«Начинаю себя ощущать неместным»

Александр Ширвиндт открыл сезон шутками и размышлениями

 
«Начнем с грустного, – сказал Александр Ширвиндт, открывая юбилейный сезон в Театре сатиры. – В связи с тем, что Леночка Ташаева после декрета перешла на сцену, с рождаемостью у нас остановка. Что же у нас ни одного ребенка, хотя кругом сплошные браки!»
 
Одну из недавних свадеб сыграли буквально в преддверии сезона: замуж вышла актриса Любовь Козий, для которой директор театра Мамед Агаев принес роскошный букет.
 
– А где же муж? – поинтересовался Александр Анатольевич.
– Он на улице ждет.
– Верни букет. Кто-нибудь кроме Любы знает мужа в лицо?
 
Букет вернули, побежали за мужем и когда через несколько минут молодой человек, раскрасневшийся и заметно смущенный, под вспышки фотокамер появился в зале, торжественную церемонию повторили. Александр Ширвиндт крепко пожал ему руку, повернулся к артистам и сказал:
– Это первый муж в нашем коллективе, который из публики.
 
Специально для сбора труппы художественный руководитель заготовил речь, в которой планы на предстоящий сезон перемежались с размышлениями (как всегда ироничными) о времени, театре и судьбе.
 
«Давайте сезон начнем по-традиции – с вранья относительно дружбы, любви и потрясающей семейной атмосферы, – сказал Александр Ширвиндт. – А если серьезно, у Александра Кушнера есть строчка: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». С умираемостью полный порядок. Насчет жизни напряженка. Поэтому я думаю, что мы должны сохранить этот тезис, девиз и мечту насчет любви и дружбы.
 
Впереди 2019 год. Интересное совпадение, т.к. это не только 95-летие Театра сатиры, но и Год театра. История мифическая, но таков менталитет страны. «Месячник безопасности дорожного движения», а потом, пожалуйста, нарушай. Десять дней без абортов, а потом, пожалуйста, – к Ташаевой. И вот, наконец, Год театра. Почему не прошлый, не будущий? Но выбирать не приходится и будем готовиться к двойным торжествам. Впрочем, Год театра это не только ответственность, это еще и возможность поклониться нашим красавицам из Департамента культуры: «Дайте денег под Год театра».

К нам сегодня пришла Наталья Дрожникова (Начальник Управления театров и концертных организаций Департамента культуры. – «Т»). Как хорошо говорит о Наташке то, что она каждый год посещает сбор нашей труппы. Вчера Кибовский был на сборе труппы «Ленкома». Ха-ха, что нам Кибовский – к нам пришла такая красивая дама. И она обещает выйти на высокое начальство, чтобы прокурировать репертуар Московского академического театра сатиры в Год театра, в 95-й сезон.
 
Начальник Управления театров Департамента культуры Наталья Дрожникова - не только чиновник, но и преданный зритель

95 – это, конечно, большой возраст, но сейчас в связи с пенсионной реформой мы превращаемся в молодой красивый театр. Двенадцати худрукам московских театров от 80 до 90 лет. Это наглядный пример необходимости увеличения пенсионного возраста.
 
Я посчитал: суммарно худруки старше Москвы. Я не шучу, посчитайте сами. Старше! Представляете, какая красота и это одновременно жуть.
 
Время так страшно идет. Я помню, когда по Москве еще ходили такси «Победа» и за рулем сидели настоящие таксисты московские, а не гости столицы. В переднюю панель был вмонтирован огромный счетчик (старье помнит). Ты садился, шофер тебя узнавал, ты отвечал:
– Не бзди, поехали, – и он вынимал магнит и всовывал под счетчик, чтобы цифры бежали в три раза медленнее.
 
Так вот, относительно возраста – некуда вставить магнит. Ускорение страшное. Недавно я пробивался к Театру армии, нужно было с Борисом Морозовым поговорить, и мои внуки (господи, внуки!) вызвали мне такси. Выхожу, сидит водитель:
– Куда?
– Я покажу.
Едем.
– Прямо направо.
– Нельзя. Там одностороннее.
– Тогда объедем и свернем налево.
– Там тоже одностороннее.
– Хорошо, езжай три квартала прямо.
– Кирпич.
Когда, наконец, мы доползли и я расплатился, он у меня спросил:
– Ты тоже не местный?
Действительно, ребята, я начинаю себя ощущать неместным, потому что ускорение такое с этими тумблерами.
 
Что у нас делается по линии творческих перспектив? Год театра, юбилейный. Мы должны подготовить юбилейное обозрение. Что касается перспектив названий, загадывать страшно, но тем не менее, я вам перечислю мечты. Наш замечательный поэт, который подарил нам «Средства от наследства», Юрий Ряшенцев, принес мне летом материал и сказал:
– Я хочу, чтобы мы сделали не мюзикл, а музыкальный спектакль по Золя.
– Эмилю? – блеснул я эрудицией. И не ошибся, хотя мог прогадать. Ведь им мог оказаться, например, Ефим Золя, а позже выяснилось бы, что под таким псевдонимом работает Лион Измайлов. Но нет. Эмиль Золя…
 
В общем, Юрий Ряшенцев принес мне роман «Дамское счастье» – увесистый кирпич на 670 страниц. В течение лета я его прочел. Снял трубку:
 
– Юра, что это?
– Это искрометная штуковина.
– Ну, давай.
 
И вот вчера он представил нам синопсис. Действие происходит в 1730 году. В Париже разразилась борьба больших крупных торговых концернов с мелким и средним бизнесом. Всё это насыщенно любовными делами, но там такие сегодняшние проблемы: прошло 250 лет, а всё то же самое. И мне захотелось, чтобы этот спектакль появился у нас в репертуаре. Есть музыкальные заготовки покойного Марка Минкова. Они, оказывается, уже начинали вместе работать. Это такой спектакль с мелодиями. Представляете, какой атавизм. Проклянут! Но надо идти на это.
 
Наша мечта сделать не мюзикл, а музыкальный спектакль – то, чем мы всегда отличались и, можно сказать, иногда славились.
 
Кроме того, наш друг самый занудный и прекрасный режиссер, артист и замечательный отец Пашка Сафонов замахнулся на Чехова. У нас Чехов очень хорошо идет на «Чердаке сатиры» – пора переходить и на Основную сцену. Павел поставит «Платонова» с Максимом Авериным, который с нынешнего сезона становится членом нашей труппы.
 
С нового сезона Максим Аверин - актер Театра сатиры

Кроме того, я хочу сторговаться с творческой командой во главе с Федором Викторовичем Добронравовым насчет Булгакова. Я внимательно изучил предысторию «Полоумного Журдена» – замечательной пьесы, в которой отразилась маниакльно-булгаковская страсть писателя к Мольеру. Там колоссальный простор для фантазии, ведь, с одной стороны, это вроде бы Мольер, а с другой – это булгаковское хулиганство по поводу Мольера про театр. Мне очень хочется это сделать. Выстраивается такой ряд: Чехов, Золя, Булгаков. Если бы это состоялось, было бы неплохо.
 
И еще у нас мечта – детский спектакль. Вечная мечта! Ведь что-то должно наконец стать вровень с нашей «Турнадот» – «Малышом и Кралсоном». Когда приходят прабабушки с внуками и говорят: «Этот спектакль я видела в детстве», – становится страшно. Хочется свежего. И здесь мы с Мамедом возлагаем надежды на музыкального руководителя и дирижера нашего оркестра Андрюшу Рубцова, с которым нашему театру, конечно, очень повезло.

Кстати, недавно мне позвонил Александр Колкер (ему 85 лет): наконец он придумал, как мне сыграть Кречинского. Я говорю:
– Саш, ты кому звонишь?
– Нет, нет, нет, есть замечательная идея.
И я подумал, что всё. Хотя он тоже мелодист.
 
Короче говоря, подходы разные, но в этом сезоне должны сделать детский спектакль и в хорошем настроении реализовать намеченные планы. Трудновато, но ничего не сделаешь – времена не выбирают. Испуг некоторый есть внутренний, но ничего. Столько уже прошли и со страной, и с надеждами, что всё относительно».


Подписывайтесь на официальный канал «Театрала» в Telegram (@teatralmedia), чтобы не пропускать наши главные материалы. 

  • Нравится


Самое читаемое

  • Умерла Ирина Цывина

    Актриса театра и кино, заслуженная артистка России Ирина Цывина скончалась в четверг, 18 апреля, в возрасте 55 лет. Широкому зрителю она известна по сериалам «Кадетство», «Ольга», «Полицейский с Рублевки», «Папины дочки», «Петровка, 38». ...
  • «Не проще ли увеличить нищенский заработок ярославцев?»

    Круглый стол Союза театральных деятелей РФ, состоявшийся в понедельник, 8 апреля, и посвященный проекту объединения Волковского театра и Александринки, собрал многочисленных деятелей культуры - от представителей Министерства культуры РФ до режиссеров и худруков ведущих театров. ...
  • Названы лауреаты премии «Золотая маска»

    На Исторической сцене Большого театра завершилась XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Публикуем полный список лауреатов сезона 2017-2018 гг. ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Юлия ДЯКИНА, Эвридика, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь ЛАДЕЙЩИКОВ, Харон, «Орфей & Эвридика», Театр музыкальной комедии, Екатеринбург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Агата ВАВИЛОВА, Луиза Вампа, «Граф Монте-Кристо», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Филипп РАЗЕНКОВ, «Римские каникулы», Музыкальный театр, Новосибирск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Валерий ШЕЛЕПОВ, «Винил», Музыкальный театр, Красноярск   ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ РИМСКИЕ КАНИКУЛЫ, Музыкальный театр, Новосибирск     БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Екатерина КРЫСАНОВА, Джульетта, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Вячеслав ЛОПАТИН, Ученик, «Нуреев», Большой театр, Москва   БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ромео и Джульетта», Большой театр, Москва   БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Юрий ПОСОХОВ, «Нуреев», Большой театр, Москва   СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ МИНУС 16, Музыкальный театр им. ...
  • На «Золотой маске» назвали лучшие драматические спектакли

    В эти минуты на Исторической сцене Большого театра завершается XXV церемония награждения премии «Золотая маска». Как передает корреспондент «Театрала», под занавес церемонии наградили лауреатов номинации «Лучший драматический спектакль». ...
Читайте также


Читайте также

  • В Театре Вахтангова выходит премьера «Новая квартира»

    Премьера спектакля итальянского режиссера Джорджио Сангати по пьесе Карло Гольдони «Новая квартира» состоится 24 апреля на Новой сцене Театра Вахтангова. Об этом «Театралу» сообщили в пресс-службе театра.   «В этой пьесе нет места маскам и уличным сценам комедии дель арте: действие переместилось с площадей в квартиры венецианцев, – рассказал режиссер накануне премьеры, его слова цитирует пресс-служба. ...
  • «Каждый может сотворить чудо»

    В четверг вечером, 18 апреля, на сцене детской театральной студии «Маленькая Луна» (при «Театре Луны») состоялась премьера музыкального спектакля «Алые паруса». Режиссер и актриса «Театра Луны» Алена Захарова поставила нежную и романтическую историю о дружбе и первой любви. ...
  • Зрители «Сферы» увидят «Гиперболоид инженера Гарина»

    28 апреля 2019 года в 18. 00 на Основной сцене театра «Сфера» пройдет премьера спектакля «Гиперболоид инженера Гарина» в постановке режиссера Глеба Черепанова по одноименному роману Алексея Толстого. Художник-постановщик спектакля - Ольга Хлебникова. ...
  • Атлантида, которая никак не хочет затонуть

    Практически одновременно в РАМТе и в Губернском театре появились постановки, воскрешающие быт и атмосферу застойных 1970 – 1980-х годов. Сергей Безруков выпустил спектакль-караоке по повести Василия Шукшина «Энергичные люди» (отметив в премьерном интервью, что давнюю идею подстегнул и актуализировал 90-летний юбилей писателя). ...
Читайте также