«Наша жизнь и есть ад»

Игорь Яцко обратился к Теннеси Уильямсу

 
Игорь Яцко осуществил свою давнюю мечту - поставил пьесу Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад» на сцене «Школы драматического искусства». Премьерный показы состоятся 21 и 22 сентября. Корреспондент «Театрала» побывал на генеральном прогоне, пообщался с режиссером и исполнителями главных ролей.
 
Америка 1930-х годов, южный провинциальный городок, небольшой универсальный магазин, местные обыватели. В столь заурядной обстановке разворачивается основное действие спектакля. Зрители знакомятся с историей Лейди Торренс - женщины уже не первой молодости с трагической судьбой. В юности она потеряла отца, он сгорел, спасая от пожара свои виноградники. Любимый человек променял ее на богатую невесту, и она от нищеты продалась Джейбу Торренсу - жестокому мужчине, намного старше ее. Лейди прожила с ним много лет, презирая и ненавидя его. Теперь он смертельно болен, почти не встает с постели, а она в ожидании его кончины продолжает вести семейный бизнес, держит продовольственный магазин. Неожиданно в городок приезжает молодой бродяга Вэл в поисках работы и находит ее в магазине Торренсов. По ходу действия Лейди влюбляется в Вэла, беременеет от него и, по ее же словам, «снова начинает жить». Разъяренный муж устраивает перестрелку, в которой погибают главные герои действа.
Таков вкратце сюжет. Казалось бы, причем здесь Орфей? Где сам ад и где Эвридика?

«Высказывание Уильямса заключается в том, что ад находится не где-то далеко, а в обычной жизни, - поясняет Игорь Яцко. - Наша жизнь и есть ад, из которого надо вырваться. Даже ценой жизни, через смерть, все равно надо вырваться из этого притяжения материи, которое мешает душе воспарить и быть свободной».
 
Параллели с древнегреческим мифом прослеживаются и в образах главных героев произведения. Смертельно больной Джейб Торренс - воплощение Аида. Его сиделка – олицетворение смерти. Жена Торренса Лейди – Эвридика. А бродяга Вэл и есть сам Орфей, который внезапно приезжает в захолустный городок, чтобы взорвать это «царство ада» и вывести из него Эвридику.
 
«Есть в постановке и христианские символы. Год назад перед Пасхой я услышал в храме реплику, которая звучит примерно так: «Всесмешливый ад содрогнися». То есть ад смеется, поскольку он сильнее всех, но когда Иисус сошел в ад, преодолев закон смерти, то заставил его содрогнуться. Это стало для меня внутренним рефреном в отношении содержания пьесы. Я искал свет и постарался показать его в финале спектакля (когда Лейди говорит о своей беременности). А кровавую бойню из финала пьесы Уильямса сделал эпилогом. Получилось своего рода обращение к зрителям: свет и выход есть, надо только его искать», - отметил режиссер.
 
В постановке прекрасно показан американский колорит, ощущается дух той эпохи. Специально для спектакля был восстановлен английский проигрыватель 1939 года, на шеллачных пластинках – тех, которые были еще до винила, звучат композиции Глена Миллера, Арти Шоу, Оливера Кинга, Дюка Эллингтона.


Кроме того, удалось привезти из Германии кассовый аппарат 30-х годов и найти документальные видеоматериалы из истории Америки тех лет, которые транслируются на экране, иллюстрируя зрителю то, о чем повествуют герои (наплыв мигрантов, действие сухого закона, злодеяния членов Ку-клукс-клана).
 
«Для меня было важно показать аутентичность, а Федор Софронов, работая над музыкальным оформлением, очень внимательно отнесся ко всем ремаркам Уильямса. Мы избежали фонограммы, нашли эксклюзивные вещи, ввели много танцев, добавили интермедии с публикой. Мне хотелось заворожить зрителя, увлечь его, чтобы он растворился в этой атмосфере», - поделился Яцко.
 
Главную роль – Лейди Торренс – блестяще исполняет заслуженная артистка России Людмила Дребнева. Она и предложила Яцко поставить именно эту пьесу любимого им Теннеси Уильямса.
 
«Я больше люблю психологический театр – разбирать образы, характеры, стараться их воссоздать. Когда работаешь над ролью, ты разбираешься в себе, изучаешь себя, думаешь о смысле жизни», – рассказала Дребнева.
 
По словам актрисы, роль Лейди ей лично очень близка. «В ней сконцентрированы все женские чувства – и хорошие, и плохие. Она человек крайностей. Но самое главное, что ею движет – это любовь и возрождение души, которая молчала долгие годы. Человек выбирает либо жизнь своей души, жертвуя другими вещами, либо закрывает душу и живет неинтересной обыденной жизнью. Тогда зачем ты родился? К сожалению, ко всему этому приходишь с возрастом, после пройденных испытаний и страданий», – поделилась актриса.
 
По мнению режиссера, помимо главной психологической составляющей, в пьесе есть параллели и с современностью: «Произведение было задумано до войны, но написано уже после. Никаких упоминаний о войне там нет, хотя очень чувствуется напряжение времени, которое только кажется мирным. На самом деле в нем уже бродят токи, воздействующие на человека. Вот в этом пьеса перекликается с нынешним временем. Мы наблюдаем локальные военные действия и не можем не ощущать напряжения. Время рифмует себя».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Кирилл Крок: «Это станет сенсацией в театральном мире»

    19 февраля в зале правления Центробанка России состоялось первое заседание Оргкомитета по празднованию 100-летия Театра Вахтангова (Оргкомитет образован распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2020 года как исполнение Указа Президента от 2 августа 2019 года), – говорит Кирилл Крок. ...
  • Третьяковка приглашает в русскую сказку

    В Третьяковской галерее на Крымском валу открылась интерактивная выставка-путешествие «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». На экспозиции представлено более 70 произведений – живопись, графика, скульптура, инсталляция и видеоарт. ...
  • Министр культуры встретилась с директорами театров

    17 февраля состоялось первое в этом году заседание в Директорской ложе театров Москвы. Впервые ее гостем стала новый министр культуры РФ Ольга Любимова.  Мероприятие по традиции началось в неформальной обстановке. За полчаса до открытия официальной части начали собираться постоянные участники заседаний и почётные гости – генеральный консул Италии Франческо Форте и чрезвычайный полномочный посол Индонезии в России Вахида Суприяди. ...
  • Умер режиссер Георгий Шенгелая

    Народный артист Грузии, кинорежиссер Георгий Шенгелая умер в возрасте 82 лет. Об этом сообщили в «Национальном центре кинематографии Грузии».   «Да, я подтверждаю, что он [Шенгелая] умер. О других деталях случившегося не смогу сказать. ...
Читайте также


Читайте также

  • Сергей Безруков: «Пьеса Чапека «Мать» особенно актуальна сейчас»

    На малой сцене Московского Губернского театра 4 и 5 марта состоится премьера спектакля «Сердце матери» по пьесе Карела Чапека «Мать».   Драма «Мать» стала итогом творчества писателя. Карел Чапек написал свою пьесу в 1938 году, когда Чехия, как и вся Европа, была в отчаянном положении: она боролась и с внутренними, и с внешними проблемами, набирал силу третий рейх. ...
  • Театр Вахтангова расскажет о Людмиле Гурченко

    Премьерные показы спектакля «Люся. Признание в любви» состоятся 6 и 7 марта на Новой сцене Театра им. Вахтангова, информирует в среду пресс-служба Вахтанговского театра. Спектакль режиссера Александра Нестерова будет посвящен Людмиле Гурченко. ...
  • Марк Розовский посвятит спектакль памяти Олега Табакова

    Художественный руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский вновь обратился к знаменитой пьесе «Амадей» британского драматурга Питера Шеффера.   Впервые спектакль по этой пьесе Розовский поставил в 1983 году на сцене Художественного театра по приглашению Олега Ефремова. ...
  • В Театре Виктюка поставят Гумилева

    Одну из главных пьес Серебряного века ставит художественный руководитель театра Роман Виктюк. Главные роли исполнит звёздный состав театра: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Анна Подсвирова, Дмитрий Жойдик. Работая над новой постановкой, Виктюк вновь обращается к эпохе, которая представляет для режиссера наибольший интерес и отвечает эстетике его авторского поиска, к Серебряному веку. ...
Читайте также