«От Дюма здесь осталась только фабула»

Театр Луны готовит для зрителей средневековый боевик

 
Театр Луны готовится к первой премьере сезона – спектаклю «Королева» по мотивам малоизвестной пьесы Александра Дюма «Нельская башня». Новую постановку представят на суд зрителей 12 октября. Незадолго до премьеры «Театрал» пообщался с режиссером спектакля Дарьей ПОПОВОЙ.

– Как пришла идея обратиться к творчеству Александра Дюма и почему выбор пал именно на «Нельскую башню»?
 – Ничем иным, нежели мистикой, я это объяснить не могу. 12 лет назад я увлеклась историей Франции, особенно средневековым периодом. Читала много литературы, посвященной этой теме, и в какой-то момент ко мне в руки попала редкая пьеса Александра Дюма «Нельская башня». То есть это было скорее обращение не к Дюма, а к определенному периоду французской истории. Мне кажется, что сейчас происходит некий исторический повтор времен позднего Средневековья, когда в обществе царили вседозволенность, религиозный фанатизм, увлечение мистицизмом и в то же время усиливалась государственная тирания, что зачастую вызывало бунт. Есть такие знаменитые строки: «Ложь и злоба миром правят. Совесть душат, правду травят, мертв закон, убита честь, непотребных дел не счесть. Заперты, закрыты двери доброте, любви и вере». Это написано около 1250-х годов. Прошло 800 лет, но по сути ничего не изменилось. Мы назвали своей спектакль «Королева», а не «Нельская башня», потому что от Дюма здесь осталась только фабула. Я добавила в текст пьесы поэзию вагантов, Франсуа Вийона. Кстати, в его «Балладе о старинных дамах» есть упоминание о королеве Бургундской и Буридане, который является главным героем этой баллады.

– Какие проблемы поднимает спектакль, над чем заставляет задуматься?
– Для Дюма была прежде всего важна тема греха и возмездия. Мне же в этой истории интересен более широкий круг проблем: искушение властью, дающей практически безграничные возможности, которые человек очень часто не умеет правильно использовать. В наше время мы все меньше и меньше употребляем слова «честь» и «совесть». Как сберечь эти хрупкие субстанции? Именно об этом наш спектакль. Нужно понимать, что все зло, которое мы совершаем, вернется к нам бумерангом.

– Расскажите о характере главной героини. Чем она интересна как личность?
– Характер Маргариты Бургундской сформировала череда трагических событий, виновницей которых была она сама. Еще будучи совсем молодой девушкой, она совершила страшное преступление, и это предопределило всю ее дальнейшую судьбу и все те испытания, через которые ей пришлось пройти. Это женщина, обуреваемая страстями, она постоянно борется с внутренними демонами. Сейчас бы мы сказали, что она живет в состоянии тяжелого невротического расстройства. И вот такая женщина оказывается у руля государства. При этом я не считаю свою Маргариту абсолютным злом, в этом случае она была бы неинтересна. В ней уживаются различные, зачастую диаметрально противоположные, человеческие качества. Это очень слабая женщина, оказавшаяся в мире жестоких мужчин. А мужчины не прощают женщине более высокого положения, не прощают ей ни одной слабости, и в результате она вынуждена становиться жестокой.

– Жанр постановки обозначен как средневековый боевик. В чем сложность работы с этим жанром на сцене?
– Никакой особенной сложности в том, чтобы поставить на сцене средневековый боевик с историческими костюмами не существует, а вот удовольствие от этой работы мы получаем огромное. На самом деле такое обозначение жанра указывает только на одну из многих тем, затронутых в спектакле. В нашей постановке форма боевика – это красочная и несколько сказочная оболочка, которая делает нашу историю захватывающей и интересной, отвлекает от бытовых проблем, заставляет забыть о работе и сиюминутных заботах и перенестись из 2018 года в Средневековье. Это позволяет подготовить зрителя к восприятию тех идей, которые мы хотели бы до него донести.

– Как ставились сценические бои?
– Мы используем точные реплики средневекового оружия, которые отличаются от настоящего только тем, что у наших мечей не заточены клинки. Я считаю такую достоверность просто необходимой, если мы рассказываем историю начала XIV века. Все драки у нас поставлены настоящими профессионалами своего дела Юрием Сысоевым и братьями Мазуренко с максимальной реалистичностью. Конечно, не обходится без травм, но это даже помогает актерам вжиться в образ и лучше понять психологию своих персонажей. Вот такой у меня жесткий режиссерский подход.

– В чем особенность сценографии и костюмов в вашей постановке?
– Все наши героини молоды и необычайно красивы, они именно таковы, какими мы представляем женщин того времени: с прозрачной белой кожей, с длинными светлыми вьющимися волосами, в изящных нарядах. Наша задача – показать, что за этой ангельской внешностью таится совершенно другое. «Королева» – это не историческая реконструкция, не документальный фильм, но, тем не менее, мы постарались сделать костюмы максимально аутентичными. Многие ткани дорабатывались и расписывались вручную. Работала большая команда бутафоров, пошивочные цеха. Мы заказывали украшения, точно копирующие украшения начала XIV века, оружие покупалось в специальных реконструкторских магазинах. Мы изучали гравюры, религиозные картины и росписи в храмах. Была проведена настоящая научно-исследовательская работа, чтобы сделать костюмы максимально приближенными к тому времени. Сценография у нас более образная, более театральная. Огромная трансформирующая конструкция и различные технические приемы переносят зрителей из одного места действия в другое. У нас есть даже смена времен года, когда внезапно зима сметает осень, исчезают все яркие краски, небо становится серым, а листва превращается в грязь и все засыпает снег.


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы.
  • Нравится


Самое читаемое

Читайте также


Читайте также

  • Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» расскажет о тайной жизни Петра Первого

    Театр «Санктъ-Петербургъ Опера» 27 мая ко дню города планирует вновь представить зрителям шутливую мелодраму Доницетти «Петр Первый, или невероятные приключения русского царя». Еще до карантина специально для «Театрала» создатели спектакля открыли двери своего театра, чтобы наши читатели могли увидеть фрагменты репетиций и интервью с режиссером Юрием Александровым. ...
  • Театр им. Сац в День театра покажет онлайн балет и оперу

    В пятницу, 27 марта, Детский музыкальный театр им. Наталии Сац отметит Международный день театра показом двух спектаклей, но на этот раз - онлайн: на платформе культура.рф и в соцсетях театра. В 14.00 зрители смогут посмотреть балет Кирилла Симонова «Синяя птица» на музыку Ильи Саца и Ефрема Подгайца. ...
  • «Сатирикон» готовит подарок ко Дню театра

    Премьерный спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» выйдет онлайн. Бесплатная трансляция начнётся в 19:30, 27 марта на сайте театра.   Несмотря на карантин, в театре «Сатирикон» выход премьеры решили не откладывать, поэтому новую постановку «Дорогая Елена Сергеевна», по культовой пьесе 80-х, сыграют без зрителей. ...
  • Вышел в свет апрельский «Театрал»!

    На страницах апрельского номера (см. подписка) вы прочтете: - как русские театры выживают в разгар пандемии в Италии, Франции и Германии: интервью с руководителями этих театров - почему Оскарас Коршуновас видит в Чехове современного автора; - какие общественные тенденции напоминают политологу Екатерине Шульман о театре абсурда; - о чем самом важном забыли авторы поправок в Конституцию: колонка главреда "Театрала" Валерия Якова; - как стать номинантом премии «Звезды Театрала», не допустив ошибок; - что помогает сохранять достоинтсво в условиях страха: беседа с художественным руководителем РАМТ Алексеем Бородиным; - какие семейные связи с Лениным обнаружил Александр Ширвиндт; - почему Евгения Симонова для Зои Кайдановской непререкаемый авторитет; - где поужинать истинному театралу; - зачем придуман Всемирный день театра: колонка Дмитрия Трубочкина; - что роднит Нонну Гришаеву с Людмилой Гурченко; - зачем Евгений Писарев, Вера Алентова и Виктория Исакова дают «Ложные признания»; - каким музеям карантин – не помеха; - где купить «Театрал»; - какие сюрпризы готовит для зрителей Театр Джигарханяна: интервью с директором; - где развеять скуку в апреле: репертуары и афиши Москвы и Санкт-Петербурга; - как выиграть билет в Московский ТЮЗ: конкурс от «Театрала». ...
Читайте также