль Лейди ей лично очень близка. «В ней сконцентрированы все женские чувства – и хорошие, и плохие. Она человек крайностей. Но самое главное, что ею движет – это любовь и возрождение души, которая молчала долгие годы. Человек выбирает либо жизнь своей души, жертвуя другими вещами, либо закрывает душу и живет неинтересной обыденной жизнью. Тогда зачем ты родился? К сожалению, ко всему этому приходишь с возрастом, после пройденных испытаний и страданий», – поделилась актриса.
 
По мнению режиссера, помимо главной психологической составляющей, в пьесе есть параллели и с современностью: «Произведение было задумано до войны, но написано уже после. Никаких упоминаний о войне там нет, хотя очень чувствуется напряжение времени, которое только кажется мирным. На самом деле в нем уже бродят токи, воздействующие на человека. Вот в этом пьеса перекликается с нынешним временем. Мы наблюдаем локальные военные действия и не можем не ощущать напряжения. Время рифмует себя».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Александр Калягин: «Надеюсь, что Кончаловский получит более верную информацию»

    Прежде всего хочу сказать, что я не против, а рад, что может возникнуть новая премия. Как говорят, много денег не бывает, так и много премий не бывает. Не вижу ничего плохого, что кто-то из коллег будет поощрен этой новой премией. ...
  • Минкульт запретит артистам увольняться за месяц до выступления

    Минкультуры намерено обязать артистов уведомлять о своем увольнении в письменной форме не позднее, чем за месяц до планируемого выступления. Соответствующие поправки будут внесены в Трудовой кодекс РФ. «В целях исключения срыва показов театральных постановок и цирковых номеров предусмотрена норма, согласно которой творческий работник имеет право расторгнуть трудовой договор по своей инициативе, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев», - сообщили ТАСС в пресс-службе Минкультуры. ...
  • Марк Захаров: «Есть вещи, которые меня пугают»

    В субботу, 13 октября, художественному руководителю «Ленкома» Марку Захарову исполняется 85 лет. Однако юбилей – это всего лишь формальный повод напроситься на интервью к режиссеру, который всегда ироничен и мудр в рассуждениях и оценках. ...
  • «Он не спешил расставаться с детством»

    В пятницу, 19 октября, ушел из жизни актер Дмитрий Солодовник. Опытный артист, но совсем молодой человек – 12 января 2019 года ему исполнилось бы 40 лет. В следующем году Дмитрий мог бы отметить еще одну юбилейную дату – 20 лет работы в Малом театре. ...
Читайте также


Читайте также

  • Зрители театра «Практика» поучаствовали в опросе

    Билеты на новый спектакль Марины Брусникиной «Человек из Подольска Сережа очень тупой» не достать. Постановка стала экспериментом не только для творческой команды, но и для зрителей, которым предложили ответить на самые неудобные и болезненные вопросы. ...
  • Марк Розовский посвятил мюзикл памяти Товстоногова

    Мюзикл «Бедная Лиза» в инсценировке Марка Розовского выходит на сцене ТЮЗа им. Брянцева в Санкт-Петербурге. Премьера состоится 26 октября и будет посвящена памяти Георгия Товстоногова – режиссеру, по предложению которого в 1973 году на Малой сцене БДТ состоялась премьера одноименного спектакля, принесшего Марку Григорьевичу успех. ...
  • Маяковка объявила дату премьеры Миндаугаса Карбаускиса

    Для очередной своей постановки художественный руководитель Театра им. Маяковского Миндаугас Карбаускис выбрал роман Гончарова «Обломов». В настоящее время идут репетиции с участием Анатолия Лобоцкого, Вячеслава Ковалёва, Алексея Дякина, Арины Жарковой, Ильи Никулина и других артистов. ...
  • Константин Райкин ставит новый спектакль

    В «Сатириконе» начинаются репетиции спектакля по пьесе российского драматурга Даны Сидерос «Всем кого касается». Новый спектакль выйдет на большой сцене в марте.   Материал для постановки выбрал Константин Райкин, которого привлекла «притчевость и документальность» пьесы, «множество узнаваемых, близких, больных и родных ситуаций». ...
Читайте также