«Начинаю себя ощущать неместным»

Александр Ширвиндт открыл сезон шутками и размышлениями

 
«Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»
 
Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет.
 
– А где же муж? – поинтересовался Александр Анатольевич.
– Он на улице ждет.
– Верни букет. Кто-нибудь кроме Любы знает мужа в лицо?
 
Букет вернули, побежали за мужем и когда через несколько минут молодой человек, раскрасневшийся и заметно смущенный, под вспышки фотокамер появился в зале, торжественную церемонию повторили. Александр Ширвиндт крепко пожал ему руку, повернулся к артистам и сказал:
– Это первый муж в нашем коллективе, который из публики.
 
Специально для сбора труппы художественный руководитель заготовил речь, в которой планы на предстоящий сезон перемежались с размышлениями (как всегда ироничными) о времени, театре и судьбе.
 
«Давайте сезон начнем по-традиции – с вранья относительно дружбы, любви и потрясающей семейной атмосферы, – сказал Александр Ширвиндт. – А если серьезно, у Александра Кушнера есть строчка: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». С умираемостью полный порядок. Насчет жизни напряженка. Поэтому я думаю, что мы должны сохранить этот тезис, девиз и мечту насчет любви и дружбы.
 
Впереди 2019 год. Интересное совпадение, т.к. это не только 95-летие Театра сатиры, но и Год театра. История мифическая, но таков менталитет страны. «Месячник безопасности дорожного движения», а потом, пожалуйста, нарушай. Десять дней без абортов, а потом, пожалуйста, – к Ташаевой. И вот, наконец, Год театра. Почему не прошлый, не будущий? Но выбирать не приходится и будем готовиться к двойным торжествам. Впрочем, Год театра это не только ответственность, это еще и возможность поклониться нашим красавицам из Департамента культуры: «Дайте денег под Год театра».

К нам сегодня пришла Наталья Дрожникова (Начальник Управления театров и концертных организаций Департамента культуры. – «Т»). Как хорошо говорит о Наташке то, что она каждый год посещает сбор нашей труппы. Вчера Кибовский был на сборе труппы «Ленкома». Ха-ха, что нам Кибовский – к нам пришла такая красивая дама. И она обещает выйти на высокое начальство, чтобы прокурировать репертуар Московского академического театра сатиры в Год театра, в 95-й сезон.
 
Начальник Управления театров Департамента культуры Наталья Дрожникова - не только чиновник, но и преданный зритель

95 – это, конечно, большой возраст, но сейчас в связи с пенсионной реформой мы превращаемся в молодой красивый театр. Двенадцати худрукам московских театров от 80 до 90 лет. Это наглядный пример необходимости увеличения пенсионного возраста.
 
Я посчитал: суммарно худруки старше Москвы. Я не шучу, посчитайте сами. Старше! Представляете, какая красота и это одновременно жуть.
 
Время так страшно идет. Я помню, когда по Москве еще ходили такси «Победа» и за рулем сидели настоящие таксисты московские, а не гости столицы. В переднюю панель был вмонтирован огромный счетчик (старье помнит). Ты садился, шофер тебя узнавал, ты отвечал:
– Не бзди, поехали, – и он вынимал магнит и всовывал под счетчик, чтобы цифры бежали в три раза медленнее.
 
Так вот, относительно возраста – некуда вставить магнит. Ускорение страшное. Недавно я пробивался к Театру армии, нужно было с Борисом Морозовым поговорить, и мои внуки (господи, внуки!) вызвали мне такси. Выхожу, сидит водитель:
– Куда?
– Я покажу.
Едем.
– Прямо направо.
– Нельзя. Там одностороннее.
– Тогда объедем и свернем налево.
– Там тоже одностороннее.
– Хорошо, езжай три квартала прямо.
– Кирпич.
Когда, наконец, мы доползли и я расплатился, он у меня спросил:
– Ты тоже не местный?
Действительно, ребята, я начинаю себя ощущать неместным, потому что ускорение такое с этими тумблерами.
 
Что у нас делается по линии творческих перспектив? Год театра, юбилейный. Мы должны подготовить юбилейное обозрение. Что касается перспектив названий, загадывать страшно, но тем не менее, я вам перечислю мечты. Наш замечательный поэт, который подарил нам «Средства от наследства», Юрий Ряшенцев, принес мне летом материал и сказал:
– Я хочу, чтобы мы сделали не мюзикл, а музыкальный спектакль по Золя.
– Эмилю? – блеснул я эрудицией. И не ошибся, хотя мог прогадать. Ведь им мог оказаться, например, Ефим Золя, а позже выяснилось бы, что под таким псевдонимом работает Лион Измайлов. Но нет. Эмиль Золя…
 
В общем, Юрий Ряшенцев принес мне роман «Дамское счастье» – увесистый кирпич на 670 страниц. В течение лета я его прочел. Снял трубку:
 
– Юра, что это?
– Это искрометная штуковина.
– Ну, давай.
 
И вот вчера он представил нам синопсис. Действие происходит в 1730 году. В Париже разразилась борьба больших крупных торговых концернов с мелким и средним бизнесом. Всё это насыщенно любовными делами, но там такие сегодняшние проблемы: прошло 250 лет, а всё то же самое. И мне захотелось, чтобы этот спектакль появился у нас в репертуаре. Есть музыкальные заготовки покойного Марка Минкова. Они, оказывается, уже начинали вместе работать. Это такой спектакль с мелодиями. Представляете, какой атавизм. Проклянут! Но надо идти на это.
 
Наша мечта сделать не мюзикл, а музыкальный спектакль – то, чем мы всегда отличались и, можно сказать, иногда славились.
 
Кроме того, наш друг самый занудный и прекрасный режиссер, артист и замечательный отец Пашка Сафонов замахнулся на Чехова. У нас Чехов очень хорошо идет на «Чердаке сатиры» – пора переходить и на Основную сцену. Павел поставит «Платонова» с Максимом Авериным, который с нынешнего сезона становится членом нашей труппы.
 
С нового сезона Максим Аверин - актер Театра сатиры

Кроме того, я хочу сторговаться с творческой командой во главе с Федором Викторовичем Добронравовым насчет Булгакова. Я внимательно изучил предысторию «Полоумного Журдена» – замечательной пьесы, в которой отразилась маниакльно-булгаковская страсть писателя к Мольеру. Там колоссальный простор для фантазии, ведь, с одной стороны, это вроде бы Мольер, а с другой – это булгаковское хулиганство по поводу Мольера про театр. Мне очень хочется это сделать. Выстраивается такой ряд: Чехов, Золя, Булгаков. Если бы это состоялось, было бы неплохо.
 
И еще у нас мечта – детский спектакль. Вечная мечта! Ведь что-то должно наконец стать вровень с нашей «Турнадот» – «Малышом и Кралсоном». Когда приходят прабабушки с внуками и говорят: «Этот спектакль я видела в детстве», – становится страшно. Хочется свежего. И здесь мы с Мамедом возлагаем надежды на музыкального руководителя и дирижера нашего оркестра Андрюшу Рубцова, с которым нашему театру, конечно, очень повезло.

Кстати, недавно мне позвонил Александр Колкер (ему 85 лет): наконец он придумал, как мне сыграть Кречинского. Я говорю:
– Саш, ты кому звонишь?
– Нет, нет, нет, есть замечательная идея.
И я подумал, что всё. Хотя он тоже мелодист.
 
Короче говоря, подходы разные, но в этом сезоне должны сделать детский спектакль и в хорошем настроении реализовать намеченные планы. Трудновато, но ничего не сделаешь – времена не выбирают. Испуг некоторый есть внутренний, но ничего. Столько уже прошли и со страной, и с надеждами, что всё относительно».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • В Мещанском суде Москвы рассматривают уголовное дело «Седьмой студии»

    В среду, 7 ноября, в Мещанском суде Москвы рассматривается уголовное дело «Седьмой студии». Корреспонденты «Театрала» передают с места событий.  Заседание было назначено на 9.30, фигуранты дела уже прибыли, но заседание еще не началось. ...
  • «Куда ни глянь, везде одна глупость»

    Для переезда в историческое здание на Чистых прудах «Современник» готовит премьеру спектакля «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина. Этот материал предложил для постановки Михаил Ефремов, который сам при этом выступит режиссером. ...
  • Кирилл РАЗЛОГОВ: «Гибнет великий замысел»

    Киноцентр «Соловей» – один из самых престижных кинотеатров Москвы, имеющий культурную и историческую ценность, заявил в беседе с «Театралом» кинокритик Кирилл Разлогов. Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что знаменитый Киноцентр на Красной Пресне собираются перестроить в гостиницу. ...
  • Диана Вишнева провела открытый мастер-класс

    В воскресенье, 11 ноября, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева впервые в своей творческой карьере провела большой мастер-класс «Наследие классического балета» в студии Context Pro в Санкт-Петербурге.   «Диана Вишнева впервые проведет мастер-класс «Наследие классического танца» в формате открытой репетиции на примере одной из самых известных вариаций классического репертуара — Маши из балета «Щелкунчик» (третий акт) в постановке Василия Ивановича Вайнонена», — цитирует РИА сообщение пресс-службы студии. ...
Читайте также


Читайте также

  • В «Содружестве актеров Таганки» поставили триллер по Гоголю

    В театре «Содружество актеров Таганки» 30 ноября покажут первую премьеру сезона - современный триллер «Спасти Хлестакова». Новое прочтение комедии Гоголя представит режиссер Мария Федосова. Авторы спектакля художественно стилизовали эпоху, добавили в костюмы героев приметы сегодняшнего дня. ...
  • «Театр.doc» расскажет о «феминистках» на Первой мировой войне

    «Театра.doc» поставил спектакль о «феминистках» на Первой мировой войне на основе дневников сестер милосердия Юлии Буторовой и Анны Ждановой. Премьерные показы состоятся 28 и 29 ноября на сцене Сахаровского центра. ...
  • В театре «У Никитских ворот» поставили спектакль про одиночество

    В театре «У Никитских ворот» - премьера спектакля «Ганди молчал по субботам». История о приезжей женщине, которая в поисках пропавшего сына опустилась на самое дно жизни, превратившись в бомжа, основана на документальных событиях. ...
  • В Музыкальном театре ставят редкую оперу

    «Влюбленный дьявол», единственное оперное произведение композитора Александра Вустина, станет первой премьерой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в 2019 году. Создание спектакля, премьера которого состоится 15 февраля, по словам композитора, «было вызвано не заказом, а дружеским предложением и, если хотите, внутренним побуждением. ...
Читайте также