«От Дюма здесь осталась только фабула»

Театр Луны готовит для зрителей средневековый боевик

 
Театр Луны готовится к первой премьере сезона – спектаклю «Королева» по мотивам малоизвестной пьесы Александра Дюма «Нельская башня». Новую постановку представят на суд зрителей 12 октября. Незадолго до премьеры «Театрал» пообщался с режиссером спектакля Дарьей ПОПОВОЙ.

– Как пришла идея обратиться к творчеству Александра Дюма и почему выбор пал именно на «Нельскую башню»?
 – Ничем иным, нежели мистикой, я это объяснить не могу. 12 лет назад я увлеклась историей Франции, особенно средневековым периодом. Читала много литературы, посвященной этой теме, и в какой-то момент ко мне в руки попала редкая пьеса Александра Дюма «Нельская башня». То есть это было скорее обращение не к Дюма, а к определенному периоду французской истории. Мне кажется, что сейчас происходит некий исторический повтор времен позднего Средневековья, когда в обществе царили вседозволенность, религиозный фанатизм, увлечение мистицизмом и в то же время усиливалась государственная тирания, что зачастую вызывало бунт. Есть такие знаменитые строки: «Ложь и злоба миром правят. Совесть душат, правду травят, мертв закон, убита честь, непотребных дел не счесть. Заперты, закрыты двери доброте, любви и вере». Это написано около 1250-х годов. Прошло 800 лет, но по сути ничего не изменилось. Мы назвали своей спектакль «Королева», а не «Нельская башня», потому что от Дюма здесь осталась только фабула. Я добавила в текст пьесы поэзию вагантов, Франсуа Вийона. Кстати, в его «Балладе о старинных дамах» есть упоминание о королеве Бургундской и Буридане, который является главным героем этой баллады.

– Какие проблемы поднимает спектакль, над чем заставляет задуматься?
– Для Дюма была прежде всего важна тема греха и возмездия. Мне же в этой истории интересен более широкий круг проблем: искушение властью, дающей практически безграничные возможности, которые человек очень часто не умеет правильно использовать. В наше время мы все меньше и меньше употребляем слова «честь» и «совесть». Как сберечь эти хрупкие субстанции? Именно об этом наш спектакль. Нужно понимать, что все зло, которое мы совершаем, вернется к нам бумерангом.

– Расскажите о характере главной героини. Чем она интересна как личность?
– Характер Маргариты Бургундской сформировала череда трагических событий, виновницей которых была она сама. Еще будучи совсем молодой девушкой, она совершила страшное преступление, и это предопределило всю ее дальнейшую судьбу и все те испытания, через которые ей пришлось пройти. Это женщина, обуреваемая страстями, она постоянно борется с внутренними демонами. Сейчас бы мы сказали, что она живет в состоянии тяжелого невротического расстройства. И вот такая женщина оказывается у руля государства. При этом я не считаю свою Маргариту абсолютным злом, в этом случае она была бы неинтересна. В ней уживаются различные, зачастую диаметрально противоположные, человеческие качества. Это очень слабая женщина, оказавшаяся в мире жестоких мужчин. А мужчины не прощают женщине более высокого положения, не прощают ей ни одной слабости, и в результате она вынуждена становиться жестокой.

– Жанр постановки обозначен как средневековый боевик. В чем сложность работы с этим жанром на сцене?
– Никакой особенной сложности в том, чтобы поставить на сцене средневековый боевик с историческими костюмами не существует, а вот удовольствие от этой работы мы получаем огромное. На самом деле такое обозначение жанра указывает только на одну из многих тем, затронутых в спектакле. В нашей постановке форма боевика – это красочная и несколько сказочная оболочка, которая делает нашу историю захватывающей и интересной, отвлекает от бытовых проблем, заставляет забыть о работе и сиюминутных заботах и перенестись из 2018 года в Средневековье. Это позволяет подготовить зрителя к восприятию тех идей, которые мы хотели бы до него донести.

– Как ставились сценические бои?
– Мы используем точные реплики средневекового оружия, которые отличаются от настоящего только тем, что у наших мечей не заточены клинки. Я считаю такую достоверность просто необходимой, если мы рассказываем историю начала XIV века. Все драки у нас поставлены настоящими профессионалами своего дела Юрием Сысоевым и братьями Мазуренко с максимальной реалистичностью. Конечно, не обходится без травм, но это даже помогает актерам вжиться в образ и лучше понять психологию своих персонажей. Вот такой у меня жесткий режиссерский подход.

– В чем особенность сценографии и костюмов в вашей постановке?
– Все наши героини молоды и необычайно красивы, они именно таковы, какими мы представляем женщин того времени: с прозрачной белой кожей, с длинными светлыми вьющимися волосами, в изящных нарядах. Наша задача – показать, что за этой ангельской внешностью таится совершенно другое. «Королева» – это не историческая реконструкция, не документальный фильм, но, тем не менее, мы постарались сделать костюмы максимально аутентичными. Многие ткани дорабатывались и расписывались вручную. Работала большая команда бутафоров, пошивочные цеха. Мы заказывали украшения, точно копирующие украшения начала XIV века, оружие покупалось в специальных реконструкторских магазинах. Мы изучали гравюры, религиозные картины и росписи в храмах. Была проведена настоящая научно-исследовательская работа, чтобы сделать костюмы максимально приближенными к тому времени. Сценография у нас более образная, более театральная. Огромная трансформирующая конструкция и различные технические приемы переносят зрителей из одного места действия в другое. У нас есть даже смена времен года, когда внезапно зима сметает осень, исчезают все яркие краски, небо становится серым, а листва превращается в грязь и все засыпает снег.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также